СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Окружающий мир. 1 класс, ПНШ. "Кто такие птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс по теме "Кто такие птицы" позволяет реализовать на уроке технологию коллективных творческих дел, формировать научное мировозрение, коммуникативные способности, развивать интерес к познавательной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Окружающий мир. 1 класс, ПНШ. "Кто такие птицы?"»

Окружающий мир.

(1-й класс)

Технологии: технология коллективных творческих дел, здоровьесберегающие технологии.

Тема урока: "Кто такие птицы?"

Цель: Знакомство с классом птицы.

Планируемые результаты:

Предметные:

•познакомить детей с особенностями строения птиц и местами их обитания;

•дать представление о перелетных и зимующих птицах;

Метапредметные:

•развивать кругозор и любознательность, умение работать в паре.

Личностные:

•воспитывать бережное отношение и любовь к природе; умение выполнять работу сообща.

Оборудование: мультимедиапроектор (телевизор), презентация, комплект карточек на каждую парту «Морские и пресноводные рыбы», плакат “строение рыб”, “Окружающий мир” А.Плешаков 1 класс, лист бумаги для каждого ребёнка, цветные карандаши, ножницы, подготовленный плакат «Кто такие птицы?» (без птиц).


На доске проект «Кто такие рыбы?» (3 плаката: «Аквариумные рыбы», «Морские рыбы», «Пресновоные рыбы» (коллективная работа прошлого урока).

Ход урока.

I. Оргмомент.

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!

Все ли правильно сидят?

Все ли внимательно глядят?


II. Актуализация знаний.


- Игра “Кто больше” по цепочке называем названия рыб.

- Используя плакат, расскажите строение рыб.

Работа в парах.

- Внимательно рассмотрите карточки (на каждой парте комплект), обсудите в

парах и назовите пресноводных рыб.

- Почему эти рыбы называются пресноводными?

(Они живут в озерах, реках, т.е. в пресной воде.)

- Какие картинки вы отложили в сторону, почему?

- Почему их называют морскими?

(Это обитатели моря, они живут в соленой воде.)

III. Работа над новым материалом. Определение темы, целеполагание.

  1. Рыбы живут в воде, а какие животные могут летать в небе?

  2. Только ли птицы могут летать?

(проблемная ситуация, решение проблемной ситуации)

- Сформулируйте тему урока, используя слова «Кто такие….».

Что мы можем узнать о птицах на уроке?

Строение птиц (видеосюжет слайд 3, приложение 2).

Вывод учащихся: У птиц есть клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги. Почти все птицы покрыты перьями (слайд 4).

2. Птицы, живущие рядом.

-Назовите, каких птиц вы знаете.

-Какие из них на зиму улетают в теплые края?

(Ответы детей)

- Как называют таких птиц?

(Перелетные)

Почему они улетают?

- Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующими. Например: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, дятел …

- Птицы строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов (слайд 5).

3. Знакомство с распространенными птицами.

Перелетные птицы

(слайд 6)

Песню скворушка споет,

Все личинки соберет,

В черной в крапинку рубашке

Щеголяет эта пташка.

Прилетает к нам весной

Домик обживает свой.

(скворец)

- Как называется домик, который человек строит для скворцов

(скворечник).

Из Африки весною ласточки летят,

Под крышами из глины гнезда мастерят.

Летят, как самолетики, изящны и легки.

Раздвоенные хвостики, собой невелики.

Треугольным клювиком хватают на лету

Мошек и комариков, домой к себе несут.

Похожие на ноты, сидят на проводах

И весело щебечут, о солнце и дождях.

- Ласточка – зимующая или перелетная птица? (слайд 7)

(Перелетная)

- Каких еще перелетных птиц знаете?

- Чем питаются ласточки?

(Мошками, комарами)

- Почему ласточки улетают в теплые края?

(С наступлением холодов исчезают насекомые, которыми питаются ласточки, им приходится улетать туда, где тепло и много корма.)

Что за птица:

Никого не боится,

Когти крючком,

Крылья могучи,

Несут выше тучи.

Видит далеко,

Спастись нелегко,

Для деток малых

Гнездо вьет на скалах.

(орел) (слайд 8)

- Орлы питаются мелкими грызунами, или небольшими птицами. Как ты думаешь, какая птица орел?

(Орел – хищная птица)

Физкультминутка.

(Картинная пауза: птицы - машем руками - летим, рыбы – плывем)

Зимующие птицы. (слайд 9)

Удивляется луна:

Засветились два окна,

А за ними два крыла

Показались из дупла.

Тенью вылетела птица:

Ночью ей в дупле не спится.

Если писк она услышит,

Плохо будет серой мыши.

Если птицу знаете,

Загадку отгадаете.

(сова)


- Сова – птица, которая питается насекомыми, мышами и даже зайцами. Как мы можем сказать, какая это птица? (Сова – это хищная птица). Каких еще хищных птиц вы знаете? Как вы думаете, вред или пользу природе приносят такие хищники?


(Эти птицы приносят пользу, так как нападают в основном на больных или старых животных.)



Птица в платье черно-белом

Растрещалась не без дела:

“Серый волк в кустах сидит”, -

Вот о чем она трещит.

Вы отгадку подскажите,

Эту птицу назовите.

Птицу черно-белую,

Стрекотунью смелую.

(сорока)

- Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.

Это что за мужичок

Сел у дуба на сучек?

Невелик, да деловит,

Зря нисколько не сидит:

Он без молотка, без рук

По стволу стучит: тук-тук.

Трещинку в коре найдет

Длинный нос в неё суёт,

Вытащит за спинку

Всякую личинку.

Мужичок тот непростой –

Это доктор наш лесной.

(дятел)

Какую пользу приносит дятел?

(Дятел своим клювом чистит кору дерева от личинок вредных насекомых.)

Это интересно


- Клест (слайд 10). Эта птица выводит птенцов зимой, в очень холодное время года. Клест питается орехами, поэтому у него такой особенный клюв.


Кукушка (слайд 11). Кукушка – единственная из птиц, которая не строит гнездо и не высиживает птенцов, а откладывает яйца в чужие гнезда. Выкармливают и воспитывают кукушат другие птицы.


Пингвин (слайд 12). Эти птицы не летают, и не строят гнезда. Пингвин – папа носит яйцо на лапках, согревая его своим теплом.


Забота о птицах (слайд 13)


- Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах. Как можно зимой помогать птицам? (развешивать кормушки, подкармливать птиц.)


4. Закрепление. Тесты (слайды 14-16)

- Посмотрите внимательно на экран. Около каждой картинки стоит синяя и красная звездочка. Если вы считаете, что птица перелетная – щелкаете на красную звездочку, если зимующая – синюю.

5. Нарисуйте птицу, которая больше всего вам понравилась, вырезав её, разместите на картине. Подготовьте рассказ о своей птичке к следующему уроку.

(Создание коллективного проекта)


IV. Итог урока.


- Где живут птицы?

- Как они приспосабливаются к условиям жизни?

- Назовите перелетных птиц.

- Назовите зимующих птиц.

- Какая птица выводит птенцов зимой?

- Какая птица не заботится о своих птенцах и подкидывает яйца другим птицам?


V. Рефлексия.

«Светофор»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!