СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Междисциплинарного курса «Основы сценической подготовки» раздел 2 «Сценическое движение» для специальности: «Сольное и хоровое народное пение» углубленной подготовки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Междисциплинарного курса «Основы сценической подготовки» раздел 2 «Сценическое движение» для специальности: «Сольное и хоровое народное пение» углубленной подготовки»

ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н. Плевицкой»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Междисциплинарного курса 01.02 «Основы сценической подготовки» раздел 2 «Сценическое движение»

для специальности: 52.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»

углубленной подготовки

















г. Суджа 2023 г.














Составитель: С.В. Егорова - преподаватель ОБОУ СПО «Суджанский колледж искусств им. Н. Плевицкой».





Рецензент: В.С. Савенко - председатель предметной (цикловой) комиссии «Сольное и хоровое народное пение» ОБОУ СПО «Суджанский колледж искусств им. Н. Плевицкой"






Введение


Рабочая программа по междисциплинарному курсу МДК.01.02 «Основы сценической подготовки» раздел 2 «Сценическое движение» является частью федерального регионального компонента среднего общего образования по специальности углубленной подготовки 53.02.05 «Сольное хоровое и народное пение». Рабочая программа сформирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.05 «Сольное хоровое и народное пение», предназначенной для реализации в Суджанском колледже искусств им. Н. Плевицкой.

Результатом освоения курса является овладение общими компетенциями в объеме, необходимом для ведения выпускником самостоятельной творческой деятельности, педагогической деятельности в детских школах искусств, учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО, в том числе овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ОК 10. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретированных решений.


Объем курса

Время изучения: - 8 семестр

Максимальное количество часов – 57,

Обязательное – 38,

Самостоятельное – 19 часов.


Цели и задачи курса


Предмет «Сценическое движение» призван решать комплекс задач, направленных на воспитание «аппарата воплощения» будущего артиста.

Предмет является ведущим в цикле предметов, направленных на формирование пластической культуры актера, он призван подготавливать психофизически аппарат будущего артиста к творческой деятельности, воспитывать и развивать ряд профессионально значимых навыков, умений и качеств.

Важнейшей задачей предмета является создание у студентов запаса активно действующих выразительных средств, а также развитие их творческого потенциала и умения свободно владеть импровизацией.


  1. Вводная беседа по истории и теории предмета «Сценическое движение».

Задачи: ознакомление студентов с историей предмета и основными направлениями его развития; проведение анализа основных психофизических качеств артиста и объяснение влияния занятий по сценическому движению на формирование и развитие этих качеств; рассказ о зачетных и экзаменационных требованиях.

Цель: пробудить у студента интерес и сознательное отношение к занятиям.

  1. Дыхание (в движении).

Задачи: выработка правильного дыхания во время активного движения; обучение переходу от танцевального движения к певческому и наоборот.

Цель: умение управлять своим дыханием для достижения органичности действия на сцене.

  1. Общеразвивающий тренинг.

Задачи: развитие моторных способностей, гибкости, подвижности суставов, силы мышц; развитие пластичности, амплитудности движеий, умения добиваться скульптурности в позах.

Цель: достижение оптимальной физической формы для создания ярких выразительных пластических образов.

  1. Коррекция осанки и походки.

Задачи: проведение анализа правильной осанки и походки; коррекция индивидуальных недостатков и дефектов телосложения.

Цель: достижение навыка свободного красивого движения, умения естественно держаться на сцене.

  1. Развитие чувства баланса.

Задачи: тренировка вестибулярного аппарата, выработка силы мышц.

Цель: достижение уверенности, решительности и спокойствия в действиях.

  1. Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

Задачи: обучение навыкам регуляции степени напряжении мышц, работа над избавлением от физических и психических зажимов, и вялости.

Цель: достижение слитности, плавности и свободы движений.

  1. Совершенствование выразительности рук тренировка действенного жеста.

