СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: Плоды. Распространение плодов и семян.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: Плоды. Распространение плодов и семян.»

Тема урока: Плоды. Распространение плодов и семян.

- Предметно-дидактическая цель: формирование условий для усвоения учащимися знаний строения и функции плодов, классификация и виды плодов, распространение семян и плодов.

- Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

- Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

- Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

- Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека;

Метапредметные:

- Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ним;

- Выдвигают простейшие гипотезы;

- Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение. Высказывают суждения, аргументируют их;

- Работают с информацией и преобразуют её;

- Находят причинно – следственные связи;

- Оценивают свою работу своих одноклассников;

Предметные:

- знают строение плода, его функции, способы размножения плодов;

- умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов;

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый;

Методы:

Основной: проблемно – поисковый;

Дополнительные:

- игровые(настольные, эврестичесие, ассоциативные, ролевые)

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами,);

- практические (поиск информации, работа с таблицей, учебником);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);

Средства обучения:

- Учебник В.В.Пасечника «Биология. 6 класс многообразие покрытосеменных растений» М.Дрофа 2015 г;

- Презентация «Плоды. Распространение плодов и семян»

- Диагностический лист

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер


Технологическая карта урока по теме: «Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян»


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный

момент

Приветствует учеников: Долгожданны дан звонок, начинается урок!

Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Руки на месте? На месте

Ноги на месте, на месте? На месте!

Локти у края? У края!

Спина? Прямая!


Здравствуйте! Меня зовут Игнатченко Елена Анатольевна

Я очень рада вас видеть у нас в гостях. Надеюсь, что Вам у нас понравится и мы сегодня очень плодотворно поработаем. Девиз нашего урока «Познаем, играя!» дает прямой намек, на то, что урок будет необычным, но чтобы у нас все получилось для этого нужно поделиться на группы, по 4 человека!


Отвечают на приветствие









Делятся на группы

Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме

  1. Мотивационно-ориентированный

Учитель: Ребята, настроение мы себе создали, а теперь пришло время определить тему урока, перед Вами в желтом конверте набор букв из которых можно и нужно сложить слово, которое относится к растениям.


Молодцы, справились! Из этих слов есть слова уже хорошо известные вам, т.к. были изучены на предыдущих уроках. Давайте назовем и вспомним, что они означают.


Остается лишь одно слово, которое вы собрали, но на уроках еще не изучали, назовите его

«Плод» это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Для того чтобы определить еще один ключевой вопрос сегодняшнего урока послушайте сказку: «Жил-был дуб, он был со скверным характером, вредный и ворчливый. Пробегала мимо мышка, просила дать с собой желудь. Дуб не дал. Пролетал мимо ветерок, просил унести с собой желудь. Дуб не дал. Ручеек пробегал мимо, хотел унести с собой желудь. Не получилось. Человек кланялся дубу. Но дуб не согласился. Стали расти молодые дубки. Тесно стало дубу, и он засох. А дубки росли хилыми слабыми.»

Ребята, почему засох дуб, а молодые дубы росли слабыми?


Молодцы!

Складывают слова из букв

-стебель

-побег

-лист

-корень

-плод


Называют слова, дают определения.



Называют «Плод»

.




Слушают сказку.



Участвуют в беседе. Выдвигают варианты ответа.

Чтобы растение росло крепким, ему должно хватать места. Для этого растения должны расселяться с помощью плодов и семян.

Регулятивные: ставить цель и выполнять учебное задание в соответствии с целью


Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

  1. Актуализация знаний
















































Ставит проблему:

Перед вами на слайде вопросы урока: Что такое плод и как распространяются плоды и семена? Как вы думаете для того чтобы изучить тему этих вопросов достаточно?

Молодцы, ребята, сейчас вы определили цели урока.


Обращаю ваше внимание на диагностическую карту, которая есть у каждого и она будет нашим путеводителем. Попрошу их подписать, в первом столбике написать сегодняшнее число, во втором тему урока. «Плоды. Распространение плодов и семян» В третьем столбике вы видите все основные понятия, которые вы только что озвучили. Четвертый столбик поможет оценить свою работу на уроке и работ одноклассников. А пока отложим их в сторонку.


Для того чтобы дать простое определение понятию «Плод», вспомним строение цветка.

Слайд

Перед вами цветок. Какие органы цветка вы можете назвать?

В каком органе формируется плод?



А если плод формируется в завязи, то на месте чего образуется плод?

Как в думаете, является ли Плод важнейшей частью растения или его функция защиты и распространения семян не является важной?



Слайд №4

Мы выяснили, что плоды образуются на месте цветка

Учитель: Я утверждаю, что на слайде изображены плоды и только плоды. Согласны?

Еловая шишка, кочан капусты – это плоды?





Определяют тему урока, цели и задачи совместно с учителем.

Перечисляют интересующие их вопросы для рассмотрения (высказывают предположения: узнать, что такое «плод»; из чего образуется плод; из чего состоит плод; какое значение имеют плоды и т.д.)






