СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина "Основы поиска работы и профессиональной этики" Тема урока: "Собеседование в ситуации трудоустройства"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока»

Комитет по образованию

Санкт-Петербургское государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж туризма и гостиничного сервиса»

(Колледж туризма Санкт-Петербурга)








Методическая разработка открытого урока

участника

конкурса педагогических достижений в колледже

в 2017-2018 учебном году



дисциплина: «Основы поиска работы и профессиональной этики»

специальность 38.02.04. «КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

Группа № 135 курс 1



Тема урока: «Собеседование в ситуации трудоустройства»






















СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА 4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «СОБЕСЕДОВАНИЕ В СИТУАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА» 7

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 17













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для организации открытого урока, по дисциплине «Основы поиска работы и профессиональной этики» проводимого в рамках «Конкурса педагогических достижений в колледже».

Методическая цель урока состоит в том, чтобы формировать у студентов способность к рефлексии, научить самостоятельно, строить алгоритм действий в решении поставленных задач и устранению затруднений. Научить самоанализу. Закрепить и скорректировать, при необходимости, полученные знания

Методикой обучения на данном уроке является интерактивное обучение, которое подразумевает активное взаимодействие студентов с преподавателем и между собой.

На данном уроке используются методы активного обучения: проект, в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Деловая игра – метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Эти методы стимулируют познавательные интересы, повышают мотивацию и способствуют активизации учебного процесса. Игровой момент на занятиях способствует снятию напряжения в отношениях, созданию положительного эмоционального климата, позитивного характера общения и атмосферы взаимодействия.

Кроме того, активные методы обучения способствуют развитию умения рефлексировать, что помогает обучающемуся найти индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности, повышает уровень самоорганизации.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕЦИИ: ОК 1, ОК2, ОК 3, ОК4, ОК5, ОК 6.

Ожидаемым результатом занятия является развитие базовых компетенций, обеспечивающих выпускникам конкурентоспособность и успешную адаптацию на рынке труда:

Ценностно-смысловая компетенция:

  • способность осознавать свою роль и предназначение, умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций,

  • умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

Коммуникативная компетенция:

  • стремление получать в диалоге необходимую информацию;

  • умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей;

  • умение использовать приемы саморегуляции в процессе межличностного общения.

Социально-трудовая компетенция:

  • умение действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

  • владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: работника, гражданина и др.

Компетенция самосовершенствования:

  • умение планировать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения;

  • способность оценивать результаты своей деятельности и принимать ответственное решение, обеспечивая своими действиями его воплощение в жизнь:

  • способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности:

  • умение самостоятельно осваивать знания и умения для решения поставленной задачи.


ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Дата 22 ноября 2018 г. Группа 135

Тема: «Собеседование в ситуации трудоустройства».

Цели:

1. Образовательная (познавательная)

Формировать у студентов способность к рефлексии, научить самостоятельно, строить алгоритм действий в решении поставленных задач. Научить самоанализу. Прояснить суть вопросов, чаще всего задаваемых работодателем. Практически освоить приемы позитивной самопрезентации. Анализировать полученную информацию по теме «Собеседование в ситуации трудоустройства».

2. Развивающие (практические)

Предоставить возможность студентам адекватно оценить свои сильные и слабые стороны с точки зрения трудоустройства. Создание благоприятного психологического климата в учебной группе при решении ситуаций в совместной деятельности. Развитие ответственности за принятие решения.

3. Воспитательная:

Обратить внимание студентов на необходимость активной и ответственной позиции в процессе поиска работы, тщательной подготовки к собеседованию с работодателем. Формировать собственное мнение и умение уважать чужую точку зрения, вести деловое обсуждение; приобретение умения работать команде, а также умение проявлять самостоятельность в решении проблемных и нестандартных ситуаций.

Тип занятия: урок рефлексии.

Вид занятия: урок комбинированный с элементами деловой игры.

Межпредметные связи: «Психология общения», «Философия», «Обществознание», «Деловая культура», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Иностранный язык», «Коммерческая деятельность», «Организация торговли»

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал.

Форма организации работы студентов: групповая, командная.


Используемая литература

Основные источники:

  1. Шеламова Г. М. Культура делового общения при трудоустройстве: учеб. пособие – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

  2. Усов В.В. Деловой этикет: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия»,2014

  3. Грачиков В.А., Грачикова Е.В. Основы технологии поиска работы и трудоустройства. – М., 2014


Дополнительные источники:

  1. Абросимов В.А. Как найти работу. – М.: Академа, 2016г

  2. Королевский М.И. Поиск и отбор персонала. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 20016, 254 с.

