СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Психолого-педагогическая характеристика обучающего и её анализ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическая характеристика обучающего и её анализ

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Психолого-педагогическая характеристика обучающего и её анализ".»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»





Факультет психологии и педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Олигофренопедагогика







Учебная задача по теме 2.1.


Условие задачи:   прочитайте психолого-педагогическую характеристику обучающего.



Билялова Динара Рамильевна




(личная подпись)
















Нижний Новгород – 2020 г.



Олег Б., 9 лет, тяжелая умственная отсталость с расстройствами аутистического спектра. Роль «учащегося» не усвоена: не понимает цели обучения, учебная мотивация внешне не проявляется (индифферентен в предпочтениях, выполняет все действия, в том числе учебные, механически, только в условиях совместной деятельности, во многих случаях с сопротивлением), деятельность на уроке не организует, т.к. не осознает ее. Дисциплинарным требованиям подчиняется не всегда: может встать и начать бесцельно бегать по классу или смотреть в окно. Краткосрочные во времени контакты доступны только со знакомыми взрослыми, основным средством которых являются интенсивность общемоторных реакций и вокализмов, смеха. При установлении контакта взгляд может фиксировать на очень короткое время («взгляд сквозь»), взгляд скользящий, предпочитая уходить от встречи глазами, пряча лицо. Самостоятельно  учебники и тетради из портфеля не вынимает в том числе по подражанию (при попытке совместного вынимания отдергиваетруку, предпочитая наблюдать за действиями педагога), страницу не открывает, а при открытии нужной страницы педагогом начинает листать учебник.

Навыки самообслуживания не развиты: в туалет не просится, ходит в памперсах. Знает основные помещения школы, однако передвигается по зданию только за руку с педагогом. Не может ходить шагом, только бегом, на цыпочках, открывает и хлопает всеми дверьми, попадающимися ему на пути. Самостоятельная организация своей деятельности заключается в слежении картины за окном, перемежающейся с прыжками и ритуальными потряхиваниями кистями рук, писком.   В столовой кушает самостоятельно, в условиях постоянного контроля каждого действия и после соответствующего указания педагога относит посуду.

Отношения с одноклассниками индифферентные: предпочитает наблюдать за игрой, самостоятельно в коллективных играх, делах участия не принимает, любит сидеть один. Интереса к игре не проявляет, все действия носят манипулятивный, стереотипный, неконструктивный характер, неструктурированные игры (мыльные пузыри, пересыпане песка, нанизывание шнурка на одну петлю ботинка(пластмассовый тренажер)

Продуктивному контакту практически не доступен. Речь как средство коммуникации не использует. В активном словаре использует только слово «МАМА». Учебный диалог не доступен. На уроке может внезапно начать  издавать звуки по типу отдельных звуков, напоминающих визг, щелчки языком. Характерны двигательные автоматизмы в виде потряхиваний руками навязчивых движений кистями. Обращенную речь, связанную с бытовыми действиями, приемом пищи, короткие однословные инструкции понимает и принимает на очень короткое время.

            Отношение к учебным предметам пассивное. Учебные умения и навыки можно охарактеризовать следующим образом: графомоторные навыки не развиты, смысла производимых действий в тетради не понимает, в случае попадания карандаша в руки начинает бесцельно совершать однотипные движения в тетради. В последние две недели наблюдается незначительная положительная динамика: по инструкции «остановись» перестает водить карандашом, однако смысла совершаемых действий по-прежнему не понимает. Размах и амплитуда движений стали менее размашистыми. При формировании элементарных навыков письма нуждается в дополнительной тактильной поддержке (лучше получаются движения при одновременном рисовании рисунка, линии на пассивной руке). При организации совместных действий письма активно сопротивляется. При просьбе показать на тот или иной объект в учебнике отдельные предметы показывает после многократного повторения инструкции глазами (указательный жест отсутсвует). Элементарный звуковой анализ не осуществляет, т.к. не понимает цели задания.

При сравнении предметов на уроках математики может взять большой -маленький, высокий – низкий. Показывает основные фигуры: круг, квадрат. Может показать после многократной помощи основные цвета (выбор карточек). Счет не усвоен, проявляет интерес к озвучиванию при пересчете предметов. Смысла арифметических задач не понимает.

Из-за нарушений мелкой моторики испытывает трудности при овладении основными приемами работы с пластилином, ножницами самостоятельных действий не производит. Трудовой задачи не понимает, аппликативные работы и лепку из пластилина выполняет только на уровне индивидуальной помощи в виде совместных действий. В конце года стал намазывать детали клеем-карандашом (в условиях подражания).

 

       Задание:

  1. Определите первоочередные задачи для формирования навыков социального поведения.

  2. Раскройте условия сенсомоторной стабилизации.

Решение учебной задачи:

  1. Это дети, которые ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно при целенаправленном длительном формировании в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

У данной группы детей сочетается умственная отсталость с грубой незрелостью эмоционально-волевой сферы, часто наблюдается эйфория с выраженными нарушениями регуляторной деятельности. Социально-коммуникативное развитие. Дети не фиксируют взгляд и не прослеживают за лицом взрослого, контакт с новым взрослым «глаза в глаза» формируется с трудом и длительное время, коммуникативные проявления ограничены непроизвольными движениями и частыми вегетативными реакциями. В новой ситуации дети могут плакать, кричать или наоборот, затихают, устремляют взгляд в неопределенную точку, бесцельно перебирают руками близлежащие предметы, тянут их в рот, облизывают, иногда разбрасывают.

Навыки опрятности у детей формируются только в условиях целенаправленного коррекционного воздействия, при этом они нуждаются в постоянной помощи взрослого.



Задачами для формирования навыков социального поведения могут быть ориентировано на жизненно-значимые потребности ребенка в социально-коммуникативном и эмоционально-когнитивном

направлениях, физическом развитии.



Приоритетной задачей коррекционного обучения является создание комфортной для ребенка ситуации взаимодействия, реализация его сенсорных и двигательных возможностей в процессе целенаправленной деятельности, организуемой взрослым при использовании специальных технических средств реабилитации (вертикализаторы, ходунки-опоры, кресла-каталки с поддержками для рук и таза и др.).



  1. Условия сенсомоторной стабилизации.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.

У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий.

Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие 61 запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоциональнодвигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация.

В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромабаночек, вибромассажеры и т.д.



Содержание коррекционных занятий

Зрительное восприятие

Фиксация взгляда на лице человека.

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное(вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие запаха

Реакция на запахи.

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.). Восприятие вкуса Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!