СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с применением модульной технологии по дисциплине «Мировая художественная культура»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»

Преподаватель гуманитарных дисциплин Горина Руфина Витальевна

Урок с применением модульной технологии по дисциплине «Мировая художественная культура», по разделу «Искусство Средневековой Европы»

Цель модуля:

1. Образовательная, - получить представление о художественной культуре Средневековой Европы, особенностях эпохи, основных чертах романской архитектуры, готики в христианском зодчестве; 

Просмотр содержимого документа
«Урок с применением модульной технологии по дисциплине «Мировая художественная культура»»

ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»

Преподаватель гуманитарных дисциплин Горина Руфина Витальевна

Методическая разработка проекта

«Реставрация Троице-Сергиевой Лавры в 20 веке»

Исполнители: учащиеся группы МГД -073 по специальности «Гостиничное дело»

Консультант: преподаватель Горина Р.В.

Тема:

«Реставрация Троице-Сергиевой Лавры в 20 веке»

Вопросы темы:

  1. Чем обосновывалась необходимость реставрации

  2. Что было положено в основу реставрации

  3. Какие использовались современные методы для выявления первоначального облика монастыря

  4. Какие реставрационные работы были проведены в Лавре в 20 веке

Цели проекта:

  • развитие у молодежи интереса к краеведению, как важной духовно-нравственной ценности;

  • способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

  • способствовать формированию умения работать в команде.

  • укрепление гордости за историю Родины.

Этапы разработки проекта:

  • Подбор и осмысление хронологии, методов работы, реализованных мероприятий за время реставрации

  • Разработка структуры выступления

  • Определение последовательности подачи материала

  • Подбор фото материала, разработка дизайна презентации, монтаж презентации

  • Защита проекта

В ходе выполнения работы над проектом у студентов развиваются следующие способности:

  1. коммуникативная – способность к общению;

  2. проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;

  3. рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.


В своем выступлении мы сделаем обзор наиболее масштабных реставрационных работ на Территории Троице-Сергиевой Лавры за период 30-х –80- х годов 20 века.

Первая треть 20 века открыла новый этап в исторической жизни архитектурного ансамбля ТСЛ, в том числе и в вопросе реставрационных работ.

Необходимость реставрации обосновывалась тем, что существенные изменения появились в ансамбле в результате "поновлений" и перестроек XIX — начала XX вв.

Освобождение зданий от пристроек и наслоений положило начало их научной реставрации.

Реставрация ансамбля Троице-Сергиевой лавры, состоящего из сложного комплекса разностильных и разновременных зданий, представляет особые трудности.

Совершенно очевидно, что в основу реставрации не могло быть положено механическое стремление во что бы то ни стало вернуть каждому памятнику его первоначальный вид; надо было проследить последовательный процесс формирования ансамбля, попытаться вникнуть в логику его развития, с тем чтобы иметь объективные данные для определения, того максимально выразительного облика, который сложился у него на определенном этапе.

С этой целью на основании тщательных исследований, обмеров и раскопок была разработана серия графических реконструкций последовательного развития Троице-Сергиева монастыря, отображающих все изменения, происходившие в облике того или иного здания.

Такой метод дает возможность лучше понять роль и место каждого сооружения в системе ансамбля, определить характер изменений и дополнений, полученных ими по мере развития комплекса, и, следовательно, правильнее наметить решение вопросов, связанных с их реставрацией х.

В результате в значительной мере был выявлен облик древнейшего памятника монастыря — Троицкого собора; он освобожден от пристроек, наружные стены и барабан очищены от оклейки холстом, возвращена древняя форма оконным проемам, удалены поздняя запись икон и стенопись собора.

Студенты самостоятельно ведут:

  • сбор информации,

  • ищут фотоматериал,

  • подбирают оформление.

Неформальное общение с товарищами и педагогами раскрывает творческий потенциал подростка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает студенту возможность почувствовать свою значимость в коллективе и в то же время научиться ценить вклад других людей в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и социальное значение.

Целью проекта является развитие у молодежи интереса к культурным ценностям родного города, высокой ответственности и дисциплинированности.


Основной задачей проекта в колледже является обобщение материала по реставрации главного культурно-исторического пространства города – Троице-Сергиевой Лавры в 20 веке. Проект представляет собой коллективную форму деятельности. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения данной темы, способа презентации проекта осуществляются в процессе коллективного обсуждения. Тогда же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Преподаватель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует. Это не означает, что преподаватель может пустить работу на самотек.


Этапы выполнения проекта

Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: студенты осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи преподавателю необходимо помочь студентам определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль студентов при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем


Работа над проектами проходит в несколько этапов:

  1. Подготовка к работе над проектом.

  2. Выбор темы.

  3. Постановка цели и задачи проекта.

  4. Поиск информации различными способами.

  5. Поиск информации.

  6. Разработка структуры проекта

  7. Подготовка к защите проекта

  8. Презентация проекта. (Защита)

  9. Анализ проектной работы.


Этапы работы над проектом.

Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта

Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится. Поскольку обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем (вопросов) и студенты стремятся говорить все одновременно (особенно если это один из первых проектов), необходимо перед началом работы выбрать 1—2 человек — «секретарей» — для записи возникающих идей на доске. Этот этап длится 10—15 мин.


Этап 2. Выбор одной темы проекта

Он довольно сложен для преподавателя, т.к. нужно подтолкнуть студентов к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей колледжа и того учебного материала, который должен быть внесен в проект по замыслу преподавателя (или преподавателей). При этом педагогу нельзя давить на студентов, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа. Выбор темы для проекта длится 15—20 мин. При проведении первого в данной группе проекта преподаватель может сам указать тему, в этом случае первые два этапа опускаются.


Этап 3. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта

Выбор методов и ресурсов. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк — это могут быть интервью, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Преподавателю важно познакомить студентов с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. Если проект проводится в данной группе впервые, студентам трудно осуществить выбор, поэтому обсуждение может проходить в форме «вопрос—ответ» (вопрос адресуется преподавателю). Обучение ведению дискуссии и принятию коллективного решения — сложная и кропотливая работа, поэтому этот вопрос заслуживает отдельного изучения. Задача «секретарей» — зафиксировать результат.


Этап 4. Работа над проектом

Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется преподавателем вместе со студентами. Во внеурочное время студенты занимаются подбором материала, разработкой методики подачи материала, созданием презентации.

Этап 5. Подготовка к защите проекта.

Включает в себя работы всей программы.

  1. Оформление материала;

  2. Подготовка устной презентации проекта;

  3. Подготовка ответов на вопросы оппонентов;

Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта.


Этап 6. Презентация проекта

Проводить презентацию можно как во время уроков, так и во внеурочное время.

Время, отводимое на каждый этап, не закреплено жестко. Преподаватель может попробовать провести проект с предложенной расчасовкой и в ходе дальнейшей работы определить оптимальное для данной группы время. Однако одно можно сказать точно: если работа над проектом длится больше 3 недель, подростки теряют к ней интерес, а это является самой грубой ошибкой преподавателя при организации проектной деятельности.

Проект должен проходить через несколько дисциплин, но не мешать изучению материала каждой из них в отдельности. Поэтому команде педагогов необходимо обсудить предстоящий проект перед началом учебного года и скорректировать  планирование, по своим дисциплинам исходя из требований проекта.



Результаты выполнения проекта

В результате выполнения работы у студентов расширяется сфера интересов: углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности.

Преимущества проектной деятельности:

• Умение работать в коллективе.

• Брать ответственность за выбор решения на себя.

• Разделять ответственность с другими.

• Демонстрация энтузиазма.

• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.

• Предоставление студенту свободы выбора темы, методов работы.

• Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.

• Не могут использовать чужой проект.

• Каждый студент понимает важность, работы.

Правила успешности проектной деятельности

  1. В команде нет лидеров. Все учащиеся равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый участник должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.


Заключение

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда преподавателя, активизирует познавательную деятельность студентов на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности студентов при изучении нового материала. Участие в проекте позволит приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения

Метод проектов формирует некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:

  • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой  компьютерной подготовки студентов. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

  • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

  • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для студентов форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

  • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа студентов осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.


В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

  • Необходимость применения проектной методики в современном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности студента, его подготовки к реальной деятельности.

  • Проектная методика находит все более широкое применение при обучении студентов информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

  • Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения в техникуме, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.


Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию студентов, уровень самостоятельности студентов, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения,  консервативной атмосферой большинства образовательных учреждений, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны студентов: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.  Надеюсь, что представленный опыт поможет выполнить эту нелёгкую задачу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!