СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: Образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: Образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души.»



Урок литературы в 9 классе.

Тема: Образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души.

Цели урока:

- показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

- раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

- в ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

Задачи:

  1. Научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

  2. Развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Оборудование:  текст поэмы, мультимедийная презентация урока, карточки, портрет Н.В.Гоголя.

Ход урока

  1. Организационный момент:

-Добрый день, ребята! Прежде, чем начать урок, я попрошу вас посмотреть доброжелательно на наших гостей и одарить их улыбкой. Улыбнитесь друг другу и мне. Спасибо. Улыбка всегда помогает в общении. Садитесь.

2.Актуализация знаний.

1.Слово учителя литературы.

Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Составили на каждого синквейн. Наиболее емкие и интересные перед вами на слайде. Слайд № 1

Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку, подготовленную вашими одноклассниками, по рассказу известного писателя Василия Шукшина « Забуксовал»

  1. Инсценировка.

  2. Учитель.

Итак, на уроке сегодня мы будем говорить еще об одном герое поэмы Гоголя «Мертвые души», который так возмутил Романа. Кого несет в поэме Русь-тройка. Почему же Русь-тройка везет именно Чичикова?



Так о ком же идет речь? И какова, по - вашему, тема нашего урока. ?

( Правильно, сегодня мы рассмотрим образ Павла Ивановича Чичикова). Рассмотрим основные этапы его жизни: детство, образование, службу. Его связь с помещиками. И ответим на самый главный вопрос, мучающий много поколений читателей у Чичикова «живая» или «мёртвая» душа?

- Откроем тетради. Записываем число и тему урока «Образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души».

Сегодня у нас будет групповая и индивидуальная работа. На уроке будут присутствовать три эксперта, которые подведут итог.

- В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно также оцениваем героев, как оценил Чичикова Роман из рассказа Шукшина.

Мнения критиков и литературоведов по отношению к нему очень неоднозначны. Дома вы подбирали высказывания и цитаты о нашем герое.

  1. Проверка домашнего задания.

Чтение цитат учащимися.

  1. К примеру, современные литературоведы Петр Вайль и Александр Генис считают, что Чичиков – это « заурядный, серый» господин средней руки» Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России»

2 .А вот Вадим Валерианович Кожинов называет этого героя « по-настоящему сильной личностью».

3.Русский писатель Владимир Набоков называл Чичикова « колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что « дурак в нем виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом».

  1. А вот исследователь Игорь Петрович Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что « он все же подлец какой-то странный…»


Учитель: Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Николая Гавриловича Чернышевского о том, что у Гоголя « этот характер самый трудный»

Слайд № 2

Изучение нового материала.

- Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный « маленький человек» Самый «мертвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?


Попытаться ответить на все эти вопросы – цель нашего урока.

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, вспомним, что представляют из себя помещики. Вам предстоит поработать над пятью образами. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят Чичикова с тем или иным помещиком.

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,- сказал о своих героях Гоголь.

Сегодня на уроке мы встретимся с вами со словами, которые вам мало, известны. Сейчас мы раскроем их значение.

Слайд № 3

Словарь

Деградация - постепенное ухудшение, приводящее к вырождению.

Повытчик – это столоначальник, начальник казенной палаты.

 Обсуждение в парах вопроса:

Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме

Манилов – Чичиков (деликатность, маниловская любовь к фразе); Слайд №4

Коробочка - Чичиков (накопительство, торговая деловитость); Слайд №5

Ноздрев— (лживость, самовлюбленность); Слайд №6

Собакевич- (прижимистость, грубая прижимистость, холодный цинизм); Слайд №7

Плюшкин-(бережливость, собирание ненужных вещей, тщательное их хранение, жадность). Слайд №8

Таблица Чичиков Слайд №9

Учитель: Итак, давайте, под итожим, какие же черты характера, образ жизни свели помещиков и Чичикова. Что у них общего?

Работа над темой урока ( Проблемный вопрос)

- Так как же сформировался такой характер? Откуда же появились такие черты. Нам нужно вернуться в детство.

Почему же Николаю Васильевичу так важно было посвятить целую 11 главу

биографии Чичикова?

( Она важна для мотивировки его поступков и черт характера)

Исследовательская работа по 11 главе произведения

Учитель: Работаем группами. Материал для исследования – 11 глава произведения

Каждая группа получает задание на карточке.

  1. Детство.

  2. Образование.

  3. Служба

  4. Приобретение «мертвых душ». Как появилась идея приобретения.

  5. Появление Чичикова в губернском городе.

А теперь каждая группа защитит свою работу. Для этого к доске приглашаются по одному человеку.

Большое спасибо группам, вы проделали колоссальное исследование, которое поможет нам ответить на вопросы раскрывающие образ Чичикова. И почему он таким стал?

Учитель: внимание на вопросы:

  1. Какой совет получил Павел Иванович от отца, поступая в училище? Как воспользовался Чичиков этим советом?

2.Как прошли его школьные годы? Какую цель поставил Чичиков, вступая в жизнь?

3. Центральное место в биографии Чичикова занимает его служебная карьера.

4. С чего началось служебное поприще Чичикова?

5. Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

6. Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

7. Куда перешел Чичиков из казенной палаты? Чего достиг на новом месте? Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

8.Почему Чичиков мечтал служить на таможне? Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника? Почему она закончилась крахом?

9. Как реагировал Чичиков на все свои жизненные неудачи и провалы? Как возникла у него мысль о приобретении мертвых душ»

Учитель: Как мы видим, этапы служебной карьеры Чичикова – это история его взлетов и падений, но при всем этом она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство.



Закрепление материала

А сейчас выслушаем мнение экспертов.

1-ый эксперт: Чичиков хитрый, потому что все его дела направлены только ему на пользу. А древние греки говорили, что хитрость – это подлость ума. Поэтому Гоголь называет его прямо – подлецом. Глава, в которой открывается истинное лицо Павла Ивановича, нового русского человека, заставляет содрогнуться от его низости. Чичиков способен на хладнокровную и спланированную подлость. Он умеет подобрать нужный инструмент для каждого случая и тщательно продумать каждый свой шаг. Ради наживы он может быть любящим сыном и женихом или неподкупным таможенником, грозой контрабандистов.

2 эксперт. Да, я согласен. Чичиков – подлец. Сам автор называет его подлецом. И в то же время он утверждает : « Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего: из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых дел..»Но все же он лучше всех помещиков в поэме. Обратите внимание на то, что Чичиков не совсем мертвая душа: он мечтает о любимой женщине, семье, в которой растут красивые здоровые дети. Все это свойственно для нормального человека. А эпизод с перечитыванием списков умерших крестьян показывает нам, что душа Чичикова не совсем еще омертвела, «Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши произнес: « Батюшки мои! Сколько вас здесь напичкано! Что вы сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?» Может ли отъявленный подлец испытывать такие чувства?

3 эксперт. Я все- таки считаю, что Чичиков более живая душа, потому что имеет отличительные черты характера, которыми не обладают помещики, автор дает историю жизни героя, тем самым выделяя его из массы «мертвых душ», намекает на предстоящее нравственное перерождение героя, что отражено в его имени, Павел Иванович все время в дороге, он движется, а мотив дороги, путешествия в русской литературе – это мотив движения души. Гоголь мечтал о перерождении России, о людях, которые должны ее изменить. Он постоянно иронизирует над Чичиковым, но в то же время дает ему шанс на перерождение в лучшую сторону.

Учитель: Как вы думаете, поэма называется « Мёртвые души», а Чичиков в этом произведении «живая» или «мёртвая» душа?

Ответы детей.

Подведение итогов:

Таким образом мы составили образ главного героя Чичиков – « живая душа в большей степени, чем «мертвая». Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано



изображение летящей, необгоняемой Руси – тройки. Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, - это то, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и темных сил за живую человеческую душу.

Я думаю, что за время урока у вас уже сформировалось определенное мнение о герое. Предлагаю отразить его в виде синквейна.

Составление синквейна на тему « Чичиков»

(Слайд № 10 Схема составления синквейна)

Чичиков Павел Иванович

Настойчивый, изобретательный

Использует, перевоплощается, не забывает

Деньги-средство, а не цель

Покупатель «Мёртвых душ».

Рефлексия.

- Поднимите руки те, кому сегодняшний урок помог лучше понять и принять образ Чичикова .

- Что важнее: материальное или духовное?

Домашнее задание.

- Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

- А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: « Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!». Мне бы хотелось, чтобы все доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

Выставление оценок.







6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!