Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр детского и юношеского туризма и экскурсий
г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Методическая разработка
Новогодний лабиринт
Составила:
Круглова Алла Петровна,
педагог дополнительного образования
г. Амурск
Пояснительная записка
Ориентирование – это определение на местности наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта, ориентиров, выделяющихся на общем фоне предметов и элементов рельефа, а так же направления движения.
Актуальность: Научить ребенка ориентироваться необходимо для того, чтобы в любой ситуации он мог легко определить свое местонахождение и, если потребуется, мог найти более короткий путь в нужном направлении. Ориентироваться на местности можно по карте, по компасу, по местным приметам (солнцу, луне, звездам, деревьям и так далее)
Спортивный лабиринт — вид спортивного ориентирования в заданном направлении, где спортсмены соревнуются на небольшой территории среди искусственных препятствий.
Новизна: Преобразование спортивного лабиринта в «новогодний лабиринт» позволяет проводить занятия по ориентированию в интересной для детей, новой игровой форме и одновременно развивать навыки детей начального школьного звена ориентироваться в пространстве.
Цель данной разработки:
- развивать базовые навыки ориентирования детей начального школьного звена интересной и доступной форме.
Задачи:
- научить пользоваться картой-схемой лабиринта;
- показать на практике, как определять свое местоположение в лабиринте при помощи карты-схемы;
- провести пробные соревнования в лабиринте среди детей;
- выявить и проанализировать ошибки детей, если они есть.
Методические рекомендации
Подготовка занятия в форме «Новогодний лабиринт» потребует от педагога достаточно объемной предварительной подготовки. Прежде всего, необходимо создать сам лабиринт на карте-схеме, а потом и в помещении. Разместить в лабиринте карточки, которые будут выполнять роль контрольных пунктов. В данном случае я использовала стулья, которые находились в кабинете и сигнальную ленту, для соединения. А в качестве контрольных пунктов карточки с загадками.
На первом этапе занятия надо показать детям тренировочную карту-схему (приложение 1) лабиринта (желательно, распечатанную в максимально крупном масштабе) и подробно объяснить, как ей пользоваться. Позвольте участникам побродить в лабиринте, предложите детям самим отметить на карте-схеме места, где они нашли карточки загадками (приложение 2).
Когда участники достаточно освоились в лабиринте, можно предложить им устроить соревнования по ориентированию. На втором этапе занятия на карте-схеме у детей располагается кроссворд (приложение 3). Находя контрольные пункты под номерами, дети находят разгадывают загадки к кроссворду и отвечая на них заполняют кроссворд. Побеждает участник раньше всех правильно разгадавший кроссворд. Следует добавить несколько ложных контрольных пунктов, что бы дети не пытались заполнить кроссворд эмпирическим путем, а занимались поисками нужных карточек.
В конце занятия следует подвести итоги и обсудить допущенные ошибки. Выяснить, у кого были трудности с ориентированием, а у кого, быть может, не хватило знаний для ответов на вопросы.
Данная разработка может быть использована на занятиях школьными учителями и педагогами дополнительного образования. Так же в зависимости от сложности кроссворда может быть использована на занятиях с более старшими детьми. Лабиринт можно усложнять или упрощать в зависимости от уровня подготовленности и возраста детей.
Необходимое оборудование:
- стулья;
- сигнальная лента;
- карта-схема формат А3 – 1 шт.;
- карты-схемы для учащихся без контрольных пунктов – по количеству детей;
- карты-схемы с контрольными пунктами и кроссвордами – по количеству детей;
- контрольная карта;
- карточки с загадками к кроссворду;
- карандаши – по количеству детей.
Приложение 1
Приложение 2
Хлопья белые летят, Тихо падают, кружат. Стало всё кругом бело. Чем дорожки замело? Снег | Что выше леса, Краше света, Без огня горит? Солнце |
Он приходит В зимний вечер Зажигать на ёлке свечи. Бородой седой оброс, Кто же это?.. Дед Мороз | Они обычно для шитья, И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются… Иголки |
В кружок ребята собрались И дружно за руки взялись. Так возле ёлки в Новый год Все дети водят … Хоровод | Он в лесу ночами рыщет, Пропитанье себе ищет? Страшно слышать пасти щелк… Кто в лесу зубастый… Волк |
Вся нарядная, в игрушках, Вся в гирляндах и в хлопушках. Не колючая нисколько, Ну конечно, это… Ёлка | Дом ее на белой туче, Но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, Шестигранная … снежинка |
Приложение 3
| С | Н | Е | Г | |
| С | О | Л | Н | Ц | Е | |
| Д | Е | Д | М | О | Р | О | З |
И | Г | О | Л | К | И | |
Х | О | Р | О | В | О | Д | |
| В | О | Л | К | |
С | Н | Е | Ж | И | Н | К | А | |
| Е | Л | К | А | |
Список источников
http://chto-takoe-lyubov.net/zagadki-pro-khorovod/
http://mirdetstva5.ru/zagadki-pro-deda-moroza
https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-solnce/
https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-elku/
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-igolku-dlya-detej-18-luchshih.html
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-volka-dlya-detej-27-novyx.html
https://www.vampodarok.com/kprazdnikam/ny/cont539.html