Организация эффективной работы с орфоэпическим словарём на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.
Д.С. Лихачев
Умение обучающихся правильно произносить слова, верно ставить в них ударения, находить наиболее точную форму слова во многом зависит от внимания филологов к речевой культуре школьников. Необходимо вызвать у обучающихся желание говорить чисто и правильно на русском языке. Для этого необходимо пробудить речевую активность школьников. Взрослым нужно воспитывать в обучающихся потребность проверить себя, уточнить верность произношения и ударения слов.
Для этого на уроках русского языка и литературы в 5-9-ых классах используем орфоэпический словарь.
В пятом классе вместе с обучающимися читаем вступительную статью к словарю, последовательно разбираем каждое её положение, каждую названную в ней словарную помету. После этой проделанной работы обучающиеся смогут осознанно пользоваться словарём, понимают, какую информацию он содержит, какие сведения можно получить, обращаясь к справочнику.
Когда ребята понимают значение орфоэпического словаря, учимся им пользоваться. Для этого необходимо совместно со школьниками найти сведения о произнесении нескольких слов. Нужно научить обучающегося искать необходимое слово, опираясь на его знания алфавита, показать, что при поиске того или иного слова следует учитывать не только первую букву слова, но и вторую, третью от начала.
Далее учимся пользоваться специальными словарными пометами. Знание и понимание их очень важны для пятиклассников. Обучающиеся должны понимать принятые в словаре сокращения. Особе внимание обучающихся обращаю внимание на специальные пометы в круглых или квадратных скобках: надо произносить, нельзя произносить, возможны оба варианта. После того, как обучающиеся осмыслят суть этих помет, научатся их воспринимать, приступаю к объяснению того, насколько нужен этот словарь, почему следует к нему постоянно обращаться.
В результате такой проделанной совместной с ребятами работой, они осознают, что орфоэпический словарь содержит важную информацию о нормах литературного русского произношения, об ударении в словах и словоформах.
Далее на уроках русского языка и литературы в 5-9-ых класса обучающиеся постоянно обращаются к словарю:
когда произношение отдельных звуков допускает разные варианты;
когда произношение некоторых слов различается в народной поэтической речи или в литературных сказках от повседневной речи( дОбры молодцы и будьте дорЫ);
когда слова, изменяя форму, нередко меняют место ударения ( свЕтлый – светлЫ);
когда необходимо обратить внимание на правильное произношение фамилий писателей (Майков, ОдОевский).
Также постоянно используем материалы орфоэпического словаря на уроках русского языка и развития речи:
создаём «Орфоэпические памятки», выполняем различные задания и упражнения;
ведём записи под рубрикой «Говори правильно» для подготовки к орфоэпическим диктантам и орфоэпической разминке;
выполняем орфоэпический анализ слова для разбора заданий ВПР ( Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны «Интерактивные технологии в образовании» https://saharina.ru/tests/test.php?name=test485.xml );
запоминаем и учим наизусть слова из памятки «Так произносятся слова, обозначающие цифры (числительные)» и из «Орфоэпического минимума» для итогового собеседования;
выполняем упражнения как практического характера, которые способствуют совершенствованию и закреплению орфоэпических навыков и умений, так и аналитического характера, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических ошибок;
работаем над групповыми и специальными проектами (см. Приложение 1 ).
Таким образом, систематическое выполнение такой работы способствует организации эффективной работы с орфоэпическим словарём на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах.