ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
(на основе методики М. И. Рожкова)
Цель: выявить уровень социальной адаптации, активности, самостоятельности и способности к автономным суждениям учеников.
Ход опроса
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, можно изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 29 |
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.
Оценка самостоятельности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.
Оценка социальной активности – с третьей строчкой.
Оценка способности к автономному суждению – с четвертой строчкой.
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный подросток (или группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированности.