СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему «Вредные привычки»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему «Вредные привычки»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа

с. Больше - Дорохово Асиновского района Томской области







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему «Вредные привычки»













Составитель Зюзина Марина Викторовна,

учитель начальных классов















2022

Методическая разработка создана в помощь преподавателям и кураторам для проведения воспитательных часов. Приведенный в разработке пример воспитательного часа имеет законченный вид и может использоваться как готовый сценарий. А также может стать лишь планом для создания нового мероприятия, то есть не ограничивает творческий подход к воспитательной работе и позволяет несколько изменить при использовании имеющегося материального обеспечения.

Человеческая жизнь и здоровье - наибольшие жизненные ценности, стоимость которых трудно переоценить.

Воспитательный час на тему «Вредные привычки» посвящен Всемирному дню не курения, который проводится 31 мая.

Курение табака в наше время стало одним из наиболее распространенных вредных привычек. Большинство будущих курильщиков втягиваются в курение в детском и юношеском возрасте. Именно они являются тем резервом, который постоянно пополняет ряды взрослых курильщиков. Данные мировой статистики свидетельствуют, что численность курильщиков продолжает увеличиваться в основном за счет женщин и детей. К сожалению, растет и производство табачных изделий.

Бесполезно узнавать у курильщика, почему он это делает. Он и сам не знает. Зато знают психологи и физиологи. Так проявляется инстинкт подражания. Именно он заставляет детей, подростков и даже взрослых людей впервые взяться за сигарету и поддерживает эту привычку у тех, кто на самом деле не имеет никотиновой зависимости. Легенда о успокаивающем и антистрессовом действии табака не выдерживает никакой критики. Зато действительно успокоительным является ритуал зажигания сигареты. Эти рефлекторные движения тесно связаны в подсознании курильщика с паузой, моментом отдыха, «перекуром». И поэтому на сегодняшнем воспитательном часе мы попробуем выяснить, зачем люди курят и какое воздействие на организм человека оказывает курение табака.


1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Тема: «Вредные привычки»

Класс: 8-9

Место проведения: МАОУ – ООШ с. Больше - Дорохово

Воспитательная цель - воспитать отрицательное отношение к курению как антиобщественного явления, что приводит к деградации личности. Воспитать здоровый образ жизни у молодого поколения и высокие моральные ценности. Обратить внимание на предупреждение курения среди молодежи, снизить уровень потребления табачных изделий, способствовать здоровому образу жизни.

Дидактическая цель - обобщить и систематизировать знания студентов о вреде курения, обратить особое внимание на негативное влияние никотина на организм человека и предостеречь студентов от его употребления.

Методическое обеспечение – видеофильм «О вреде курения»

Техническое обеспечение: компьютер, проектор.













1.2 ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Организационные мероприятия. Подготовка класса к проведению классного часа.

Ознакомление учащихся с темой воспитательного часа, планом занятия.

Объявление темы и цели занятия.

Мотивация воспитательного мероприятия. Курение табака в наше время стало одним из наиболее распространенных вредных привычек. Большинство будущих курильщиков втягиваются в курение в детском и юношеском возрасте. Данные мировой статистики свидетельствуют, что численность курильщиков продолжает увеличиваться в основном за счет женщин и детей. Эта проблема широко освещена в научной и медицинской литературе. Но хотелось бы еще раз обратить на нее внимание.

Проведение мероприятия. Изучение нового материала в форме рассказа с элементами беседы.

Закрепление познавательных аспектов. Выступления студентов в течение всего урока, советы врача, астролога и исторические факты.

Выводы. Мода на курение на Западе прошла лет двадцать назад. Но в нашей стране достигла пика своей популярности. Разве нам мало Чернобыля с его фатальными последствиями, которые ощущаются до сих пор и еще долго будут сказываться? Ведь курение, его распространения это тоже катастрофа, как социальная, так и экологическая.







1.3 СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА

«ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ»



Вначале участники делятся на две команды

Команды придумывают себе название

Наша встреча сегодня посвящена актуальнейшей проблеме современности – здоровому образу жизни, основными составляющими которой являются:

1.) отказ от курения;

2.) отказ от алкогольных напитков;

3.) отказ от наркотиков;

4.) отсутствие всевозможных заболеваний;

5.) занятия физкультурой и спортом;

6.) отказ от сквернословия.

1-ый тур.

От каждой команды выбирается по два участника. Им предлагается нарисовать плакат на тему «Хочешь жить – бросай курить». Они отсаживаются за отдельные столы и приступают к работе.

Классный руководитель знакомит ребят об истории появления табака в Европе.

Курение табака возникло еще в глубокой древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы — взрослые и дети — держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что «дикари» традиционно используют листья для частого вдыхания дыма.

Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.

Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «табакко» и... нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор.

Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» — так называют основной компонент табака, самый ядовитый.

Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить... А потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России «европейские» порядки, в том числе и не препятствовал распространению курения.

В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак, и только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России в царствование Михаила Федоровича уличенных в первый раз наказывали палочными ударами, во второй — отрезанием носа или ушей. А что знают наши команды?

Предлагаем вопросы и три варианта ответов, один из которых верный. Какой?

За правильный ответ команде присуждается очко.

1. Родина табака:

а) Южная Америка.  +

б) Южная Африка.

в) Южный полюс.

2. Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли...

а) папиросо.

б) сигаро.  +

в) самокруто.

3. Кто обнаружил в табаке никотин?

а) Жан-Жак Руссо.

б) Жан-Поль Бельмондо.

в) Жан Нико.  +

4. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство от...

а) насморка.

б) мигрени.  +

в) простуды.

5. В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?

а) В Испании.

б) В Италии.   +

в) В Бразилии.