Задачи: работа всех суставов и мышечных групп рук в целом и в каждой их отдельной части моторными, действенно – смысловыми и музыкально – образными упражнениями.

Цель: достижение способности рук выполнять осмысленные выразительные, разнообразные по характеру и окраске, подчиненные волевым и эмоциональным импульсам.

  1. Развитие ритмо – двигательных координаций.

Задачи: развитие чувства мышечного восприятия ритма, восприимчивости к динамическим оттенкам и характеру музыки.

Цель: владение пластической музыкальностью – способностью воспринимать задания, вытекающие из музыкального материала и откликаться на них физическим действием.

  1. Развитие рече-и вокально-двигательных координаций.

Задачи: развитие внимания, памяти, быстроты реакции и собственного навыка рече-и вокально-двигательных координаций.

Цель: достижение свободного, непроизвольного владения рече-и вокально-двигательными координациями в разных темпо-ритмических вариантах.

  1. Этюды.

Задачи: дальнейшее развитие пластических навыков и навыков сложных координаций с включением творческих задач; работа над стилевым поведением.

Цель: достижение готовности, способности сочетать вокал с актерским мастерством и пластикой.

  1. Импровизация.

Задачи: развитие творческой фантазии студентов, умения самостоятельно строить пластическую фразу и находить свою концепцию музыкального номера.

Цель: выявление уровня готовности студентов, их знаний и навыков.


Требования к уровню освоения содержания курса


В результате освоения курса студент должен иметь практический опыт:

- культура сценического движения;

- создание сценического облика и трактовка содержания исполняемых произведений;

- овладение различными стилями и танцевальными жанрами;

- умение выражать в танце музыкальную мысль исполняемой песни;

- режиссура исполняемых песен, композиций.

иметь практический опыт: выполнения хореографических упражнений и этюдов среднего уровня трудности; выполнения характерных плясовых и танцевальных движений определенного регионального стиля; ведение учебно-репетиционной работы; имитации движений в сольном исполнении песен определенных жанров; сценических выступлений с исполнением песен с элементами хореографических движений;

уметь: использовать технические навыки и приёмы сценических движений в жанрах песен с движением; использовать выразительные свойства пластики жеста в исполнительской практике; профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с ансамблевыми программами; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретические знания в исполнительской практике; распознавать региональные особенности хореографических форм; грамотно применять профессиональную и народную терминологию; применять практические навыки в работе с фольклорным ансамблем (детским, любительским или профессиональным);

знать: специфические особенности форм фольклора, культуру сценического движения, различные стили и танцевально – песенные жанры, основную литературу по данному вопросу.

Виды учебной работы и отчетности

а) методы, направленные на теоретическую подготовку:

лекция;

самостоятельная работа студентов;

консультация;

различные формы контроля теоретических знаний;

б) методы, направленные на практическую подготовку:

По окончанию семестра преподаватель дисциплины оценивает студентов на основании текущего учета знаний. Оценка выставляется с учетом степени овладения профессиональными навыками, выразительности исполнения, степени преодоления технических трудностей, исполнительской и учебной дисциплины.

Итогом работы является открытый показ в концертной программе (отчетный концерт, концерты отделения, различные концертные площадки).

Для оценки знаний и результатов практических занятий студентов осуществляется следующие формы контроля:

В течении семестра проводятся контрольные уроки.

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Все формы и методы контроля и оценки направлены на подтверждение успешного и планомерного освоения дисциплины и формирования общих и профессиональных компетенций в процеccе работы.

Могут быть использованы следующие формы и методы текущего контроля:

- внутриурочные – устный или письменный опрос

- внутрисеместровые – контрольный урок, зачет

Итоговая оценка учитывает все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить уровень освоения материала, качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Тематический план по 2 разделу «Сценическое движение»

Название тем, разделов



количество часов

максим

обязат

самост

1.

Вводная беседа по истории и теории предмета «Сценическое движение».

1.5

1

0.5

2.

Дыхание (вдвижении)

1.5

1

0.5

3.

