СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему " Повышение эффективности процесса обучения через реализацию технологий электронного учебника на основе применения HTML и MACROMEDIA FLASH

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю коллегам методическую разработку по систематизации знаний и специфике работы с электронными учебниками, как элемента повышения эффективности процесса обучения. В данной работе рассмотрены вопросы: обоснование введения информационных технологий для личностно-ориентированного подхода к учащимся, аналитические данные и социальные опросы среди учителей, учеников и родителей по внедрению электронных учебников в образовательный процесс, методы работы с электронными учебниками, принципы построения электронных учебников, технологии обработки данных в электронных учебниках, плюсы и минусы работы с электронными учебниками.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему " Повышение эффективности процесса обучения через реализацию технологий электронного учебника на основе применения HTML и MACROMEDIA FLASH»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ HTML И MACROMEDIA FLASH.

Современная школа должна помочь ребёнку удовлетворить свои образовательные запросы, создавать условия для всестороннего развития личности.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной требует от школы коренных изменений, поиска новых подходов в организации образовательного процесса.

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компоненты в систему образования.

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения

нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения электронных учебников по различным дисциплинам.

Электронный учебник естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством, при помощи которого можно разнообразить процесс обучения. Каждым занятием можно вызвать у детей эмоциональный подъем, при этом, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный результат в процессе освоения знаний, побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться результата.

Диаграмма статистики скачивания ЭУ:

Результаты анкетирования среди учителей, учеников и родителей:

Рисунок 1. Учителя. Отношение к электронному учебнику

Рисунок 2. Учащиеся. Отношение к электронному учебнику

Рисунок 3. Родители. Отношение к электронному учебнику

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что перспективность и рентабельность внедрения ЭУ в программы школьного образования оправданы современными реалиями общества.

Общая структура формирования и компонентов ЭУ.

Электронные учебники, как правило, построены на основе применения методов визуализации и интерактивных элементов, облегчающих восприятие учебного материала. При конструировании интегрированного содержания учебника используются следующие основные положения:

  • интеграция учебного содержания на основе использования междисциплинарных связей;

  • дифференциация учебной информации с целью сохранения внутренней структуры и повышения научного уровня каждой из объединяемых дисциплин;

  • принцип профессиональной направленности;

  • необходимость рассмотрения сложных аспектов изучения, являющихся предметами исследования соответствующих прикладных наук;

  • оптимизация логической структуры учебника с целью повышения систематизации и системности представления учебной информации [4];

Структура учебника не должна нарушать закономерностей и принципов построения информационных систем.

Кроме того учебник должен иметь вопросы и задания к обучаемым после каждого параграфа, глоссарий и программу тестирования, которые на этом этапе работ не представлены.

К структуре интерактивного учебника логично предъявить следующие требования:

  • информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

  • каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видео формате ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций должна быть линейка прокрутки, позволяющая повторить любую часть лекции.

  • текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

  • на иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся и исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, графика и т.д.).

  • текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

  • видеоинформация или анимация должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей многократно меньше по сравнению с традиционным учебником. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

  • наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебного пособия.

Можно выделить 3 основных режима работы учебника:

  • обучение без проверки;

  • обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) ученику предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

  • тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки

Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии и технологии Macromedia.

Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для достижения этой цели в состав учебника может быть включена серия программ моделирования, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у обучаемого интуиции и образного мышления.

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например,

используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

  • традиционные алгоритмические языки;

  • инструментальные средства общего назначения;

  • средства мультимедиа;

  • гипертекстовые и гипермедиа средства.

При этом наиболее часто используемыми модулями являются дополнительный текстовый материал и изображения, видеофрагменты и анимации, интерактивные карты и задания, аудиозаписи.


Характерные черты электронных учебников (ЭУ), созданных средствами прямого программирования:

  • разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура электронного учебника, способ подачи материала и т.д.);

  • сложность модификации и сопровождения;

  • большие затраты времени и трудоемкость;

  • отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания электронного учебника, ориентированного на имеющуюся в наличии электронную базу.

Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для создания ЭУ

пользователями, не являющимися квалифицированными программистами. ИСОН применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают следующие возможности:

  • формирование структуры ЭУ;

  • ввод, редактирование и форматирование текста (текстовый редактор);

  • подготовка статистической иллюстративной части (графический редактор);

  • подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);

  • подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др. [1].

К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести:

  • возможности создания ЭУ пользователю любого уровня;

  • существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;

  • невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем ИСОН имеют и ряд недостатков:

  • далеко не дружественный интерфейс;

  • меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности;

  • отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.

Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объема. Если информация была представлена визуально - около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалась до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

Аудиоинформация включает речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, поверхности символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения.

Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей

статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6—12 фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объем информации [4].

Гипертекст — это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором

в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут

использоваться изображения, а информация может содержать текст, трафику, видео-

фрагменты, звук [1].

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым

к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно “выложить” на любом сервере и его можно легко корректировать. В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML,TML,PHP и др.).

При выборе средств необходима оценка наличия:

  • аппаратных средств определенной конфигурации;

  • сертифицированных программных систем;

  • специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др.

Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах.

Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые технологии и процессы.

В качестве средств разработки интерактивных учебников наибольшее распространение получили язык разметки НТМL (Hypertext Markup Language) и технология Macromedia Flash.

Первая спецификация универсального и общедоступного языка разметки – HTML была утверждена в 1991 году, НТМL стал стандартом и одновременно “корнем” для всех разрабатываемых Web страничек.

На сегодняшний день HTML остается самым универсальным, даже незаменимым средством разметки гипертекста, а, следовательно, и публикации в Интернет. На писание Web страничек на HTML, не требует интерпретации исходного кода в двоичный код. Язык разметки гипертекста по определению должен интерпретироваться браузером. Это, безусловно, накладывает некоторые ограничения на возможности языка и на совместимость новых конструкций со старыми версиями браузеров. Однако, именно эта особенность языков разметки оставляет прекрасную возможность генерировать НТМL-код другими программами (CGI-скриптами). Современные Web- страницы уже не обходятся одним только HTML. Его гармонично дополняют средства динамического HTML: скрипт языки JavaScript и/или VBScript, каскадные таблицы стилей (CSS), иногда присутствуют Java- апплеты [2].

При разработке Web—сайта в интернете его неотъемлемую часть составляет язык разметки HTML как единый стандарт разметки документа и передачи гипертекстовой информации. Flash технология никогда не претендовала на место HTML, но, на данный момент, с помощью Flash можно сформировать полноценную страницу—ролик. Такой подход можно действительно расценивать, как некое вытеснениеHTML. На многих страницах, использующих Macromedia Flash , присутствует ощущение отсутствия кода HTML. В данном случае HTML-код сведен к минимуму за счет Flash. Смысл этого кода - правильное расположение клипа.

При разработке и реализации проекта электронного учебника Flash играет роль модного дополнения к дизайну Web-страницы. На данный момент многие технологии ориентированы на это, к примеру, - Metastream, которая позволяет демонстрировать векторную графику. Стоит заметить, что векторная графика на сегодняшний день – идеальное решение для дополнения и реализации графических объектов [4].


Рисунок 4. Примеры внедрения технологий Flash и Metastream в процесс построения ЭУ


Большую часть материала можно использовать не только для уроков, но и при проведении воспитательных мероприятий и при работе с родителями, ведь в нынешних классах учатся дети разных национальностей, разного вероисповедания, разных интеллектуальных и физических возможностей.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что для составления, использования и реализации простейшего электронного учебника необходимы базовые владения навыками работы с интернет ресурсами, умение систематизировать объем полученной информации, в виде удобном для понимания всем категориям учащихся, стремление к получениям качественных знаний учащимися для успешной интеграции в современное общество.













Литература


  1. Дунаев С. Технологии интернет- программирования. – СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, 2019. – 480 с.: ил.

  2. Матросов А., Сергеев А. HTML 4.0 СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, 2018. – 672 с.: ил.

  3. Дронов В. Macromedia Flash MX. – Санкт – Петербург, 2017. – 848 с.: ил.

  4. Игнатов Д.Г., Павловский В. С. Структура и принцип работы прикладных электронных энциклопедий – Воронеж, 2007. 190 с.: ил.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!