Интернет-ресурсы

  1. Работа в СПб: поиск работы. www. professia. info

6. Superjob.ru, hh.ru, hrliga.com и др.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ:

«СОБЕСЕДОВАНИЕ В СИТУАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА»


Этапы

Содержание

Средства

Методы

Хронометраж

Задачи воспитания и развития

1

Организационная часть урока.

Приветствие, проверка присутствующих и готовность к уроку.

Коммуникативные

Речь

Стимулирование мотивации студентов.

2 мин.

Формирование дисциплинированности, уважения, нравственных качеств.

2

Постановка целей и задачей.

Объяснение взаимосвязи пройденных ранее тем.

ПК

Интерактивная доска


Словесно - наглядный

2 мин.

Воспитание определенного мировоззрения, способности к активной деятельности.

3

Проверка и обсуждение домашнего задания

3.1.Студенты обмениваются и проверяют содержание резюме друг у друга.

3.2.Обсуждают, исправляют ошибки, дополняют.

3.3.Ознакомление с ответами компаний на отправленные резюме.


Коммуникативные

Речь

Интерактивная доска

Резюме

Самоконтроль

4 мин.

Поиск способов и методов привлечения внимания работодателя к своей персоне. Понимание, что резюме - одно из самых мощных средств самомаркетинга на рынке труда.

4

Объяснение основной темы урока, подготовка к выполнению практических заданий.


4.1.Ознакомление с процедурой собеседования.

4.2. формируем понятие: «Собеседование»

4.2.Разработка рекомендаций для эффективного собеседования (поиск информации о компании, подготовка документов стратегия поведения, внешний вид и т.д.).

4.3. Снятие психологических барьеров


ПК

Интерактивная доска

Словесно-наглядный

Презентация

Флипчарт



Словесно-наглядный

Объяснительно-демонстрационный

Проблемно-поисковый

Мозговой штурм

Разминка

7 мин.

Получение представлений о многообразии форм и средств общения.

Самооценка собственного понимания.

Стремления применять в профессиональной деятельности теоретические знания.

Межпредметные связи, углубление знаний.

5

Закрепление полученных новых знаний, через выполнение практических заданий

5.1.Студенты делятся на группы. 5.2Распределяют роли в группах (сотрудник отдела кадров, соискатель)

5.3.Выполняют поставленные задачи: подготовить вопросы для соискателей, соискатели готовят примеры причин, по которым собеседование может пройти неудачно.

5.4.Соискатели озвучивают причины ,комментируют, кадровики дополняют.

5.5.Сотруники отдела кадров задают вопросы соискателям, те совещаются и дают ответ, который сопровождается комментариями.

5.6.Все команды получают дополнительные вопросы с проблемными ситуациями: «Что вы будете делать, если?...

5.7.Совещаются. Отвечают.

Коммуникативные, невербальные средства.

Словесно- наглядные. Презентация

Флипчарт


Активные методы обучения (деловая игра)

Проблемно-поисковый, исследовательский, творческая деятельность.

20 мин.

Цель игры: Сплочение группы, обнаружение способности к согласованному взаимодействию. Поиск решений проблемных и нестандартных ситуаций Развитие внимания, наблюдательности, умение использовать невербальные средства общения.

Закрепление полученных знаний.

6

Подведение итогов.

Обобщение и выводы по ходу проведения занятия. Результаты работы обучающихся оцениваются.

Рефлексия:

«Я бы хотела, чтобы вы выразили своё мнение о сегодняшнем занятии, может быть есть какие-то вопросы?

Готовы ли вы завтра отправиться на собеседование? Есть ли у вас в запасе еще какие-то варианты ответов на вопросы кадровиков?

Осмысление, понимание

5 мин.

Влияние личности педагога на сознание студента, их профессиональную мобильность.

7

Домашнее задание. Самостоятельная работа студента.

Творческо-исследовательское: 6.1. Предлагаю найти ответ на вопрос:

« Если вам отказали в приеме на работу, должна ли компания вас уведомить об этом и в какой форме? (поискать интересные случаи)


Интернет, СМИ

Формирование конспекта по учебной дисциплине ««Основы поиска работы и профессиональной этики»»

5 мин.

Приобщение к исполнительности и самостоятельности выполнения учебных заданий по изученной теме. Подготовка к практическому занятию.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ


Этап

Хронометраж

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Организационный этап

2 мин.

