СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Мост из прошлого в настоящее. По страницам басен Ивана Андреевича Крылова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Мост из прошлого в настоящее. По страницам басен Ивана Андреевича Крылова»»

Номинация 3.4. «А вот о том, как в баснях говорят»

Методическая разработка урока литературного чтения в 4-м классе

«Мост из прошлого в настоящее. По страницам басен Ивана Андреевича Крылова»

Баулина Кристина Александровнаучитель начальных классов, МБОУ СОШ № 9, станица Тамань, Темрюкский район, Краснодарский край

Цель: формирование нравственных качеств младших школьников на основе произведений И.А. Крылова.

Задачи:

  • обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знания о Иване Андреевиче Крылове;

  • развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;

  • воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.

УУД:

Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.

Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

I. Мотивация и самоопределение к деятельности.

Учитель: Сегодня замечательный день. Почему он является замечательным для каждого из Вас? Собираем варианты детей. Вывод: у замечательного человека каждый день будет замечательным. Замечательный человек – это тот, кто замечает прекрасное в себе и в других.

II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, а нужно ли видеть недостатки в себе и в других? Какой жанр литературы в наибольшей мере позволяет увидеть недостатки или достоинства человека?

Учащиеся: это жанр басни.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова: “Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками”. Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся: Смех сближает людей. Он помогает выстраивать мосты дружбы. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.

Учитель: Что такое басня? Кто пишет басни? В чем сила басни? Представьте себя в роли баснописца. О каких человеческих пороках современности вы бы сочинили басню?

Учитель: Сейчас мы будем работать в командах. Давайте вспомним принципы эффективной работы в команде? (ПАЙС)

  1. Коллективное принятие решений

  2. Каждый имеет право высказать своё мнение

  3. Излишняя эмоциональность вредит принятию решений

  4. Сдерживаем собственные амбиции

Дети делятся на пять команд по 5 человек в каждой. Даётся общее задание: сформулировать 5 основных пороков современного человека. Каждый в группе берёт лист бумаги. Записывает на нём 5 пороков, а затем листочки передаются по кругу. Каждый ученик, получив листочек к выполненным заданием должен поставить +, если он согласен с мнением товарища в группе и -, если не согласен. Таким образом, после того, как листочек вернётся обратно к хозяину, он сможет выбрать одно самое актуальное для группы качество. От группы формулируется 5 таких качеств.

Далее происходит обмен мнениями, а учитель фиксирует пороки человечества на доске.

Учитель: Мы с Вами определили пороки современного человека. Давайте с Вами сегодня выстроим мост между прошлым и настоящим и попробуем с помощью такого жанра, как басня вскрыть пороки современности и найти способы борьбы с ними. Это и будет нашей целью.

Учитель: Ребята, кто в истории литературы был самым известным писателем басен?

Учащиеся: Крылов писал басни для взрослых, но их интересно было читать и детям, потому что каждая басня написана как сказка. В ней живут и разговаривают разные звери. Поэт рассказывает так смешно, с таким лукавым весельем, что и детям есть чему поучиться, читая басню.

Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Учитель: В самом деле, Крылов, высмеивая человеческие пороки, вошёл в сердца и память многих поколений. Пока процветают хамство, невежество, лень, зазнайство, тупость, пока мы не искореним эти пороки, будут жить басни И.А.Крылова, будут глупцы и невежды бояться смеха, так как это самое страшное оружие”.

Можно ли сказать, что творчество И.А. Крылова современно и актуально сегодня? Давайте сегодня это докажем.

Каждой команде предлагается по одной басне Ивана Андреевича Крылова. Задание: необходимо выразительно, по ролям прочитать басню и сделать вывод о том, какой порок в басне высмеивается.

Для команд предлагаются следующие басни:

  1. «Стрекоза и муравей» (лень, праздность)

  2. «Ворона и лисица» (лесть, обман, враньё)

  3. «Парнас» (бездарность)

  4. «Волк и ягнёнок» (агрессия)

  5. «Лебедь, рак и щука» (самовлюблённость, нежелание прислушиваться к мнению других людей, неумение работать в команде).

III. Выразительное чтение басен И.А. Крылова.

Дети в команде выбирают лучших чтецов и читают басню по ролям.

После прочтения каждая команда предполагает, какие пороки высмеиваются в басне.

Ответы детей фиксируются на доске.

IV. Дискуссионный клуб.

Каждая команда, выслушав варианты своих одноклассников, обсуждает предложенные варианты и вносит свои коррективы и дополнения в список пороков, которые актуальны в прошлом.

V. Рефлексия.

На информационном табло появляются два списка пороков: актуальные для современного человека и для людей, которые были современниками Ивана Крылова. Ищем параллели.

VI. Делаем выводы и обобщения.

Учитель: Есть ли в баснях И. Крылова ответ на вопрос, как бороться с этими пороками, можем ли мы воспользоваться этими советами в современности?

Учащиеся работают в команде со своей басней, а потом делают вывод о том, что советы Ивана Крылова можно использовать и в современном мире. Они будут всегда актуальны.

Учитель: Ребята, басни для нас являются мостом знаний о себе и других людях из прошлого в современность и в будущее.

VII. Подведение итога урока.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какова была цель нашего урока?

- Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?

- Стали ли мы сегодня с Вами более замечательными людьми?

- Иван Крылов был, по Вашему мнению, замечательным человеком?

Конечно, мы понимаем, что И. А. Крылов – великий мастер художественного слова. Он – мудр, благороден, справедлив в своих баснях, он “лечит” общество от болезней, не соглашаясь мириться с безнравственностью. Смеясь над чем-то, мы продлеваем себе жизнь, смеясь над собой, мы очищаем наши сердца от всего, что мешает нам жить честно, открыто, радостно. Пусть И .А. Крылов станет вашим любимым писателем на многие годы.

Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!

VIII. Рефлексия.

У каждого ребёнка на парте три карточки с цветами: красный (проявление познавательной активности); зелёный (контроль ситуации, активизация волевых качеств для достижения общих целей) и жёлтый (эмоциональность). Учитель: выберите по одной карточке, прикрепите её на доску. Объясните свой выбор.

Сегодня на уроке я:

VIII. Оценка деятельности детей.

Учитель: Замечательными людьми сегодня на уроке были все, а вот

- Красиво и правильно выражали свою мысль …

- Внимательно слушали одноклассников …

Благодарю за урок.

Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!