Общеразвивающий тренинг.

3

2

1

4.

Коррекция осанки и походки.


6

4

2

5.

Развитие чувства баланса.

3

2

1

6.

Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

6

4

2

7.

Совершенствование выразительности рук и действенного жеста.

12

8

4

8.

Развитие ритмо-двигательных координаций.

3

2

1

9.

Развитие рече-вокально-двигательных координаций.

9

6

4

10

Этюды.

7.5

5

2

11

Импровизации

4.5

3

1


Итого:

57

38

19

Содержание курса

Рабочая программа по дисциплине «Сценическое движение» предусматривает развитие у студентов уровня музыкальной, ритмической, хореографической подготовки, с учетом региональных, профессиональных, национальных и других особенностей необходимых для дальнейшей работы в различных профессиональных и самодеятельных хоровых коллективах и ансамблях.

Программа по предмету «Сценическое движение» построена с учетом специфики профессии и сценической деятельности. В программе использованы теоретические и методические материалы основоположников предмета, их последователей, а также современные разработки в области сценического движения. В целом программа адаптирована к специфическим условиям реализации – малое количество часов при большом объеме материала с учетом тех требований, которые стоят перед студентами.

Новый предмет «Сценическое движение», необходимый для дальнейшего развития пластической культуры студентов вводится в 8 семестре, по окончании изучения предмета «Основы народной хореографии». Чтобы глубже понять содержание предмета «Сценическое движение», задачи и цели, которые этот предмет призван решать, необходимо рассмотреть его исторические основы и теоретические принципы. Для деятелей искусства проблема пластической выразительности всегда была актуальной, так как пластика, в том числе и жест, является основным источником информации пространственных видов искусств. Так, пластика актера, представляя собой воспринимаемое наглядно – зрительное действие, участвуя в комплексе физического, психического и эстетического компонентов является одним из средств создания художественного образа.

Официально предмет «Сценическое движение» возник в России в конце 30-х годов 20 века вследствие потребности сценического искусства того времени в художественной реформе. Разделение видов театра – драматического, балетного и оперного, повлияло на конкретизацию функций специалистов, на возникновение профессии режиссера. В те годы накопился значительный багаж знаний и научных сведений в области психологии и физиологии человека. Вся эта информация вызывала огромный интерес у театральных специалистов. Научные разработки использовались в театральной практике, но особой популярностью в театральной среде пользовались концепции пластической выразительности.

Принято считать, что 20 век для театра прошел под знаком системы Станиславского.

К. С. Станиславский занимался вопросами сценической речи, движения, ритма и других элементов «воплощения». Основой оперной драматургии он считал связь пения с музыкой и музыки с драмой, осуществленную с помощью темпо – ритма. Станиславский добивался пластичности от певцов, слияния слышимого с видимым, вводя представление о перекатывании или переливании двигательной энергии по всем суставам. «Действие на сцене, как и само слово, должно быть музыкальным. У движения есть свои легато, стаккато, фермата, аллегро, пиано и проч». Способность и потребность реализовать музыкальное действие в пластически выразительной, вытекающей из музыкальной драматургии форме определяет пластическую культуру актера. В настоящее время большой интерес представляет работа современного автора Н. Карпова «Уроки сценического движения» (М.,1999). Целесообразно включение в программу циклов упражнений, взятых из пантомимы и балета. Не случайно предмет вводится вовремя, когда студенты уже освоили практические принципы, научились исполнять заданные танцевальные композиции и импровизировать.

Возрастают требования к уровню пластической подготовки народных исполнителей. Если певец берется исполнять пластическую интермедию (в проигрыше песни) или двигаться в момент исполнения песни, то к форме движения предъявляются достаточно серьезные требования.

