СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.»


Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Урок: повторение и обобщение знаний (комплексного применения знаний и умений)

Место урока в теме: к моменту проведения урока школьники изучили строение и функции скелета, мышц, влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему. Это последний урок в теме «Опора и движение». Данное занятие знакомит с уникальностью планеты. Настоящий урок является завершающим в изучении темы.

Цель:. обобщить и проверить  знания пройденного материала и научиться применять их при рассмотрении типовых и нестандартных вопросов темы.

Дидактические задачи: закрепить  знания учащихся о строениях и функциях скелета и мышц , как основных  составляющих опорно-двигательной системы.

Образовательные задачи: актуализация знаний о понятия о взаимосвязи строения и функции на примере скелета и мышц , понимания необходимости  здорового образа жизни.

Развивающие задачи: развивать монологическую речь учащихся, критическое, образное и логическое мышление, формировать интерес к предмету через познавательную активность .

Воспитательные задачи; воспитывать навык культуры труда, убеждения и материалистические понятия, осуществлять экологическое и эстетическое воспитание.

Методы; объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядный, частично-поисковый.

Приёмы: тестовый опрос, эвристическая беседа, лабораторная работа, работа в рабочей тетради, практическая работа, поисковая игра.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: тетрадь, лабораторное оборудование(сантиметровые ленты) .

Обоснование выбора методов и средств: содержание отобрано с учётом принципов доступности, логичности, наглядности, проблемности. Достаточное количество наглядности работает на усиление мотивации. Задания по
продолжительности и эмоциональности подачи проводится с учетом возрастных особенностей и рассчитаны на достаточную степень сформированности логического, образного и аналитического мышления.

Создание атмосферы учебной деятельности, в которой восьмиклассники сами разрешают проблемные, поисковые и эвристические задания позволяет лучше усваивать материал. А так же актуализация знаний. полученных раннее, и конструктивное их применение помогают закрепить изученное ранее. Сотрудничество в ходе групповой работы развивает коммуникативные качества и позволяет осуществлять взаимоконтроль .

На данном уроке используется прикладная программа Microsoft Оffice Роwег Роint. Мультимедийная презентация рассчитана на учеников 8 класса. Программа Power Point позволяет более наглядно и красочно продемонстрировать ученикам новый материал. Персональные задания для работы в микрогруппах дублируются на экране для всего класса. Повторение в вариативных формах позволяет закрепить и осмыслить полученный материал. Творческие задания развивает наблюдательность и биологическую зоркость.Урок был разработан и представлен на мастер-классе РМО учителей биологии Павловского района.




Продолжительность этапов урока

п/н

Этапы урока

Продолжительность

1

Организационный этап

1 мин

2

Проверка домашнего задания


-воспроизведение

-коррекция опорных знаний учащихся

- актуализация знаний

Актуализация знаний с повторением.

8 мин

3

Физкультминутка

1 мин

4

Постановка цели и задач урока

1 мин

5

Первичное закрепление

В знакомой ситуации( типовые задания)

8 мин

6

Физкультминутка

1 мин

7

Первичное закрепление

В измененной ситуации (конструктивные задания)

8 мин

8

Физкультминутка

1 мин

9

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( задачи ТРИЗ)

Проблемные задания

Задание с использованием посредника.

Задание на критический анализ гипотез.

9 мин

10

Подведение итогов

Выводы. Самооценка

5 мин

11

Домашнее задание

1 мин

12

Рефлексия

1 мин

Планируемые результаты:


Предметные


Метапредметные

Личностные

-закрепить знания учащихся терминологии по теме;

-закрепить  знания учащихся о строениях и функциях скелета, как основной  составляющей опорно-двигательной системы;

-продолжить формирование понятия о взаимосвязи строения и функций, на примере   скелета и мышц человека;

-закрепить знания о гигиене опорно-двигательной системы;

   -понимания необходимости  здорового образа жизни;

Познавательные обучающие действия:

1.формирование умений выявлять межпредметные  взаимосвязи костной и мышечной систем органов и анатомии с другими предметами школьного цикла;

2.формирование умения проводить логические действия (синтез, анализ, причинно-следственные связи);

3.формирование умения творчески мыслить:

•Регулятивные учебные действия:

1.формирование умения осуществлять личностную рефлексию

2.формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности:

Коммуникативные действия:

1. формирование умения работать в группах;

2. формирование умения четко формулировать свою мысль;

3.формирование умения планировать учебное сотрудничество

1.повторение материала и оценка знаний по теме;


2.формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


3.развитие познавательного интереса







Система знаний и система деятельности учителя и учащихся, реализуемые на уроке с психолого-педагогическим обоснованием и ожидаемыми результатами со стороны учеников:

Содержание урока (этапы)

Обоснование деятельности учителя

Ожидаемый результат со стороны учеников

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Создание благоприятного психологического климата.

Готовность класса к работе. Подготовка учащихся к продуктивной работе.

II.Проверка домашнего задания (проблемный диалог)

1.Сядьте поудобнее мы пришли на заключительный урок по теме «Опора и движение»

-Что значит удобно? Назовите правила посадки.

-Назвать отделы позвоночника и их участие «В учебе» ( работа с интерактивным заданием»

- Все слышали, что спину надо держать прямо, но врачи иногда определяют такое нарушение осанки, как «прямая спина». Объясните, что это за нарушение. Приведите примеры нарушений.

2. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ (прожил 104 года).

Ходьба очень полезна. Мы попробуем «походить» на месте, перекатывание, пятка-носик.

-Охарактеризуйте пользу этих упражнений

-Назовите последствия плоскостопия.

3. «Утешьтесь, после меня останутся три ещё более искусных врача: вода, движение, диета». Дюмулен.


-Почему движение лучший врач?

-вы тренер, покажите (и выполним вместе) упражнения для шеи.

-Какие кости и мышцы задействованы? Роль этих упражнений.


4. (Индивидуальное задание) Закончите предложение:

Мышцы, движение которых сочетаются, например,

при сгибании, называются……….;

В живом организме мышцы никогда не бывают полностью расслаблены, так как всегда находятся в некотором напряжении. Это состояние называется……..;

Отсутствие свода стопы у человека – это…………..

-.Что такое утомление?

-Какие меры препятствуют быстрому наступлению усталости?

5.Система опоры и движения(блиц-опрос)

1. Функции скелета – ... (опорная и защитная).

2. Скелет головы – ... (череп).

3. Скелет головы состоит из двух частей – ... (мозговой и лицевой).

4. Отделы скелета туловища – ... (позвоночник и грудная клетка).

5. Позвонки состоят из … (тела, дуги и отростков).

6. Дуги позвонков образуют … (позвоночный канал).

7. Соседние позвонки отделены друг от друга … (хрящевыми дисками).

8. Грудную клетку образуют … (грудина и 12 пар ребер).

9. Плечевой пояс образуют … (лопатка и ключица).

10. Три отдела скелета верхней конечности: ... (плечо, предплечье и кисть).

11. Три отдела кисти – ... (запястье, пясть и пальцы).

12. Три отдела нижней конечности – ... (бедро, голень, стопа).

13. Голень состоит из … (большой и малой берцовых костей)

14. Стопа имеет три отдела – ... (предплюсна, плюсна и пальцы).

15. Плотная, сросшаяся с костью оболочка, – ... (надкостница).

16. Полости трубчатых костей заполнены … (костным мозгом).

17. Виды соединений костей – ... (неподвижное, полуподвижное и подвижное).

18. Подвижное соединение костей – ... (сустав).

19. Нарушение целостности кости – ... (перелом).

20. Кости бывают … (трубчатые и плоские губчатые).

21. При переломе конечности, на нее накладывают … (шину).

22. Мышечная ткань, из которой состоят скелетные мышцы, называется… (поперечнополосатой).

23. Мышцы прикрепляются к костям с помощью… (сухожилий).

24. Мышцы, придающие лицу определенное выражение, называются… (мимическими).

Актуализация знаний (устный опрос)

- Какие знания этой темы необходимы в повседневной жизни: -Какие знания этой темы показались вам интересны.

-Какие умения этой темы необходимы.

  1. - Поясните мысль анатома, который сказал: «Рельеф кости меняется в зависимости от образа жизни человека».

Активизация произвольного внимания.


-воспроизведение

-коррекция опорных знаний учащихся

- актуализация знаний



-Способность учащихся выразить свое предположение, точку зрения.


Упражнения для формирования навыка укрепления свода стопы



-Учатся анализировать высказывания


(Физкультминутка для снятия напряжения)






Развиваются навыки работы с интерактивной доской.






