СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Методы и приёмы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на занятии хореографии"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Танцевальная терапия  помогает в решении ряда актуальных задач: повышение уровня развития психических процессов,  развитие творческих способностей учащихся, повышение уровня эмоционально-волевой сферы, повышение уровня социальной адаптации учащихся к жизни.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Методы и приёмы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на занятии хореографии"»

Методы и приёмы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на занятии хореографии

Основные методы в работе с детьми с ОВЗ в коррекционных учреждениях направлены на ориентацию образования не только на освоение обучающимися определенной суммы знаний и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, социализации и адаптации. Занятия хореографией и физическое развитие детей с ОВЗ, направлено на решение следующих задач:

  1. Коррекция, компенсация и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.

  2. Укрепление психофизического здоровья ребенка.

  3. Обеспечение развития гармоничного его телосложения: правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, танцевальной и умственной работоспособности; тренировка сердечнососудистой и дыхательной систем.

  4. Формирование художественно-образное восприятие и мышление.

  5. Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные танцевально-игровые занятия, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве. Бессюжетные танцы способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться схеме рисунка. При обучении детей танцевальным упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.

Коррекционно-воспитательная работа в хореографии детей с ОВЗ, направлена на развитие внимания и запоминания, формирование восприятия и мышления, а также воспитание определенных качеств личности. Задача, стоящая сегодня перед учителями, руководителями детских творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти более продуктивно, применяя новые технологии. При правильной постановке обучения, хореография способствует развитию личностных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья, произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Задача, стоящая, сегодня перед учителями, заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей с ОВЗ, более продуктивно, применяя новые технологии.

Специфика работы с детьми с ОВЗ, состоит в адаптации классических методов и технологий, с учётом индивидуальных психофизических особенностей ребёнка, с учётом выраженного дефицита межсенсерного взаимодействия, зрительно-моторно-слуховая координация. В снижении уровня возрастных требований к танцевальным упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с детьми не имеющих особенностей в психофизическом развитии.

Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп, развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.

Известно, что при поступлении в специальные коррекционные учреждения многие дети с психофизическими нарушениями совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому на первых годах обучения основными методами являются наглядные и практические. В начале обучения детей надо учить действовать по подражанию действиям взрослого, зеркальному отражению. Весь первый год подражание остается основным методом обучения. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи.

Особенности проведения занятий с детьми с ДЦП. Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными расстройствами. Это очень сложный контингент. Как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно. Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?

Дифференцированный подход в работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом надо начинать с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. Необходимо превращать весь процесс работы с телом в забавную игру.

Занятия для детей с аутизмом. Детей, страдающих аутизмом, нужно ежедневно привлекать к интересным, но достаточно сложным видам деятельности. Не стоит ожидать, что такие дети везде смогут успешно проявить себя. Но существует целый ряд занятий, которые дети - аутисты с удовольствием посещают. Дети - аутисты нередко находят себя в некоторых видах искусства, например, в театрализованной деятельности, рисовании, пении, музыке и конечно танцы. Им необходимо предоставлять возможность заниматься творчеством как можно чаще. Важно понимать, что дети, страдающие аутизмом, не всегда четко осознают, что именно им интересно, поэтому следует ознакомить и заинтересовать своими занятиями. Как можно чаще поощрять ребенка и предоставлять ему возможность играть и заниматься с другими детьми. Таким образом, он не только узнает много нового, но и научится общаться со сверстниками.

Здесь следует соблюдать особую осторожность, поскольку аутисты склонны избегать тактильных контактов. Необходимо контролировать поведение всех участников группы, и особенно внимательно следить за теми из них, кто может повести себя грубо по отношению к ребенку, страдающему аутизмом. Очень важно, чтобы ребенок – аутист, оказался в окружении чутких и внимательных детей.

Особенности детей с синдромом Дауна. Цель работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в работе с ними направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения. Дети с синдромом Дауна, имеют не только слабые, но и сильные стороны. Поэтому они нуждаются в индивидуальной программе обучения:

  • улучшение концентрации внимания;

  • снижение тревожности в общении;

  • увеличение активности.

Благоприятные социальные условия и способы взаимодействия с окружающей действительностью способствуют успешности социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна.

Умственная отсталость. К детям с нарушением умственного развития, относят детей со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций - отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов, ощущений, восприятия, памяти, мышления, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Новый материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное в разных упражнениях, комбинациях и танцевальных зарисовках.

Влияние двигательного анализатора на общее развитие ребенка. Морфологическая структура двигательного анализатора человека чрезвычайно сложна. Мышцы связаны с центральной нервной системой посредством проприоцептивных моторных безусловно рефлекторных дуг. Возбуждение, возникающее при растяжении и сокращении мышц, передается по афферентным волокнам в спинной мозг, в нем по задним столбцам достигает больших полушарий и, наконец, передается в заднюю центральную и теменную область. Передняя центральная извилина мозга ребенка является областью двигательных проекций. Раздражение коры мозга в том или другом пункте передней центральной извилины вызывает сокращение соответствующих мышечных групп, а значит – движение.

