Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Методическая разработка
КВН «МЫ ХОТИМ СТАТЬ КОСМОНАВТАМИ»
Выполнила: Классен Марина Александровна
учитель БОУ г. Омска «СОШ № 10»
Цели:
– Формировать у учащихся знания о становлении космонавтики;
– о первых полетах в космос;
– привитие чувств гордости и уважения к российской космонавтике;
– расширение кругозора;
– развитие познавательной активности, коммуникативных способностей.
Задачи урока:
-образовательные: познакомить с историей первого полета человека в космос, с людьми, которые внесли вклад в развитие космонавтики.
-развивающие: содействовать развитию познавательного интереса учащихся, применять в работе ранее полученные знания, анализировать, делать выводы, обобщать;
-воспитывающие: создавать условия для воспитания гордости за свою страну, открывшую путь в космос, воспитания нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу – доброта, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность.
Средства воспитания: интерактивная доска, видео, фотографии, карточки.
ПРЕДМЕТНЫЕ: понимать значение освоения человеком космоса; знать имя первого человека, совершившего полёт в космос; понимать значение искусственных спутников Земли.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством преподавателя; - понимать учебную задачу, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в группе: высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку.
Регулятивные УУД:
-осмысливать учебный материал, адекватно воспринимать оценку преподавателя.
-формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
общеучебные – выражать свое отношение к обозначенной теме;
формирование критического мышления; формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; овладение диалогической и монологической речью; формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира.
Участвуют учащиеся 5-7, 8-11 классов.
Команда 5 человек.
Название команды, девиз, эмблема.
ХОД КВН.
Размещение команд.
Приглашаю на стартовую площадку экипажи космических кораблей.
Представление жюри.
Прошу занять места членам центра управления полетом.
Представление команд.
Капитанам команд доложить о готовности экипажа к полету.
«Экипаж юных космонавтов «название команды» готов к старту и совершению космического полета! Капитан экипажа ______».
Почему люди тянуться к звездам?
Почему в наших песнях
Герой – это сокол?
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет Высоким?
Реки вспаивают поля,
Города над рекой –
В заре,
И как сердце летит Земля,
Перевитая жилами рек.
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звезд,
Но трудней на Земле найти
Путь,
Что в сердце своем пронес,
Что рекою прошел по Земле,
Что навеки связал города,
Что лучом бушевал во мгле.
Освещая твои года.
Нелегко.
Но ты должен найти
Путь,
Что в сердце до звезд
Донес
Путь земной – продолженье пути
До сегодняшних ярких звезд…
Разминка команд. Проведем проверку знаний и допуск экипажа к полету.
Вопросы командам. (по истории космонавтики)
Проверка на внимательность. (на стенде закреплены предметы)
Посмотрите внимательно на стенд и запомните, что находится на нем и в какой последовательности. Затем отвернитесь и посмотрите вновь. Укажите, что передвинуто, каких предметов не хватает.
Конкурс.
Готовясь к полету, космонавты тренируются на специальной установке «Центрифуге». Попробуем и мы это сделать. N раз вы должны повернуться около своей оси, а затем взять указку подойти к стенду и сосчитать по порядку цифры.
Конкурс.
Прошу экипажам занять места в космическом корабле. При этом проведем смотр ловкости команды. Для этого капитан, а за ним и все члены должны «спуститься через люк в кабину» (пролезть через обруч)
Внимание! Внимание! Приготовиться к старту!
Ключ на старт!
Есть ключ на старт!
Завести моторы!
Есть завести моторы!
Пять, четыре, три, два, один. Пуск!
Ура!
Фотография запуска ракеты
Взлет прошел удачно!
Проведем первый сеанс связи с кораблями.
-Сколько примерно тонн космической пыли падает на Землю каждый день?
-Сколько минут идет свет от солнца на Землю?
-Каков диаметр Луны?
-С чем можно сравнить вещество нейтронных звезд?
-Сколько весил бы на Марсе объект, который на Земле имел бы вес 100 кг.
-Как распределяется солнечная энергия, падающая на Землю?
-Как вращается Меркурий около Солнца?
Сейчас проверим настроение команд. Предлагаем каждому экипажу показать номер художественной самодеятельности.
Конкурс.
