СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Наши пернатые друзья". Интеллектуально - развивающее занятие и мастер класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной методической разработки является - формирование и расширение знаний о птицах. Мотивировать интерес детей к природным явлениям, к знанию народного календаря. Формирование бережного отношения к природе, к животным и пернатым друзьям. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Наши пернатые друзья". Интеллектуально - развивающее занятие и мастер класс.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

«Центр развития творчества детей и юношества им.А.Матросова»









Методическая разработка

Интеллектуально-развивающее занятие

и мастер-класс «Наши пернатые друзья»

Педагог дополнительного образования

Малофеева Венера Вагизовна









г. Ульяновск 2023

1. Название разработки - «Наши пернатые друзья»

У нас в стране «Всемирный день птиц» проводится с 1926 года, а 7 апреля православные празднуют Благовещение Пресвятой Богородицы.

В этот день развешивают скворечники и синичники, в школах проходят лекции и утренники. В этот день принято выпускать птиц на волю. Давайте и мы с вами сегодня поговорим о птицах, которые можно встретить в наших краях и не только …

Благовещение означает «благая весть» или «добрая весть». На Благовещение существует традиция выпускать голубей и других птиц на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья — одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.

Обычай выпускать птиц на Благовещение напоминает нам о том, что свобода дарована не только людям, но и всему творению Божьему. Еще один символ Благовещенского птичьего освобождения, устремленность души человека к Богу. Как выпущенная птица взлетает в небесную высь, так и наша душа должна стремиться к Горнему миру.

На Руси всегда с благоговением относились к празднику Благовещения. Православные не работали в этот день и строго соблюдали это правило. Говорили, что в этот день «девица косы не плетет, а птица гнезда не вьет». Об особом почитании праздника говорит и другая пословица: «Благовещение — самый большой праздник у Бога, даже грешников в аду не мучат».

День Благовещения считался днем милосердия. Люди посещали заключенных в тюрьмах, раздавали подаяние. Для нищих устраивались обеды в царских палатах, во время которых Государь сам одаривал бедняков щедрой милостыней.

2. Форма поведения дела – Интеллектуально - развивающее занятие. Мастер-класс по изготовлению птиц способом «Оригами». Организация мини–выставки из выполненных птиц.

3. Объяснительная записка:

Цель: Способствовать формированию и расширению знаний о птицах Задачи: В образовательном аспекте:

- Комплексное применение знаний.

- Мотивировать детей к природным наблюдениям, к знанию народного календаря.

В воспитательном аспекте:

- Способствовать совершенствованию нравственных качеств личности детей;

- Формирование бережного отношения к природе, к пернатым друзьям;

- Формирование у детей осознанного интереса к проблемам окружающей среды.

В развивающем аспекте:

-расширить знания детей о птицах,

-через творческое воображение подготовить детей к практической деятельности, изготовление птиц способом «Оригами»

4. Оборудование, оформление:

Материальное и дидактическое обеспечение:

- Цветная, белая бумага, клей ПВА, ножницы, карандаш, линейка;

- Рисунки, картины, плакаты с изображением видов птиц;

- Образцы кормушек - картинки;

- Образцы птиц из бумаги, выполненных способом «Оригами».

- Инструкция по технике безопасности;

- Плакат – заготовка с изображением деревьев, скворечника, кормушки для оформления мини-выставки;

- Загадки про птичьи повадки, пословицы, народные приметы о птицах, стихотворение «Берегите птиц», информация о птицах, интересные факты;

- Литература по технике «Оригами».

5. Методические советы:

1. Педагог, проводимый занятие должен быть подготовлен не только в плане выполнения с участниками практических действий, но и «подкован» теоретически, должен знать виды птиц, их характеризующие особенности в природе.

2. Время проведения занятия в пределах 45-60 минут.

3. Выбранная тема должна быть актуальная, интересная, доступная.

4. Сложность выполнения задания должна соответствовать возрастным категориям участников.

5. Для создания эмоционального настроя необходимо провести беседу, рассказать историю или интересные факты по теме, провести игру.

6. Необходимо создать удобные и комфортные условия для проведения занятия оборудование расположить так, чтобы каждому участнику был доступен обзор выставки, раздаточный материал и инструменты были в необходимом количестве. Можно организовать круглый стол, или индивидуальные столы двум участникам.

7. Привлечь родителей к процессу изготовления кормушек для птиц, возрождения народных традиций, заинтересовать, раскрыть воспитательный потенциал. Выработать единую стратегию воспитания и сделать родителей «союзниками» в деле формирования нравственных ценностей ребёнка.

Форма деятельности: Интеллектуально – развивающая, творческая, практическая, игровая.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный этап. Организация начала занятия Знакомство с детьми - заполнение имён в бейджиках в виде птиц.

2.Подготовительный этап. Сообщение темы, ввод в творческую деятельность через знакомство с загадками и историей о празднике Благовещения. Беседа. Проверка имеющихся у детей ЗУН и их готовность к новым знаниям.

3.Основной этап. Ознакомление с новым ЗУ. Инструктаж по технике безопасности. Упражнения интеллектуального творческого характера. Мастер – класс по изготовление птиц способом «Оригами». Индивидуальное выполнение задания, освоение и закрепление ЗУ по образцу.

Инструктаж по технике безопасности, раздача необходимого материала и инструментов:

- не оставляй ножницы раскрытыми,

- держать ножницы сомкнутыми;

- не играть, не баловаться во время занятия;

- передавать ножницы кольцами вперед;

4.Итоговый этап. Обсуждение результатов. Подведение итогов, общий вывод о достижениях, оценка, похвала. Оформление плаката с птицами. Рефлексия

- каждый участник высказывает своё мнение, впечатление, может внести свои предложения, пожелания.

В конце занятия - Стихотворение « Берегите птиц». Сюрпризный момент, фото на память.

Загадки про птичьи повадки:

1. Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков

Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей)

2. Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей)

3. Спинкою зеленовата, животиком желтовата.

Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)

4. Ты откуда, ты откуда? Прилетел к нам красногрудый?

Облетел я всю Сибирь, Как зовут тебя? (Снегирь)

5. Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери!

И вдруг, вспорхнули яблоки, ведь это … (Снегири)

6. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

7. Вертится, стрекочет. Весь день хлопочет. (Сорока)

8. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)

9. Всю ночь летает - мышей добывает.

А стало светло – спать летит в дупло. (Сова)

Пословицы, Поговорки, Приметы о весне и птицах :

-Грач на горе – весна на дворе.

-Увидал грача- весну встречай.

-Овсянка запела веснянку - весна водой богата.

-Журавушка курлычет - о весне весть подает.

-Гром ранней весной – перед холодом.

-Ранний прилет жаворонков - к теплой весне.

-Чибис прилетел – на хвосте воду принес.

-Апрель с водою, а май с травою.

-Апрельский скворец – весны гонец.

-В апреле лес звенит от птичьих хоров.

-Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель.

-Первый апрельский дождь воза золота стоит.

-Сова кричит – на холод.

-Синичка с утра начинает пищать – жди мороза.

-Воробьи в пыли купаются – к дождю.

-Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу.

-Галки на вечер собираются гурьбой и кричат – к ясной погоде.

-Утки разыгрались – к дождю.

-Чибисы с вечера кричат – к ясной погоде.

-Жаворонки гуляют – к ясной погоде, а сидят, надувшись – к грозе.

-Прилетел кулик из-за моря – вывел весну из затворья.

-Чайки собираются на - берегу и поднимают гвалт – к ненастью.

Стихотворение «Берегите птиц».

О птицах много знаем мы, И в то же время мало.

И нужно всем: и вам и нам, Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем, Своих друзей пернатых.

Иначе мы к нулю сведем, Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды, Личинки насекомых.

И поредеют все сады, Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им, Синицам дай ты сала.

Пшено едят все воробьи. Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды, И зацветут кругом сады.

Среди зеленой той листвы, Их песенку услышишь ты.

ИНФОРМАЦИЯ О ПТИЦАХ:

СИНИЧКА:

Синичка очень красивая птичка с черной головкой, белыми щечками и желтой грудкой. А крылышки – как нарисованные - в полоску. Синичка - неперелетная птичка, она остается зимовать у нас дома. Синичка самая веселая, неунывающая птичка. Нет у них ни норок, ни дупел, ни собственных кладовых. Они запасают корм неустанно на «черный» день. Прячут семечки, зернышки, жучков, паучков во все укромные трещинки. Но разве их запомнишь? А их и не надо запоминать: кладовые - то эти для всех! Не все ли равно, чей запас ты найдешь: свой или чужой? Ты чей- то склевал, и твой кто-то забрал. Ты для всех, и все для тебя! Черный день всем страшен: всем надо иметь запас.

СНЕГИРЬ: Снегирь – самец – красивая красногрудая птица с голубовато-серой спинкой и черной головкой. Снегири обычно держатся стайками по 7- 10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, лишь изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду или отломить почку. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночуют. Снегирь - доверчивая и общительная птичка. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные всегда спешат на помощь.

ФИЛИН, СОВА: Глаза огромные, оранжевые, блестящие. Этими глазами он даже ночью мышонка видит. Огромные когти и крепкий клюв, умеет им громко щелкать. Добычу свою чаще глотает целиком. Филин птица необыкновенная! Снесла самка два яйца: белые, круглые, словно мячики. Села греть и через 20 дней вылупляются из яичек маленькие филины. И давай наверстывать потерянное – аппетит у низ прямо «зверский». Уже на 4 день вдвое потяжелели. А на седьмой – в восемь раз! Перед вылетом из гнезда обгоняют в весе и мать и отца – филинов.

ЛАСТОЧКА: Первая ласточка, говорят, весны не делает. Может, и не делает, но объявляет. Уж коли появилась ласточка, значит, утвердилась весна! Ведь, что такое весна? Тепло, ручьи, цветы, птичьи песни - настоящая пришла весна. А тут и ласточки прилетели – вестницы весны. Утвердилась весна, поворота к зиме уже не будет! Об этом и объявляет ласточка: « Весна на дворе – знайте все!»

КУКУШКА: птица загадочная. Кукушка не вьёт гнезда и не выкармливает птенцов. Потому что она за лето сносит почти два десятка яиц – где же ей с такой «оравой» птенцов справиться! Вот и подбрасывает кукушка яички в чужие гнёзда. Почти у всех мелких птиц находили кукушечьи яйца. Даже у тех, что гнездятся в дуплах. Снесет яичко на землю, в клюв возьмет да и опустит в дуплышко тихонько! Приёмным родителям покоя нет: с утра до вечера еду кукушонку носят. А тот всё добавки просит - ненасытный! И скоро становится вдвое больше своих приёмных родителей, как бы их не проглотил! Вот такая судьба у кукушек.

ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПТИЦАХ:

1. Чье яйцо самое крупное?

Страусиное. Длина – 13см., а вес- 1кг.650 гр.

2. У какой птицы самая большая скорость полета?

Сокол - сапран развивает скорость до 250км/ч. В горизонтальном полете они летают со скоростью до 100км./ч. Высокая скорость у стрижа, достигает 170км/ч.

3 .Чей самый громкий голос?

Индийский павлин издает самые громкие среди всех птиц крики, которые слышны за несколько километров.

4. Какие птицы чемпионы по численности?

Из общего числа птиц на земле, которое равно около 100 миллиардов, около 3 млрд. – домашние куры. Среди диких птиц – это ткач, обитающий

в Африке, их численность составляет 10 млрд.

5. Какие птицы самые свирепые хищники?

Это ястребы и соколы. Они отличаются высокой скоростью полета , и падая камнем с высоты на жертву, наносят ей страшные раны своими мощными когтями.

6. Какая птица самая крупная?

Это страус. Его рост почти 2м.40 см., а вес 156кг.

7. Чьи яйца самые прочные?

Одно куриное яйцо упало с высоты 183метра и не разбилось. А скорлупа

яиц страуса могут выдержать человека весом 110кг.

8. Какая самая тихая птица?

Это Пищуха. Издает настолько высокие звуки, что их едва можно расслышать.

9. Какая птица преодолевает самое большое расстояние в полете?

Это стриж. Может преодолеть около 72000км., не прерывая полета. А черная

крачка постоянно летая над морем, проводит в воздухе 3-4 года, не садясь

ни на воду и ни на сушу.

10. Какая самая крупная водоплавающая птица?

Это императорский пингвин. Его рост достигает 1м 20см., размах плавников 1м 30см., а вес – 42кг.

11.Самая маленькая птица?

Колибри- пчела, обитающая на Кубе, длина- 5см, а вес – 1,5 гр.

12.Чей самый большой размах крыльев?

Альбатроса. Достигает 3м 70см. А размах крыльев Марабу около 3м.

Техника «Оригами»

Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Ещё наши бабушки и дедушки делали из бумаги самые разные вещицы, хотя само понятие им может, и не было знакомо. Это были и бумажные кораблики, самолётики, шляпы, кепки и оригинальные сувениры из бумаги.

Наши продвинутые дети уже знают, что бумажный стаканчик или цветок из бумаги – это «Оригами». Освоив элементарные правила сгиба и выполнения простейших действий с бумагой, ребёнок самостоятельно изготавливает простейшие поделки. Постепенно, включая собственное воображение и фантазию, он начинает экспериментировать с бумагой, творить и пробовать. Из его рук появляются поделки, игрушки, замысловатые оригами. Оригами не требуя никаких затрат, всего-то нужно – бумага, ножницы, линейка, карандаш, требует мышление и память ребёнка, развивает его творческие способности.

У кого-то любовь к оригами остаётся на всю жизнь, перерастая из детского увлечения в настоящее искусство! Оригами выгодно отличается от других видов творчества тем, что им можно заниматься везде и всегда. Бумажные поделки нетрудно изготовить и детям и взрослым. Оригами вы можете сделать в любую свободную минуту – дома, на отдыхе, в поезде, самолёте.

Это искусство возникло в Древней Японии, вскоре после того как здесь стал известен секрет изготовления бумаги. Постепенно оригами распространилось по всему миру и стало популярным времяпровождением миллионов людей на земном шаре.

Существуют основные формы заготовки:

1. Согните квадрат пополам, совмещая две противоположные стороны. Получилась базовая форма «книжечка»;

2. Положите квадрат углом вниз, согните по диагонали снизу вверх. Получилась базовая форма «треугольник»;

3. Положите квадрат углом вниз, согните по диагонали снизу вверх. Разверните деталь и поверните так, чтобы диагональ шла сверху вниз. Сложите верхние боковые стороны к диагонали. Получилась базовая форма «воздушный змей»;

4. Положите квадрат углом вниз, перегните по диагонали. Сложите все четыре угла к центру. Получилось базовая форма «блинчик».

Мастер – класс

Тема: «Птицы» (воробей, синица, сова, сорока)

Техника: «Оригами»

Цель: Развитие творческих способностей и формирование умений и навыков учащихся.

Задачи:

- Организация деятельности учащихся;

- Выявление творческого потенциала учащихся,

- Развитие внимания, кругозора, творческих способностей;

- Поиск новых идей, фантазии, выдумки.

Место проведения: МБУ ДО г.Ульяновска « ЦРТДиЮ им. А. Матросова»

Материальное обеспечение: белая, цветная бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей ПВА.

Дидактическое обеспечение: образцы птиц из бумаги, инструкция по технике безопасности, плакат – заготовка с изображением

деревьев, скворечника, кормушки для оформления, загадки про птичьи повадки, народные приметы о птицах, стихотворение «Берегите птиц», карточки с изображением птиц.

Форма деятельности: репродуктивно – творческая

Ход работы:

1.Знакомство с детьми (заполнение бейджиков в виде птиц);

2. Сообщение темы. Краткая беседа о всемирном дне птиц и Благовещение;

3. Инструктаж по технике безопасности, загадки о птицах. Практическая работа – изготовление птиц из бумаги в технике «оригами»;

4. Просмотр работ, оценка. Оформление плаката. Народные приметы.

5. Стихотворение « Берегите птиц».


ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.М.Голова «Тайны живой природы», Москва, «РОСМЭН» 1998г, 198с.

  2. Издательство «Образ-Компани» «1001 загадка для бабушек и дедушек, родителей и педагогов», Ульяновск 2005г, 220с.

  3. Детская энциклопедия «Что? Где? Когда?», издательство «Педагогика», Москва , 1998г.

  4. Н.И.Сладков «Азбука леса», «ХАРВЕСТ», Минск 1998г, 102с.

  5. П.Барто «Пусть поют птицы», Москва «Советская Россия» 1995г.

  6. С.Соколова «Школа оригами. Аппликация и мозаика», Москва 2004г,175с.

  7. О.Щеглова «Оригами – волшебный мир бумаги», Ростов 2008г, 224с.

  8. Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки», Москва «Просвещение» 1985г, 160с.

  9. Схема выполнения синицы maam.rudetskijsad/sinichkidrugieorigami-ochen

  10. Фотография синицы http://yandex.rи































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!