СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: «Использование практико-ориентированных образовательных технологий в процессе внеаудиторной самостоятельной работы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Использование практико-ориентированных образовательных технологий в процессе внеаудиторной самостоятельной работы»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Использование практико-ориентированных образовательных технологий в процессе внеаудиторной самостоятельной работы»»


Хоменко Валентина Васильевна, преподаватель, khomenko.valentina@yandex.ru

ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум»


«Использование практико-ориентированных образовательных технологий в процессе внеаудиторной самостоятельной работы»


В  профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части (практико-ориентированной) обучения.

Основа практико-ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального образования и профессиональной подготовки. Для перехода к профильному обучению необходимо реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.

Таким образом, можно добиться следующего:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов;

- предоставление  равноправного доступа к полноценному образованию самых разных категорий учащихся, учитывая их способности, наклонности, интересы;

- возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между профессиональным и общим образованием.

При организации деятельностного обучения необходимо обратить особое внимание на формирование профессиональных компетенций, обучающихся при выполнении самостоятельной работы как на аудиторных, так и внеаудиторных занятиях. Каждый вид деятельности, будь то проблемная лекция, аудиторное занятие или самостоятельная работа, предполагает наличие проблемы, личностно значимой для обучающегося, которую он учится преодолевать.

Организованный таким образом учебный процесс осуществлялся на основе следующих структурных компонентов:

– выделение цели деятельности;

– определение предмета деятельности;

– планирование своей деятельности;

– выбор средств деятельности;

– рефлексия деятельности.

Данный подход повышает мотивацию обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности, так как они видят практический смысл в предложенных им заданиях, и это активизирует их к освоению выбранной профессии.

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки.

Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов, практические работы, деловые игры, разбор и проигрывание практических ситуаций, создание моделей производственных ситуаций), причем эти технологии должны широко применяться не только на профессиональных дисциплинах.

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады «знания – умения – навыки» путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: знания – умения – навыки – опыт деятельности.

Вначале следует представить общее представление об интерактивных формах обучения. А затем обратиться к особенностям их применения в собственной педагогической практике.

Сегодня интерактивные формы обучения и обучающие игры стали модным делом, появился даже новый термин – «игрофикация». Некоторыми педагогами и родителями игровые интерактивные формы понимаются как занимательная или развлекательная оболочка для отдельно существующего предметного содержания, как правило, невероятно скучного. Интерактивные формы обучения ценны тем, что дают человеку возможность действовать самому, причем действовать не обязательно правильно, совершать ошибки, однако делать это «в безопасном режиме». Все знают, что в играх человек испытывает часто более тяжелые нагрузки, нежели на уроках или на работе. Тем не менее, по сравнению с учебой или трудом игра переживается людьми как «легкость», пространство свободы. Сочетание пробного действия, свободы и азарта – более крепкий коктейль, нежели развлечение. Этим хотя бы отчасти объясняется вечный интерес человечества к игре и образовательный потенциал интерактивных форм обучения.

В отечественной образовательной традиции разработаны и успешно применяются такие формы интерактивного обучения, как: постановка и решение учебных задач, организация проблемных ситуаций, имитационно-ролевые, деловые и инновационные игры, организационно-обучающие и организационно-деятельностные игры, социально-психологические тренинги разного типа.

В зарубежной образовательной традиции используются фактически сходные формы, ряд из которых в современной практике стал наиболее популярным и часто используется под собственным именем. Примером таких форм являются case-study («кейс-стади», кейс метод) и brainstorming («мозговой штурм»). Анализ конкретных ситуаций (case-studyот английского case – случай, ситуация) – метод обучения анализу проблемной ситуации и принятия решения на примере характерного конкретного случая. Цель метода – научить анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути их решения, выбирать оптимальное решение и создавать программы действий. Мозговой штурм – метод группового взаимодействия, направленный на генерирование большого количества идей для решения какой-либо задачи/проблемы.

Обратимся к особенностям их применения в собственной педагогической практике. В процессе внеаудиторной самостоятельной работы использование практико-ориентированных образовательных технологий возможно через программу обучения финансовой грамотности, которая относится к программам социально-педагогической направленности дополнительного образования. Она реализуется в форме Чемпионата по финансовой грамотности, проводимого в несколько турниров в течение учебного года. Подготовленная, как педагогом-игротехником (предварительно, мной было пройдено обучение по данному направлению и получено свидетельство установленного образца) команда, принимала участие в Чемпионате по финансовой грамотности в 2020-2021 году. В результате, наша команда прошла отборочный тур по Финансовым боям, а наши оппоненты, в последствии, пройдя остальные туры чемпионата, определились как победители чемпионата, что для студентов- участников команды стало хорошим опытом и примером подготовки к чемпионату.

Чемпионат по финансовой грамотности позволяет собрать контингент школьникови студентов из разных школ, колледжей, техникмов и вовлечь их в освоение финансовой грамотности через соревнование и игру. Сильная сторона такой организационной формы в том, что:

-соревновательный характер мероприятия способствует вовлечению участников;

-задания и формы активности участников разнообразны и задействуют разные компетенции и способствуют формированию разных сторон личности;

-участники могут и не иметь начальной предварительной подготовки;

-можно создавать разновозрастные команды участников из контингента собравшихся;

-чемпионат привлечет внимание родителей и общественности.

Чемпионат по финансовой грамотности – это комплексная интерактивная технология обучения, позволяющая:

-освоить, систематизировать и закрепить необходимые знания по финансо-

вой грамотности через:

а) решение финансовых и коммуникативных задач;

б) публичную защиту своих решений и оппонирование сопернику;

-освоить и закрепить способ грамотного финансового поведения на основе

модели обоснованного выбора.

Предметом работы студентов в рамках Финансовых боев являются задачи (кейсы) по финансовой грамотности. Финансовые бои позволяют осваивать предметные знания и умения в рамках способа грамотного финансового поведения. Предметом работы студентов в рамках Коммуникативных боев являются проблемные вопросы, связанные с ролью денег в жизни современного человека. Коммуникативные бои позволяют строить личную позицию в рамках способа грамотного финансового поведения

Чемпионат по финансовой грамотности имеет соревновательный характер, способствует вовлечению участников в освоение финансовой грамотности. Чемпионат проводится в несколько этапов (турниров) в течение учебного года:

Один из вариантов проведения Чемпионата:

- на первом турнире Чемпионата (внутри техникума) проводятся отборочные игры по группам. Победители групп выходят в четверть финал.

Финансовый бой – это лично-командное соревнование по решению кейсов и задач по тематике финансовой грамотности, включающее в себя решение турнирной задачи (кейса) и оппонирование (анализ полноты и правильности решения задачи командой соперника). Роль оппонирования чрезвычайно велика. Именно коммуникация команд на этапе оппонирования является уникальным отличием «боя» от решения олимпиадных задач. Именно оппонирование и все то, чем оно сопровождается, превращает привычное решение задач в новую, интересную для участников интерактивную форму.

Пример1. Представьте, что ваш взрослый старший брат решил накопить на путешествие, о котором долго мечтал. За два года ему удаётся собрать 100 тыс. р. Но для оплаты поездки ему нужно накопить ещё 50 тыс. р. Уже накопленные сбережения он решает хранить дома. В то же время коммерческие банки предлагают заключить договор вклада на год

со ставкой 10 % годовых.

Что бы вы посоветовали своему брату: положить деньги во вклад или оставить ина хранение дома?

Сколько у вашего брата будет денег через год в каждом из вариантов, если он действительно сумеет отложить из своей зарплаты ещё 50 тыс. р.?

Пример 2. Представьте, что ваш дядя собирается купить дачный домик в одной из деревень соседней области. Он продал свою машину за 500 тыс. р. и начал искать подходящий вариант. Вырученные деньги дядя хранил в квартире в надёжном месте. Сначала он долго не мог найти дом, а потом заболел и полгода пролежал в больнице, после чего снова занялся поисками. Когда он нашёл подходящий вариант, с момента продажи машины прошёл год. За это время цены на недвижимость выросли на 8 %.

На какую сумму ваш дядя мог бы увеличить свои сбережения, если бы положил деньги на депозит в банке под 10 %?

Как ему разумнее было распорядиться деньгами?

Как можно наглядно убедиться, что данные варианты кейсов имеют практический характер, примеры взяты из жизни, многие с подобными ситуациями сталкивались, или могут оказаться в ситуации героев, описанных в данных кейсах, в будущем. Проигрывая варианты действий героев проблемных ситуаций, студенты получают определенный опыт поведения и расширяют свои компетенции в данной сфере, представленной в ситуации, а также расширяют знания в данной сфере при проработке кейсов. Также студенты получают отличный опыт осуществления коммуникаций, как в самой команде среди участников, так и среди участников других команд.

Откуда брать задания: задачи и кейсы? Задачи и кейсы можно брать из уже разработанных программ, пособий по финансовой грамотности. Задачи и кейсы можно, а иногда и нужно, изменять и адаптировать к региональным условиям. Также задачи и кейсы можно составлять на материале личного опыта организаторов, включая самих студентов.

Практикоориентированное профессиональное образование имеет целью подготовку обучающихся к конкретной трудовой деятельности, основанной на использовании полученных ими практических умений и знаний из различных областей науки и практики. Участие в этой работе дает студентам прекрасную возможность для самореализации, освоения организационно-управленческих и коммуникативных компетенций, компетенций проектной деятельности и собственно финансовой грамотности.

В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков  студентов, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!