Психофизические особенности творчества вокалиста затрудняют использование средств пластической выразительности. Если вокалист начинает петь в активном движении, то возникают два объекта внимания и контроля – вокал и пластика. Сложность такого параллельного контроля обусловлена тем, что очаг возбуждения, возникающий в определенном участке коры головного мозга, вызывает торможение в других участках. Именно эта особенность вокально – двигательной координации чаше всего препятствует налаживанию органичной взаимосвязи пластики и вокально – драматургической линии номера. В целом существует триединая модель взаимосвязи вокала, актерского мастерства и пластики.

Предмет «Сценическое движение» призван решать комплекс задач, направленных на воспитание «аппарата воплощения» будущего артиста. Принципиально важно для певцов является развитие координации дыхания, движения и вокала, а также мышечного восприятия ритма. Певцу нужно уметь владеть степенью мышечного напряжения и обладать развитой пластикой рук, использовать навыки действенного жеста, полностью осмысленного и выразительного.

Предмет охватывает большое количество тем, каждая из которых имеет свои задачи. Это и общеразвивающий тренинг, включающий в себя развитие эластичности мышц и связок, силы и ловкости, танцевальности и пластичности; это и работа над дыханием, чувством баланса, контроль над осанкой, походкой и степенью мышечного напряжения; это и освоение ритмо- двигательных и рече – вокально – двигательных координаций, приобретение навыков работы с сценическим реквизитом, аксессуарами и деталями костюма, работа над этюдами и импровизациями.

Педагог должен добиваться полноценной сосредоточенности студентов на собственных действиях, от него зависит постановка правильной последовательности задач в упражнениях, а также помощь в создании логической схемы при разучивании новых движений. Очень важен индивидуальный подход к каждому студенту. Исправление ошибок также делается словесно по ходу исполнения упражнения. Важно давать задания с элементами неожиданности – сменой ракурсов, партнеров, ритмов и др. чтобы внимание студентов не ослабевало. Важной педагогической функцией является соединение технических упражнений с творческим моментом в учебном процессе.

Проведение зачетов способствует определению уровня природных пластических способностей каждого студента. Проводится анализ индивидуальных достижений, намечаются пути совершенствования, ставятся индивидуальные задачи.

Итогом всей работы считается экзамен. Педагог должен помочь студентам в выборе экзаменационных этюдов, импровизаций и номеров, в которых наиболее ярко могут раскрыться их пластические способности и творческая фантазия, а также уровень их профессиональной пластической подготовки.

Обучение имеет три этапа: подготовительный, базовый и продвинутый. Каждый из трех этапов обучения основывается на принципе «от простого к сложному». В зависимости от того, насколько усвоен материал, возможно его усложнение, поэтому нет смысла детально описывать все движения, проходимые в семестрах. Объем пройденного материала зависит от степени восприимчивости и подготовленности курса.

В начале обучения проводится вводная беседа о значении движения как одного из главных средств сценической выразительности, о задачах и целях курса и о влиянии занятий на физическую форму. Решаются организационные вопросы по поводу одежды, дисциплины, самостоятельной работы, рассказывается о зачетных и концертных требованиях.

Материал урока делится на разделы, каждый из которых имеет свои функциональные задачи. Помимо обязательного разогрева во время урока можно прорабатывать не все части одновременно, а две или три. Длительность частей варьируется в соответствии с задачами урока. В конце занятий дается несколько минут на восстановление дыхания и расслабление.

Разбор функциональных задач и содержание каждой из частей

Дыхание в движении

Как и певческое дыхание, так и танцевальное должно быть подчинено воле певца. Существуют определенные требования, которым он должен следовать. Вдох должен происходить во время музыкальных и текстовых пауз, выдох – соответствовать длине интервала, силе и характеру звука. В танце вдох также происходит во время пластических пауз. Наиболее правильным считается смешанный вид дыхания.

Дыхательная гимнастика должна включать в работу не только звукообразующую мускулатуру, но и все тело, не нарушая при этом ритма звучности пения, не вызывая зажима певческого аппарата и одышки.

Общеразвивающий тренинг

Основной отличительной чертой общеразвивающего тренинга является подчиненность функций скелетной мускулатуры работе высшей нервной деятельности. Все движения тренинга выполняются на основе действенных задач и преследуют конкретные цели:

- на основе урока танца

- на основе общеобразовательной гимнастики и фитнеса с включением творческих задач (для формирования естественной пластики)

- на основе упражнений заимствованных из пантомимы и направленных на развитие навыков стилизации движения, выразительного жеста и общей пластичности.

Коррекция осанки и походки

Коррекция осанки начинается с ее проверки. С точки зрения медицины при правильной осанки стоящего человека воображаемая перпендикулярная ось проходит через центр тяжести и центр площади опоры. В положении лежа расстояние между опорой и поясницей, опорой и шеей не должно быть больше плоско положенной ладони. Выяснив недостатки, необходимо перейти к корректирующим упражнениям. Для каждого студента они могут быть разными, в зависимости от того, чем вызваны эти недостатки, например, слабые развитием мышц спины или брюшного пресса, недостатки силы в руках или ногах, опусканием плеч, сутулостью и т. д. Подход к студентам должен быть индивидуальным. Аналогичные принципы относятся к коррекции походки.

Развитие чувства баланса

Упражнения этой темы направлены на развитие ловкости, координированности тела и силы мышц. Чувство баланса – это умение сохранять позицию, управляя центром тяжести в непривычных для тела положений. Движения на равновесие помогает найти опору в любых положениях, что очень важно для вокалиста. Целесообразно давать студентам задания с вокалом в сложных положениях с целью найти опору для голоса при оптимальном мышечном напряжении.

Регуляция мышечного напряжения и расслабления

Достичь максимальной выразительности движений можно лишь при оптимальных энергетических затратах. Зажимы и расхлябанность могут негативно повлиять не только на сами движения, но и на голос и речь. Нужно постоянно сознательно контролировать деятельность мышц.

Упражнения на расслабление устраняет избыточное мышечное и нервное напряжение, в результате чего увеличивается подвижность суставов, достигается слитность, плавность и свобода движений. Очень полезны упражнения комплексного характера с актерскими задачами, например: «кукла марионетка» с управляющим партнером, «оживление статуи» и т. п.

Совершенствование выразительности рук и действенного жеста

Жест в сценической деятельности имеет огромное значение и как правило он производится движением рук. Руки могут передавать эмоциональные движения души, смысловое содержание действия, характер персонажа

Обучить выразительному жесту невозможно, но подготовить руки к сценической работе, к подчинению творческой воле – необходимо. Послушность рук волевым, эмоциональным импульсам, мышечная чувствительность к ритму движения, его скорости, силе, амплитудность развиваются с помощью специальных упражнений. Сначала – это упражнения моторного характера, направленные на детальную разработку всех суставов руки и мышечных групп. Далее идут упражнения действенно – смыслового характера, где от жеста требуется конкретность и осмысленность, например: позвать, выгнать, оттолкнуть, остановить.

Развитие ритмо- двигательных координаций

Основной задачей данного раздела является воспитание возможности психофизического аппарата реагировать движением на различные интонации, ритм и характер музыки. Совершенствование ритмо-двигательных навыков воспитывается с помощью музыкально – ритмических упражнений, направленных на воспроизведение в движении темпа, динамики и характера данных муз. Отрывков. Задания должны исполнятся в разных темпах –largo, lento, moderato, allegro и т. д. Начинать нужно с простых движений: ходьбы, бега, прыжков и т. д. постепенно переходя к более сложным комплексным движениям с использованием предметов, например: перемещение со стула на стул с хлопками, перебрасывание мячей.

Полезны движения с акцентированием первой доли такта и обозначением ее хлопками либо выстукиванием ноги.

Вокально – двигательных координаций

Одной из основных задач этой темы является развитие многоплоскостного внимания, так как речевой и двигательный центры головного мозга, находясь в тесной связи, при возникновении трудностей в одновременной работе проявляют тенденцию к взаимному подавлению. Тренируя внимание, можно преодолеть эти трудности.

