СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Обобщение и структуирование знаний в игровой форме"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приём «Угадай…»  - средство для организации условий событийности, которое в процессе активной деятельности учащихся превращается в способы осмысления и качественного усвоения  знаний, обеспечивает поисковый характер деятельности, порождает вопросы, требует сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Обобщение и структуирование знаний в игровой форме"»

Реализация требований к подготовке по химии учащихся в соответствии с ФГОС



Макеева Рената Ивановна

учитель химии

МБОУ Городская Гимназия

г. Димитровград Ульяновской области



Новые парадигмы и стандарты образования требуют новых подходов и технологий в образовательном процессе. Как же следует организовать процесс познания по-новому? Безусловно, от учителя требуется умение переосмыслить учебный материал, чтобы представить его содержание как материал для размышления учеников.

Методический приём «Угадай…» представляет собой форму организации учебной деятельности, целесообразную после изучения темы (раздела) на стадии содержательного обобщения. Приём универсален, т.к. содержательный компонент может быть любым. Новизна заключается в использовании необычной формы систематизации и закрепления материала. Ученик развивается и приобретает устойчивые знания в условиях события в собственной деятельности. Приём «Угадай…» - средство для организации условий событийности, которое в процессе активной деятельности учащихся превращается в способы осмысления и качественного усвоения знаний, обеспечивает поисковый характер деятельности, порождает вопросы, требует сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне.

Известно, что важнейшим критерием личностно-ориентированного урока является критерий субъектности. В предлагаемой методической разработке ученик становится субъектом образования, включаясь в совместную работу сначала с учителем, а затем в парную работу по обобщению, преобразованию изученного материала, присутствующего в фактах, предметах, явлениях, символах, моделях, со всем, что изучается не только для количественного накопления знаний, но и для придания им качественных, т.е. личностных смыслов. В процессе выполнения задания возникает ситуация для активизации творческого мышления в виде размышления над известным, в результате чего проявляется новый, личностный смысл знания, открывается его значение «для себя», личностная ценность.

Методический приём «Угадай…» соответствует критерию диалогичности содержания образования, т.е. учебный материал преобразовывается учителем в основу для диалога. Диалогическое общение предполагает субъективную активность всех участников диалога. При этом активность направлена на предмет обучения, а не на личность одного из участников. «Угадай…» способствует саморазвитию, самоактуализации, взаимному оцениванию и самооценке.

Цель: систематизация фактических знаний на основе ведущих идей, проверка знаний и умений учащихся.

Проверяется и оценивается не столько знание фактов, сколько овладение системой понятий, умения устанавливать связи между понятиями, обобщать и применять закономерности теории. Процесс обобщения систематизации знаний предполагает последовательность действий: от восприятия, осмысления, обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета.

Задачи:

-образовательная: формирование потребности развития уровня собственного мышления вообще и химического мышления в частности

-развивающая: формирование умения структурировать знания, осмысление способа действия, заключающегося в последовательном выполнении следующих действий:

  1. анализ и выделение всеобщего

  2. рефлексия и разграничение особенного

  3. осознание единичного как синтеза всеобщего и особенного

-воспитательная: формирование навыков коммуникации, способствующих самореализации, стремлению к достижению результата

Активно использую этот приём для подготовки своих «профильников» к ЕГЭ, ОГЭ, постоянно использую его на уроках как эффективную форму повторения и закрепления знаний. Приведу пример.

Образовательная ситуация: учитель предлагает учащимся ряд объектов, явлений, моделей и т.д., один из которых нужно отгадать (сначала загадывает учитель): уксусная кислота, ацетат натрия, угарный газ, иодид натрия, фенол, фенолят калия, натрий, кремнезём, муравьиная кислота, иодид аммония, графит, ромбическая сера, йод, сернистый газ.

