СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Н.некрасов "На Волге"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с личностью знаменитого русского поэта. Овладение навыками анализа поэтического произведения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Н.некрасов "На Волге"»

Методическая разработка

5 класс

Учитель: Исхакова Гульназ Фарисовна



Н. А. Некрасов «На Волге».

Раздумья поэта о судьбе народа.

Цель: заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта; познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжелую жизнь крепостных людей, народные характеры и судьбы; вызвать в душах учеников сочувствие к угнетенным, к тяжелым условиям их труда; закрепить в их сознании мысль о невозможности насилия одного человека над другим.

Планируемые результаты:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану; осознает возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, выставка книг, рисунки учащихся, картина И.Репина «Бурлаки на Волге», мультимедийный проектор, карточки. Словарная работа: бурлаки – рабочие, которые в артели тянули на бечеве суда против течения; бечева – толстая верёвка, канат; расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой кормой, баржа – грузовое судно.

Ход урока

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен...

Н. А. Некрасов

I. Вступительное слово о жизни и творчестве поэта.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством поэтов 19 века.

На доске портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Так же, как и Пушкин, Лермонтов, всю свою поэзию посвятил народу еще один поэт. Вы уже знакомились с его стихами. Постарайтесь узнать, кто он? (читает стихотворения)

Поздняя осень. Грачи улетели…

Однажды, в студеную зимнюю пору…

- Узнали? Кто автор этих стихотворений?

На доске появляется портрет Н.А.Некрасова.

Установите соответствие (слова на карточках)

Пушкин – фольклор

Лермонтов – Отечество

Некрасов – народ

Работа с эпиграфом.

1. Краткий рассказ о поэте (на слайдах)

Н.А.Некрасов родился, как и Н.В.Гоголь, на Украине, в местечке Немирове КаменецПодольской губернии. Детство Николая Некрасова прошло в селе Грешнево Ярославской губернии, в родовом имении отца-помещика. Здесь, на Волге, в окружении прекрасной русской природы, он с детства видел все ужасы крепостного права, подневольного труда крестьян и бурлаков, тянущих гружёные баржи на Волге. Поэт на всю жизнь сохранил в своей душе любовь к русской природе и ненависть к бесправию и угнетению. Лучшие воспоминания о детстве связаны у Некрасова с замечательным образом матери. Это была образованная и добрая женщина. В 1832 году Некрасов поступил в гимназию в Ярославле, там он познакомился с поэзией Пушкина и Лермонтова, сам стал писать стихи.

В 1838 году, не закончив Ярославской гимназии, оставив в деревне под Ярославлем, где прожил семнадцать неполных лет, нежно и горячо любимую мать, которую больше никогда не увидит, взял с собой тетрадку своих стихов и 150 рублей и отправился учиться в Петербург, в университет. Поэт не подчинился отцу, желавшему, чтобы сын поступил в военное учебное заведение – Дворянский полк. За это он был лишён материальной поддержки со стороны отца. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. Н.Некрасов стал вольнослушателем Петербургского университета, а чтобы достать денег на проживание, давал уроки, писал неграмотным письма и прошения, составлял объявления и афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили, всё равно ел не каждый день, ходил зимой в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя. Кто бы подумал, что вот этот вечно дрожащий от холода и голодный юноша через 20 лет станет состоятельным господином, известным поэтом. Но ничего не свалилось с неба. 20 с лишним лет упорного труда и, конечно талант. Талант не бывает без воли. Н.Некрасов стал большим поэтом и выдающимся журнальным редактором. Под его руководством выходил журнал «Современник», затем – «Отечественные записки». Некрасов первый открыл читателям Достоевского и Толстого, напечатав их первые художественные произведения.

Героями некрасовской поэзии стали крестьянские дети и крестьянские женщины, петербургский нищий люд и волжские бурлаки, ямщики и каторжники. Многими это было принято с отвращением («фу, как можно!»), но многими с восхищением. Белинский, услышав одно из стихотворений Некрасова («В дороге»), воскликнул: «Да знаете ли Вы, что вы поэт – и поэт истинный?» 2. По-разному относятся сейчас к поэзии Некрасова. Не всем понятны чувства поэта, с какими он защищал беднейших, обиженных и оскорблённых. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Некрасова - стихотворением «На Волге». I

I. Работа над репродукцией картины художника И. Репина «Бурлаки на Волге».

  1. Словарная работа.

