СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Образ лесного духа в стихотворениях Ю.Н. Шесталова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Образ лесного духа в стихотворениях Ю.Н. Шесталова"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Дунина-Горкавича Александра Александровича» ОБРАЗ ЛЕСНОГО ДУХА В СТИХОТВОРЕНИЯХ МАНСИЙСКОГО ПОЭТА Ю.Н. ШЕСТАЛОВА Общая среда, общая судьба и общая ответственность Подготовила: учитель русского языка и литературы Шаленина А.В. ashalenina@bk.ru 8 950-630-54-05 г. Ханты-Мансийск, 2023 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Дунина-Горкавича Александра Александровича»

ОБРАЗ ЛЕСНОГО ДУХА В СТИХОТВОРЕНИЯХ МАНСИЙСКОГО ПОЭТА

Ю.Н. ШЕСТАЛОВА

Общая среда, общая судьба и общая ответственность

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Шаленина А.В.

[email protected]

8 950-630-54-05

г. Ханты-Мансийск, 2023 г.

Югорская земля обладает огромными запасами природных ресурсов, восхищает своей уникальностью и многовековой историей. Родной край для коренных народов – это очаг, священное место, которое необходимо оберегать и защищать. Первостепенной в культуре северных народов является природа. Она щедра и беспощадна. Поэты и писатели описывают природу как «живое, дышащее существо». А в роли её защитника выступает лесной дух –устойчивый литературный образ.  Лесной дух в культуре северных народов - особый образ, олицетворяющий защиту, помощь, охрану окружающей среды.   Данный литературный образ был рассмотрен нами в стихотворениях мансийского писателя Ю.Н. Шесталова. Юван Николаевич Шесталов В его произведениях лесной дух - доброжелательный смотритель, обладающий внушительными размерами – великан. «Лесной дух»

Югорская земля обладает огромными запасами природных ресурсов, восхищает своей уникальностью и многовековой историей. Родной край для коренных народов – это очаг, священное место, которое необходимо оберегать и защищать. Первостепенной в культуре северных народов является природа. Она щедра и беспощадна. Поэты и писатели описывают природу как «живое, дышащее существо». А в роли её защитника выступает лесной дух –устойчивый литературный образ.

Лесной дух в культуре северных народов - особый образ, олицетворяющий защиту, помощь, охрану окружающей среды. Данный литературный образ был рассмотрен нами в стихотворениях мансийского писателя Ю.Н. Шесталова.

Юван Николаевич

Шесталов

В его произведениях лесной дух - доброжелательный смотритель, обладающий внушительными размерами – великан.

«Лесной дух»

Общая среда, общая судьба и общая ответственность  Согласно мифам отдельному лесном участку принадлежал свой лесной дух, который обеспечивал его жителей всем необходимым, следил за сохранностью своей территории.   Актуальность – связь культуры северных народов с современными экологическими проблемами (на примере литературного образа «лесной дух»). Цель – воспитание активной позиции обучающихся в контексте экологической ответственности за сохранение природы родного края. Задачи: Рассмотреть литературный образ «лесной дух» в системе экологического воспитания; Выявить характерные черты данного образа и определить их актуальность в настоящее время; «Примерить» на себя роль лесного духа – защитника леса.

Общая среда, общая судьба и общая ответственность

Согласно мифам отдельному лесном участку принадлежал свой лесной дух, который обеспечивал его жителей всем необходимым, следил за сохранностью своей территории.

Актуальность – связь культуры северных народов с современными экологическими проблемами (на примере литературного образа «лесной дух»).

Цель воспитание активной позиции обучающихся в контексте экологической ответственности за сохранение природы родного края.

Задачи:

  • Рассмотреть литературный образ «лесной дух» в системе экологического воспитания;
  • Выявить характерные черты данного образа и определить их актуальность в настоящее время;
  • «Примерить» на себя роль лесного духа – защитника леса.
Реализация данной концепции на уроке литературы Мы для вас, как в снежной сказке снежные паяцы, Людоеды в дикой пляске – люди нас боятся. Мы в снегу, но с кровью южной, кружим в легком танце. Мы рожденные природой, мы еще как дети, Любим рыбу, лес и воды, горы на рассвете… И скрывать мы не умеем наши мысли, чувства. И бледнеем, и краснеем, плачем, если грустно… Ю.Н. Шесталов Метод - урок-проект «Лесной дух – защитник природы» «Лесной дух» (рисунок ученика 6 класса) Обучающимся шестого класса предлагалось создание проекта, который основывался на четырёх задачах: Знакомство с автором лирического текста. Анализ лирического текста (тема, идея, отношение автора, проблематика, средства выразительности). Выявление литературных образов, их характеристика (словесное рисование). Создание Эко плаката на основе текста (в основе плаката – литературный образ, воссозданный поэтом).

Реализация данной концепции на уроке литературы

Мы для вас, как в снежной сказке снежные паяцы,

Людоеды в дикой пляске – люди нас боятся.

