СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка обобщающего урока по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка знаний,умений и навыков по теме "Бессоюзные сложные предложения".Оценивание знаний в листе самооценки.Всевозможные практические и творческие работы по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка обобщающего урока по теме "Бессоюзные сложные предложения"»

















Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС


Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения» (9 класс)

























2024г

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения» (9 класс)

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • -обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о БСП;

  • -совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.

  • - развить умение формулировать определение понятий;

  • - совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода через проектную исследовательскую деятельность учащихся;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения формулировать проблему;

  1. Воспитательные:

  • ; Воспитательные: воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • усвоение всеми учащимися особенностей постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

  • формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;

  • повторение случаев постановки двоеточия и тире в простом предложении;

  • работа с толковыми словарями;

  • работа с текстами художественной литературы.

  • Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку,

  • формирование нравственных ценностей.

  • Формировать умение оценки и самооценки работы

  • воспитание уважения к уроку и предмету в целом;

  • воспитание взаимоуважения.

УУД:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные:

  • формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;

  • развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;

  • развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.

  • воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

  • Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС .

  • Форма урока: урок - практикум

  • Метод: комбинированный

  • Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку,  карточки, раздаточный материал, карта самоанализа.



Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • здоровьесберегающая;

  • коммуникативная технология.


Формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

в парах;

групповая.

Методы:

  1. Объяснительно- иллюстративные;

  2. Репродуктивные;

  3. Частично-поисковые;

  4. Исследовательские.


Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.

Слово учителя:

 После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.

Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Я очень рада видеть вас, ребята, уважаемые гости. Пусть ваши глаза излучают свет, радость, добро

Не зря писал поэт Е.Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

- Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

- Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

- Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний. Откроем тетради, запишем число





II. Формулировка темы урока и постановка целей.

1.Прочитаем предложения. О чем они? Какие перед нами предложения по структуре?

Желаешь себе добра- не делай зла другому


Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно.


Прежде всего будьте добрыми; доброта обезоруживает большинство людей. 

Настроимся на разговор о доброте. Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

-Очень часто мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта. Счастья достигает не тот, кто только мечтает стать всесторонне грамотным человеком, а тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Люди, служившие добрыми делами другим, запоминаются надолго.

-Какие перед нами предложения по структуре? БСП

Почему автор использует бессоюзное предложение? Объясните знаки препинания.

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным).Объясните постановку знаков препинания

-Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Какая же тема нашего урока? БСП

- Все правильно. Записываем тему

- А каковы цели урока?(цель урока: обобщить , систематизировать и закрепить знания о БСП, уметь находить в тесте БСП, правильно ставить знаки препинания, определять смысловые отношения, конструировать ССП СПП в БСП

- Сегодня у нас с вами обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения».

-Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали на протяжениие нескольких уроков.



III. Актуализация уже имеющихся знаний. Фронтальный опрос.

1.- Приведём в систему наши знания о БСП

1)Какое предложение называется бессоюзным (БСП – простые предложения связаны между собой при помощи интонации при произношении, а на письме знаками препинания) В БСП велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определённых знаков препинания. Слайд1

- По схеме (слайды 2-6) расскажите о постановке знаков препинания в БСП. (В схеме указаны примеры, теорию, то есть сведения о постановке знаков препинания, рассказывают ученики)

2)Когда в БСП ставится запятая, точка с запятой? К каким союзным предложениям они близки?

3)Когда в БСП ставится двоеточие?

4) Когда ставится тире?

Это в презентации( ответы учащихся)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Запятая:

  1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

  2. Жжёт солнце, жужжат оводы и мухи.

- Запятая ставится, если в простых предложениях, входящих в состав БСП, перечисляются какие-то факты.

Точка с запятой:

  1. Земля, пригретая солнечными лучами, стала оттаивать; онемевшая вода ожила.

  2. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.

- Точка с запятой ставится, если простые предложения более распространены, особенно если внутри них уже есть запятые.

Двоеточие:

  1. Печален я: со мною друга нет.

  2. Он чувствовал себя нехорошо: тело ослабло, в глазах ощущалась боль.

  3. Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо.

- Двоеточие ставится, если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом;

если второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание;

если второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов.

Тире:

  1. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

  2. Назвался груздем – полезай в кузов.

  3. Настанет утро – двинемся в путь.

  4. Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

  5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

- Тире ставится, если содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого;

Если первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении;

Если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении

Если предложения рисуют быструю смену событий.

Итак, какую роль играют БСП в тексте?

Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. БСП позволяют лаконично, ёмко выразить глубокое содержание текстов, помогают избежать излишней загруженности текста союзами.

Оценивание- лист самооценки

IV.Практикум

1.Пунктуационный разбор предложений перед вами (карточки) по 1 предложению

-Подчеркните грамматические основы, составьте схемы данных предложений, объясните постановку знаков препинания.





1.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому. (условие)

2.Творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу () не отступайся от своей мечты. (время)

  1. Добро побеждает ( ) зло погибает. (противопоставление)

  2. Доброта... постоянна и сама себя усиливает()она рождает ответную доброту. (причина)

  3. Посеешь добрый характер ( ) пожнешь добрую судьбу. (следствие)

  4. Помните () с доброты человек начинается! (изъяснение)



2.Преобразование союзных предложений в сложные бессоюзные.

- Какие способы проверки знаков препинания в БСП вы знаете? (Способы замены бессоюзных предложений союзными)..

-Замените сложные союзные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)

2.Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты.

3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.)

4.Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А.

Швейцер.)

5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов)

6. Если хочешь людям добра, сей в их сердцах любовь.

Сделайте вывод об изменениях, которые произошли, об употреблении БСП, о том, для какого стиля речи характерны БСП. ( БСП характерны для разговорного стиля, т.к. БСП часто используются в пословицах, поговорках; они более лёгкие по конструкции, чем союзные.)

3. Индивидуальная творческая работа (по вариантам).

Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.

1 вариант

А) Вчера нам сказали… (дополнение).

Б) Здесь нельзя проехать… (причина).



2 вариант

А) Нас охватило чувство страха… (причина)

Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).

4.Цифровой диктант.

-В первом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а во втором – тире.

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро.

2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.

3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости.

5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь.

6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.

8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.

Двоеточие - 1,3,6,8 Тире - 2,4,5,7

5. Выборочный диктант (контроль проводится путем взаимопроверки).

- Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
(У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Причина

Время

Пояснение

Условие

Дополнение

Следствие


Быстрая смена событий


Сравнение


  1. Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

  2. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

  3. Молвит слово – соловей поёт.

  4. Настанет вечер – загорятся на небе звезды.

  5. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

  6. Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

  7. Спать долго – жить с долгом.

  8. Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

  9. Сверкнула молния – грянул гром.



















Эмоциональная разрядка:

Наша жизнь может быть наполнена разными эмоциями. За день мы можем на кого-то рассердиться, за кого-то порадоваться. Эти эмоции, мы выражаем не только с помощью речи, но и с помощью мимики.

· нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек.

· улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо.

Пусть улыбок в нашей жизни будет больше, улыбайтесь чаще.


6. Работа с текстом (текст распечатан на листочках)                    

1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бродит в мире тихо".

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты.

10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.

11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается!

Задание к тексту:

  1. найдите БСП (3,6,10,13)

  1. среди 1-4 найдите предложения с вводным словом (1,2)

  2. назовите грамматическую основу в 9 предложении (начинать надо)

  3. сколько грамматических основ во 2 предложении (2)

  4. в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне (выращивая, ростки)

  5. назовите предложения с обособленным обстоятельством (5,8,9)


V.Рефлексия. Вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы их?

Чему научились сегодня на уроке?

Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

Какое задание показалось трудным и почему

- Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?

1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный)

2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (жёлтый)

3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный)

  • Итак, мы сегодня повторили о бессоюзных сложных предложениях, о пунктуации в бессоюзных сложных предложениях. Знания, полученные сегодня, помогут вам в успешной сдаче ЕГЭ. Вы были очень активными. Спасибо вам.

  • -Закончить урок мне хочется словами А.П. Чехова: «Жизнь дана на добрые дела… Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем. Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! Помните: с доброты человек начинается!»

Контроль и самооценка знаний, умений и навыков

на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к итоговой аттестации

«Знаю», «умею» - это 1 балл  «нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

                                                                                                              Оценка

1.Знание теоретического материала о БСП

2.Умение определять смысловые отношения в БСП

3.Умение конструировать БСП

4.Умение находить БСП в тексте

5.Умение выполнять дополнительные задания по орфографии, грамматике

Самооценка

На уроке я работал активно/неактивно



Своей работой я

доволен/недоволен



Урок для меня показался



коротким/ длинным



На уроке я



устал/ не устал



Моё настроение



стало лучше/ стало хуже



Материал урока мне был



понятен/ непонятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

VI. Домашнее задание: Выписать из «Метрвых душ»1-3гл БСП




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!