Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1.Организационный | Учитель приветствует детей, настраивает их на работу | Проверяют свою готовность к работе | Личностные: управление своим настроением, уважительное отношение к учителю и одноклассникам умение организовать рабочее место |
2.Актуализация знаний | Фронтальная беседа Учитель: Какие царства живых организмов вы знаете? | Учащиеся: Царства Бактерий, Грибов, Животных и Растений | Личностные: формирование познавательного интереса к изучаемой теме и результатам ее освоения. Коммуникативные: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учебу, умение слушать, высказывать свои мысли. |
Учитель: Какие царства мы изучили? | Учащиеся: Царства Бактерий и Грибов |
Учитель: Какая наука изучает грибы? | Учащиеся: Микология |
Учитель: Из чего состоит тело гриба? | Учащиеся: Из грибницы |
Учитель: Что из себя представляет грибница? | Учащиеся: - Тонкие белые нити - одноклеточная или многоклеточная - клетки одноядерные или многоядерные |
3. Мотивация. Постановка учебной задачи | Учитель: Я предлагаю вам побыть сегодня на уроке грибниками. Кто такой грибник? Учитель: Грибы какой группы обычно собирают? (презентация, приложение 1) Учитель: Итак, о чем пойдет сегодня речь, какова тема нашего урока? | Учащиеся: Человек, который собирает грибы. Учащиеся: Шляпочные Учащиеся формулируют тему урока и записывают ее в опорный конспект | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в устной форме. Регулятивные: определение темы урока, планирование предстоящей деятельности, целеполагание |
Учитель: А как вы думаете, что грибник должен знать, прежде чем идти за грибами? - Давайте сформулируем цель урока, вставив пропущенные слова в текст: Узнать особенности ………… и жизнедеятельности …………. грибов, научиться различать съедобные и ………… грибы. | Учащиеся высказывают предположения. На доске выстраивают план урока Учащиеся вставляют пропущенные слова в текст на слайде, формулируется цель урока |
4.Открытие новых знаний Физкультминутка | Учитель: Чтобы узнать, как устроены шляпочные грибы, выполним лабораторную работу по инструкции учебника на стр. 77. Для этого изучите текст «Строение шляпочного гриба» на стр. 70-71, рассмотрите рис. 41, и выполните задание 1 в опорном конспекте (приложение 2) Учитель: На какие группы можно разделить шляпочные грибы? Почему? | Учащиеся работают с текстом учебника и изучают рисунок «Строение шляпочного гриба». Выполняют лабораторную работу по инструкции. Учащиеся выходят к доске и называют и показывают части гриба. Учащиеся называют группы: трубчатые и пластинчатые. Объясняют особенности строения. Делают корректировку записей в опорном конспекте. Оценивают свою работу. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий лабораторной работы Коммуникативные: Умение работать в паре (общение) Познавательные: умение работать с текстом, выделять главное; анализировать, сравнивать, делать выводы Предметные: развивать навыки самопознания живой природы. Определяют понятия: «плодовое тело», «грибы трубчатые», «грибы пластинчатые» |
Учитель: Как называют то, что мы обычно кладем в корзинку? А зачем грибу плодовое тело? Демонстрация flash-ролика «Образование спор и развитие шляпочного гриба» (электронное приложение к учебнику) В учебнике на стр. 71 найдите, что такое спора и запишите определение в опорный конспект. | Учащиеся: Плодовое тело гриба Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу. Дополняют свои ответы после просмотра ролика. Учащиеся: Споры – особые клетки, с помощью которых грибы размножаются. | Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух; умение осознанно строить свое речевое высказывание Познавательные: умение работать с информацией из разных источников Предметные: определяют понятие «спора» |
Учитель объявляет подвижную игру. Дети рано утром встали, За грибами в лес пошли, Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним ребята, Наклоняйтесь, раз-два-три, Их в лукошко собери! | Учащиеся делают зарядку | |
Учитель: Грибники знают, что подберезовики растут под березами, подосиновики – рядом с осинами, маслята – рядом с соснами. Почему? Сейчас мы посмотрим ролик. После просмотра ролика ответьте на вопросы: 1 ряд: Что такое микориза? 2 ряд: Что гриб дает дереву? 3 ряд: Что гриб берет от дерева? Демонстрация flash-ролика «Симбиоз грибов и растений» (электронное приложение к учебнику) | Учащиеся предполагают, что это симбиоз. Вспоминают определение. После просмотра ролика учащиеся дают ответы на поставленные вопросы, записывают определение «микориза» в опорный конспект. | Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух; умение осознанно строить свое речевое высказывание Познавательные: умение работать с информацией из разных источников Предметные: определяют понятие «микориза», называют процессы жизнедеятельности |
Учитель: Грибник, идя за грибами должен знать съедобные и ядовитые грибы. Выполните задание 3 в опорном конспекте. Учитель: А какими еще грибами можно отравиться? | Учащиеся выполняют задание. По окончании проверяется правильность выполнения, оценивают свою работу на этом этапе урока. Учащиеся с помощью слайда презентации высказывают предположения. Затем обобщают сказанное. | Познавательные: умение работать с иллюстрациями, находить нужную информацию в тексте Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух; умение выражать свои мысли в устной форме Предметные: умение различать съедобные грибы и ядовитые |
Учитель: Не за всякими грибами надо идти в лес. Есть грибы, которые человек научился выращивать. Учитель демонстрирует слайды презентации. | Учащиеся называют грибы, которые знают. Учащийся, получивший опережающее задание, рассказывает о вешенке обыкновенной. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в устной форме, строить связный рассказ. Познавательные умение строить высказывание. |
5.Ззакрепление | Выполнение задания 4 в опорном конспекте Учитель: Вернемся к вопросам нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы? | Учащиеся выполняют задание, сравнивают с эталоном ответов. Оценивают свою работу. Проводят самоанализ достигнутых результатов. Делают выводы. Формулируют и озвучивают главные мысли урока. | Предметные: знание основных понятий урока Познавательные: умение выбрать правильный ответ Регулятивные: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли в устной форме. |
6.Рефлексия | Учитель просит детей оценить свою работу на уроке с помощью картинок, которые лежат на столах. Я работал хорошо. У меня многое получилось. Я старался, но допустил много ошибок. | Учащиеся оценивают свою работу при помощи картинок, а также сдают учителю опорные конспекты, в которых они оценивали свою работу на разных этапах урока. | Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции Личностные: осмысление своих действий, самооценка. |
7.Домашнее задание | § 14, ответить на вопросы в конце параграфа (устно) Задания по выбору: 1.Подготовить презентацию на тему «Съедобные грибы» 2.Подготовить презентацию на тему «Ядовитые грибы» 3.Сделать модель шляпочного гриба | Учащиеся делают выбор в зависимости от собственных интересов, умений. Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные: самоуправление обучением, понимание важности выполнения задания; умение оценивать свои возможности, умение делать выбор |