Знакомит с условиями и правилами игры, консультирует участников, устанавливает ее регламент.

Делятся на три команды: одна команда сотрудники «STUDENTIUM» и две команды соискателей. Изучают инструкцию и правила игры.

Этап

подготовки вопросов.

3 мин.

Осуществляет текущий контроль за соблюдением правил игры; следит за соблюдением в процессе игры этических норм.


Сотрудники подготавливают вопросы для соискателей, в это же время соискатели готовят примеры причин, по которым собеседование может пройти неудачно.

Этап

ответов на вопросы.

10 мин.

Следит за ориентацией игрового процесса на достижение
поставленных целей, помогает выявлять и анализировать
неэффективные способы действий, дает рекомендации по совершенствованию навыков самопрезентации.

Соискатели озвучивают причины, комментируют, кадровики дополняют. Сотрудники компании задают вопросы соискателям, те совещаются и дают ответ, который сопровождается комментариями.

Вариант решения проблемной ситуации.

3 мин.

Предлагает выработать стратегию собственных действий, в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации.

Совещаются. Находят решение. Отвечают.

Подведение итогов игры.

Рефлексия.

2 мин.

Преподаватель задает вопрос команде соискателей: справились ли кадровики со своей ролью? Интересные ли были вопросы?

Задает вопрос соискателям: справились они со своей задачей. Удовлетворили вас их ответы? Нет ли замечаний?

Преподаватель делает акцент на необходимости тщательной подготовки к собеседованию. Результаты работы оцениваются

Обучающиеся высказываются о том, что показалось им важным в ходе игры, полученном опыте.










КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


I. Организационный момент.

Взаимное приветствие студентов и преподавателя, проверка отсутствующих.


II. Постановка целей и задач.

- На предыдущих занятиях мы занимались изучением возможностей рынка труда и активного поиска работы, изучили правила оформления резюме, сегодня мы продолжим свой путь, конечная цель которого получить должность, соответствующую вашей квалификации.


III. Проверка и обсуждение домашнего задания.

- Вашим заданием было составление и оформление резюме. Прошу вас обменяться работами друг с другом и проверить их. Если есть замечания, дополнения, ошибки предлагаю обсудить.

Также, некоторые резюме, были отправлены в несколько компаний, и сейчас я прокомментирую ответы на них


IV. Объяснение основной темы урока, подготовка к выполнению практических заданий.

- Итак, тема сегодняшнего занятия: «Собеседование в ситуации трудоустройства».

- Сначала давайте сформулируем понятие «Собеседование» следующим образом: каждый напишет, какие ассоциации и понятия возникают у вас в связи с этой процедурой. По готовности клеим на флипчарт. Обсуждаем. Формируем определение и записываем в конспект: «Собеседование – это встреча с потенциальным работодателем или его представителем при приеме на работу. Выяснение опыта претендента, а также его личностных качеств».

Современный рынок труда устроен таким образом, что каждому человеку, желающему найти хорошую и достойно оплачиваемую работу, приходится рассылать свое резюме, вести телефонные переговоры с работодателем и проходить очное собеседование. И нередко объективно вполне достойный кандидат получает отказ из-за неумения адекватно презентовать себя, излишнего волнения, ошибок при ответах на «трудные» вопросы и т.п.

-Далее запишем в конспект виды собеседований:

1. Структурированное собеседование - строится по заранее составленным вопросам, при проведении которого учитываются не только ответы кандидата, но и его жесты, мимика, движения, внешний вид, грамотность, кругозор, умение быстро реагировать и т.д.

2. Собеседование по компетенциям — основано на представлении, что успешное использование каких-либо навыков и умений в определенной ситуации в дальнейшем используется человеком постоянно.

3. Ситуационное собеседование - где моделируют ситуации, которые в действительности происходили или могут произойти на предприятии и требуют определенной квалификации для решения, либо ситуации, призванные проверить творческое мышление кандидата.

4. Стрессовое собеседование - используется редко, потому что призвано показать, насколько эффективно кандидат сможет работать под давлением. Задача интервьюера - поставить соискателя в максимально неудобное положение, заставить его нервничать, испытывать дискомфорт.

- Следующий вопрос: нужно ли готовиться к собеседованию, если да, то почему?

Предлагаю составить пошаговый алгоритм подготовки к собеседованию, с комментариями: что надо делать и зачем? Форму, в которой будете отвечать, выберете сами.

Студенты показывают свой алгоритм. Преподаватель задает вопрос: какой из этих шагов самый трудный?

