СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: «Путешествие за капелькой воды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Путешествие за капелькой воды»»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»











Методическая разработка на тему:

«Путешествие

за капелькой воды»







Автор-составитель:

Воскобойник Татьяна Юрьевна

педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждения дополнительного

образования «Донецкий

Республиканский эколого-

натуралистический













Донецк 2023



Тема занятия: «Путешествие за капелькой воды»

Цель: сформировать знания о круговороте воды в природе и о важности сохранения этого ценного ресурса

Задачи:

  • Образовательные:

  • закрепить знания детей o кругoвoрoте вoды в прирoде, o ее значении.

  • Развивающие:

  • развивать у детей познавательное отношение к природе, развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

  • обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

  •  Воспитательные:

  • прививать любовь к природе;

  • умение работать сообща.

  • Здоровьесберегающие:

  • Обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения

.

Тип занятия: Комбинированный.

Оборудование и материалы: ноутбук, видеоматериалы (познавательная информация, задания; физминутка; пример по созданию творческой работы), презентация «Путешествие за капелькой воды», раздаточный материал, цветной картон, ножницы, клей-карандаш или ПВА; линейка; простой карандаш; фломастеры. Фоновая музыка



План занятия:

1.Подготовка к работе на занятии (2-3 мин.)

2.Подведение к теме занятия (5−7 мин.)

3. Основной этап. Теоретическая часть (30-35 мин.).

3.1. Беседа по теме занятия (10−12 мин.)

3.2. Задание 1 (5−7 мин)

3.3. Физминутка (3-5 мин.)

3.4. Задание 2 (10-12 мин.)

4. Перерыв (15 мин.)

5. Основной этап. Практическая часть (35-40 мин.).

5.1. Подготовка рабочего места (3 мин.)

5.2. Создание творческой работы «Путешествие капельки воды» (30−35 мин.).

5.3. Физминутка (3-5 мин.)

6. Итоговый этап (5 −8 мин.)

6.1 Рефлексия (2−3 мин.)

6.2. Заключение (2 −3 мин.)

6.3. Фотографии на память (2-3 мин.)


Ход занятия:

1.Подготовка к работе на занятии (5 мин.) Ребята рассаживаются по своим местам. Проверка готовности к занятию.


2.Подведение к теме занятия (5-7 мин.)

Ребята, чтo мы сегодня будем обсуждать, узнаете, отгадав загадку:

Она – и туча, и туман.

 Она – ручей и океан.

Она летает и бежит,

И стеклянной может быть. (Вода).

- Сегодня мы поговорим о воде, о ее чудесных превращениях, как она путешествует

Узнаем, где встречается в природе, и для чего она нам нужна.

(показ фото нашей планеты из космоса)

-Вот так наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, уменьшенная во много раз и называется глобус. То, что обозначено на нем голубым цветом – это вода. Как вы видите, на Земле очень много воды, но не вся она пригодна для животного, растительного мира и человека.

А где в природе можно встретить воду? (ответы детей)

(В реке, океане, море, роднике).


3. Основной этап. Теоретическая часть (30-35 мин.).

3.1. Беседа по теме занятия (10−12 мин.)

Вода в океане называется океаническая, в море, в реке, в роднике? (ответы детей) (морская, речная, родниковая).

-А чем отличается морская вода от речной? (ответы детей) (в море соленая, а в реке пресная).

Пресная вода - это вода без солей. А в морях и океанах, вода солёная. Жить в такой воде и питаться могут только морские обитатели.

-Для людей такая вода непригодна, поэтому человек берет воду из подземных скважин - это в небольших населенных пунктах, таких как, посёлки  и деревни. А в городах, где население гораздо больше нужно много воды. Вода из рек поступает на водоочистительные предприятия, где проходит очистку и далее поступает в краны. Также вода в природе встречается в виде дождя и снега.

В природе есть такое явление как туман. А что такое туман? (ответы детей) ( это вода в виде маленьких пузырьков, которые, собираясь, делают воздух менее прозрачным). Туман образуется, когда холодный воздух опускается на теплую поверхность земли.

Следующее природное явление – радуга. Что такое радуга? (ответы детей) (Радуга - это, когда солнце освещает множество водяных капелек дождя).

Ночью или рано утром мы можем наблюдать такое природное явление как роса. Что такое роса? (ответы детей) (Роса - это превращение водяного пара в капельки воды), и происходит это обычно ночью, когда воздух охлаждается

Еще вода встречается в виде града. Что такое град? (ответы детей) (это маленькие кусочки льда).

- Дети, кому нужна вода? (ответы детей)

Рыбам (они в ней живут);

-растениям, чтобы расти;

-животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут;

- насекомым;

-человеку.


Значит, без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому ее надо беречь. Как же человек может беречь воду? (ответы детей) не оставлять без надобности открытым кран, не засорять водоемы. Ребята, а зачем нужно беречь воду? (ответы детей)



Необходимо беречь воду потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается  в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речки, а глубоководные реки мельчают. На нашей планете есть Аральское море, уровень воды в котором уменьшается с каждым годом. Ученые всего мира бьют тревогу, как можно помочь морю.

