СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему "Развитие регулятивных УУД на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена разработке уроков по информатике в 7 классе по формированию регулятивных УУД

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Развитие регулятивных УУД на уроках информатики"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Медногорска»

Оренбургской области











Исследовательская работа

Тема: «Развитие регулятивных УУД на уроках информатики»








Работу выполнила: Пацук Татьяна Анатольевна,

учитель информатики МБОУ СОШ № 1






















Медногорск 2023



«Развитие регулятивных УУД на уроках информатики»


Краткая аннотация


Данная работа представляет собой исследование возможности использования методического комплекса Л.Л.Босовой для успешного развития регулятивных УУД учащихся 5-7 классов.

В работе содержатся краткие описания регулятивных УУД, результаты анализа методического комплекса Л.Л.Босовой.

Работа может быть полезна учителям информатики.

Работа имеет практическую значимость.


Аннотация

Тема исследовательской работы «Развитие регулятивных УУД средствами методического комплекса по информатике Л.Л.Босовой».

Цель работы: исследование возможностей использования методического комплекса Л.Л.Босовой для успешного развития регулятивных УУД учащихся 5-7 классов.

В ходе работы по данной теме решались следующие задачи:

    • Изучить методический комплекс Л.Л.Босовой.

    • Создать программы по методическому комплексу Л.Л.Босовой.

    • Исследовать возможности методического комплекса Л.Л.Босовой .

    • Использовать на уроках практические задания, способствующие развитию регулятивных УУД.

    • Проанализировать и обобщить опыт работы.

При выполнении данной работы использовались такие методы и приемы: анализ, сравнение, исследование, мысленное и знаковое моделирование, обработка результатов, анализ личной значимости работы.

Полученные результаты:

В ходе выполнения исследования разработаны учебные программы 5-7 классов соответствующие требованиям стандартам второго поколения.

Исследованы возможности методического комплекса Л.Л.Босовой.

Спроектированы практические задания, способствующие развитию УУД.

Проведен анализ и обобщение опыта работы.





Описание работы

В своей деятельности мне пришлось использовать уже не один методический комплект учебников по информатике, а с переходом на ФГОС возникла необходимость перейти на новый уже переработанный под стандарты второго поколения комплекс учебников для 5-7 классов Босовой Л.Л.

В связи с переходом на ФГОС каждый учитель пересматривает методику обучения, пытается найти приемы и средства, позволяющие формировать универсальные учебные действия (УУД) обучающихся. На первый взгляд кажется, что информатика – это метапредмет, и каждая тема в нем сама по себе уже на уровне содержания способствует формированию УУД. Действительно, информатика в большей степени, чем любая другая учебная дисциплина, способствует формированию ИКТ-компетентности. В рамках информатики изучаются такие понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти и другие понятия превращаются в УУД только тогда, когда обучающийся осознанно научится их использовать в своей деятельности.

Для этого я решила исследовать возможности нового методического комплекса для формирования регулятивных УУД у обучающихся.

Основные понятия

Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться [1].

Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым и др. понятию, УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В модели Программы развития универсальных учебных действий выделяются: личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные универсальные учебные действия, сформированность которых определяется приведёнными в этом документе критериями [2].

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных

характеристик; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [2]. На уроках информатики каких-то отличительных особенностей формируемых регулятивных УУД фактически нет (см. рис.).

















Целью работы является исследование возможностей использования методического комплекса Л.Л.Босовой для успешного развития регулятивных УУД учащихся 5-7 классов.

В ходе работы по данной теме решались следующие задачи:

    • Изучить методический комплекс Л.Л.Босовой.

    • Создать программы по методическому комплексу Л.Л.Босовой.

    • Исследовать возможности методического комплекса Л.Л.Босовой.

    • Использовать на уроках практические задания, способствующие развитию регулятивных УУД.

    • Проанализировать и обобщить опыт работы.

Состав учебно-методического комплекса Л.Л.Босовой

  1. Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. Программа для основной школы 5-6классы. 7-9 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.

  3. Босова Л.Л. Информатика : рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 144 с.

  4. Босова Л.Л. Информатика : Учебник для 6 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.

  5. Босова Л.Л. Информатика : рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 192 с.

  6. Босова Л.Л. Информатика : Учебник для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 224 с.

  7. Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс] : 5–6 классы. 7—9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин.— Эл.изд.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  8. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г.Коломенская. – 5-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 – 152с. : ил.

  9. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса.

  10. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса.

  11. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса.

  12. Сайт методической службы издательства БИНОМ. Лаборатория знаний, - Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/.


Анализ методического комплекса Л.Л.Босовой


Содержание учебников «Информатика» ориентировано на формирование следующих личностных результатов:

  1. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.

Условия для достижения данного результата обеспечиваются за счет формирования у школьников представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности; понимания роли информационных процессов в современном мире; представлений об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойствах; навыков анализа получаемой информации; способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

  1. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.

