СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого мастер-класса на тему «Создание медийного контента с использованием искусственного интеллекта и нейронных сетей»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого мастер-класса на тему «Создание медийного контента с использованием искусственного интеллекта и нейронных сетей»»

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Агротехнологический колледж»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО МАСТЕР-КЛАССА


на тему

«Создание медийного контента с использованием

искусственного интеллекта и нейронных сетей»




Для специальности: 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем












Разработала:

Королева Н.А.

Преподаватель









Заводоуковск, 2024


Методическая разработка составлена с учетом:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1553 от 09.12.16г.

  • Примерной основной образовательной программы по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, зарегистрированной 31.05.2017 г. регистрационный номер 10.02.05-170703.

  • Профессионального стандарта «Специалист по защите информации в телекоммуникационных системах и сетях», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 ноября 2016 г. №608н.





































Технологическая карта учебного практического занятия


Специальность 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.


Профессиональный модуль: ПМ.04 выполнение работ по профессии оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.


МДК 04.01. Технологии создания и обработки цифровой и мультимедийной информации.


Тема занятия: Создание медийного контента с использованием искусственного интеллекта и нейронных сетей.

Тип занятия: Практическое занятие

Дата проведения занятия: 29.02.2024г.

Количество обучающихся: 12

Время: 45 минут

Цель занятия: изучить создание медийного контента используя искусственный интеллект и нейронные сети.

Задачи:

  • ознакомление обучающихся с основными проблемами, которые решаются с помощью современных интеллектуальных систем и расширить их представление о технологиях машинного обучения, перспективах развития этого направления ИТ-индустрии;

  • ознакомление обучающихся с профессиональной деятельностью в области искусственного интеллекта;

    • формирование метапредметных результатов, связанных с умением работать с информацией, анализировать и структурировать знания и синтезировать новые;

    • ставить цель и находить оптимальные способы ее достижения, проводить ситуационную и ретроспективную рефлексию, участвуя в подведении итогов отдельных этапов и урока в целом;

    • взаимодействием в команде, умением вступать в диалог;

  • личностное и профессиональное самоопределение (мотивация к использованию в своей профессии современных цифровых технологий через интерес к достижениям в области искусственного интеллекта);

  • развитие эмпатии, мотивации к изучению иностранного языка, интеллекта, памяти.

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК 4.1.

Осуществлять подготовку оборудования компьютерной системы к работе, производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения.

ПК 4.2.

Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных, работать в графических редакторах.

ПК 4.3.

Использовать ресурсы локальных вычислительных сетей, ресурсы технологий и сервисов Интернета.

ПК 4.4.

Обеспечивать применение средств защиты информации в компьютерной системе.

ПК 4.1.

Осуществлять подготовку оборудования компьютерной системы к работе, производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения.

Содействовать развитию у обучающихся общих компетенций:

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.


Формируемые умения, навыки:

  1. Иметь практический опыт выполнения требований техники безопасности при работе с вычислительной техникой.

2) Иметь практический опыт подготовки оборудования компьютерной системы к работе.

3) Иметь практический опыт использования ресурсов, технологий и сервисов Интернет.

4) Уметь выполнять требования техники безопасности при работе с вычислительной техникой.

5) Уметь использовать мультимедиа проектор для демонстрации презентаций.

6) Уметь создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики.

7) Уметь осуществлять навигацию по Веб-ресурсам Интернета с помощью браузера.

8) Уметь осуществлять поиск, сортировку и анализ информации с помощью поисковых интернет сайтов.


Воспитательные и развивающие задачи занятия:

В-1) Развивать умение работать в коллективе команде; 2) Сформировать значимость безопасной профессиональной деятельности; 3) Воспитать положительный интерес к дисциплине и теме.

Р-1) Развивать профессиональную память; 2) Развивать способности использовать теоретические знания на практике; 3) Развивать способность анализировать.


В ходе реализации практического занятия в соответствии с рабочей программы формируются личностные результаты

Личностные результаты

Реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных

Результатов реализации программы воспитания

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 4

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР10

Личностные результаты

Реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности.

ЛР13

Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР18

Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, предупреждающий свое и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве.

ЛР19

Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий.

ЛР20

Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.

ЛР21


Методическая цель: методика формирования и оценки ПК 4.1- ПК 4.4 и ОК 01-ОК 02, ОК 04, ОК 08-ОК10 обучающихся по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.


Материально- дидактическое оснащение занятия

Оборудование: Проектор, экран и компьютер.

Инструменты, приспособления: компьютер- 8 шт., доступ к компьютерам, подключенным к сети Интернет: социальная сеть ВКонтакт, нейросети: YaGPT 2, Кандинский 3.0.).

Наглядные пособия, дидактические материалы: медиаматериалы для сопровождения хода урока (презентация); раздаточный материал (инструкция, порядок выполнения), доступ к компьютерам, подключенным к сети Интернет: социальная сеть ВКонтакт, нейросети: YaGPT 2, Кандинский 3.0.).




