«Химический состав клетки. Органические вещества»
Тип урока | Комбинированный, лабораторная работа «Определение нахождения и свойств органических веществ» |
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений о свойствах органических и неорганических веществ; рассмотреть факты, свидетельствующие о единстве происхождения всех живых организмов. Создать условия для формирования умений определять химический состав семян, физические свойства белков, жиров, углеводов; описывать ход лабораторной работы; делать соответствующие выводы. |
Образовательные ресурсы | Мука, растительное масло, семена пшеницы и подсолнечника, клубень картофеля, глюкоза,кусочек марли, стаканы с водой, стеклянная палочка, бумага, пипетка, спиртовка, пробирка, предметное стекло, держатель, штатив. |
План урока | Разнообразие химических веществ клетки. Лабораторная работа Оформление итогов лабораторной работы ( таблица, «кадры фильма») |
Методы и формы обучения | Метод: частично – поисковый Форма – деловая игра |
Основные понятия | Органические, неорганические вещества, семена пшеницы, жиры, белки, углеводы |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) | Совместное с учащимися определение темы урока, постановка целей и задач урока. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в познавательную деятельность, уточняет тематические рамки, помогает составить план проведения урока. | Прослушивая стихотворение о значении органических веществ пытаются самостоятельно определить тему урока, поставить цели и задачи, наметить план работы. | Фронтальная, индивидуальная. | |
2. Актуализация знаний ( 3 мин.) | Проверка домашнего задания и беседа по вопросам для подготовки восприятия нового материала | Организует игру – цепочку по вопросам «Химический состав клетки», делая акцент на органические вещества. | Задают вопросы друг другу, корректируют ответы. | Фронтальная | Устные ответы. |
3.Изучение нового материала (30 мин.) | Обсуждение правил проведения деловой игры «Мы снимаем фильм» | Помогает сформулировать правила работы в группе | Распределяют роли в группе, формулируют правила работы в группе, опираясь на рекомендации ученых, учителей. | Групповая | Устные ответы. |
Лабораторная работа «Определение нахождения и свойств органических веществ» | Организует лабораторную работу по инструктивной карточке. | Обсуждают правила техники безопасности, выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу, делают выводы. | Парная | Заполнение таблицы с выводами |
Обсуждение результатов опытов. | Организует обсуждение результатов опытов по вопросам: «Почему, изучая состав семян, можно судить о химическом составе растений? Какой вывод можно сделать о химическом составе семян?» | Отвечают на вопросы, делают выводы, проверяют правильность заполнения таблицы. | Парная, фронтальная | Устные ответы |
Выполнение творческого задания – обобщения по нахождению и свойствам органических веществ клетки. | Организует работу в группах. | По выданным заданиям оформляют ответы в виде кадров фильма, используя ранее заполненную таблицу, учебник, дополнительный справочный и иллюстрационный материал. | Групповая | Оформление «кадров фильма» |
Обсуждение результатов выполнения творческого задания | Организует обсуждение итогов работы в группах, делая акцент на вопрос «Что нового вы узнали? Что вас удивило?» | Представитель от группы объясняет оформленный «кадр фильма», создает на доске «видеоряд». | Фронтальная | Устные ответы |
| Демонстрация опытов, результатов опытов по содержанию органических и неорганических веществ в кости. (сюрприз от учителя) | Демонстрирует опыты по прокаливанию кости, итоги опыта по воздействию на кость раствора соляной кислоты. Организует обсуждение «Связаны ли свойства клеток с химическим составом? Какое отношение этот опыт имеет к растениям?» | Обсуждают итоги опытов, делают выводы | Фронтальная | Устные ответы |
4.Первичное осмысливание и закрепление изученного (4 мин.) | Выполнение тестового задания | Организует выполнение тестового задания и взаимопроверку с целью проверки усвоения нового материала, при необходимости проводит коррекцию ошибок, выставляет оценки в журнал и дневники учащихся. | Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку. | Индивидуальная, парная | Тест |
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.(4 мин.) | Обобщение полученных знаний. | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. | Выполняют задания с текстом, исправляя в нем ошибки. Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная | Устные ответы, текст. |
6.Домашнее задание (2 мин.) | Составить план рассказа по теме урока или составить кроссворд, или составить задания для проверки домашнего задания на следующем уроке. | Конкретизирует домашнее задание | Выбирают домашнее задание, записывают задание в дневник. | Индивидуальная. | Запись домашнего задания |
Приложения.
1.Соблюдая технику безопасности, зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что наблюдаете?
2. Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.
3.На салфетку поместите очищенное семя подсолнечника и раздавите. Что наблюдаете? Сделайте вывод.
4.Поместите на марлю кусочек теста, промойте это тесто в воде. Что происходит с цветом воды? Капните в воду йод. Как изменился цвет? Сделайте вывод.
4. Разверните марлю, на ней осталась клейкая масса – клейковина. Сделайте вывод. Ответьте на вопрос: может ли количество клейковины определять качество зерна?
5.Разрежьте клубень картофеля и капните йод. Что наблюдаете? Сделайте вывод.
6.Прибавьте воду к растительному маслу, к глюкозе. Размешайте. Что наблюдаете? Сделайте вывод о растворимости органических веществ.
1.Показ куриной кости, которую выдержали в 10% растворе соляной кислоты.
2.Показ прокаленной куриной кости
К органическим веществам клетки относятся жиры, вода, белки, минеральные соли, углеводы. Главным строительным материалом в животной клетке являются углеводы. Жиры – это единственный источник энергии. В зернах пшеницы большое содержание белков. Органические вещества входят в состав всех клеток. Клейковина – это белок.
Тест. 2 вариант