Перечисляют.

В завязи формируется плод.


Плод образуется на месте цветка.

Участвуют в беседе




Работают группой, выдвигают варианты ответов.

В итоге идет обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка. У ели не образуются цветы и плоды.

На данном этапе самостоятельно формулируют простое определение понятия «плод»

Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка это побег.

Вывод: Плод является важнейшим органом цветкового растения, образуется из завязи и выполняет функцию защиты и распространения семян.




Работают с диагностическими картами










Познавательные:

- Сотрудничество с учителем,

- достраивание, восполнение недостающих компонентов;

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

- обнаружение отклонений.

- коррекция результатов работы.

- оценка, самооценка

Формирование новых знаний

Предлагает учащимся сформулировать определение понятия «плод», при необходимости дополняет и корректирует ответы учащихся.


Обратимся к нашим диагностическим картам и если вам понятно, что такое плод, поставьте в четвертый столбик «+», если нет «-«.

Диагностическая карта подскажет, Что мы выясняем дальше?


Выяснить строение плода нам поможет дольки вкусного яблока, рассмотрите и скажите из чего состоит плод?


Давайте проверим ваши предположения и обратимся уже к известным научным фактам по этому вопросу, изложенным в параграфе 13, на стр. 67.


Слайд5 строение плода


Прошу поставить себе «+» или «-« в диагностическую карту.


Позвольте мне отвлечься. Скажите, ребята, как правильно говорить, куда ставить ударение «ПлОда» или «ПлодА»?



Одной из целей нашего урока было выяснить, какие процессы нужны для образования плода я хотела бы прочитать небольшое стихотворение

Николая Рыленкова, (слайд цветка и пчелы)

Цветок всю ночь готовит мед–

Пчелу сластену в гости ждет

Бери мол, но, как другу,

Мне окажи услугу,

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот –

Цветок увял и зреет …...

Учитель: Что зреет? (плод)


В этом стихотворении говориться об одном из процессов образования плода. Назовите его


Верно, пчела опыляет цветок.

Но для того чтобы плод сформировался необходимы и другие процессы, перед вами на столах голубые конверты с карточками на которых эти процессы перечислены, но нет последовательности, подумайте и расположите карточки в правильной последовательности.

Слайд.

Карточки с надписями: -Образование почки

-Образование цветка

-Опыление

-Оплодотворение

-Образование плодА


Молодцы, заметили ли вы еще какую-нибудь закономерность в той последовательности?


А теперь, давайте вернемся к первоначальному определению «Плода». Слайд с определением.

Есть у вас дополнения по этому определению



Оцените свою работу «+» или «-« в оценочной карте в графе «образование плодов»




Напомню вам ребята, что сходство строения плодов в том, что они состоят из семян и околоплодника, и я утверждаю, что все плоды одинаковые. Согласны?


Действительно плоды отличаются по количеству воды в околоплоднике и количеству семян, т.е у некоторых плодов есть мякоть, а у некоторых её нет.

Давайте попробуем классифицировать плоды. Перед вами на столах в зеленых конвертах части схематической таблицы классификация плодов. Соберите и приклейте части схематической таблицы в соответствии с материалом учебника пар 13


Ну, что ж, давайте проверим, что у вас получилось!



Молодцы. Попрошу вас обратится к диагностической карте и оценить себя: разобрались ли вы с только что изученным вопросом, оцените свою работу в группе.




А теперь небольшая физкультминутка, попрошу вас всех подняться. Я буду называть растения, а вы будете приседать. Если растение произрастает в Республике Коми вы поднимаете руки и трясете пальчиками, если нет опускаете руки.


Малина, дуб, вишня, хлопчатник, ярутка, морошка, апельсин, черника, ананас, огурец, тюльпан, банан, клюква, карликовая береза.

Ну что же, надеюсь вы немного взбодрились и с новыми силами продолжим наше занятие.

Учитель: редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000, мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь – около 27 млн.


Постановка проблемы: Я утверждаю, что семена должны распространять как можно дальше от материнского растения. Согласны? Аргументируйте ответ.


Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок Слайды

Загадки:

1. Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес. (Одуванчик)

2.На сучке - арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось (созревшие семена гороха)

3.Под забором у края степей

Сладко спал одинокий Андрей,

Спал и видел прекрасные сны,

Вдруг как вцепится в хвост у собаки

Здрасьте горы, леса, буераки. (Репейник)

4.Папа мыл в реке арбуз,

Да случился вдруг конфуз.

Плод уплыл, ну, не беда,

Вдоль реки теперь бахча.


Учитель: О каких способах распространения семян упоминалось в загадках?


В пар.14 описываются способы распространения семян, я попрошу вас, сочинить небольшую сказку об одном из способов распространения семян, и показать её через несколько минут, попрошу вытянуть карточку с названием способа распространения.


Вы самые настоящие артисты, молодцы!

Плод нужен растению для распространения семян.



