СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка междисциплинарного мероприятия "Брейн-ринг"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку и литературе.

Задачи:

  Предметные: способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости. Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные (регулятивные): содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Коммуникативные: принимать участие в работе группы, договариваться ,приходить к общему решению.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка междисциплинарного мероприятия "Брейн-ринг"»

Ход игры.

Форма проведения: брейн-ринг

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку и литературе.

Задачи:

Предметные: способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости. Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные (регулятивные): содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Коммуникативные: принимать участие в работе группы, договариваться ,приходить к общему решению.

Оборудование: листы с заданиями для команд, ручки, разноцветные жетоны, галстуки.

1.Организационный момент.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн-ринга. Посмотрите на оформление класса и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня- Его Величество Русский язык! Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нём говорили выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Ива́н Серге́евич Турге́нев –родился в 1818году( в этом году исполнится 200 лет со дня его рождения)— русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879), почётный член Московского университета (1880)

. Являлся пропагандистом русской литературы и драматургии на Западе.

Изучение произведений И. С. Тургенева является обязательной частью общеобразовательных школьных программ России. Наиболее известные произведения — цикл рассказов «Записки охотника», рассказ «Муму», повесть «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

С тех времён Россия сильно изменилась. Всё, что писатель выставлял в своих произведениях на передний план, осталось в далёком прошлом. Уже нет большинства барских усадеб, встречающихся на страницах сочинений автора. Да и тема злых помещиков и дворянства уже не обладает социальной остротой. И русская деревня сейчас совсем другая. Тем не менее судьбы героев того времени продолжают возбуждать в современном читателе неподдельный интерес. Оказывается, всё, что ненавидел Иван Сергеевич, ненавистно и нам. А то, что виделось ему хорошим, является таковым и с нашей точки зрения. Конечно, можно не согласиться с писателем, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что творчество Тургенева находится вне времени.

1 ученик. Иван Сергеевич Тургенев 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.

« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины -ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя -как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу»

3 ученик. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык- это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам.» Ему свойственны» величавая плавность ,яркость ,простота и гармоническая точность»

4 ученик. « Русский язык - настоящий, сильный, где нужно -строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно-бойкий и живой.» Так считал Лев Николаевич Толстой.

5 ученик. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Итого: 5 минут

Ведущий. В сегодняшнем брейн-ринге ,посвящённом русскому языку, участвуют 4 команды . Напоминаю правила игры.

  1. На обсуждение вопроса дается 45с

  2. .. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда дает неправильный ответ, у другой команды есть возможность дать правильный ответ и заработать балл.

Чтобы установить порядок выступление команд, приглашаю капитанов для жеребьевки.

(Капитаны вытягивают листочки с обозначением порядкового номера выступления.)

Итого: 2 минуты

Раунд первый «Заморочки из бочки»( быстрые ответы)

1.Что у зайца позади, а у цапли впереди? (буква ц)

2.Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке)

3. Чем кончается всё? (Буквой Ё)

4. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100-п)

5.Сколько приблизительно слов в словаре В.И.Даля? (200 000)

6.Кто написал сказку « Русалочка»( Г-Х Андерсен)

7. Как звали королевича из сказки А.С Пушкина « О мёртвой царевне»? (Елисей)

8. Кого назвал Наполеон « старой северной лисицей»?

(Михаила Илларионовича. Кутузова)

Итого: 2 минуты

Раунд второй «Хитрая фонетика»

1. Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.

Сколько раз встречается звук [ш] ? (4 раза: Парниш [ш] ку Фураж [ш] ке

Ч [ш] тоб Деревяш [ш] ке)

2. Звонят во все колокола. Сколько звуков [а] в данном предложении? (7 звуков [Зван′ат ва фс′э калакала]

3. Какие слова произносятся так: [грус’т’], [л’эс’т’]. Запишите их по правилам русской орфографии.

(грусть груздь лесть лезть)

  1. У каких глаголов на конце название животного с ветвистыми рогами? (Пришлось, довелось,и т.д.)

Итого: 5 минут

Раунд третий. Вопросы для « Брейн-ринга»

1Назовите твёрдые согласные в скороговорке:

Летели лебеди с лебедятами. ( т)

2.Расшифруйте слова: Жыил (лыжи), ански (санки) ,кьионк (коньки) носл (слон)

Какое слово лишнее? Зачеркните его.

3. Определите род имен существительных.

Мебель (ж. р ), кофе (м р.), тюль (м. р.). такси (ср. р.),

рояль (м. р.),( концертный рояль), хрусталь (м. р.), (горный хрусталь,) кенгуру (м. р.). какао (ср. р.).


  1. .Отгадайте ребус. (Портфель.)



5. Подберите одно слово - синоним к следующим выражениям:

а). Диву даваться - … б) На ночь глядя – … в). Водить за нос – … г). Ни свет, ни заря – … д) Яблоку негде упасть - … (а).Диву даваться – удивляться б) На ночь глядя – поздно в). Водить за нос – обманывать г). Ни свет ни заря – рано д). Яблоку негде упасть - тесно)

6. Подберите антонимы.

Конец-…….Молодость -……..Неряшливость -…….Наказание -…….Горе -…….

(начало-конец, молодость- старость, неряшливость-аккуратность ,наказание- награда ,горе-счастье)

Подберите

7.На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать.

с

о

л

м

в

е

е

с

п

к

я

о

а

к

м

л

о

о

к

м

ж

а

д

е

в

е

т






(Смекалка во всяком деле поможет.)



  1. Вам даны несколько фразеологических оборо­тов с одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте их.

... об.... . Из... вон плохо. Мастер на все.... Сидеть сложа .... Золотые.... Как... сняло.

(Рука об руку. Из рук вон плохо. Мастер на все руки. Сидеть сложа руки .Золотые руки. Как рукой сняло.)


9.Какие слова можно составить из букв слова гра­мотей?

(Герой, море, тема, атом, рота, март, гори, гром, грот, том.)


10.. Придумайте пары слов так, что бы конец первого слова был началом второго.

Вам ( пир ) ат

Вос ( ток )арь

На ( род ) ня

Дра ( кон )ура

По ( рог ) атка




11.Попробуйте разобрать, что было написано.

Рыбу не скотина крыше съел.

(Рыбу нес кот и на крыше съел.)


12. Из букв предложенного слова составьте новое слово: а) барон б) тёрка в) атлас г) роман д) товар

(барон - набор атлас – салат товар – автор тёрка – актёр роман - норма )

Итого: 12 минут

Раунд четвёртый Домашнее задание

 Ведущий. Дома командам нужно было подобрать по одному вопросу по русскому языку на изученное правило. Сейчас та команда, которая ответить на вопрос противника, получает по 1 балл.

Итого:4 минуты

  Ведущий. Все молодцы!
Стояли крепко ! В брейн - ринге проигравших нет! И так держать, вперёд к победам! Пусть будет ярче знаний свет!

2 ученик. И. С. Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад ,это достижение передано нам нашими предшественниками»

5.ученик

Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Российский государственный язык прекрасный.

  1. ученик
    Если ты хочешь судьбу переспорить,
    Если ты ищешь знаний цветник,
    Если штурмуешь научные кручи,
    Выучи русский язык! Итого: 1 минута

Слово для подведения итогов предоставляется членам жюри. Награждение лучшего игрока

Итого:3 минуты

Музыкальная пауза ( Исполнение русской народной песни ученицами класса)






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!