Двигательная система человека включает в себя две части: пассивную и активную. Пассивный двигательный аппарат составляется из костных сочленных звеньев, располагающихся преимущественно вдоль оси органов и образующих кинематические цепи со многими степенями свободы. Пассивная часть не может обеспечить устойчивости системы без постоянного, активного участия мускулатуры. Активная часть двигательного аппарата представляет собой сложную систему нервно-мышечных образований, в которой все элементы многократно связаны друг с другом и образуют гетерогенную морфологическую структуру. Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно – на протяжении многих месяцев и лет. В исследованиях психологов, как отечественных, так и зарубежных, очень большое место уделяется вопросу о том, является развитие моторики ребенка следствием естественного созревания или же это есть результат учения.

Формирование движений, моторики ребенка это - один из важнейших компонентов физического развития детей с ОВЗ. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации танцевальной активности детей. В физическом развитии детей с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием детей без особенностей развития. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии, в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия.

У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых, и двигательно-сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. У большинства же детей, поступающих в специальные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног не согласованы, движения не ритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Многие дети с ОВЗ, не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге.

Координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности.

Отмечено также, что дети, занимающиеся хореографией, добиваются виртуозности движений, которым их обучают. Это дает основание считать, возможным тренировать и совершенствовать координацию движений. Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического воздействия как фактора, формирующего взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем тренированности центральной нервной системы, является рост подвижности, уравновешенности, а также концентрации возбудительных и тормозных процессов. Все это создает благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата.

В ходе занятий танцами постоянно формируются и уточняются различные формы со дружественных и реципроктных отношений между нервными центрами мышечных групп, и чем выше тренированность человека, тем более совершенными становятся эти отношения. В занятия с детьми с ОВЗ следует включать максимально разнообразные движения. С тем чтобы обеспечить наилучшее развитие координационных возможностей. Специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в процессе обучения танцу детей с ОВЗ, является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа как рациональная повторность заданий, рациональное чередование нагрузок и отдыха, повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Одна из первых характеристик занятий с детьми с ОВЗ – это темп музыки. Темп всегда обусловлен содержанием и характером музыки. В практике музыкально - танцевальной работы чаще всего применяются темпы: умеренный, довольно быстрый, быстрый, неторопливый, медленный. Первый этап работы над темпом – это следование темпу музыкального произведения, необходимо научить воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыкальных примеров со всевозможными оттенками. Темп – это не просто скорость звучания, это художественная характеристика, которая влияет на эмоциональное восприятие музыкальной мысли ребёнком. Надо найти такой объем движений, такую степень мышечного напряжения, чтобы двигаться в данном темпе удобно, естественно и целесообразно. Необходимо также научить ребенка сохранять устойчивость в движении. Очень полезна тренировка в выдерживании взятого темпа. Важна задача по обучению детей переключаться из одного темпа в другой, изменять темп танца в соответствии с изменением темпа музыки.

Таким образом, танцевальная терапия  помогает в решении ряда актуальных задач: повышение уровня развития психических процессов,  развитие творческих способностей учащихся, повышение уровня эмоционально-волевой сферы, повышение уровня социальной адаптации учащихся к жизни. Опираясь на характерную потребность детей в самоутверждении и признании их возможностей, посредством танцевальной терапии обеспечиваются условия для развития детской самостоятельности, инициативы, раскрытия творческих способностей, самоопределения, самореализации, социальной активности. Участие в концертах, праздниках, фестивалях повышает самооценку, дети начинают себя по-другому ощущать. Творчество помогает само выразиться. Ребята получают  на конкурсах дипломы, благодарственные письма и понимают, что они тоже могут участвовать в жизни общества.


Список литературы

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие. /Л.И. Акатов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 368 с.

  2. Булкина, Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна. / Т.В. Булкина. – М.: 2017. -45 с.

  3. Елисеева, Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ / Ю.Н. Елисеева. «Молодой ученый», 2016. № 3. С. 959-964.

  4. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие. /Т.В. Егорова.- Николаев, 2017. - 80 с.

  5. Катаева, А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта. / А.А. Катаева. - М.: - 2018. – 331 с.

  6. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии./Н.Г. Морозова.- М.: 2016.

  7. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В Белякова.- М.: 2018. – 80 с.

  8. Устинова, Е.В. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками./ Е.В. Устинова. - М.: 2018. - 31 с.

  9. Система коррекционно-развивающей работы в учреждении ГБОУ Школе № 1708. URL:http://sch1708uz.mskobr.ru/info_add/programma/

  10. Какие заболевания входят в ОВЗ URL:http://freeschool-nn.ru/kakie-zabolevaniya-vxodyat-v-ovz/

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!