Мы в снегу, но с кровью южной, кружим в легком танце.

Мы рожденные природой, мы еще как дети,

Любим рыбу, лес и воды, горы на рассвете…

И скрывать мы не умеем наши мысли, чувства.

И бледнеем, и краснеем, плачем, если грустно…

Ю.Н. Шесталов

Метод - урок-проект

«Лесной дух – защитник природы»

«Лесной дух» (рисунок ученика 6 класса)

Обучающимся шестого класса предлагалось создание проекта, который основывался на четырёх задачах:

  • Знакомство с автором лирического текста.
  • Анализ лирического текста (тема, идея, отношение автора, проблематика, средства выразительности).
  • Выявление литературных образов, их характеристика (словесное рисование).
  • Создание Эко плаката на основе текста (в основе плаката – литературный образ, воссозданный поэтом).
Результаты урока-проекта: Данный урок-проект был успешно проведён, цели и задачи реализованы, созданы Эко плакаты (см. слайд 6). Обучающиеся начали знакомство с литературой авторов родного края, что вызвало неподдельный интерес к культуре ханты и манси.  «Лесной дух» Г.С. Райшев Рассмотрев образ природного защитника, класс решил организовать отряд экологической направленности «Лесные духи», выбрав своим девизом слова Ю.Н. Шесталова: «Мы рожденные природой, мы еще как дети, Любим рыбу, лес и воды, горы на рассвете…» Посещение театра обско-угорских народов «Солнце» (спектакль «Матерь огонь») Доклад на читательской конференции , посвящённой творчеству Ю.Н. Шесталова Посещение «Галереи-мастерской художника Г.С. Райшева»

Результаты урока-проекта:

  • Данный урок-проект был успешно проведён, цели и задачи реализованы, созданы Эко плакаты (см. слайд 6).
  • Обучающиеся начали знакомство с литературой авторов родного края, что вызвало неподдельный интерес к культуре ханты и манси.

«Лесной дух» Г.С. Райшев

  • Рассмотрев образ природного защитника, класс решил организовать отряд экологической направленности «Лесные духи», выбрав своим девизом слова Ю.Н. Шесталова:

«Мы рожденные природой, мы еще как дети,

Любим рыбу, лес и воды, горы на рассвете…»

Посещение театра обско-угорских народов «Солнце» (спектакль «Матерь огонь»)

Доклад на читательской конференции , посвящённой творчеству Ю.Н. Шесталова

Посещение «Галереи-мастерской художника Г.С. Райшева»

Выводы по внедрению образа «Лесной дух» в учебный процесс: Рассмотрели «зелёную» аксиому « Общая среда, общая судьба и общая ответственность»; Определили, что каждый человек несёт ответственность за сохранность природы; Выявили характерные черты образа «лесной дух» в контексте творчества мансийского поэта Ю.Н. Шесталова: сила духа и тела, добродушие, готовность прийти на помощь, милосердие, ответственность. «Примерили» роль защитника леса на себя: организовали классный отряд «Лесные духи»;  создали агитационные плакаты.  Перспективой является развитие отряда «Лесные духи», проведение агитационной работа с другими классами в школе (об ответственном отношении к сохранению природы родного края). Эко-плакаты обучающихся 6 класса.

Выводы по внедрению образа «Лесной дух» в учебный процесс:

  • Рассмотрели «зелёную» аксиому « Общая среда, общая судьба и общая ответственность»;
  • Определили, что каждый человек несёт ответственность за сохранность природы;
  • Выявили характерные черты образа «лесной дух» в контексте творчества мансийского поэта Ю.Н. Шесталова: сила духа и тела, добродушие, готовность прийти на помощь, милосердие, ответственность.
  • «Примерили» роль защитника леса на себя:
  • организовали классный отряд «Лесные духи»;
  • создали агитационные плакаты.

Перспективой является развитие отряда «Лесные духи», проведение агитационной работа с другими классами в школе (об ответственном отношении к сохранению природы родного края).

Эко-плакаты обучающихся 6 класса.

Я – Человек, Захочу и отныне Юной красавицей станет пустыня. Я – Человек, Перед именем этим Быть мне пожизненно в строгом ответе. Юван Шесталов Плакат эко-отряда «Лесные духи» Список литературы: Шесталов Ю. Песня человека северного сияния // Лит. Россия.- 1975.- 4 июля.- С. 10. Славный отряд писателей-северян // Лит. Россия.- 1982.- 22 окт.- С. 4.- (В Союзе писателей РСФСР).

Я – Человек,

Захочу и отныне

Юной красавицей станет пустыня.

Я – Человек,

Перед именем этим

Быть мне пожизненно в строгом ответе.

Юван Шесталов

Плакат эко-отряда «Лесные духи»

Список литературы:

  • Шесталов Ю. Песня человека северного сияния // Лит. Россия.- 1975.- 4 июля.- С. 10.
  • Славный отряд писателей-северян // Лит. Россия.- 1982.- 22 окт.- С. 4.- (В Союзе писателей РСФСР).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!