Начинать необходимо с простых упражнений: сочетаний локомоторных движений с речевым материалом и простых танцевальных элементов с простейшим песенным материалом. Так например, одновременные движения рук и ног происходят в разных скоростях и направлениях с прибавлением текста разной сложности. Далее к освоенной технике добавляются перемещения в сценическом пространстве, усложняется ритмический рисунок в сочетании с пением. Затем пение идет в сопровождении аритмичного движения и наоборот.

Этюды

В данный раздел могут входить развивающие упражнения этюды трех видов: на тренировку навыков и качеств, на организацию движения во время и пространстве, на приобретение навыков стилевого поведения и умения обращаться со сценическим реквизитом. Наиболее интересные упражнения объединяются в композиции разных жанров, ставятся творческие задачи – работа над образом, над стилем движений. Проводится работа над стилевым поведением, с предметами сценической обстановки, деталями костюма и аксессуарами. В процессе этой работы развивается чувство композиции, чувство стиля, ансамбля.

Импровизация

Импровизация способствует развитию быстроты реакции, так как основывается на интуиции, представляющей собой настолько повышенную скорость протекания нервных импульсов, создающих движения, что осознание этих движений происходит позднее самого исполнения.

Импровизация, как никакие другие упражнения, позволяет студентам изучить выразительные возможности своего тела.


Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации


По окончанию семестра преподаватель дисциплины оценивает студентов на основании текущего учета знаний. Оценка выставляется с учетом степени овладения профессиональными навыками, выразительности исполнения, степени преодоления технических трудностей, исполнительской и учебной дисциплины.

Итогом работы является открытый показ в концертной программе (отчетный концерт, концерты отделения, различные концертные площадки).

Для оценки знаний и результатов практических занятий студентов осуществляется следующие формы контроля:

В течении семестра проводятся контрольные уроки.

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Все формы и методы контроля и оценки направлены на подтверждение успешного и планомерного освоения дисциплины и формирования общих и профессиональных компетенций в процеccе работы.

Могут быть использованы следующие формы и методы текущего контроля:

- внутриурочные – устный или письменный опрос

- внутрисеместровые – контрольный урок, зачет

Итоговая оценка учитывает все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить уровень освоения материала, качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.

На зачет выносятся результаты работы над этюдами (групповыми или сольными) и импровизацией.

Основными требованиями являются:

- профессионально подготовленный суставно-мышечный аппарат;

- высокий уровень психофизических качеств – воли, ловкости, выносливости и т. Д.;

- высокий уровень пластической подготовки – достижение скульптурности, владение степенью напряжения и расслабления мышц;

- музыкальность, ритмичность, пластика;

- артистичность движений, владение пластикой рук и конкретным выразительным жестом;

- свободное владение ритмо-двигательными и рече-вокально-двигательными координациями;

- умение импровизировать и быстро ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах;

- владение навыками стилевого поведения и обращения со сценическим реквизитом;

- четкость и конкретность в исполнении заданных композиций.

Итогом всего курса является достижение органичности сценического поведения на основе свободного владения комплексом действий – мыслительных, телесных и словесных, выраженных в вокальной форме, а также готовность к творчеству.


Методические рекомендации преподавателям


Все упражнения предмета направлены на совершенствование психических и психо - физических качеств, необходимых будущему артисту. Одним из ведущих качеств которого является воля, выраженная в конкретных признаках: стремлении, желании, самостоятельности, настойчивости, инициативности, самообладании. Воля необходима для успешного освоения материала. Профессиональная выносливость вырабатывается также благодаря волевым усилиям, направленным на увеличение объема нагрузок на основе упражнений, связанных с сохранением баланса и работой над скоростями.

Важным качеством является многоплоскостное внимание, развитию которого служат все упражнения координационного характера. Певцу необходимо развивать все основные виды памяти; словесно-логическую, мышечную, образную, эмоциональную. Упражнения, требующие внимания, положительно влияют на память.