V. Закрепление полученных новых знаний, через выполнение практических заданий.

- Сейчас, я предлагаю вам разделиться на три команды: одна команда сотрудники созданной нами, в начале курса, компании «STUDENTIUM» и две команды соискателей. Команды формируются по следующему принципу: роль сотрудника компании может выполнять, только тот, кто успешно прошел все этапы «Собеседования» на платформе «Моя карьера» и уже может поделиться своим опытом с остальными. Так как в вашей группе это большинство, то остальные окажутся в команде соискателей, тем самым помогут командам успешнее справиться с поставленной задачей.

На этом этапе задача кадровиков: подготовить вопросы для соискателей, соискатели готовят примеры причин, по которым собеседование может пройти неудачно. По готовности соискатели озвучивают причины, комментируют, кадровики дополняют.

- Далее сотрудники компании задают вопросы соискателям, те совещаются и дают ответ, который сопровождается комментариями.

- Заключительным заданием для всех трех команд будут вопросы с проблемными ситуациями: «Что вы будете делать, если?...» Они подготовлены мною и закрыты. Прошу представителя каждой команды выбрать вопрос и приступить к заданию. Команды обсуждают, готовят ответ. Отвечают. Дополняем. Исправляем. Комментируем. Обсуждаем.


VI. Подведение итогов. Самоанализ. Рефлексия.

- Я бы хотела, чтобы вы выразили своё мнение о сегодняшнем занятии, может быть есть какие-то вопросы? Если вопросы возникнут позже, запишите их, впереди у нас практическое занятие, по теме «Собеседование», разберем подробно все ситуации.

- Готовы ли вы завтра отправиться на собеседование?

- Есть ли у вас в запасе еще какие-то варианты ответов на вопросы кадровиков?

Преподаватель поздравляет всех участников с приобретением нового опыта и желает им успехов в предстоящих им в скором времени реальных ситуациях собеседовании при трудоустройстве.

VII. Критерии оценивания занятия.

- Студенты, которые участвуют в проекте «Моя карьера» и выполнившие все задания проекта по теме «Собеседование» («Тест», «Трудные вопросы», «Итоговое тестирование») получают оценки заслуженные на проекте, если оценка сегодняшнего занятия выше, то улучшенный результат. Работа остальных студентов оценивается на основе наблюдения за вербальным и невербальным поведением участников во время деловой игры, активности, умению работать в команде.

VIII. Сообщение домашнего задания.

- Если вам отказали в приеме на работу, должна ли компания вас уведомить об этом и в какой форме? Попробуйте найти интересные случаи, используя Интернет, СМИ.























ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Оценки участников дистанционного обучения проекта «Моя карьера»




Оценки участников дистанционного обучения проекта «Моя карьера»

(продолжение)














ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Инструкция к деловой игре.


Цель игры:

Прояснить суть вопросов. Подготовить убедительные ответы. Избежать ошибок, повысить уровень уверенности в себе. Игра не предполагает соревновательного момента между командами, скорее носит проблемно - поисковый характер. Поэтому участники любой команды вправе помогать друг другу, а также обращаться за помощью к преподавателю

Инструкция группе «Сотрудники»:


1. На время игры вы становитесь сотрудниками компании «STUDENTIUM» . Ваша задача: подготовить вопросы для «Соискателей», которые работодатель может задать на собеседовании.


Инструкция группе «Соискателей»:


1. На время игры вы становитесь претендентами на вакантные должности в компании «STUDENTIUM». Ваша задача: подготовить примеры причин, по которым собеседование может пройти неудачно или даже не состояться совсем.

2. Ответить на вопросы сотрудников компании.


Критерии оценивания игры:


Все участники получают оценку за урок в целом. Тем не менее, так как игра была одним из самых содержательных этапов занятия, то и участие в ней повлияет на конечный результат. Ваше участие в игре будет оцениваться по следующим критериям:

• ориентация в материале;

• культура речи; краткость;

• логичность и убедительность;

• выделение существенного;

• умение заинтересовать слушателей;

• взаимопомощь в группе;

• умение общаться с коллегами;

• умение организовать работу в группе;

• умение уложиться во времени при решении задач;

• умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.
















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Проблемный вопрос»





1. «Что вы будете делать, если у вас возник конфликт с коллегой?»

2. «Вам доставили товар. Вы обнаружили брак или повреждение продукции. Ваши действия».

3. «Что вы будете делать, если ваш подчиненный не выполнил приказ?»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!