Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Кристаллик»
номинация: «Лучшая методическая разработка»
название работы: «Звуки вокруг нас»
(возрастная категория: 4 - 5 лет)
учитель - логопед: Скригаловская Нина Ростиславовна
г. Салехард
«Звуки вокруг нас»
Коррекционно-образовательные цели.
Формировать представление о звуках: музыкальные звуки, бытовые звуки, звуки природы, не речевые звуки, речевые звуки, формировать обобщающее понятие «музыкальные инструменты», формировать навыки словообразования.
Коррекционно-развивающие цели.
Развивать слуховое восприятие, память, физиологическое и речевое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щек) развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Коррекционно-воспитательные цели.
Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением; воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование. Аудиозапись звуков природы, волшебный сундучок с музыкальными инструментами (барабан, бубен, колокольчик, погремушка, детское пианино, свистулька, дудочка), ширма, косынка, султанчики, листы бумаги, вода, стаканы, ложка, книга.
Ход занятия
1. Орг. момент. Дети стоят в кругу, проговаривают слова:
Мы будем все стараться,
Мы будем заниматься,
Красиво говорить,
Думать, не спешить.
Логопед: ребята сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебную страну звуков, Звуки бывают разными. Вам надо будет быть очень внимательными и вдумчивыми.
Артикуляционная гимнастика «Экспресс зарядка»
Логопед: чтобы наш язычок был послушным, сделаем гимнастику для язычка.
упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Окошко», «Лошадки», «Индюк», «Бегемот».
2. Игра «Что мы слышим?».
(вопросы логопеда и примерные ответы детей)
Предложить детям с закрытыми глазами послушать записи разных звуков (пение птиц, лай собаки, кошка мурлычет, музыка играет, пылесос шумит и т.д.)
Логопед: Кто что услышал? Дети по очереди называют, кто что услышал.
1-й ребенок: Играла музыка.
2-й ребенок: Пели птицы.
3-й ребенок: Лаяли собаки.
4-й ребенок: Мурчала кошка.
Логопед: Мы слышали с вами разные звуки. Что нам помогает слышать разные звуки?
Дети: Уши
Логопед: Звуки мы слышали разные: музыкальные, бытовые, звуки природы – все эти звуки не речевые.
3. Игра «Минутка тишины».
(вопросы логопеда и примерные ответы детей)
Звуки можно слышать повсюду, надо только внимательно прислушаться. А что вы можете услышать в тишине?
Логопед: Давайте все вместе закройте глаза и посидите в тишине, послушайте тишину (20-30секунд).
Логопед: Открывайте глаза. Что вы услышали?
Дети по очереди называют, кто что услышал
1-й ребенок: Я услышал, что где-то работал пылесос.
2-й ребенок: Я услышал, что кто-то из ребят разговаривал.
3-й ребенок: Я слышал, что кто-то играл на пианино
4-й ребенок: Я слышала, что за окном падает дождь
5-й ребенок: Я слышала, что на улице лает собака.
Логопед: Вы очень внимательные, сидя в тишине, вы услышали разные звуки, звуки окружающего нас мира.
Молодцы!
4. Игра «Узнай что звучит»
(вопросы логопеда и примерные ответы детей)
Сейчас я предлагаю вам посмотреть предметы в волшебном сундучке.
Дети совместно с логопедом рассматривают музыкальные инструменты, слушают, как они звучат. Затем логопед убирает инструменты за ширму, и предлагает детям послушать, что звучит.
1-й ребенок: Это свистит свистулька.
2-й ребенок: Это дудит дудка.
3-й ребенок: Это играет пианино.
4-й ребенок: Это играет барабан.
5-й ребенок: Это играет гармошка и т.д.
Логопед: Как вы узнали, что звучало?
Дети: По звуку.
Логопед: А как назвать барабан, бубен, колокольчик, погремушка, детское пианино, свистулька, гармошка одним словом?
Дети: Все - это музыкальные инструменты.
Логопед: А какие это звуки?
Дети: Музыкальные звуки. Не речевые звуки.
Логопед: Правильно это музыкальные звуки. Не речевые звуки. Молодцы!
5. Физминутка «Жмурки с колокольчиком»
Сделать с детьми круг. Выбрать водящего и поставить его в середину круга. Завязать водящему глаза косынкой, несколько раз повернуть на месте. Дать в руки какому-нибудь ребенку колокольчик. Предложить детям сказать хором слова: «Слушай, слушай! Не зевай! Где звенит, угадай!» Водящий должен найти ребенка, который звенит колокольчиком. Найденный ребенок становится водящим. Игру повторить 2-3 раза.
6. Игра «Ветерок»
Дуем на «султанчики» соблюдая правила дыхания. Вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щек.
7. Игра «Кто на чем играет?»
(вопросы логопеда и примерные ответы детей)
Логопед: На пианино играет пианист, а на гармони…
Логопед: А кто играет на гитаре?
1-й ребенок: На гитаре играет гитарист.
Логопед: А кто играет на трубе?
2-й ребенок: На трубе играет трубач
Логопед: А кто играет на барабане?
3-й ребенок: На барабане играет барабанщик.
Логопед: А кто играет на скрипке?
4-й ребенок: На скрипке играет скрипач
А какие мы слышим звуки, когда музыканты играют на музыкальных инструментах?
Дети: Музыкальные звуки.
9. Игра «Послушай и повтори».
(вопросы логопеда и примерные ответы детей)
За ширмой лежат разные предметы: книга, бумага, стаканы, вода, липучки…
Логопед выполняет действия с предметами: рвет бумагу, листает книгу, режет ножницами, хлопает в ладоши, переливает воду из стакана, дети слушают. По очереди желающие дети подходят к логопеду за ширму смотрят на предметы, определяют, что делал логопед и выполняет действие, дети слушают и говорят такой или не такой звук был слышен из-за ширмы.
1-й ребенок: Наливали воду в стакан.
2-й ребенок: Листали книгу.
3-й ребенок: Рвали бумагу.
4-й ребенок: Расстёгивали липучки.
5-й ребенок: Стучали ложкой в стакане.
Логопед: А как можно сказать какие звуки вы слышали?
Дети: Неречевые звуки. Бытовые звуки.
Логопед включает запись: лай собаки, шум ветра, капли дождя, гром, пение птиц?
Логопед: Что вы услышали?
1-й ребенок: Я слышал пение птиц.
2-й ребенок: Я слышал, как падает дождь.
3-й ребенок: Я слышал, как гремел гром.
4-й ребенок: Я слышал лай собаки.
5-й ребенок: Я слышал, как шумит ветер.
Логопед: А как эти звуки назовем?
Дети: Неречевые звуки. Звуки природы.
Итог занятия
Логопед: Давайте с вами вспомним, как называются звуки природы, звуки окружающего нас мира, звуки, которые могут издавать разные предметы?
Дети: Это неречевые звуки.
Логопед: Правильно звуки окружающего нас мира это - неречевые звуки.
Запомните! Звуки - это то, что мы слышим и произносим.