Также важны быстрота реакции, ловкость. Большое значение придается развитию пластического образа; позе, мимике, жесту. Для этого необходимо умение контролировать работу периферии тела – ног, рук, лица, туловища, шеи, умение чувствовать, переживать исполняемые движения.

На протяжении всего учебного процесса, помимо работы над техникой движений, нужно давать задание на импровизацию, на умение быстро овладеть новым рисунком, темпом, ритмом.

В целом весь комплекс упражнений для певцов имеет своей целью выявление и развитие их артистических и пластических возможностей, необходимых для их дальнейшего творческого роста, так как физическое раскрепощение, правильно поставленное дыхание, активная брюшная мускулатура, артистичность, свободная пластика и координированность движений облегчают пение.


Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.

В течении всего курса студенты должны получать задания для самостоятельной домашней работы. Задание необходимо четко формулировать, определяя их содержание и количество.

  1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

  2. Периодичность занятий – еженедельно.

  3. Самостоятельное занятие включает в себя следующие формы работы:

- отработка и закрепление пройденного материала:

- работу с конспектами;

- чтение соответствующих глав учебных пособий;

- ознакомление с дополнительной литературой по пройденной теме;


Материально-техническое обеспечение курса


Освоение междисциплинарного курса МДК.01.02 «Сценическое движение» требует наличия в образовательном учреждении доступом каждого обучающегося к соответствующим базам данных и библиотечным фондам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине, а также специальными хрестоматийными изданиями, объеме, соответствующем требованиям программы. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по дисциплине. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящих не менее чем из 5 наименований отечественных журналов.

Учебный процесс должен быть обеспечен возможностью прослушивания и просматривания на аудиоаппаратуре современной дискографии и исторических записей.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети интернет. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети итернет.

— специализированный зал;

— письменный стол, стулья;

— рояль, фортепиано;

— метроном;

— магнитофон.


Учебно-методическое и информационное обеспечение курса


В перечень учебно-методических документов обеспечивающих освоение курса входит:

- примерная программа по междисциплинарному курсу «МДК.01.02. «Сценическое движение»;

- рабочая программа по междисциплинарному курсу «МДК.01.02. «Сценическое движение»;

- индивидуальные планы обучающихся.

Информационное обеспечение – это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.

Рекомендуемые интернет-ресурсы:

  • http://www.mosconsv.ru/

  • http://www.rsl.ru/

  • http://www.domgogolya.ru/

  • http://www.amkmgk.ru/

  • http://www.libfl.ru/


Перечень основной методической литературы


  1. Ваганова А. Я. Основы танца. – СПБ.,2000.

  2. Васильева В. Танец. – М.,1968.

  3. Васильева – Рождественская М. Историко – бытовой танец. –М.,1963.

  4. Заикин Н. И. Областные особенности русского народного танца. Орел -2004.

  5. Климов А. Основы русского народного танца. М.,1994.

  6. Нестеров В. К. Русский народный танец. М., 2010.


Перечень дополнительной литературы:


  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.,1999.

  2. Богомолова Л. В. Основы танцевальной культуры. М.,1993.

  3. Боттомер П. Урок танца. – М.,2003.

  4. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. 4-е издание. –М.,1974.

  5. Белкин А. Русские скоморохи.- М.,1975.

  6. Бюхер К. Работа и ритм. – М.,1923.

  7. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству для школ 1,2 ч. –М.,1996-1999.

  8. Идом Х., Кэтрэк Н. Хочу танцевать. –М., 1998.

  9. Кудрявцева В. Приглашаем танцевать. М., 1989.

  10. Литовченко А. М. Танцевальный фольклор Кубани. – Краснодар. -1986.

  11. Руднева А. В. Курские танки и карагоды.-М., 1975.

  12. Ткаченко Т.Т. Народный танец. –М.,2002.

  13. Щуров В. Стилевые основы русской народнойф музыки. –М.,1998.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!