-Мозговой штурм

Необходимость актуализации опорных знаний с помощью активизации мыслительной деятельности



Затем учитель организует фронтальную беседу, цель которой – мобилизовать полученные на предыдущих уроках знания учащихся и подвести школьников к решению задачи урока. Беседа проводиться с целью

воспроизведение и коррекция знаний



















Определение уровня интереса к отдельным вопросам темы

Учащиеся выполняют предложенные задания, вспоминая предыдущие темы

Критерии правильной осанки:

– прямое положение головы и позвоночника;
– симметричное расположение надплечий;
– симметричное положение углов обеих лопаток;
– одинаковая форма треугольников, образованных контурами талии и опущенными верхними конечностями;
– одинаковая длина нижних конечностей;
– правильное положение стоп.

Степени нарушения осанки:

– отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролирует себя);
– отклонения от нормы устойчивы, но связаны с нарушением мышечного аппарата;
– отклонения поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры (корригирующая гимнастика);
– искривления позвоночника затрагивают скелет.

  • В норме позвоночник имеет незначительные изгибы, которые ослабляют вертикальные нагрузки при ходьбе. Если такие изгибы выражены очень слабо, то можно говорить о дефекте осанки «прямая спина», причина которого чаще всего имеет наследственный характер.

  • Сколиоз – боковое искривление позвоночника.

  • Лордоз – искривление позвоночникав поясничном отделе.

  • Кифоз – искривление позвоночника в грудном отделе.

Последствия нефизиологических изгибов по-звоночника:

– пережимаются корешки спинно-мозговых нер-вов (нарушает иннервация внутренних органов);
– пережимаются кровеносные и лимфатические сосуды.

Предупреждение патологических деформаций скелета:

– правильная рабочая поза за письменным столом (в школе и дома);
– спать на животе на твердой поверхности, не спать свернувшись;
– носить тяжести в двух руках, поднимать тяжести с помощью мышц спины и прямых ног;
– не носить тесную обувь на высоком каблуке.

– чередование видов нагрузки (на разные группы мышц);
– правило «золотой середины» (средний темп, средняя нагрузка – большая эффективность работы);
– формирование правильной осанки.

IV. Постановка цели и задач урока.

На экране появляется кластер, на котором показаны цель урока для учащихся, а от цели следуют соответствующие задачи

Цель: установить взаимосвязь строения и функции опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

  • Охарактеризовать взаимное влияние скелета и мышц;

  • Выяснить значение образа жизни на развитие скелета и мышц



Учитель комментирует вопросы, акцентирует и выделяет основные и важные задачи. В форме доступного кластера учащимся показан план урока.

  1. Учащиеся видят поставленную для урока цель, помогают вывести соответствующие задачи. Каковы возрастные особенности строения костей скелета?

  2. -Какая существует зависимость между развитием костей скелета и развитием мышц?

  3. -Почему регулярные упражнения мышц способствуют их развитию?

V.Первичное закрепление

В знакомой ситуации ( типовые задания)

«Для того, чтобы человек мог соответствовать своей роли венца Природы и выполнять историческую миссию на Земле и в космосе, он должен быть здоровым». И.И. Брехман

-Как вы понимаете понятие «здоровый человек»?

-Подарки прямохождения

Руки с большим диапазоном движений, способные захватывать и удерживать предметы за счет особого строения кисти;

Вертикально ориентированный скелет;

Преобладание мозгового отдела черепа над лицевым;

Сводчатая стопа;

Позвоночник с физиологическими изгибами;

Широкая и плоская грудная клетка;

Широкий таз из сросшихся костей.

-Чем человек заплатил за прямохождение?

-повреждение межпозвонковых дисков при нагрузках;

-травмирование корешков спинномозговых нервов при разрастании костной ткани;

-боли в спине, нарушение работы внутренних органов при нарушение осанки;

- боли в стопе, изменение походки при плоскостопии,

-паховые, бедренные, диафрагмальные грыжи при слабом физическом развитии;

-нарушение кровотока, варикозное расширение вен, ослабление стенок сосудов при больших нагрузках при малой тренированности мышц ног.


Найди соответствие (задание на интерактивной доске)

-Прокомментируйте высказывания.

«Хорошо прожитый день дает хороший сон»

(Леонардо да Винчи)

«Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье» (Гиппократ)

-Почему гиподинамию называют болезнью? Чем опасен двигательный голод?



VI Даже фараоны заботились о своем здоровье. Мы сделаем несколько упражнений из гимнастики фараонов.

1.На уровне груди правой ладонью давим на левую, левой - на правую.

2. Подводим ладони поочередно к левому, затем- правому плечу, голове, поднимаем над головой и в обратном порядке.

3. Тянем макушку головы вверх, втягиваем в плечи. Повторяем несколько раз

Сообщения учеников подготовлены и проверены учителем заранее. Учитель задает вопросы, обговаривает содержание и структуру ответа, чтобы сообщение было непродолжительным и содержать основные компоненты поставленного вопроса к учащимся.

Данная форма развивает монологическую речь у докладчика, умения выступать, доносить информацию для одноклассников.


Подготовка доклада развивает логические операции: умение работы с источниками, поиск информации, анализ, отбор нужной информации, умение правильно строить речь.

У остальных учащихся развиваются умения слушать, находить необходимую информацию из выступления.






Анализирование


Физкультминутка для снятия утомления-Полезны ли нам эти упражнения. В основе какого раздела гимнастики их используют? (каланетика)


Выступление учеников, они должна донести до учащихся своисообщения, выделив основную и полезную информацию, найденную самостоятельно. Учащиеся слушают и выявляют особенности данного сюжета.

Затем идет коллективное обсуждение в классе,


Волнообразные изгибы позвоночника обеспечивают его упругость. Появляются они с развитием двигательной активности ребенка, когда он начинает держать голову, стоять, ходить.





Подбирают соответствие на интерактивной доске







Отвечают на вопросы, подмечают неоднозначность высказываний







Выполняют упражнения

VII. Первичное закрепление

В измененной ситуации( конструктивные задания)


Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии... не остается безнаказанным, – оно влечет неизбежно за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии...

                                                      П.Ф. Лесгафт

-Прокоментируйте высказавание. Для выполнения биологических задач нам необходимы будут ваши знания и умения применить их. Вам попробуете заполнить, работая в паре, графы 2- «причины» и 3-«практическое применение знаний».


Биологические задачи на установление причинно-следственных связей (3 группы)


Группа «Спортсмены»

На стадионе- забег на 400 метров. Первые 200 м спортсмены бегут с большой скоростью, некоторые пробегают с хорошей скоростью еще 100 м, но затем вблизи 300-метровой отметки она резко снижается.


Группа «Модели»

Походка у людей бывает усталой, энергичной, разболтанной, кокетливой, расслабленной, мягкой, уверенной. Приведите еще примеры.


Группа «Статисты»

Знаете ли вы, сколько вам лет, но не по паспорту, а биологически? Чтобы это определить, проведите тест: наклонитесь, не сгибая ног, и попытайтесь коснуться пола.

Практическая работа: «Соответствие характеристик рабочего места антропометрическим показателям ученика»

Цель работы: физиологическое обоснование правильной рабочей позы школьника за партой.

Задача: определение основных показателей, характеризующих санитарно-гигиеническое состояние рабочего места.

Одна из причин неправильной рабочей позы – несоответствие школьной мебели ростовым показателям учеников. Основные размеры парты, стула, стола должны соответствовать размерам тела. В работе проводятся антропометрические измерения и измерения мебели.

Упражнения для гибкости позвоночника

  1. «Скачем на лошади»

  2. «Гребем на байдарке»

  3. «Толкаем ядро»


Давайте вспомним

  • Роль утренней зарядки

  • Гиподинамия и ее симптомы

  • Нарушение осанки


Обговариваются правила общения во время работы в минигруппе, которые необходимы для плодотворного решения биологических задач










Выявить причинно-следственные связи. Учатся добывать информацию, логически рассуждать, показывают умения применять знания в новой ситуации





Почему при наличии одних и тех же ног человек идет по-разному?



Как узнать биологический возраст?













Подведение итогов практической работы по всему классу. Практикоориентированное задание




Физкультминутка для снятия утомления и формирования навыка здорового образа жизни

Проявляют навыки умения работать в паре. Устанавливают правила:




Каждый имеет:

  • -Право на аргументированное мнение

  • -Право на ошибку

  • -Искренне выслушивать другого

  • -Не торопиться

Установление взаимосвязи всех систем органов в организме человека.





Походка бывает спортивной, кошачьей, модельной, военной и т.д.





Если удастся положить ладони на пол, ваш возраст до20лет. Коснетесь кончиками пальцев- около 30. Достанете до голени- около 40, а до коленей- 60. Что определяет этот тест?










Проводят измерения, делают выводы


При систематическом выполнения предусмотренных программой специальных упражнений нужно постоянно обращать внимание на оптимальное положение головы, правильность работы рук, туловища и ног, надо учиться как правильно сидеть за столом. Важнейшим средством профилактики и лечения нарушений осанки являются занятия физической культурой

IX. .Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания ТРИЗ)

«Из всех приключений,  уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное,  отправиться внутрь самого себя,  исследовать неведомую часть  себя самого».                                                                            Ф. Феллини

«Биологические крестики-нолики» При правильном ответе команде выставляется «крестик», при неправильном «нолик».


.Учитель готовит необходимый методический материал и оборудование. Управляет ходом ролевой игры. Вместе с экспертами участвует в оценке ответов команд. Подводит итоги ролевой игры.
учитель зачитывает правильные ответы на поставленные вопросы.

Представители каждой фирмы получают конверты с заданиями и. Все фирмы получают одинаковые задания, поэтому при подготовке ответа надо соблюдать тишину. Можно пользоваться любой литературой и рабочими тетрадями. По удару гонга или раньше ответы надо сдать экспертам для оценки. Записывает на доске баллы, полученные каждой командой (фирмой).

-Задание на применение знаний в новой ситуации Лекция. Три столетия назад профессор для эффектного начала лекции по анатомии приносит и бросает два черепа. Один разбивается на мелкие кусочки, а другой нет. Что хотел так эффектно продемонстрировать профессор?

Используются знания о составе костей и их изменении с возрастом

Череп старика и ребенка отличаются составом органических и неорганических веществ

- . Задание с использованием посредника.

Легкая походка в гору. Режисеры при съемках фильма идут на разные ухищрения . Во время съемки кинофильма «Красная поляна» режиссер требовал от актрисы Светланы Тома легкой походки, когда она поднималась в гору в очень тяжелых сапогах. Требуемая «легкость» у актрисы не получалась. Как быть?

Используйте посредник — предварительное действие, направленное на актрису. Что можно сделать в момент времени, непосредственно

Какое-то время актриса походила в тех же сапогах, но с прикрепленными к ним тяжелыми чугунными чушками, после чего походка сама собой получилась «летящей».)

Так делают лыжники на тренировках в нашей школе.Они привязывают груз (шины) для увеличения сопротивления. 



- Задание на логический анализ Человек, воссоздавший прошлое. Метод восстановления лица по черепу предоставляет возможность осуществить прямое сопоставление физического типа людей прошлого и настоящего. Герасимов М.М. за свою жизнь создал целую галерею портретных реконструкций исторических лиц. Количество реконструкций исчисляется сотнями. Но первые его работы, были посвящены ископаемым людям — австралопитекам, питекантропам, неандертальцам, кроманьонцам. Среди реконструкций исторических лиц —Ярослав Мудрый, Иван Грозный и др.

Благодаря каким особенностям ОДС были возможны реконструкции?

  • За более чем половину века своего существования, методика претерпела лишь небольшие изменения и дополнения, сделанные учениками Герасимова — Лебединской, Дебец и др.

  • Взаиморазвитие костей и мышц

Как ранее выяснилось, и затем подтвердилось, толщина, вид и рельеф кожных покровов на черепе, и в целом покровов связанных со скелетом, напрямую зависят от рельефа кости и её структуры. Огромный вклад в исследование этой зависимости, внес великий советский антрополог, основатель российской антропологической лаборатории портретной реконструкции М. М. Герасимов, создавший на полученных данных уникальную методику восстановления лица по черепу.

Х. Подведение итога.

Сегодня мы выяснили, что наш организм – это система простых механизмов, подверженная влиянию окружающей среды. Осанка человека зависит от взаимоотношений отдельных частей тела человека, особенностей строения скелета, состояния мышечной системы. Правильная осанка обеспечивает нормальную деятельность опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, способствует более экономному расходованию энергии при физических нагрузках. Формирование осанки – процесс длительный, который осуществляется на протяжении всего периода роста организма. Поэтому помимо систематического выполнения предусмотренных программой специальных упражнений нужно постоянно обращать внимание на оптимальное положение головы, правильность работы рук, туловища и ног, надо учиться правильно сидеть за столом. Важнейшим средством профилактики и лечения нарушений осанки являются занятия физической культурой.