  1. Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник 5 класса содержит подробную информацию о технике безопасности и организации рабочего места; эта информация в форме плаката повторяется в учебнике 7 класса; в учебниках уделяется внимание вопросам информационной безопасности: ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитию чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды и пр.

Содержание учебников «Информатика» ориентировано на формирование следующих метапредметных результатов:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, такими как: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели с помощью фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение читать таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.



Предметные результаты, определяемые ФГОС ООО, обеспечены содержанием учебников для 5, 6, 7, 8, 9 классов, поддерживаются другими компонентами, входящими в УМК.

Соответствие УМК возрастным особенностям

Учебники методического комплекса возрастным особеностям младших школьников (5-6 класс) и подростков (7-9 класс).


С соответствии с ФГОС в основной школе начинается изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека

В начале каждого параграфа учебников информатики размещены ключевые слова, основные понятия стандарта, раскрываемые в тексте параграфа. После основного текста параграфа размещена рубрика «Самое главное», которая вместе с ключевыми словами предназначена для обобщения и систематизации изучаемого материала. На решение этой задачи направлены и задания, в которых ученикам предлагается построить графические схемы, иллюстрирующие отношения между основными понятиями изученных тем.

Учебники снабжены навигационной полосой со специальными значками, акцентирующими внимание учащихся на ключевых компонентах параграфов, а также позволяющими связать в единый комплект все составляющие УМК благодаря ссылкам на электронное приложение к учебникам. Навигационные инструменты учебника активизируют деятельностный характер взаимодействия ученика с учебным материалом параграфа, закрепляют элементы работы с информацией в режиме перекрестных ссылок в структурированном тексте.

Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. Каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/) и электронного приложения к учебникам (http://metodist.lbz.ru) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным.

В 8–9 классах широко используются ресурсы Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.ru). Использование ресурсов сети Интернет предполагается и для поиска учащимися ответов на некоторые вопросы рубрики «Вопросы и задания», размещённой в конце каждого параграфа.

В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Основной акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, реализации общеобразовательного потенциала курса. Параллельно с изучением теоретического материала осуществляется формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы.

С учетом возрастных особенностей ученикам 5–6 классов предложен компьютерный практикум, состоящий из детально разработанных описаний практических работ.

Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся смогут получить необходимую для работы информацию в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее развитых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома.

Цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников.

Для совершенствования навыков работы на компьютере учащихся 7–8 классов в учебники включены задания для практических работ, которые подобраны таким образом, что могут быть выполнены с использованием любого варианта стандартного базового пакета программного обеспечения, имеющегося в школах.

Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащегося с информацией, развитию критического мышления. Система вопросов и заданий к параграфам и пунктам является разноуровневой по сложности и содержанию, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В учебники включены задания, способствующие формированию навыков сотрудничества учащегося с педагогом и сверстниками.

На страницах учебников 7–9 классов подробно рассмотрены примеры решений типовых задач по каждой изучаемой теме. Аналогичные задачи предлагаются ученикам в рубрике «Вопросы и задания». Для повышения мотивации школьников к изучению содержания курса особым значком отмечены вопросы, задачи и задания, аналогичные тем, что включаются в варианты ГИА и ЕГЭ по информатике.

В конце каждой главы учебников 7–9 классов приведены тестовые задания, выполнение которых поможет учащимся оценить, хорошо ли они освоили теоретический материал и могут ли применять свои знания для решения возникающих проблем. Кроме того, это является подготовкой к сдаче выпускного экзамена по информатике и ИКТ в форме ГИА (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс).

Дополнительная литература, рекомендуемая при использовании вариативной составляющей с формированием различных траекторий обучения информатике и развития информационной активности детей, размещена на сайте методической службы http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/umk8-9.php и http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/umk5-7.php (разделы «Внеурочная деятельность»)

Методические материалы к УМК размещены в авторской мастерской Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ )


Создание практических заданий, способствующих развитию регулятивных УУД


Цикл деятельности всегда начинается с целеполагания. Далее, исходя из цели, определяются задачи, происходит планирование деятельности. Нужно также продумать организацию выполнения плана, т.е. определить необходимые условия и ресурсы для его реализации. И только после этого можно приступать к действию, т.е. собственно к достижению цели. В ходе реализации задуманного осуществляется контроль (самоконтроль), проводится анализ и при необходимости коррекция действий. Таким образом, цикл деятельности может выглядеть так: Цель – План – Организация – Действие – Контроль – Анализ – Коррекция. Заметим, что целеполагание, планирование, контроль, анализ и коррекция определены стандартом как набор регулятивных метапредметных УУД. Значит, идеальный урок с точки зрения формирования регулятивных УУД должен содержать весь алгоритм деятельности.


Проследим реализацию цикла деятельности на примере урока для 5 класса по теме «Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру» в рамках УМК Л.Л. Босовой [3, 4].

Целеполагание. Учителю необходимо создать условия для того, чтобы обучающиеся определили цель урока. Для этого можно предложить обучающимся прочитать тему урока и высказать предположения о том, чему бы ребята хотели научиться, задать интересующие их вопросы. В ходе диалога обучающиеся предполагают, что они будут изучать клавиатуру. Учитель предлагает отметить в рабочей тетради на изображении клавиатуры незнакомые клавиши, обратить внимание на их расположение и ответить на вопрос, почему клавиши так расположены. Следует обратить особое внимание учеников на расположение русских букв. На первый взгляд, никакого порядка в расположении этих клавиш нет, и некоторым даже кажется, что «клавиши нарочно перепутали, чтобы долго их искать, и тогда клавиатура прослужит дольше».

В результате обсуждения следует подвести учеников к той мысли, что буквы на клавиатуре расположены по принципу «наибольшей повторяемости», т.е. в центре находятся буквы, чаще всего используемые при наборе текста. Но эта гипотеза нуждается в проверке, исследовании.

Планирование. Необходимо спланировать исследование. Дети предлагают в произвольно выбранном тексте пересчитать, сколько раз в нем встречается каждая буква русского алфавита, упорядочить буквы в порядке убывания их количества в тексте и соотнести полученный список с расположением букв на клавиатуре.

Организация. На данном этапе нужно обсудить вопросы: какой текст взять (предложение, книгу, фрагмент художественного произведения или статьи), где взять (в интернете, учебнике литературы), как организовать работу (считать все буквы каждому или распределить их между обучающимися), что можно поручить компьютеру (считать буквы, сортировать их).

Действие. Как будет проходить этот этап, зависит от предыдущего обсуждения. Целесообразно взять электронный вариант текста, размер которого не более страницы, и распределить буквы между обучающимися. Каждый школьник с помощью функции поиска текстового редактора считает количество доставшихся ему букв и результат вносит в совместную таблицу. Затем данные таблицы сортируются, и дети отвечают на вопрос: «Какие буквы чаще (реже) всего использованы в тексте и как они расположены на клавиатуре?»

Контроль, анализ, коррекция. При подведении итогов класс вместе с учителем обсуждает, можно ли проведенное исследование считать доказательством гипотезы?

Нельзя, т.к. по одному тексту нельзя однозначно установить частоту использования букв русского алфавита. В качестве коррекции гипотезы можно предложить исследовать еще несколько текстов при выполнении домашнего задания. Возможно, кто-то из ребят предложит найти результаты подобных исследований в Интернете и сравнить их с собственными. (Очевидно, найдутся те, кто заинтересуется расположением и латинских букв).

Обязательно стоит вернуться к отмеченным в начале урока клавишам и обратить внимание на те, что остались со знаком вопроса, и обсудить, где можно найти информацию о них (учебник, электронный образовательный ресурс, словарь, интернет). Таким образом, появляется возможность выйти на персональное домашнее задание, а это уже первый шаг к выстраиванию индивидуальной образовательной траектории.

На данном уроке обучающиеся не просто выполняют набор заданий, а каждый их шаг является осмысленным действием. Такой вариант построения урока возможен тогда, когда результатом урока является продукт, когда на уроке решается проектная задача. Урок передачи знаний не вписывается в предложенную схему.

Например, пункт параграфа 12 учебника 5 класса [4] посвящена теме «Создание движущихся изображений». Обучающийся читает в разделе «Чему вы должны научиться», что он должен получить навыки работы для создания презентаций, используя графику созданную в программе PAINT. Важно, что дети учатся не просто нажимать на кнопки, а исследуют новый для них инструмент, сравнивая с уже изученным, и это способствует формированию УУД.

Проектирование урока должно проходить по всем этапам: от целеполагания до анализа и коррекции. Проектируя урок, учитель должен определить для себя главную цель урока, выбрать задачу, которой будет данный урок посвящен, продумать организацию деятельности обучающихся по решению этой задачи, включая инструменты самоконтроля, самоанализа, а также механизмы коррекции образовательных результатов обучающихся. А анализ урока позволит отследить качественный прирост результатов у каждого обучающегося и необходим для последующего целеполагания. Ведь как говорил Луций Анней Сенека: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра». Этим пловцом оказывается и обучающийся, и его педагог. Это совместный труд.


Выводы:

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с требованиями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

В деятельностной форме суть регулятивных действий можно представить так:

  • Умение формулировать собственные учебные цели – цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т. п.

  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы.

  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Были некоторые объективные и субъективные сложности, но я справилась с поставленными задачами.

Планирую продолжить данную работу и провести сравнение с возможностями других методических комплексов, в частности с комплексом учебников Макаровой Н.В. с которыми работала ранее.



Практическая значимость:

В ходе выполнения исследования разработаны учебные программы 5-7 классов соответствующие требованиям стандартам второго поколения.

Исследованы возможности методического комплекса Л.Л.Босовой.

Спроектированы практические задания, способствующие развитию УУД.

Проведен анализ и обобщение опыта работы.






Литература


  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. —М. : Просвещение, 2011г..

  2. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. М.; Просвещение, 2010г.

  3. Босова Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.

  4. Босова Л.Л. Информатика : рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 144 с.

  5. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!