Между объектами существуют взаимосвязи, они объединены какой-то теорией, ведущей идеей. Т.о. возможна классификация на группы, подгруппы и, наконец, выделение того объекта, который нужно определить на основании его сущностных, особенных характеристик. На первоначальном этапе учитель работает в диалоге со всем классом, т.е. вопросы задают разные ученики. Вопросы не должны быть прямыми, напр. «Это кислота?» или «Это вещество молекулярного строения?», а должны быть качественными и связаны со свойствами веществ - физическими, химическими, областью их применения, способами получения, напр., «Это вещество изменяет цвет лакмуса на красный?» или «Это вещество низкоплавкое (летучее)?» и т. д. Понятно, что в первом случае речь идёт о кислоте (или соли, гидролизующейся по катиону!), а во втором случае – о веществе молекулярного строения. После каждого вопроса-ответа вычёркиваются лишние объекты. Учитель на все вопросы отвечает только «да» и «нет», некорректные, прямые вопросы игнорирует. Например, я загадала муравьиную кислоту. Вопросы:

  1. Это вещество низкоплавкое (летучее)?- ДА- Значит , это вещество молекулярного строения, вычёркиваем вещества немолекулярного строения и получаем следующий ряд: уксусная кислота, углекислый газ, фенол, муравьиная кислота, ромбическая сера, йод, сернистый газ.

  2. Неограниченно растворяется в воде? ДА- Это муравьиная или уксусная кислота

  3. Обесцвечивает раствор перманганата калия? (или вопрос о качественных реакциях на альдегидную группу) –ДА- Это муравьиная кислота.

Допутим, угадываемое вещество – фенолят калия.

Вопросы:

  1. Это вещество низкоплавкое (летучее)?» - НЕТ - Значит, это вещество немолекулярного строения, вычёркиваем лишнее и получаем следующий ряд ацетат натрия, иодид натрия, фенолят калия, натрий, кремнезём, иодид аммония, графит

  2. Вещество относится к электролитам? ( качество вопроса связано с тем, что большинство из оставшихся веществ – соли) –ДА- Значит, это вещество – одна из предложенных солей.

  3. Эта соль окрашивает пламя в жёлтый цвет? –НЕТ- Значит, это либо фенолят калия или иодид аммония

  4. Действие щелочи при нагревании вызовет выделение газа с резким запахом? (или вопросы о качественных реакциях на иодид-, фенолят- ионы, пламенный анализ солей калия) –НЕТ- Значит, это фенолят калия

На данном этапе происходит корректировка знаний учащихся, выравнивание имеющихся знаний, формируется мотивация достижения успеха.

Следующий (ключевой) этап: учитель предлагает учащимся подумать как кратчайшим путём, т.е. задав наименьшее количество вопросов, выйти на загаданный объект. На этом этапе происходит переосмысление имеющихся знаний, их структурирование, достраивание.

Учитель загадывает вещество и теперь уже работает в диалоге с одним из учеников, остальные следят за качеством и количеством задаваемых вопросов.

На завершающем этапе происходит диалог в парах, «угадывание» происходит уже достаточно быстро, поскольку учащиеся уже осознали какие «качественные вопросы» - а это и есть цель (усвоение ведущих идей !) – необходимо задать, чтобы классифицировать объекты, структурировать объединяющую их теорию, а затем выделить особенность данного объекта. Т.о. организуется равноправное партнёрское общение в ходе учебного взаимодействия. Ученики задают вопросы, предлагают свои варианты, обсуждают, приходят к определённому мнению, высказывают их. Кому-то кажется привлекательным путь разделить сразу вещества на две группы – молекулярного и немолекулярного строения, или электролиты-неэлектролиты, кто- то видит рациональным классификацию по агрегатному состоянию или по растворимости в воде.

Этот же ряд объектов можно использовать при обобщении темы «Кристаллические решётки» как в 11 , так и в 8 и 9 классах. Ещё раз подчеркну, что такие ряды можно создавать в любой теме, разделе и использовать методический приём «Угадай… » в любом учебном предмете! Можно предложить угадать: слово при повторении, например, частей речи, или частей слова; число, или алгебраическую функцию; биологический объект; общественный строй, эпоху, и т. д.– в этом и проявится субъектность учителя, его творческий потенциал, привнесёт событийность, эмоционально окрасит образовательный процесс, сделает его более ярким, разнообразным и самое главное – более качественным!

Список использованной литературы:

  1. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика:Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И. Лукьяновой./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006-176с.

  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Изд-е 2-е, доп. И переработ.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.-224с.

  3. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2007-176с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!