Космонавты в полете проводят различные исследования, выращивают растения. Проводят эксперименты. Например, бразильский космонавт вывел в космосе новый сорт фасоли. Мы не будем отставать от этого и тоже постараемся вырастить в космосе цветы. Кто больше сделает красивых цветов и «посадит» их в горшок.
Конкурс.
Конкурсы со зрителями.
-Назовите планеты солнечной системы в порядке убывания от Солнца.
-Какое небесное тело вызывает приливы и отливы на земле?
-У какой планеты впервые были открыты кольца?
-Назовите самую большую планету солнечной системы.
-Какую планету назвали в честь бога войны?
-Какие планеты сначала рассчитали теоретически. А потом увидели в телескоп?
Итоги конкурса экипажей.
Что же, с таким хорошим настроением продолжим полет. Перегрузку и невесомость экипажи выдержали. Согласно заданной программе заканчивается первый этап полета.
СЛОВО ЖЮРИ.
Полет продолжается. Впереди по курсу пояс астероидов.
А что такое астероиды?
Где расположен пояс астероидов?
Чтобы благополучно миновать пояс астероидов – малых планет необходимо ответить на вопросы, которые находятся в шариках.
(на доске написаны числа 24, 66,5, 9,8, 28, 30, 365,25)
-Время полного оборота Земли около Солнца?
-Время, за которые Луна сменяет свои фазы?
-Сколько времени длятся земные сутки?
-Угол наклона земной оси к плоскости орбиты движения Земли?
-С помощью, какой постоянной можно рассчитать силу тяжести и вес тела на Земле?
Внимание! Получена команда с Земли на проверку ловкости экипажа. Около «кресла космонавта» находятся предметы на расстоянии 1,5 м. Необходимо не вставая со стула их собрать. Какая команда это сделает быстрее, та и выигрывает.
Конкурс.
В космосе найдется дело и для умелых рук. Космонавты ведут сварку, монтаж, выполняют другие работы. Нашим экипажам предстоит смонтировать из деталей конструктора модель и объяснить для чего она может служить. Жюри оценивает быстроту, прочность и оригинальность модели.
Конкурс.
Болельщикам предлагается составить как можно больше слов из слова «КОСМОНАВТИКА».
Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо природы является гений
И в хаосе этом находит порядок…
Весь мир большой: жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Вот этих ученых, кто открыл «планет круженье», вы должны узнать и написать их на листочке.
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получить фарфор?
Он краски изучал и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головой,
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречие силен.
Астроном он. Географ он.
И как сказал о нем поэт:
«Он сам был - университет!»
О ком идет речь в этом стихотворении?
Он под яблоней сидел.
Вот-вот должна придти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым облаком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна, кружась
С Землею, Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь яснее проступала.
Вот он взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула – и вот
На Землю яблоко упало…
Кто герой этих стихотворных строчек?
«Земля неподвижна», - когда – то учили.
«Земля неподвижна», - монахи твердили.
А он узнал о движенье земном.
Движенье Земли он увидел… умом.
Вначале глазам не поверил своим.
Причины нашел смены весен и зим.
«Да будет движенье Земли под запретом», -
указано Римом особым декретом.
Какой ученый сделал это открытие?
Он защищал Коперника идеи
И был сожжен на площади Цветов…
Кто пошел на мученическую смерть за идеи Коперника?
Падуя. 1610 год. Старик пишет письмо.
«Кеплер мой! Я шлю тебе
весть о зрительной трубе.
В тридцать раз мне ближе
Стало наше небо.
Наблюдал я ход планет.
Видел горы на Луне…
Звал ученых – не пришли.
Твердили: «Небыль!»
Посмеемся Кеплер мой,
Великой трусости людской!
Астрономы от старинных книг ослепли
Вокруг Юпитера в ночи
Тоже Луны различил.
Жаль, что не было тебя со мною, Кеплер!
Р.С. Теперь могу сказать, что прав Коперник»
Кто автор этого письма?
Конкурс «Большая и малая медведица»
Перед вами часть звездного неба. На этих рисунках изображено созвездие Большой и Малой Медведицы. Один рисунок сделан поздним вечером, другой – ближе к рассвету. Но вот, что установлено: один из чертежей правильный, а в другом есть неточность, весьма заметная для глаза. Попробуйте найти ошибку и ее объяснить.
Конкурс.