Слайд. Давайте подытожим ваши ответы. Прекрасно справились!



Прошу вас оценить свою работу в диагностическом листке.





















Строение плода


Рассматривают дольки яблока, предполагают из чего состоит плод.

Рассматривают, описывают

Обобщение ответов.

Вывод: плод состоит из семени и околоплодника.



Работают с диагностической картой


Правильно говорить «Строение плодА







Слушают стихотворение и предлагают вариант его завершения: зреет плод.








Отвечают: Опыление.




Учащиеся работают с карточками, выстраивают последовательность. Крепят на доске, каждая группа только одну карточку.

Сравнивают со слайдом.



Озвучивают варианты: все процессы начинаются с буквы «О»


Формируют определение: Плод-это важнейшая часть растения, который состоит из семени и околоплодника, образуется из завязи после опыления и оплодотворения.


Работают с диагностической картой



Учащиеся соглашаются или не соглашаются, аргументируют


Работают с учебником. Собирают части схемы и приклеивают на отдельный лист, приводят примеры


Участвуют в беседе,

самостоятельно выполняют задание по парам, пользуясь учебником.



Учащиеся рассказывают о классификации плодов, приводят примеры.










Работают с диагностической картой.






Физкультминутка.














Обсуждают в группах, отвечают.

Вывод: Семена, необходимо распространять, чтобы они ни проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду.






Разгадывают загадки













Участвуют в беседе

Называют способы распространения семян:

Животными

Ветром

Самораспространением

Водой

Человеком


Изучают материал учебника, готовят инсценировку, показывающую способы распространения семян.



Оценивают свою работу в диагностическом листке.

Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения


Предметные:

Давать определение понятию: плод, из чего образуется плод

выполнять задания по теме


Регулятивные:

работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки


Познавательные:

Уметь обобщать полученную информацию



Коммуникативные:

Согласовать позиции и находить общее решение















Познавательные: классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям



Коммуникативные: участие в совместной деятельности,

различать в речи другого мнения, доказательства, факты.















Предметные: давать определение понятиям: сочный плод, сухой плод, односемянный многосемянный


Познавательные:

уметь обобщать полученную информацию, аргументировать ответ


Личностные:

проявлять творческое отношение к процессу обучения




































Познавательные:

уметь обобщать полученную информацию, аргументировать ответ



Коммуникативные:

различать в речи другого мнения, доказательства, факты.



















Предметные: представлять и называть способы распространения семян


Познавательные:

уметь обобщать полученную информацию


Личностные:

проявлять творческий подход к решению поставленной задачи











Закрепление материала

Сегодня на уроке я задавала много вопросов, т.к. выступала в роли эксперта, и вы успешно с этими вопросами справлялись.

А теперь Вы самые настоящие экспертами, составьте по одному интересному вопросу с ответом, по теме сегодняшнего урока.


Учитель: Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Каковы были цели нашего урока?

Слайд

- Достигли ли мы их?

- Оцените свой вклад в достижение этих целей.


Анализирует работу учащихся с практическими и контрольными модулями, учитывая их самооценку.

Сейчас прошу вас в диагностическом листе поставить себе оценку за работу на уроке, а ваших товарищей прошу проанализировать и если они с этой оценкой согласны, обвести её в кружок. Диагностические листы будут переданы вашему учителю и поставлены в журнал.






Составляют по одному вопросу по теме урока, задают учащимся других групп, учащиеся отвечают






Оценивают свой уровень усвоения материала, проводят коррекцию ошибок


Отвечают на вопросы


Учащиеся анализируют свою работу и работу в группах.






Регулятивные:

оценивать уровень усвоения материала, самостоятельно исправлять ошибки


Коммуникативные: обсудить активность работы друг друга в группах

Регулятивные:

оценивать уровень усвоения материала, самостоятельно оценивать работу друг друга


  1. Домашнее задание








Рефлексия

Учитель: Определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы.

Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.

§ 13,14 выполнить задания соответствующие данной теме в рабочих тетрадях Творческое задание (по желанию) – найти загадки и пословицы о плодах.






Кому бы вы сегодня из ребят сказали спасибо и за что?

Наш урок подходит к концу и в завершение мне хотелось бы окунуться с вами в мир детства, ведь наверняка вы читали сказки и встречались там с плодами. Вспомним?


Слайды с картинками.

  • «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)

  • «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб

  • «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)

  • «Золушка» - тыквина (Ш Пьеро)

  • «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).


Если вы довольны сегодняшним уроком поднимите руки вверх, если вы сегодня не узнали ничего нового и было скучно, обнимите себя руками, и на память о сегодняшнем уроке прошу вас, ребята оставить свои улыбки грустные или веселые на плакате с мордашками-плодами. Спасибо! Урок окончен!++





Проанализировав уровень усвоения новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его.


Оценивают меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.



По предложенным слайдам угадывают сказки.



Регулятивные:

Планировать деятельность в учебной ситуации.



Регулятивные:

Оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс