СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Настольный ткацкий станок для кабинета технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Настольный ткацкий станок для кабинета технологии"»


Методическая разработка


«Настольный ткацкий станок для кабинета технологии»

(Возрождение народных промыслов)



Историческая справка

Ткачество - это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных. Осваивая формирование полотна, первичная цель человека была – защитить тело от воздействий окружающей среды. Годы, десятилетия, века ткачество развивалось и совершенствовалось. Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет д.н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, но основные орудия труда ткача облегчили и разнообразили его труд. Образовалось полотно с более сложной фактурой и декатировкой, что придало ткачеству другую смысловую функцию, т.е. ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. Много веков подряд климатические, территориальные и социально-экономические условия воздействуют на преобразование ткани. Расширяется и география ремесла. У многих народов ткачество - это основа национальной культуры.

С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавески, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества. Разнообразная техника (бранная, ремизная, переборная, закладная), фантазия и вкус ткачихи позволяли создавать прекрасные ткани с национальным художественным оформлением.

В 13 веке новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Это изобретение ведёт за собой образование мануфактур. Следующий шаг развития – это автоматизация и в 18 веке станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит «ткацкое производство».

Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.

Сейчас тоже занимаются ткачеством, но, к сожалению, таких женщин, занимающихся этим ремеслом, становится всё меньше. Сотрудничество с учителями Зуевского района, участвовавших в проекте «Мастеровые вятских деревень», поддержанный фондом Президентских грантов, позволило мне убедиться в необходимости сохранения исторического наследия.

Поэтому свою задачу как учителя технологии я вижу в возрождении и сохранении народных промыслов и ремесел, и прежде всего в мотивации подрастающего поколения на истинные ценности, путь к которым лежит через знание культуры своего народа, своего края и обязательно через рукотворный труд.

Из опыта работы

Поскольку материальная база нашей школы позволяет уделить больше внимания на художественную обработку древесины, то были разработаны авторские программы кружка «Художественная обработка древесины» и курса по выбору «Юный умелец», главной целью которых и стало возрождение интереса к народным ремеслам.

Проекты учащихся – это небольшие творческие работы, соответствующие возрастным особенностям, выполняемые индивидуально или коллективно.

Работа учащихся над проектом начинается с выбора темы, что зачастую для школьника оказывается совсем не просто. Поэтому, зная возможности и способности каждого ученика, помогаю им выбрать тему и задачу не только по душе, но и по силам. Главное – найти в каждом проекте свою «изюминку», выполнить изделие по-настоящему нужное, востребованное; затем начинается непосредственная работа над проектом, в ходе которой учащиеся самостоятельно или, консультируясь с учителем, подбирают литературу, готовят технологическую документацию, проектируют эскизы, технологические карты самих изделий. В процессе проектной деятельности школьники участвуют в выявлении потребностей социума, школы, семьи в той или иной продукции и услугах, оценки имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Проектируя и изготовляя свои изделия, учащиеся исходят из трёх «П»: полезность, прочность, простота.

На уроках и занятиях кружка дается простор для развития творческой инициативы и фантазии школьников, создаются условия для формирования у них живого интереса к изучаемому и стремления полнее овладеть знаниями и умениями. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, конкурс проектных работ учащихся, мультимедийные презентации. Большой интерес у населения нашего села вызвали декоративные наличники на окна, выполненные школьниками на внеурочных занятиях. Представленные на выставках изделия принесли большое количество заявок от населения на изготовление декоративных наличников, полочек, подставок под цветы и другие. Среди лучших работ за последние годы были признаны проекты «Чайный сервиз с самоваром», «Хлебница», «Шкатулка для швейной фурнитуры», «Декоративная подставка под цветы», «Журнальный столик», «Кресло-качалка», «Уголок-трюмо для маленькой феи» и другие. Художественные работы выполнялись как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы изготавливались для дома, использовались для оформления интерьера школы или коммерческих целей.

В течение последних лет школьники являются активными участниками районных и областных выставок детского декоративно-прикладного творчества. В номинации «Художественная обработка древесины» изделиям традиционно присуждаются призовые места.

Проекты учеников 9 класса «Кресло-качалка» в 2010 г., «Туалетный столик» в 2012г. принимали участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии в Армавире и были отмечены дипломами в номинации «Декоративное творчество». Работа с творческими проектами оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие, активизирует творческое мышление, фантазию, способствует формированию коммуникативных способностей, самостоятельности, инициативы и ответственности. Художественная обработка материалов требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание творить дальше. На занятиях строго соблюдается дидактический принцип постепенного перехода от простого к сложному. На следующую ступень ученик переходит только после того, как овладел более простыми инструментами, механизмами, станками.

П ерспектива нового, загадочного, всегда манит ребят, стимулирует их любознательность, познавательную деятельность. Поэтому их очень заинтересовало предложение об изготовлении ткацкого станка. А началось всё с того, что, узнав о наших работах, учителя технологии Зуевского района, занимающиеся возрождением народных ремесел на уроках технологии и во внеурочной деятельности, предложили нам на кружках «Художественной обработки древесины» изготовить небольшой настольный ткацкий станок из подручных материалов, который должен был стать инструментом для обучения девочек ткацкому делу на уроках технологии.

Нам был представлен образец ткацкого станка, выписанный с «Али Экспресс». Но он был очень маленького размера, что не удовлетворяло запросы наших заказчиков, так как ассортимент изделий из-за этого был ограничен. Мы заинтересовались, съездили на мастер-класс учителей Зуевского района, ознакомились с работами учениц, выполненных на этом станке, и с радостью взялись за изготовление ткацкого станка по заявленным ими размерам.



Этапы работы

Провели исследование рынка через интернет.

Выискивали возможные варианты для изготовления.










Решили изготовить свой вариант станка.

Приготовили шаблоны, выполнили наброски вариантов станка. Ещё раз определились с размерами


Разработка конструкции и технология изготовления станка

Разработали технический рисунок ткацкого станка, который видите ниже.




После этого составили технологическую карту по изготовлению ткацкого станка, подготовили трафареты и по ним изготовили все детали ткацкого станка: боковых стенок, направляющих, натяжителей, шестерёнок со стопором, ремизок, челнока. Когда все детали были отшлифованы, подогнаны, собрали станок и провели испытание станка. Результат превзошел все ожидания. Наш ткацкий станок по качеству и технологическим особенностям оказался лучше и прочнее, удобнее для работы, чем выписанный по интернету.


П роцесс изготовления ткацкого станка

















































Провели испытание станка с учителями технологии Зуевского района




































Библиографический список


1. https://yandex.ru/turbo/usamodelkina.ru/s/11798-nebolshoj-tkackij-stanok-svoimi-rukami.html

2. https://protkan.com/rukodelie/tkachestvo-v-domashnih-usloviyah.html

3.https://урок.рф/library/vozrozhdenie_dekorativnoprikladnogo_iskusstva_na_p_084215.html

4. https://multiurok.ru/files/vozrozhdenie-starinnykh-remesel-tekhnologiia-i-tka.html

5. https://infourok.ru/proekt_nastolnyy_tkackiy_stanok-330348.htm





Приложение №1



Чертил

Шабалин Д.

10.11.20

Направляющие (2 шт.+2шт.)

Приложение №1

Проверил

Саитов А.В.


МКОУ СОШ с. Филиппово

Древесина

1:1


Приложение № 2





















Чертил

Шабалин Д.

10.11.20

Натяжители (2 шт.)

Приложение № 2

Проверил

Саитов А.В.


МКОУ СОШ с. Филиппово

Древесина

1:1






Приложение № 3









Чертил

Шабалин Д.

10.11.20

Стопор (2 шт.)

Приложение № 3

Проверил

Саитов А.В.


МКОУ СОШ с. Филиппово

Фанера S 10

1:1



Приложение № 4



























Чертил

Шабалин Д.

10.11.20

Ремизка

Приложение № 4

Проверил

Саитов А.В.


МКОУ СОШ с. Филиппово

Фанера S3

1:1






Приложение № 5





















Чертил

Шабалин Д.

10.11.20

Бердо

Приложение № 4

Проверил

Саитов А.В.


МКОУ СОШ с. Филиппово

Фанера S3

1:1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!