Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Дунина-Горкавича Александра Александровича»
ОБРАЗ ЛЕСНОГО ДУХА В СТИХОТВОРЕНИЯХ МАНСИЙСКОГО ПОЭТА
Ю.Н. ШЕСТАЛОВА
Общая среда, общая судьба и общая ответственность
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Шаленина А.В.
[email protected]
8 950-630-54-05
г. Ханты-Мансийск, 2023 г.
Югорская земля обладает огромными запасами природных ресурсов, восхищает своей уникальностью и многовековой историей. Родной край для коренных народов – это очаг, священное место, которое необходимо оберегать и защищать. Первостепенной в культуре северных народов является природа. Она щедра и беспощадна. Поэты и писатели описывают природу как «живое, дышащее существо». А в роли её защитника выступает лесной дух –устойчивый литературный образ.
Лесной дух в культуре северных народов - особый образ, олицетворяющий защиту, помощь, охрану окружающей среды. Данный литературный образ был рассмотрен нами в стихотворениях мансийского писателя Ю.Н. Шесталова.
Юван Николаевич
Шесталов
В его произведениях лесной дух - доброжелательный смотритель, обладающий внушительными размерами – великан.
«Лесной дух»
Общая среда, общая судьба и общая ответственность
Согласно мифам отдельному лесном участку принадлежал свой лесной дух, который обеспечивал его жителей всем необходимым, следил за сохранностью своей территории.
Актуальность – связь культуры северных народов с современными экологическими проблемами (на примере литературного образа «лесной дух»).
Цель – воспитание активной позиции обучающихся в контексте экологической ответственности за сохранение природы родного края.
Задачи:
- Рассмотреть литературный образ «лесной дух» в системе экологического воспитания;
- Выявить характерные черты данного образа и определить их актуальность в настоящее время;
- «Примерить» на себя роль лесного духа – защитника леса.
Реализация данной концепции на уроке литературы
Мы для вас, как в снежной сказке снежные паяцы,
Людоеды в дикой пляске – люди нас боятся.
Мы в снегу, но с кровью южной, кружим в легком танце.
Мы рожденные природой, мы еще как дети,
Любим рыбу, лес и воды, горы на рассвете…
И скрывать мы не умеем наши мысли, чувства.
И бледнеем, и краснеем, плачем, если грустно…
Ю.Н. Шесталов
Метод - урок-проект
«Лесной дух – защитник природы»
«Лесной дух» (рисунок ученика 6 класса)
Обучающимся шестого класса предлагалось создание проекта, который основывался на четырёх задачах:
- Знакомство с автором лирического текста.
- Анализ лирического текста (тема, идея, отношение автора, проблематика, средства выразительности).
- Выявление литературных образов, их характеристика (словесное рисование).
- Создание Эко плаката на основе текста (в основе плаката – литературный образ, воссозданный поэтом).
Результаты урока-проекта:
- Данный урок-проект был успешно проведён, цели и задачи реализованы, созданы Эко плакаты (см. слайд 6).
- Обучающиеся начали знакомство с литературой авторов родного края, что вызвало неподдельный интерес к культуре ханты и манси.
«Лесной дух» Г.С. Райшев
- Рассмотрев образ природного защитника, класс решил организовать отряд экологической направленности «Лесные духи», выбрав своим девизом слова Ю.Н. Шесталова:
«Мы рожденные природой, мы еще как дети,
Любим рыбу, лес и воды, горы на рассвете…»
Посещение театра обско-угорских народов «Солнце» (спектакль «Матерь огонь»)
Доклад на читательской конференции , посвящённой творчеству Ю.Н. Шесталова
Посещение «Галереи-мастерской художника Г.С. Райшева»
Выводы по внедрению образа «Лесной дух» в учебный процесс:
- Рассмотрели «зелёную» аксиому « Общая среда, общая судьба и общая ответственность»;
- Определили, что каждый человек несёт ответственность за сохранность природы;
- Выявили характерные черты образа «лесной дух» в контексте творчества мансийского поэта Ю.Н. Шесталова: сила духа и тела, добродушие, готовность прийти на помощь, милосердие, ответственность.
- «Примерили» роль защитника леса на себя:
- организовали классный отряд «Лесные духи»;
- создали агитационные плакаты.
Перспективой является развитие отряда «Лесные духи», проведение агитационной работа с другими классами в школе (об ответственном отношении к сохранению природы родного края).
Эко-плакаты обучающихся 6 класса.
Я – Человек,
Захочу и отныне
Юной красавицей станет пустыня.
Я – Человек,
Перед именем этим
Быть мне пожизненно в строгом ответе.
Юван Шесталов
Плакат эко-отряда «Лесные духи»
Список литературы:
- Шесталов Ю. Песня человека северного сияния // Лит. Россия.- 1975.- 4 июля.- С. 10.
- Славный отряд писателей-северян // Лит. Россия.- 1982.- 22 окт.- С. 4.- (В Союзе писателей РСФСР).