  • Направляет высказывания учащихся и помогает оформить выводы в виде схемы

  • Подводят и записывают выводы

  • Оформляют записи на «Колесе познания», что еще раз наглядно показывает взаимосвязь отдельных компонентов в единое целое

  • Составляют синквейны

XI.Домашнее задание.


Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания, разъясняет и комментирует его для успешного выполнения его учениками.

Домашнее задание «Три уровня» ориентировано на дифференцированный подход в обучении: обязательным является выполнение теста, повторение определений

  • Стр.112-115

  • Рабочая тетрадь: проверочный тест стр 70-73.

  • Сочинение –рассуждение «Когда плачет кость»


Задания в раб. тетради требуют более детального подхода (анализ, обобщение, применение знаний на практике)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы учителю по выполнению домашнего задания. Для более сильных учеников предложена творческая работа, где должны сочетаться знания материала и воображения, способность креативно воспроизводить материал.

XII. Рефлексия.

Ребята, как сегодня прошел урок? Давайте оценим пройденный урок.

Поставьте «смайлики» на горе знаний:

Понравился ли вам сегодняшний урок?


Формирование навыка оценки проведенного урока у детей, осмысление изученного.


Учащиеся ставят «смайлики» на Горе знаний, показывая свое отношение к уроку, своей работе, а также к содержанию домашнего задания.

Карточка№1 Найди соответствие (задание для индивидуальной работы)

Мышцы, движение которых сочетаются, например, при сгибании, называются…………………………………….

В живом организме мышцы никогда не бывают полностью расслаблены, так как всегда находятся в некотором напряжении. Это состояние называется…………………………………………………………………………………..

Отсутствие свода стопы у человека – это…………………………………………………………………………………




Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания ТРИЗ)

Задание, формирующее проектное действие на базовом уровне с помощью учителя.

Цель: формирование умения формулировать проблему.

Форма выполнения задания: в группах

Средства: раздаточные карточки.

- Внимательно прочитайте задание, установите наиболее существенные ее элементы.

-Есть ли в этой ситуации противоречие?. Противоречие- несоответствие фактов окружающей среды действительности ( суждений, мыслей и т.д.); такое их положение, при котором один факт окружающей действительности ( суждений, мыслей и т.д.) исключает другой.

-Как на практике можно использовать полученные знания?

Карточка №2

Факты

Проблема

Причины

Практическое применение знаний

Группа «Спортсмены»

На стадионе- забег на 400 метров. Первые 200 м спортсмены бегут с большой скоростью, некоторые пробегают с хорошей скоростью еще 100 м, но затем вблизи 300-метровой отметки она резко снижается.




Группа «Модели»

Походка у людей бывает усталой, энергичной, разболтанной, кокетливой, расслабленной, мягкой, уверенной. Приведите еще примеры.




Группа «Статисты»

Знаете ли вы, сколько вам лет, но не по паспорту, а биологически? Чтобы это определить, проведите тест: наклонитесь, не сгибая ног, и попытайтесь коснуться пола






Карточка№3 Задание ТРИЗ на применение знаний в новой ситуации

Ситуация

Проблема

Решение проблемы

Три столетия назад профессор для эффектного начала лекции по анатомии приносит и бросает два черепа. Один разбивается на мелкие кусочки, а другой нет. Что хотел так эффектно продемонстрировать профессор?

Почему один череп разбивается, а другой нет?

Карточка№4 Задание ТРИЗ с использованием посредника.

Ситуация

Проблема

Решение проблемы


Легкая походка в гору. Режисеры при съемках фильма идут на разные ухищрения . Во время съемки кинофильма «Красная поляна» режиссер требовал от актрисы Светланы Тома легкой походки, когда она поднималась в гору в очень тяжелых сапогах. Требуемая «легкость» у актрисы не получалась. Как быть?

Как добиться у актрисы легкой походки в гору?


Карточка№5

Задание на логический анализ.

Проблема

Решение проблемы

Человек, воссоздавший прошлое. Метод восстановления лица по черепу предоставляет возможность осуществить прямое сопоставление физического типа людей прошлого и настоящего. Герасимов М.М. за свою жизнь создал целую галерею портретных реконструкций исторических лиц. Количество реконструкций исчисляется сотнями. Но первые его работы, были посвящены ископаемым людям — австралопитекам, питекантропам, неандертальцам, кроманьонцам. Среди реконструкций исторических лиц — Ярослав Мудрый, Иван Грозный и др..

Благодаря каким особенностям ОДС были возможны реконструкции?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!