Бурлак — крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда; южн. неженатый, холостой, одинокий, бездомок, шатун, побродяга; буйный, своевольный, грубый, дикий. По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бечевою.

  1. Описание репродукции.

На картине мы видим бурлаков. Каждый из участников этой работы тянет свою лямку, от которой отходит крепкая часть веревки, вплетаемая в основной канат, закрепленный на барже. Таким образом, группа людей, двигаясь по берегу, тянет баржу по воде. Ответственный человек, стоя на лодке, рулем направляет ее движение по реке. В этом заключается труд бурлака.

Илья Ефимович Репин (художник), создавал свою картину, не знал стихотворения Н. А. Некрасова. На картине видно, как затруднено движение бурлаков: ноги утопают во влажном береговом песке, фигуры наклонены вперед, лица угрюмы. Создается впечатление, что люди противостоят напору реки. Один из них поднес руку ко лбу, чтобы стереть пот. Руки, натруженные от работы, отекшие, опущены вниз. Но все же это физически сильные мужчины, могучие люди. Художнику удалось передать тяжесть труда бурлаков при помощи красок и холста.

  1. Анализ картины по вопросам:

  1. Какими вы увидели бурлаков?

  2. С каким настроением выполняют люди свою работу?

  3. Как вы думаете, что заставило этих мужчин наняться на такую тяжелую работу?

  4. Почему художник на первый план картины выносит фигуры физически развитых бурлаков, а на заднем плане оставляет тяжело нагруженную баржу?

III. Чтение учителем стихотворения. Беседа по вопросам:

  • Понравилось ли вам, ребята, стихотворение? Понятно ли вам, о чём оно?

  • Можно ли стихотворение разделить на части? Почему?

  • Какой вспоминается поэту Волга? Какие слова передают чувства восторга и восхищения русской рекой? (величава, колыбель моя, родная река)

  • Какие чувства испытал мальчик, первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Какие слова поразили мальчика и показались непонятными? (Сравним изображённых в стихотворении бурлаков с изображёнными на картине И.Репина «Бурлаки на Волге»)

  • Какие изобразительные средства использует поэт? Вспомните, что такое эпитет? Найдите эпитеты в стихотворении, описывающие Волгу, бурлаков (величава, река рабства и тоски, похоронный крик, угрюмый, изнеможённые черты, спокойно-безнадёжный взор, унылый, сумрачный бурлак).

  • Что думает поэт о судьбе бурлаков и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?

  1. Самостоятельное чтение произведения учащимися и составление цитатного плана стихотворения ( инд.задание).

Пример цитатного плана

1. «Я рос, как многие, в глуши...» 2. «О Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет».

    1. «Но вдруг я стоны услыхал...»

    2. «О Волга!.. колыбель моя!»

    3. «Я этих слов понять не мог, Но тот, который их сказал,

Угрюмый, тихий и больной, С тех пор меня не покидал!» 6. «...Лишь поздно вечером домой

Я воротился».

    1. «Я не узнал реки родной...»

    2. «...И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..»

    3. «Унылый, сумрачный бурлак!»

  1. Прослушивание песни «Дубинушка»

Что общего в стихотворении Н.А. Некрасова, картине И.Е. Репина и народной песне «Дубинушка»?

  1. Подведение итога урока.

А теперь, ребята, посмотрите внимательно на портрет Н.А. Некрасова. Что видится вам в чертах его лица? (Выражение скорби на лице: тяжело сведены к переносице брови, боль, страдание во взгляде, складки у губ. Этот портрет воспринимается как иллюстрация к стихотворению: таким мы представляем поэта, пришедшего на берег Волги после долгой разлуки с ней. Горькие думы не выливаются в отчаяние, а рождают протест против зла)

Рефлексия. Продолжи фразы: Я хотел бы….;

Я понял, что….;

Мне жаль…

  1. Домашнее задание- выучить наизусть отрывок из стихотворения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!