6. Книга, написанная английским королем Яковом I в 1604 году, называется...

а) «О вреде табака».   +

б) «О пользе курения».

в) «Об истории трубки».

7. Самый популярный способ употребления табака в США до XIX века?

а) Курение.

б) Нюханье.

в) Жевание.   +

8. Кого называют «курильщиками поневоле»?

а) Тех, кто находится в обществе курящих.  +

б) Тех, кого заставляют курить принудительно.

в) Тех, кто курит в тюрьме.

8. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?

а) Медики.

б) Пожарные.  +

в) Церковь.

9. При каком царе за курение табака — «дьявольского зелья» — в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?

а) При Петре I.

б) При Михаиле Федоровиче. +

в) При Алексее Михайловиче. 

10. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?

а) Тренировка на велотренажере.   +

б) Бег на 1,5 км.

в) Мытье полов в школе.

11. Широко ведется борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там объявлены «профессиями некурящих»?

а) Учителя и медики.  +

б) Пожарные и милиционеры.

в) Егери и подводники.

12. В 1934 году во французском городе Ницце компания молодежи устроила соревнование — кто выкурит больше папирос! Двое «победителей» не смогли получить приз, так как скончались, выкурив...

а) 40 папирос.

б) 50 папирос.

в) 60 папирос.   +

Команда, ответившая первой правильно, получает очко за каждый вопрос.



2-ой тур



Краткая статистика о курящих.

Люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз - раком лёгких.

Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.

Учёные выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростков - в половине пачке. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трёх сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.

Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются неуспевающие в учёбе.

Учёные выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте.

Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость дёсен, язвочки во рту, часто воспаляется зев, что приводит к возникновению ангин. От длительного курения происходит сужение голосовой щели, появляется осиплость голоса.

В последние годы учёные уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним в первую очередь относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберёт в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный дёготь. В нём особенно много веществ, вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дёгтем, то у животного образуется раковая опухоль.

Видео вреде курения.

Викторина

1) Как говорят, когда дело плохо? (Дело табак!)

2) Дружба дружбой, а он врозь. Назовите его. (Табачок. «Дружба дружбой, а табачок врозь».)

3) Голосом какого знаменитого актёра театра и кино говорит мультяшный кот Матроскин?

(Олега Табакова.)

4)Как называется тушка цыплёнка, разрезанная вдоль и поджаренная со специями?

(Цыплёнок-табака.)

5) Когда на Руси впервые появился картофель, некоторые его называли «чертовым яблоком». А что эти же люди называли «чертовым ладаном»? (Табак.)

6) На какие российские острова мечтают попасть все курильщики? (На Курильские острова.)

7)Это не только морской родственник окуня, но и остаток выкуренной сигареты. Назовите это.

(Бычок.)

8) Как называют короткий отдых или перерыв в работе?   (Перекур.)

9) Как называется очень тонкая бумага для детского творчества?   (Папиросная бумага.)

10) Знак перемирия у воинствующих индейцев – это... Что?   (Трубка мира)

11) Известный лошадиный убийца – это... Кто?   (Никотин.)

12) Почему ночной грабитель обходит стороной дом курильщика?

(Потому что он всю ночь кашляет и не спит.)

13) Почему собака не кусает курильщика?

(Он слаб и поэтому ходит с палкой, а собаки не кусают человека с палкой.)

14) Почему курильщик никогда не состарится?

(Потому что он умрёт молодым.)



3-й тур



Распечатываются тестовые вопросы «Если хочешь быть здоров – занимайся!»:

  1. Изобретатель этого предрекал своему детищу две области применения – доставка почты и средство для похудения. Назовите современный прообраз этого предмета. (Велосипед)

  2. П.Брегг говорит, что есть 9 докторов. Начиная с четвёртого, это: естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум (человеческая душа). Назовите трёх первых докторов, упомянутых Брегом. (Солнце, воздух и вода).

  3. О каком виде спорта говорится в остроумном английском изречении: «Это обмен знаниями при помощи жестов»? (О боксе.)

  4. Очень долгое время на Олимпийских играх в Древней Греции был один единственный вид лёгкой атлетики. Какой? (Бег)

  5. Появлению этой спортивной игры помогло обыкновенное недозрелое яблоко. С Востока эта игра пришла в Европу. В позапрошлом веке её привёз английский герцог, поместье которого находилось недалеко от города, откуда и берёт начало своё название эта игра. О какой спортивной игре идёт речь? (Бадминтон)

  6. В русский язык это слово пришло в конце 18 века из французского языка. Так первоначально называли срочную почту, доставлявшую письма, донесения специальными посыльными, которые сменяли друг друга в пути в определённых пунктах. Назовите это слово, которое в наши дни получило значение. (Эстафета)









2 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В конце подсчитываются очки. Команды награждаются.

Куратор благодарит всех за участие и завершает классный час словами:

«Способность бросить вредную привычку зависит от вас: вашей собранности, воли.

Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения.

Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье — свое и близких!



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Легкий способ бросить курить. Ален Карр.

  2. Александров, А.А. Профилактика курения у подростков

А.А. Александров [и др.] Вопросы психологии. – 2008. - №2. – С. 55-61

  1. Анташева Ю.А. «Курение и здоровье». Программа по профилактике курения среди несовершеннолетних // Социальная педагогика. – 2013. - №3. – С.70-80.

  2. Дацун, Н.П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся Химия в школе. – 2006. - №6. – С.63-66. (чз)

  3. Матвеева М. Ребенок не закурит, если… Здоровье. – 2004. - №8. – С.70-71

  4. Михеева Е.Б. Убийцы из сигареты: урок в 8-м классе ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2010. - №3. – С.11-16.

  5. Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Москва: Вако, 2004. – 272 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!