Номинация 3.4. «А вот о том, как в баснях говорят»
Методическая разработка урока литературного чтения в 4-м классе
«Мост из прошлого в настоящее. По страницам басен Ивана Андреевича Крылова»
Баулина Кристина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 9, станица Тамань, Темрюкский район, Краснодарский край
Цель: формирование нравственных качеств младших школьников на основе произведений И.А. Крылова.
Задачи:
обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знания о Иване Андреевиче Крылове;
развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;
воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.
УУД:
Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.
Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
I. Мотивация и самоопределение к деятельности.
Учитель: Сегодня замечательный день. Почему он является замечательным для каждого из Вас? Собираем варианты детей. Вывод: у замечательного человека каждый день будет замечательным. Замечательный человек – это тот, кто замечает прекрасное в себе и в других.
II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, а нужно ли видеть недостатки в себе и в других? Какой жанр литературы в наибольшей мере позволяет увидеть недостатки или достоинства человека?
Учащиеся: это жанр басни.
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова: “Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками”. Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся: Смех сближает людей. Он помогает выстраивать мосты дружбы. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.
Учитель: Что такое басня? Кто пишет басни? В чем сила басни? Представьте себя в роли баснописца. О каких человеческих пороках современности вы бы сочинили басню?
Учитель: Сейчас мы будем работать в командах. Давайте вспомним принципы эффективной работы в команде? (ПАЙС)
Коллективное принятие решений
Каждый имеет право высказать своё мнение
Излишняя эмоциональность вредит принятию решений
Сдерживаем собственные амбиции
Дети делятся на пять команд по 5 человек в каждой. Даётся общее задание: сформулировать 5 основных пороков современного человека. Каждый в группе берёт лист бумаги. Записывает на нём 5 пороков, а затем листочки передаются по кругу. Каждый ученик, получив листочек к выполненным заданием должен поставить +, если он согласен с мнением товарища в группе и -, если не согласен. Таким образом, после того, как листочек вернётся обратно к хозяину, он сможет выбрать одно самое актуальное для группы качество. От группы формулируется 5 таких качеств.
Далее происходит обмен мнениями, а учитель фиксирует пороки человечества на доске.
Учитель: Мы с Вами определили пороки современного человека. Давайте с Вами сегодня выстроим мост между прошлым и настоящим и попробуем с помощью такого жанра, как басня вскрыть пороки современности и найти способы борьбы с ними. Это и будет нашей целью.
Учитель: Ребята, кто в истории литературы был самым известным писателем басен?
Учащиеся: Крылов писал басни для взрослых, но их интересно было читать и детям, потому что каждая басня написана как сказка. В ней живут и разговаривают разные звери. Поэт рассказывает так смешно, с таким лукавым весельем, что и детям есть чему поучиться, читая басню.
Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Учитель: В самом деле, Крылов, высмеивая человеческие пороки, вошёл в сердца и память многих поколений. Пока процветают хамство, невежество, лень, зазнайство, тупость, пока мы не искореним эти пороки, будут жить басни И.А.Крылова, будут глупцы и невежды бояться смеха, так как это самое страшное оружие”.
Можно ли сказать, что творчество И.А. Крылова современно и актуально сегодня? Давайте сегодня это докажем.
Каждой команде предлагается по одной басне Ивана Андреевича Крылова. Задание: необходимо выразительно, по ролям прочитать басню и сделать вывод о том, какой порок в басне высмеивается.
Для команд предлагаются следующие басни:
«Стрекоза и муравей» (лень, праздность)
«Ворона и лисица» (лесть, обман, враньё)
«Парнас» (бездарность)
«Волк и ягнёнок» (агрессия)
«Лебедь, рак и щука» (самовлюблённость, нежелание прислушиваться к мнению других людей, неумение работать в команде).
III. Выразительное чтение басен И.А. Крылова.
Дети в команде выбирают лучших чтецов и читают басню по ролям.
После прочтения каждая команда предполагает, какие пороки высмеиваются в басне.
Ответы детей фиксируются на доске.
IV. Дискуссионный клуб.
Каждая команда, выслушав варианты своих одноклассников, обсуждает предложенные варианты и вносит свои коррективы и дополнения в список пороков, которые актуальны в прошлом.
V. Рефлексия.
На информационном табло появляются два списка пороков: актуальные для современного человека и для людей, которые были современниками Ивана Крылова. Ищем параллели.
VI. Делаем выводы и обобщения.
Учитель: Есть ли в баснях И. Крылова ответ на вопрос, как бороться с этими пороками, можем ли мы воспользоваться этими советами в современности?
Учащиеся работают в команде со своей басней, а потом делают вывод о том, что советы Ивана Крылова можно использовать и в современном мире. Они будут всегда актуальны.
Учитель: Ребята, басни для нас являются мостом знаний о себе и других людях из прошлого в современность и в будущее.
VII. Подведение итога урока.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какова была цель нашего урока?
- Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
- Стали ли мы сегодня с Вами более замечательными людьми?
- Иван Крылов был, по Вашему мнению, замечательным человеком?
Конечно, мы понимаем, что И. А. Крылов – великий мастер художественного слова. Он – мудр, благороден, справедлив в своих баснях, он “лечит” общество от болезней, не соглашаясь мириться с безнравственностью. Смеясь над чем-то, мы продлеваем себе жизнь, смеясь над собой, мы очищаем наши сердца от всего, что мешает нам жить честно, открыто, радостно. Пусть И .А. Крылов станет вашим любимым писателем на многие годы.
Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!
VIII. Рефлексия.
У каждого ребёнка на парте три карточки с цветами: красный (проявление познавательной активности); зелёный (контроль ситуации, активизация волевых качеств для достижения общих целей) и жёлтый (эмоциональность). Учитель: выберите по одной карточке, прикрепите её на доску. Объясните свой выбор.
Сегодня на уроке я:
VIII. Оценка деятельности детей.
Учитель: Замечательными людьми сегодня на уроке были все, а вот
- Красиво и правильно выражали свою мысль …
- Внимательно слушали одноклассников …
Благодарю за урок.
Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания.