СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Формирование представлений о речевых и неречевых звуках. Звуки вокруг нас"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о речевых и неречевых звуках.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Формирование представлений о речевых и неречевых звуках. Звуки вокруг нас"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Кристаллик»













номинация: «Лучшая методическая разработка»

название работы: «Звуки вокруг нас»

(возрастная категория: 4 - 5 лет)





















учитель - логопед: Скригаловская Нина Ростиславовна


г. Салехард

«Звуки вокруг нас»

Коррекционно-образовательные цели.

Формировать представление о звуках: музыкальные звуки, бытовые звуки, звуки природы, не речевые звуки, речевые звуки, формировать обобщающее понятие «музыкальные инструменты», формировать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие цели.

Развивать слуховое восприятие, память, физиологическое и речевое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щек) развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Коррекционно-воспитательные цели.

Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением; воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование. Аудиозапись звуков природы, волшебный сундучок с музыкальными инструментами (барабан, бубен, колокольчик, погремушка, детское пианино, свистулька, дудочка), ширма, косынка, султанчики, листы бумаги, вода, стаканы, ложка, книга.

Ход занятия

1. Орг. момент. Дети стоят в кругу, проговаривают слова:

Мы будем все стараться,
Мы будем заниматься,
Красиво говорить,
Думать, не спешить.

Логопед: ребята сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебную страну звуков, Звуки бывают разными. Вам надо будет быть очень внимательными и вдумчивыми.

Артикуляционная гимнастика «Экспресс зарядка»

Логопед: чтобы наш язычок был послушным, сделаем гимнастику для язычка.

упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Окошко», «Лошадки», «Индюк», «Бегемот».

2. Игра «Что мы слышим?».

(вопросы логопеда и примерные ответы детей)

Предложить детям с закрытыми глазами послушать записи разных звуков (пение птиц, лай собаки, кошка мурлычет, музыка играет, пылесос шумит и т.д.)

Логопед: Кто что услышал? Дети по очереди называют, кто что услышал.

1-й ребенок: Играла музыка.

2-й ребенок: Пели птицы.

3-й ребенок: Лаяли собаки.

4-й ребенок: Мурчала кошка.

Логопед: Мы слышали с вами разные звуки. Что нам помогает слышать разные звуки?

Дети: Уши

Логопед: Звуки мы слышали разные: музыкальные, бытовые, звуки природы – все эти звуки не речевые.


3. Игра «Минутка тишины».

(вопросы логопеда и примерные ответы детей)

Звуки можно слышать повсюду, надо только внимательно прислушаться. А что вы можете услышать в тишине?

Логопед: Давайте все вместе закройте глаза и посидите в тишине, послушайте тишину (20-30секунд).

Логопед: Открывайте глаза. Что вы услышали?

Дети по очереди называют, кто что услышал

1-й ребенок: Я услышал, что где-то работал пылесос.

2-й ребенок: Я услышал, что кто-то из ребят разговаривал.

3-й ребенок: Я слышал, что кто-то играл на пианино

4-й ребенок: Я слышала, что за окном падает дождь

5-й ребенок: Я слышала, что на улице лает собака.

Логопед: Вы очень внимательные, сидя в тишине, вы услышали разные звуки, звуки окружающего нас мира.

Молодцы!

4. Игра «Узнай что звучит»

(вопросы логопеда и примерные ответы детей)

Сейчас я предлагаю вам посмотреть предметы в волшебном сундучке.

Дети совместно с логопедом рассматривают музыкальные инструменты, слушают, как они звучат. Затем логопед убирает инструменты за ширму, и предлагает детям послушать, что звучит.

1-й ребенок: Это свистит свистулька.

2-й ребенок: Это дудит дудка.

3-й ребенок: Это играет пианино.

4-й ребенок: Это играет барабан.

5-й ребенок: Это играет гармошка и т.д.

Логопед: Как вы узнали, что звучало?

Дети: По звуку.

Логопед: А как назвать барабан, бубен, колокольчик, погремушка, детское пианино, свистулька, гармошка одним словом?

Дети: Все - это музыкальные инструменты.

Логопед: А какие это звуки?

Дети: Музыкальные звуки. Не речевые звуки.

Логопед: Правильно это музыкальные звуки. Не речевые звуки. Молодцы!

5. Физминутка «Жмурки с колокольчиком»

Сделать с детьми круг. Выбрать водящего и поставить его в середину круга. Завязать водящему глаза косынкой, несколько раз повернуть на месте. Дать в руки какому-нибудь ребенку колокольчик. Предложить детям сказать хором слова: «Слушай, слушай! Не зевай! Где звенит, угадай!» Водящий должен найти ребенка, который звенит колокольчиком. Найденный ребенок становится водящим. Игру повторить 2-3 раза.

6. Игра «Ветерок»

Дуем на «султанчики» соблюдая правила дыхания. Вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щек.

7. Игра «Кто на чем играет?»

(вопросы логопеда и примерные ответы детей)

Логопед: На пианино играет пианист, а на гармони…

Логопед: А кто играет на гитаре?

1-й ребенок: На гитаре играет гитарист.

Логопед: А кто играет на трубе?

2-й ребенок: На трубе играет трубач

Логопед: А кто играет на барабане?

3-й ребенок: На барабане играет барабанщик.

Логопед: А кто играет на скрипке?

4-й ребенок: На скрипке играет скрипач

А какие мы слышим звуки, когда музыканты играют на музыкальных инструментах?

Дети: Музыкальные звуки.

9. Игра «Послушай и повтори».

(вопросы логопеда и примерные ответы детей)

За ширмой лежат разные предметы: книга, бумага, стаканы, вода, липучки…

Логопед выполняет действия с предметами: рвет бумагу, листает книгу, режет ножницами, хлопает в ладоши, переливает воду из стакана, дети слушают. По очереди желающие дети подходят к логопеду за ширму смотрят на предметы, определяют, что делал логопед и выполняет действие, дети слушают и говорят такой или не такой звук был слышен из-за ширмы.

1-й ребенок: Наливали воду в стакан.

2-й ребенок: Листали книгу.

3-й ребенок: Рвали бумагу.

4-й ребенок: Расстёгивали липучки.

5-й ребенок: Стучали ложкой в стакане.

Логопед: А как можно сказать какие звуки вы слышали?

Дети: Неречевые звуки. Бытовые звуки.

Логопед включает запись: лай собаки, шум ветра, капли дождя, гром, пение птиц?

Логопед: Что вы услышали?

1-й ребенок: Я слышал пение птиц.

2-й ребенок: Я слышал, как падает дождь.

3-й ребенок: Я слышал, как гремел гром.

4-й ребенок: Я слышал лай собаки.

5-й ребенок: Я слышал, как шумит ветер.

Логопед: А как эти звуки назовем?

Дети: Неречевые звуки. Звуки природы.

Итог занятия

Логопед: Давайте с вами вспомним, как называются звуки природы, звуки окружающего нас мира, звуки, которые могут издавать разные предметы?

Дети: Это неречевые звуки.

Логопед: Правильно звуки окружающего нас мира это - неречевые звуки.

Запомните! Звуки - это то, что мы слышим и произносим.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!