Чтобы узнать,  как вода поступает в реки, озера, моря, в этом нам помогут герои.

Звучит музыка, появляются герои (дети – капельки).

Капельки: здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте, капельки! Расскажите, пожалуйста, как вода поступает в водоемы.

Капельки: мы сделаем это с удовольствием. Послушайте сказку "Путешествие капельки".

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки сидели в большом облаке, весело смеялись и разговаривали. День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один день не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела крикнуть Капелька, как уже летела по направлению земли. Капля просачивалась в землю между корнями растений и постепенно попала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к реке.

Вoт тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких рыбок, плавающих в реке, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как стало пригревать солнышко, и Капелька испарилась, превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «Пo-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала она. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с радостью к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали друг другу о том, какие интересные приключения с ними случились на земле.

-Ребята, вода находится в постоянном движении. При выпадении осадков большая часть попадает в океан, а меньшая часть выпадает на суше. У воды, выпавшей на суше, есть два пути:

- часть собирается в ручейки, реки и попадает в озера и водохранилища;

- вторая часть воды, просачиваясь через почву, питает растения и пополняет запасы грунтовых вод.

Круговорот воды является грандиозным процессом на поверхности Земли.


3.2. Задание 1 (5−7 мин)

Ребята, чтобы лучше понять, как же происходит круговорот воды в природе, для этого я приглашаю вас пройти к столам и убедиться в этом на практике.

Перед вами стоят миски с водой. Представим, что это водоем. Возьмите губки. Что можно сказать о весе губки? (губка легкая). Губка будет служить нам тучкой. Опустите губку в миску и подождите, чтобы она впитала воду. Поднимите и скажите, какая по весу стала губка (тяжелая). Сожмите ее над миской.  Что произошло? Из тучки пошел дождь. Мы с вами наблюдали, как образовывается туча и идет дождь. По окончании опыта дети вытирают руки салфеткой.

Ребята, вы, наверное, немного устали? Давайте с вами разомнемся и сделаем физкультминутку.


3.3. Физминутка (3-5 мин.)

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (потягивания — руки вперёд.)

Сверху мoстик — погляди. (потягивания — руки вверх.)

Чтoбы плыть ещё скорей,

Надo нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.


3.4. Задание 2 (10-12 мин.)

Ребята, мне передали коробку карандашей и волшебный конверт, в котором множество рисунков с круговоротом воды в природе, но к сожалению, они черно-белые, как Вы думаете, сможете спасти ситуацию? (ответы детей, дежурные помогают раздать карандаши и раскраски). Однако это не просто рисунки, на каждом зашифрована история, Вам необходимо будет их разгадать и рассказать ее нам. Дерзайте и пока разрисовываете, подумайте над своими историями (ребята разрисовывают, по готовности выходят к доске и рассказывают о своем рисунке, готовыми работами украшают доску).

4. Перерыв (15 мин.)


5. Основной этап. Практическая часть (40 мин.).


5.1. Подготовка рабочего места (3мин)

Дорогие дети! Вы немного отдохнули, и теперь скажите, а есть ли у вас такое место в котором вы бы могли проводить долгое время? Давайте подготовим пространство для плодовой работы (дети подготавливают материалы и инструменты для работы).


5.2.Создание творческой работы «Путешествие капельки воды» (30−35 мин.).

Показ примера и описание этапов работы. Выполнение творческого задания, поэтапное приклеивание элементов аппликации

.

- Молодцы! Вы отлично справились с этой работой.

- А может кто-то из вас желает выйти к доске и рассказать свою историю о путешествии капельки воды?  

- Вы все - такие молодцы, у всех вас очень красиво получилось создать свои аппликации.


5.3. Физминутка (3-5 мин.)

«Что там чудится в тумане?»

Что там чудится в тумане? (вытягиваем руки вперёд)

Волны плещут в океане (руками изображаем движение волн)

Это мачты кораблей (вытягиваем руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей (машем руками)

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем (ходьба на месте)

Ищем камушки в песке (выполняем наклоны)

и сжимаем в кулачке (сжимаем кулачки)

Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать (приседания)

Вверх потянемся, пройдёмся (потягиваем руки вверх, ходьба на месте)

И на место вновь вернёмся.

6. Итоговый этап (5 −8 мин.)


Ребята, все закончили работу? Молодцы! Давайте приведем в порядок свое рабочее место.


6.1 Рефлексия (2−3 мин.)


1.Скажите, а что нового вы узнали на нашем сегодняшнем занятии? (ответы детей)

2.Что было для вас самым интересным и увлекательным? (ответы детей)

3. Что особенно понравилось на занятии? (ответы детей)

4. Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей)


6.2. Заключение (1 −2 мин.)

Вот и подошло к концу наше занятие. Ну что ребята, понравились вам задания? Вы сегодня очень старались, выполняли задания добросовестно, вы молодцы!

(Рассматривает готовые рисунки детей. Хвалим каждого за прекрасно выполненную работу)


6.3. Фотографии на память (2-3 мин.)

Фото детей с рисунками и поделками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!