Окружающий мир.
(1-й класс)
Технологии: технология коллективных творческих дел, здоровьесберегающие технологии.
Тема урока: "Кто такие птицы?"
Цель: Знакомство с классом птицы.
Планируемые результаты:
Предметные:
•познакомить детей с особенностями строения птиц и местами их обитания;
•дать представление о перелетных и зимующих птицах;
Метапредметные:
•развивать кругозор и любознательность, умение работать в паре.
Личностные:
•воспитывать бережное отношение и любовь к природе; умение выполнять работу сообща.
Оборудование: мультимедиапроектор (телевизор), презентация, комплект карточек на каждую парту «Морские и пресноводные рыбы», плакат “строение рыб”, “Окружающий мир” А.Плешаков 1 класс, лист бумаги для каждого ребёнка, цветные карандаши, ножницы, подготовленный плакат «Кто такие птицы?» (без птиц).
На доске проект «Кто такие рыбы?» (3 плаката: «Аквариумные рыбы», «Морские рыбы», «Пресновоные рыбы» (коллективная работа прошлого урока).
Ход урока.
I. Оргмомент.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?
II. Актуализация знаний.
- Игра “Кто больше” по цепочке называем названия рыб.
- Используя плакат, расскажите строение рыб.
Работа в парах.
- Внимательно рассмотрите карточки (на каждой парте комплект), обсудите в
парах и назовите пресноводных рыб.
- Почему эти рыбы называются пресноводными?
(Они живут в озерах, реках, т.е. в пресной воде.)
- Какие картинки вы отложили в сторону, почему?
- Почему их называют морскими?
(Это обитатели моря, они живут в соленой воде.)
III. Работа над новым материалом. Определение темы, целеполагание.
Рыбы живут в воде, а какие животные могут летать в небе?
Только ли птицы могут летать?
(проблемная ситуация, решение проблемной ситуации)
- Сформулируйте тему урока, используя слова «Кто такие….».
Что мы можем узнать о птицах на уроке?
Строение птиц (видеосюжет слайд 3, приложение 2).
Вывод учащихся: У птиц есть клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги. Почти все птицы покрыты перьями (слайд 4).
2. Птицы, живущие рядом.
-Назовите, каких птиц вы знаете.
-Какие из них на зиму улетают в теплые края?
(Ответы детей)
- Как называют таких птиц?
(Перелетные)
Почему они улетают?
- Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующими. Например: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, дятел …
- Птицы строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов (слайд 5).
3. Знакомство с распространенными птицами.
Перелетные птицы
(слайд 6)
Песню скворушка споет,
Все личинки соберет,
В черной в крапинку рубашке
Щеголяет эта пташка.
Прилетает к нам весной
Домик обживает свой.
(скворец)
- Как называется домик, который человек строит для скворцов
(скворечник).
Из Африки весною ласточки летят,
Под крышами из глины гнезда мастерят.
Летят, как самолетики, изящны и легки.
Раздвоенные хвостики, собой невелики.
Треугольным клювиком хватают на лету
Мошек и комариков, домой к себе несут.
Похожие на ноты, сидят на проводах
И весело щебечут, о солнце и дождях.
- Ласточка – зимующая или перелетная птица? (слайд 7)
(Перелетная)
- Каких еще перелетных птиц знаете?
- Чем питаются ласточки?
(Мошками, комарами)
- Почему ласточки улетают в теплые края?
(С наступлением холодов исчезают насекомые, которыми питаются ласточки, им приходится улетать туда, где тепло и много корма.)
Что за птица:
Никого не боится,
Когти крючком,
Крылья могучи,
Несут выше тучи.
Видит далеко,
Спастись нелегко,
Для деток малых
Гнездо вьет на скалах.
(орел) (слайд 8)
- Орлы питаются мелкими грызунами, или небольшими птицами. Как ты думаешь, какая птица орел?
(Орел – хищная птица)
Физкультминутка.
(Картинная пауза: птицы - машем руками - летим, рыбы – плывем)
Зимующие птицы. (слайд 9)
Удивляется луна:
Засветились два окна,
А за ними два крыла
Показались из дупла.
Тенью вылетела птица:
Ночью ей в дупле не спится.
Если писк она услышит,
Плохо будет серой мыши.
Если птицу знаете,
Загадку отгадаете.
(сова)
- Сова – птица, которая питается насекомыми, мышами и даже зайцами. Как мы можем сказать, какая это птица? (Сова – это хищная птица). Каких еще хищных птиц вы знаете? Как вы думаете, вред или пользу природе приносят такие хищники?
(Эти птицы приносят пользу, так как нападают в основном на больных или старых животных.)
Птица в платье черно-белом
Растрещалась не без дела:
“Серый волк в кустах сидит”, -
Вот о чем она трещит.
Вы отгадку подскажите,
Эту птицу назовите.
Птицу черно-белую,
Стрекотунью смелую.
(сорока)
- Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.
Это что за мужичок
Сел у дуба на сучек?
Невелик, да деловит,
Зря нисколько не сидит:
Он без молотка, без рук
По стволу стучит: тук-тук.
Трещинку в коре найдет
Длинный нос в неё суёт,
Вытащит за спинку
Всякую личинку.
Мужичок тот непростой –
Это доктор наш лесной.
(дятел)
Какую пользу приносит дятел?
(Дятел своим клювом чистит кору дерева от личинок вредных насекомых.)
Это интересно
- Клест (слайд 10). Эта птица выводит птенцов зимой, в очень холодное время года. Клест питается орехами, поэтому у него такой особенный клюв.
Кукушка (слайд 11). Кукушка – единственная из птиц, которая не строит гнездо и не высиживает птенцов, а откладывает яйца в чужие гнезда. Выкармливают и воспитывают кукушат другие птицы.
Пингвин (слайд 12). Эти птицы не летают, и не строят гнезда. Пингвин – папа носит яйцо на лапках, согревая его своим теплом.
Забота о птицах (слайд 13)
- Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах. Как можно зимой помогать птицам? (развешивать кормушки, подкармливать птиц.)
4. Закрепление. Тесты (слайды 14-16)
- Посмотрите внимательно на экран. Около каждой картинки стоит синяя и красная звездочка. Если вы считаете, что птица перелетная – щелкаете на красную звездочку, если зимующая – синюю.
5. Нарисуйте птицу, которая больше всего вам понравилась, вырезав её, разместите на картине. Подготовьте рассказ о своей птичке к следующему уроку.
(Создание коллективного проекта)
IV. Итог урока.
- Где живут птицы?
- Как они приспосабливаются к условиям жизни?
- Назовите перелетных птиц.
- Назовите зимующих птиц.
- Какая птица выводит птенцов зимой?
- Какая птица не заботится о своих птенцах и подкидывает яйца другим птицам?
V. Рефлексия.
«Светофор»