п.Матвеев Курган, 2018 г.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Матвеево-Курганского района
Методический доклад на тему:
ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Выполнила:
Лозина Надежда Анатольевна
преподаватель декоративно-прикладного искусства
МБУ ДО «Детская школа искусств»
Матвеево-Курганского района
Краткая аннотация:
В докладе раскрываются благоприятствующие условия, эффективные методы, учитывающие возможности каждого ребенка, для развития познавательной активности и творческих способностей. Рассматриваются различные аспекты профессионального мастерства педагога, его умение заинтересовать детей разного возраста, видам декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: творческая направленность, природные задатки, потенциал ребенка, познавательная активность, методы и приемы.
Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях в учебно-познавательной деятельности педагогической теории и практики оказывается проблема развития творческого, социально-культурного потенциала ребенка в процессе эстетического воспитания.
На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений. При теоретическом обучении воспитанники знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, учатся замечать тесную связь народного творчества с природой, традициями, жизнью народа.
Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований. На развитие дополнительного образования нацеливают нормативные документы Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
В процессе практического освоения различных видов декоративно-прикладного искусства воспитанники учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Развитие творческой и познавательной активности и творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.
Если понимать творчество как создание нового, наши дети - самые большие творцы. Для них все является новым. Однако дети, по сути, не творят новое, а по большей части, открывают его для себя посредством творческого эксперимента. Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этот период формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы.
Умение создавать из элементов целое, комбинировать старое в новые сочетания - составляет основу творчества. Используемые при этом педагогические методики, становятся эффективным инструментом в руках каждого умелого педагога. Наибольший эффект дают такие методы, как:
творческое задание;
постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
дискуссия (организация обсуждения материала);
создание креативного поля;
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у детей имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Методы стимулирования:
методы эмоционального стимулирования;
методы развития познавательного интереса;
методы формирования ответственности и обязательности;
методы развития творческих способностей и личных качеств каждого ребенка.
«Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета педагогического опыта. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе. Практика показывает, что необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволяет достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.
Подходы к изучению и развитию творчества:
выявление связи максимальной продуктивности с возрастом;
личностный подход - изучение индивидуальных качеств личности;
изучение мыслительных процессов, связь интеллектуального развития и способностей к творчеству.
В программу работы коллектива по декоративно-прикладному искусству необходимо включение специальных занятий по развитию творческого мышления, воображения, мелкой моторики, которые стимулируют развитие творческих способностей детей.
Занятия организуются в соответствии со следующими принципами:
- создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, взаимным доверием;
- проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;
- обеспечение возможности решений творческой задачи;
- предоставление возможности обмена мнениями, обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.
Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности определения себя как «творца» идеи, замысла, служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей.
Для успешного развития познавательной активности и творческих способностей воспитанников, перед занятиями проводится подготовительная работа. Это: подготовка презентаций к занятиям, наглядности, раздаточного материала, проведение бесед, инструктаж по ТБ. Дети готовят доклады и рефераты об истории происхождения различных материалов, инструментов, техники изготовления (оригами, лепки, лоскутного шитья, старинной вышивки, ткачества и т.д.).
Творческая обстановка на занятиях, поощряемая и направляемая педагогом должным образом, очень важна. Перед руководителем стоит сложная задача создать такой микроклимат внутренней среды (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей яркой индивидуальности.
Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны педагога. Если педагог во всём направляет ребенка, помогает ему в том, с чем он справился бы сам, то такое управление подавляет самодеятельность, тормозит его развитие. Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребёнка к творчеству. Ведь именно подражание является главным механизмом формирования креативности.
Но, в то же время, даже при выполнении заданий по инструкционным и технологическим картам или образцам, не следует ограничивать детей жёсткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задумываться. И если кому-либо это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоёмкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.
Что может сделать педагог для повышения собственного уровня рефлексии и других качеств своей профессиональной компетентности, и как сделать, чтобы ребенок не потерял интерес, но и сам бы стремился к получению новых знаний и умений? Творчество немыслимо без познавательной активности, постоянного стремления узнавать новое. Нам ясно, что инновации в дополнительном образовании не могут протекать быстро, так как изменение в сознании - дело сложное и длительное.
Но, мы - педагоги, стимулируя интерес к познанию, применяя элементы новых педагогический технологий, открываем неограниченные способности в каждом ребенке через сотрудничество и сотворчество. Роль педагога уже не является доминирующей, он превращается в консультанта, помощника, направляющего, но не управляющего деятельностью. Это помогает им поверить в свои силы, проявить инициативу, избавиться от различных комплексов. Мы используем несколько видов декоративно – прикладного искусства, работаем с различными материалами. Отрадно, что индивидуальные и коллективные работы наших учеников ежегодно занимают призовые места в районных, областных выставках. Многие ребята считают самым лучшим подарком - это подарок, сделанный своими руками для своих родителей, бабушек, учителей, друзей.
Направления, по которым я работаю, позволяют максимально воздействовать на развитие воспитанности, гуманизма и интеллекта личности детей. Декоративно-прикладное искусство обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, способствует воспитанию этических, эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков умений, развивает природные задатки детей. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств.
В конечном итоге, творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Банников В. Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся //Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 3. - С. 83-86.
2. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности: дайджест // Психология обучения. - 2008. - N 3. - С. 118-119.
3. Васильева И. И. 3.Использование предметных страниц школьного сайта в самостоятельной работе учащихся // Педагогическая информатика. - 2009. - N 1. - С. 35-39.
4. Горностаева З. Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности //Открытая школа. – 1998. - N 2. - С. 31-34.
5. Градова А. Управление познавательной деятельностью учащихся //Учитель. – 2004. - N 6. - С. 76-80.
6. Губарева Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся // Образование и общество. – 2004. - N 2. - С. 61-62
7. Гурина И. А. Идея развития познавательной самостоятельности в российском дореволюционном образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - N 3. - С. 47-55.
8. Зеленина Л. М. О курсе русского языка, построенном на познавательной активности и самостоятельности учащихся : информ.-метод. письмо к учеб. "Рус. яз.", 1 кл. //Начальная школа. – 1999. - N 9. - С. 44-47.
9. Карсонов В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся //Школьные технологии. - 2007. - N 5. - С. 125-126.
10. Карсонов В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - N 5. - С. 14-16. 14.
11. Коновалец Л. С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения //Педагогика. – 2009. - N 2. - С. 46-50