Самостоятельная работа и упражнения обучающихся:

  1. Создание уникального контента через социальную сеть ВКонтакте используя работу нейросетей YaGPT 2, Кандинский 3.0., работа в команде - 20 мин.

  2. Взаимооценка- 5 мин.


Цели обходов:

  1. Все ли обучающиеся приступили к работе? Все ли учащиеся поняли задание, разобрались ли с заданием. Помочь быстрее включиться в работу учащимся с меланхолическим и флегматическими типами темперамента.

  2. Проверить степень осознанности и степень абстракции знаний, умений обучающихся. При необходимости помочь показать приемы работы.

  3. Все ли учащиеся смогли воспользоваться информацией в раздаточном материале и способны работать с информацией.

  4. Наблюдение и помощь при работе в парах. Проверить степень контактности и гибкости в общении (умение слушать и слышать, договариваться).

  5. Соблюдение правил безопасности труда. Правильность выполнения трудовых приёмов. При необходимости произвести показ правильного выполнения приемов работы. Обратить внимание на аккуратность, эстетичность работы.

  6. Наблюдение за осуществлением контроля качества выполнения работы. При необходимости произвести показ правильного выполнения приемов работы.



























Ход практического занятия

Элементы внешней структуры занятия

Время на этап

Элементы внутренней (дидактической) структуры занятия

Задачи этапа

Деятельность матера производственного обучения

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (формируемые ПК, ОК, ЛР)

  1. Вводный инструктаж

21

    1. Организационный момент 1 мин.




1.1. Приветствие, знакомство



Добрый день, уважаемые обучающиеся! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии. Меня зовут Нина Александровна.

(1 слайд).

Смотрят слайд 1.


Обучющиеся воспитывают в себе чувство эмпатии.

ОК4

    1. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся. 5 мин.

1.2.Фронтальная беседа, подведение к теме занятия

Итак, начнем.

Предлагаю ответить на вопросы, касающихся темы сегодняшнего занятия:

  1. Пользуетесь ли вы социальными сетями? А с какой целью?

  2. Как вы создаете контент для своих социальных сетей, обращаете ли вы внимание на время выполнения контента, на стиль подачи иинформации.

  3. Какими средствами и инструментами вы пользуетесь для создания контента?

4. А знаете ли вы о существовании таких инструментов как искусственный интеллект и нейросеть, которые совмещают все возможности известных перечисленных приложений?

Настрой на положительное проведение урока


Слушают вопросы.















ОК1-ОК04

ЛР4



















Совершенно верно. Я Вам предлагаю сформулировать тему сегодняшнего занятия.

«Создание медийного контента с использованием искусственного интеллекта и нейронных сетей».

Исходя из темы занятия давайте сформулируем цель занятия.

Цель: изучить создание медийного контента используя искусственный интеллект и нейронные сети.

Отвечают





Смотрят слайд 2.







1.3.Объяснение нового материала 15 мин.

1.3.Объяснение нового материала

  • Что же такое ИИ?

  • Искусственный интеллект – это область компьютерных наук, которая занимается созданием систем, способных имитировать интеллектуальные способности человека. Это включает в себя способность к обучению, адаптации, решению задач, анализу данных и принятию решений без явного программирования.

  • Основная цель искусственного интеллекта- создать машины и программы, которые могут действовать и обучаться, как человек.

  • ИИ был создан профессором Джоном Маккарти в 1959.

  • В нашей стране ИИ получил особую известность в 2023 году. Этот год подарил нам множество удивительных проектов на основе искусственного интеллекта и породил множество споров. Возможно, вы слышали о искусственном интеллекте Яндекс- YandexGPT 2.
  • YandexGPT 2 — модель искусственного интеллекта, которая генерирует текст на основе запроса человека. Для пользователя это выглядит как диалог с другом в мессенджере.


Слушают новый материал.


Смотрят слайд 3-8.



ОК1-ОК4, ОК 09-ОК10

ПК4.1, ПК 4.3.

ЛР10, ЛР 21.



  • YandexGPT 2- помогает генерировать текст. Это может быть ответ на вопрос или текст, который содержит не факты, а эмоциональные оценки. Например, нужно кого-то похвалить или написать поздравление.

А что же такое нейросеть?

  • Нейросети представляют собой математические модели, составленные из искусственных нейронов, которые позволяют компьютерным системам обрабатывать информацию и выполнять задачи, имитируя работу мозга человека.

  • Нейросети- характеризуются способностью обучаться на новых данных и адаптироваться к изменяющимся условиям.

  • Самой известной нейросетью в нашей стране является Kandinsky — это проект, сервис и приложение компании «Сбер», с помощью которого пользователи могут генерировать изображения по текстовому описанию с помощью нейросетей.

  • Как же пользоваться возможностями нейросети Кандинский 3.0? Рассмотрим функционал нейросети с использованием нескольких способов. Как создать картинку в сервисе:
  • Заходим на официальный сайт Сбербанка и нажимаем на кнопку «Кандинский 3.0».
  • Система предложит перейти на сервис Fusion Brain, в Телеграм или в ВКонтакт. В данном примере нажимаем на кнопку с надпись «Fusion Brain».

  • Нажимаем на кнопку «Начать».

  • Мы перешли на страницу авторизации, где нужно зарегистрироваться или войти в аккаунт, если он уже есть.

  • При регистрации необходимо указать е-мейл, задать и подтвердить пароль, принять политику конфиденциальности и пользовательское соглашение, согласиться на получение рассылок (по желанию).

  • После регистрации подтверждаем е-мейл, перейдя по ссылке из полученного письма.

  • Откроется окно редактора, в котором можно генерировать изображения по текстовому запросу (промту), вносить в них изменения и скачивать готовый результат на свой компьютер.

  • Промт – это набор инструкций, передаваемых нейросети, который используется для генерации определенного результата.

  • По сравнению с предыдущей версией, внешний вид сервиса немного изменился: слева добавилось вертикальное меню для перехода между редактором изображений (при авторизации загружается автоматически), редактором видео, инструментами API, личным кабинетом (профиль) и просмотром документации. Внизу находится кнопка для переключения языка с русского на английский.

  • В центре окна располагается область для вывода сгенерированного изображения по введенному промту, с возможностью выбирать стиль и задавать негативный промт (описывать элементы, которые не должны присутствовать на картинке).

  • Вверху – набор инструментов: ластик (1), вставка изображения (2), отмена (3) и повтор (4) действий, кнопка для вывода панели управления (5), кнопка для скачивания (6) и масштабирование (7). Панель управления содержит список горячих клавиш для быстрого доступа к основным инструментам и опциям.

  • Проверим, как нейросеть справляется с генерацией изображений. Вводим для примера запрос «Что же собой представляет Нейросеть». Смотрим результат.






























































  1. Самостоятельная работа.

23

    1. Инструктаж по технике безопасности. 2 мин.

2.1.Изучение правил при работе за ПК.

Помните о правилах работы за компьютером, которые помогут сохранить здоровье. Прошу всех принять правильную осанку.

Смотрят слайд 9.

ОК1-ОК4, ЛР10

    1. Применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия).


15 мин.

2.2. Закрепить умения. Применить знания обучающихся на практике

А сейчас перейдем к практическому заданию. Представим, что вы ИТ-специалисты по нейронным сетям и перед вами стоит задача по созданию уникального контента для аккаунта или сообщества в социальной сети ВКонтакте на определенные темы с помощью нейросетей YaGPT 2 и Кандинский 3.0, а затем размесить его.

Студенты выполняют задание, указанное в инструкционной карте: генерируют изображение и текст для информационного поста, с целью размещения публикации в аккаунте или сообществе в социальной сети ВКонтакте.

Ссылки на публикацию обучающиеся присылают в рабочий чат в социальной сети ВКонтакте.

Время на выполнение задания – 15 минут.

Обучающиеся выполняют работу. Осуществляют полученный резульат.


ОК1-ОК4, ОК 09-ОК10

ПК4.1, ПК 4.3.

ЛР10, ЛР 21.

    1. Подведение итогов урока.

5 мин.

2.3.Закрепить умение анализировать свою деятельность.

Время, данное на выполнение заданий, подходит концу. Прошу вас поделиться ссылками на публикации с контентом, который вы создали, чтобы мы могли с ними ознакомиться.


Аргументируют правильность выполнения задания.

ОК1-ОК4, ОК 09-ОК10

ПК4.1, ПК 4.3.

ЛР10.

    1. Домашнее задание 1 мин.

2.4.Закрепить умение анализировать свою деятельность.



Ребят, домашнее задание – во-первых, вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. Можно поделиться скрином с одногруппниками, оценить и обсудить.

Слушают.

ОК1-ОК4,

ПК4.1, ПК 4.3.

ЛР10.

  1. Заключительный инструктаж

1

3.1.Подведение итогов урока 1 мин.

3.1. Закрепить умение анализировать свою деятельность и деятельность товарищей.

3.2. Рефлексия.

Подвести итоги.

Озвучивают взаимооценки.

Подтверждаю QR-код.

Смотрят слайд 10.


ОК1-ОК4, ЛР10.

А в завершение нашего занятия предлагаю вам ответить на вопрос: «Будете ли вы использовать возможности искусственного интеллекта и нейронных сетей для создания медийного контента?». Отсканируйте данный QR-код и поделитесь своим ответом. Ваше мнение мы в режиме реального времени сможем увидеть на экране.

Благодарю вас за плодотворную работу. Пусть полученные знания помогут вам в повседневной жизни, но помните, что самым надежным средством создания любого материала является ваш интеллект. До новых встреч!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!