СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока "Кредит, его сущность и виды"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Кредит, его сущность и виды"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПЛДБСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЖЕЛЕЗНОВОДСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ КАЗАЧЬЕГО ГЕНЕРАЛА В.П. БОНДАРЕВА»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА



по дисциплине

«Финансы, денежное обращение, кредит»


на тему: «Кредит, его сущность и виды»

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)





















2022 год

Составила: преподаватель экономических дисциплин И.Н. Каткова



Пояснительная записка

Данная методическая разработка открытого урока совершенствует знания, умения и навыки студентов, обобщает полученные теоретические знания по теме «Кредит, его сущность и виды».

Студент обобщает, закрепляет знания по пройденным темам курса «Финансы, денежное обращение, кредит». Формирует навыки самостоятельной работы с литературой. Открытый урок способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, умению публично выступать, защищать свои мысли при защите результатов своей деятельности, формируются исследовательские умения и навыки студентов.

Систематизируются и закрепляются полученные теоретические знания и практические умения по общеобразовательным и специальным дисциплинам.

При проектировании учебного занятия в качестве средства обучения преподавателем были использованы практические ситуационные задачи, которые охватывают широкий круг проблем.

В результате использования данного урока в процессе обучения и развития:

- повышается интерес студентов к учебным занятиям;

- изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;

- студенты развивают инновационное, аналитическое, экономическое и психологическое мышление.

Воспитывает у студентов активную, ответственную, профессионально – грамотную личность, компетентного специалиста.

Способствует развитию организационных качеств, развивается умение анализировать, систематизировать и сравнивать.

Открытый урок – «Кредит, его сущность и виды» рекомендуется для использования по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Рецензия

на методическую разработку открытого урока по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» на тему

«Кредит. Сущность и виды кредита»

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит».

Методическая разработка содержит повторение пройденного материала в виде Блиц - опроса, студент обобщает и закрепляет знания по пройденным темам; повторение пройденного материала в виде тестов и самостоятельная проверка тестов; решение и разбор ситуационных задач. Представляются презентации, заранее подготовленные студентами по теме «Виды кредитов». На протяжении всего урока студенты самостоятельно оценивают свои знания, записывая в оценочные листы. В завершении открытого урока проводится рефлексия – самоанализ деятельности студентов.

Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности студентов. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие систематизировать знания.

Открытый урок способствует воспитанию у студентов активной, ответственной, профессионально – грамотной личности, компетентного специалиста; способствует развитию организационных качеств, развивается умение анализировать, систематизировать и сравнивать.

В данной методической разработке применяется следующее учебно-методическое обеспечение урока:

  • карточки с тестами и критериями;

  • презентации по темам;

  • компьютер; видеопроектор, экран;

  • оценочные листы;

  • технологическая карта открытого урока.

В методической разработке представлена взаимосвязь дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» с такими дисциплинами, как «Обществознание», «Экономика», «Экономика организации», «Статистика».

Методическая разработка открытого урока предусмотрена для студентов третьего курса по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и рекомендуется к использованию на уроках «Финансы, денежное обращение и кредит» и «Основы финансовой грамотности».


Рецензент:

Муртазалиева Диана Рамазановна – и. о. заместителя директора по научно-методической работе ГБПОУ ЖХСТ им. казачьего генерала В.П. Бондарева

«Кредит – это единственная форма доверия,

которую без денег не оправдать.»

Михаил Мамич



План урока


Тема открытого урока: «Кредит, его сущность и виды»

Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Это урок закрепления изучаемого материала, повторение изученного, формирование умений и навыков.

Повторительно-обобщающий урок.

Метод проведения: Фронтально - групповой и индивидуальный с элементами самостоятельной работы.

Форма организации обучения: Классно – урочная форма обучения.

Группа: 4

Число: 01.02.2022 г.


Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить полученные знания по теме «Кредит, его сущность и виды»;

  • продолжить формировать навыки самостоятельной работы студентов с литературой;

    • способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;

    • сформировать исследовательские умения и навыки (умение собирать информацию, конспектировать литературу и т.д.);

    • умение публично выступать, защищать свои мысли при защите результатов своей

деятельности;

    • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

Воспитательные:

      • воспитание активной, ответственной, профессионально грамотной личности;

      • воспитание деловых качеств, самостоятельности.

      • продолжать воспитывать компетентного специалиста.

Развивающие:

      • развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;

      • развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес;

      • развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать;

      • укрепление связи с будущей профессией.

Межпредметные связи: «Общество», «Экономика», «Экономика организации», «Статистика»

Оснащение урока:

  1. Видеофильм «Виды кредита».

  2. Презентации, приготовленные студентами группы 4 на темы: «Ипотечный кредит», Потребительский кредит», «Межбанковский кредит».

  3. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

  4. Калькуляторы.

Учебно-методическая литература:

  1. Финансы, денежное обращение, кредит. Климович В.П. М: «Кнорус», 2019г.

  2. Финансовые расчеты. Практикум. Ефимова Ф.Р. М: Изд. центр «Кнорус», 2018. 183с.

  3. Тестовые задания по темам: «Деньги, виды денег», «Кредит, принципы и виды кредитов».

  4. Карточки с ситуационными задачами по группам.

  5. Оценочные листы.

  6. Технологические карты открытого урока.

  7. Опорные конспекты.

Интернет-ресурсы (И-Р)

И-Р 1 www.finam.ru – Финансовая информация И-Р 2 www.finanaliz.ru – Финансовый анализ


Ход урока


  1. Организационный момент. 2 мин.

  • взаимное приветствие преподавателя и студентов;

  • проверка отсутствующих;

  • проверка внешнего состояния аудитории;

  • проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида студентов;

  • организация внимания.

  1. Вступительное слово о роли кредитов в жизни общества. Видеофильм

на тему «Виды кредитов» 5 мин.

  1. Сообщение темы, целей и плана проведения урока. 3 мин.

Студенты самостоятельно называют цели урока на основе просмотренного фильма.

  1. Блиц – опрос. 4 мин.

Преподаватель задаёт вопросы для повторения пройденного материала, студенты отвечают.

  1. Представление презентаций по группам. 10 мин.

Презентации подготовлены студентами заранее на темы: «Ипотечный кредит», «Потребительский кредит», «Межбанковский кредит».

Требования к презентациям: Показать сущность кредита, его положительные и отрицательные моменты, кто может воспользоваться данным кредитом.

  1. Повторение пройденного материала. Тесты. 5 мин.

  2. Самооценка тестов. 5 мин.

Самостоятельная проверка тестов студентами, оценки записываются в оценочные листы.

  1. Решение и разбор ситуационных задач. 7 мин.

  2. Домашнее задание. 2 мин.

  1. Рефлексия. 2 мин.

Ход урока.



  1. Организационный момент.

  2. Деятельность преподавателя

    Деятельность студентов

    Приветствует студентов, проверяет готовность к уроку, проверка отсутствующих.

    Приветствуют преподавателя.

  3. Вступительное слово о роли кредитов в жизни общества.



Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

  • Кредит – это форма движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого ссуду.

При помощи кредита приобретаются товарно- материальные ценности, различного рода машины, механизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа. Объектом приобретения за счет кредита выступают разнообразные ценности (вещи, товары).

Необходимость кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала

Студенты заслушивают сообщение преподавателя


в процессе воспроизводства: на одних участках высвобождаются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, на других

- возникает потребность в них.




  1. Сообщение темы, целей и плана проведения урока.



Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Цели урока показываются на слайде:

  1. обобщить полученные знания по теме «Кредит. Сущность и виды кредита»;

  2. способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;

  3. умение публично выступать, защищать свои мысли при защите результатов своей деятельности;

  4. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

Студенты самостоятельно называют цели урока, основываясь на просмотренном фильме и своих теоретических знаниях. (Приложение 5)


  1. Блиц - опрос.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Преподаватель задаёт вопросы для повторения пройденных тем, студенты, которые правильно ответили в свои оценочные листы ставят оценку:

  • Деньги – это … (товар особого рода, играющий роль всеобщего эквивалента)

  • Виды денег? (действительные и заменители действительных денег) Так ка понятие денег неразделимо связано с кредитом, вспомним некоторые понятия:

  • Пользовалась ли ваша семья услугами кредитования?

  • В каком банке был взят кредит?

  • На какие цели?

  • Были ли сложности при взятии кредита? Какие?

  • Кредит – это… (движение ссудного капитала)

  • Принципы кредита? (возвратность, срочность, платность)

  • Какие формы кредитов вы

знаете? (Коммерческий, банковский, потребительский, государственный, международный, ипотечный)

  • - Перечислите виды банковского кредита в

зависимости от срока оплаты ссуды? (Краткосрочные – до 6 месяцев, среднесрочные

– от 6 месяцев до 1 года, долгосрочные – свыше 1 года)

  • Дайте понятие потребительского

  • кредита? (Применяется при различной продаже товаров длительного пользования в рассрочку).

Отвечают на вопросы.

За правильные ответы в оценочные листы выставляют оценку.

(Приложение 2)



  1. Представление презентаций.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

  • формирование исследовательских умений и навыков (умение

собирать информацию, конспектировать литературу и т.д. );

  • умение публично выступать, защищать свои мысли при

защите результатов своей деятельности;

  • Требования к презентациям: Показать сущность кредита, его положительные и отрицательные моменты, кто может воспользоваться данным кредитом.

Студенты заранее разделились на подгруппы, каждая подгруппа подготовила презентацию по темам: «Ипотечный кредит»,

«Потребительский кредит»,

«Межбанковский кредит».

(Приложение 6)


  1. Повторение пройденного материала. Тесты.



Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

  • Формирование новых знаний и способов деятельности студентов.

Основываясь на вашем жизненном опыте и знаниях полученных на уроках ответьте на тесты. Перед вами, на партах лежат карточки с тестами и ответами, выберите правильный ответ, подчеркните. На ответы даётся 5 минут.


  • Студенты выполняют тест на карточках, отмечая правильный ответ.

(Приложение 1)

  1. Самооценка тестов.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

  • На слайдах представлены ответы к каждому вопросу. Самостоятельно проверяете тест и ставите себе оценку по критериям. Оценку записываете в оценочные листы. (Приложение 2)

  • Карточки с тестами сдаются

преподавателю.

Самостоятельная проверка тестов студентами. По критериям выставляют себе оценку.


  1. Решение и разбор ситуационных задач.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Преподаватель задаёт студентам ситуационную задачу каждой группе. Правильные ответы на ситуационные задачи студенты самостоятельно оценивают и записывают в оценочные листы, затем происходит разбор задач: 1.У вас появились сбережения. Первый банк предлагает 9% годовых по вкладу, второй – 14%, третий – 20%. Куда Вы бы положили свои деньги и почему?

Комментарии.

  • Следует напомнить, что вложение денежных средств всегда сопряжено с определенным риском. Если это «последние» ваши деньги, то может не стоит гнаться за слишком высокими процентами, рискуя попасть на банк-однодневку. 9% - это низкий процент, если учесть что прогноз по инфляции на этот год доходит до 14%, по мнению некоторых специалистов. Поэтому самым приемлемым может быть второй вариант - 14%. Но следует помнить, что выбор всегда индивидуален, и если человек готов рискнуть, нельзя лишить его этой возможности.

2. Сегодня экономика России переживает кризис, который не мог не коснуться и банковского сектора.

Какие действия в этой ситуации вы бы предприняли:

А) - уже имея вклад в банке;

Б) - собираясь взять кредит?

Комментарии.

А) Относительно вкладов есть смысл напомнить учащимся, что депозиты до 700 тысяч входят в систему государственного страхования вкладов и в случае необходимости должны быть возвращены владельцу. Поэтому, вероятно, изымать вклад, если он уже есть, сейчас и не стоит.

Б) Что же касается кредитов, то если есть возможность, пока лучше не занимать деньги в банке. Если условия кредитования ещё ухудшатся, то, вряд ли значительно, а вот если экономика пойдет на подъем, то через несколько месяцев, вероятно, можно будет взять более крупный заем и под более низкую ставку процента. Если же возможности подождать нет, то следует тщательно проанализировать условия кредитования в различных банках и сделать окончательный выбор.

3. Гражданин Петров обратился в банк за получением ссуды в размере 50 000 рублей сроком на 1 год под 26 % годовых.

Рассчитать сумму денежных средств, которые уплатит заемщик по истечении срока кредитования.

Студенты сдают свои оценочные листы преподавателю.

Студенты отвечают:


Прогнозируемые ответы. 1.Студенты, как правило, выбирают банк с наибольшим процентом.


Прогнозируемые ответы.

2. А) Возможно, студенты предложат забрать деньги из банка, вложив их в более безопасные активы, объясняя это возможным ростом инфляции и снижением банковских ставок по депозитам.

Б) Поскольку банки ужесточили условия кредитования, сейчас не лучшее время для взятия кредита.

Прогнозируемые ответы

3. Заёмщик уплатит по истечении срока кредитования 64500 рублей


  1. Домашнее задание.

    Деятельность преподавателя

    Деятельность студентов

    Объясняет домашнее задание. Используя опыт вашей семьи или знакомых, составьте задачу на кредитование.

    Выслушивают объяснение домашнего задания и записывают его в тетрадь.

  2. Рефлексия.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов


На партах у студентов лежат карточки рефлексия «Анкета». Студентам надо


Студенты заполняют анкету, подчеркивая, что больше подходит


подчеркнуть наиболее подходящие для них ответы.

Под рефлексией понимают самоанализ деятельности студентов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

СИНКВЕЙН на тему «Кредит»

для их душевного и эмоционально

– чувственного состояния после завершения урока.

(Приложение 3)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Тесты на тему: «Кредит, сущность и виды кредитов»

  1. Одним из элементов денежной системы является:

а) денежная единица б) бюджетная система

в) страхование г) фонды


  1. Кредит – это:

а) финансирование государственных экономических программ; б) ссуды на условиях возвратности и платности;

в) доверие кредитора заемщику;

г) привлечение денежных средств банками.


  1. Основными принципами кредитования являются:

а) хозяйственная самостоятельность, обеспечение, безвозмездность б) самофинансирование, целевой характер

в)возвратность, срочность, платность г) получение прибыли, безвозвратность


  1. Кредит, при котором заемщиком выступает физическое лицо, называется:

а) государственным б) до востребования

в)потребительским г) контокоррентным


  1. Совокупность денежных отношений, при которых заемщиком, кредитором или гарантом выступает государство:

а) коммерческий кредит; б) государственный кредит; в) банковский кредит; г) потребительский кредит.


  1. Денежная эмиссия это:

а)выпуск денег, приводящий к увеличению денежной массы б) обращение денег

в) создание кредитных средств обращения г) регулирование объема денежной массы


  1. Наиболее распространенное определение денег:

а) порядок формирования, распределения и использования денежных средств б) форма движения ссудного капитала

в) товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента

г) любой актив, который согласен принять продавец

за свой товар

  1. Кредит, при котором залогом выступает

недвижимое имущество, называется:

а) краткосрочным б) государственным

в) бланковым г) ипотечным

  1. В России за последние годы сложилась:

а) одноуровневая банковская система

б)двухуровневая банковская система

в) трехуровневая банковская система

г) многоуровневая банковская система



ОТВЕТЫ К ТЕСТУ на тему





«Кредит. Сущность и виды кредита»



Номер

вопроса

Вариант

ответа

1.

А

2.

Б

3.

В

4.

В

5.

Б

6.

А

7.

В

8.

Г

9.

Б





Приложение 2.



Лист самоконтроля.

Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия Имя студента



Вид задания

Оценка

Блиц - опрос


Презентации


Тесты


Ситуационные задачи




Критерии оценок для тестов по теме «Кредит. Сущность и виды кредитов»:


9 – 8 правильных ответов – «5»

7 – 6 правильных ответов – «4»

5 – 4 правильных ответов – «3»

Менее 4 правильных ответов – «2»





















Приложение 3.



Рефлексия: «Анкета»



Студенты заполняют анкету, подчеркивая, что больше подходит для их душевного и эмоционально – чувственного состояния после завершения урока.



1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным интересным / неинтересным

Приложение 4.

Опорный конспект по темам: «Деньги. Виды денег», «Кредит», «Принципы

кредита», «Сущность и виды кредита».



Задание – цель

Действия

Результат

1. Просмотр видеофильма и формирование цели урока

Студенты формируют цель урока. Основанием является видеофильм, такие понятия как:

Кредит – движение ссудного капитала.

Принципы кредита: срочность, возвратность, платность, обеспеченность.

Виды кредита: Потребительский, ипотечный, межбанковсий, государственный

  • обобщить полученные знания по теме «Кредит. Сущность и виды кредита»;

•способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;

•умение публично выступать, защищать свои мысли.

2. Блиц - опрос

Преподаватель задаёт вопросы

студентам по ранее пройденным темам. «Деньги», Виды денег»,

«Кредит», «Сущность и виды кредита»

Ответы студентов,

правильные ответы студенты оценивают самостоятельно и оценки проставляют в оценочные листы.

3. Представление презентаций.

Студенты заранее разделились на подгруппы и подготовили презентации на темы: «Ипотечный кредит», «Потребительский кредит», «Межбанковский кредит». Требования: сущность выбранного кредита, его положительные и отрицательные моменты, кто может

воспользоваться данным кредитом.

Самооценка презентаций. Оценки проставляются студентами в оценочные листы.

4. Повторение пройденного

материала.

Ответы на тесты. Длительность 5 минут.

Самостоятельные ответы по карточкам.

5. Самооценка тестов.

Самостоятельная оценка тестов студентами. Правильные ответы показываются на слайдах.

Выставление оценок по критериям. Оценки выставляются в

оценочные листы.

6. Решение и разбор ситуационных

задач.

Преподаватель зачитывает ситуационную задачу, демонстрация на слайдах.

Комментарии преподавателя.

Ответы с объяснениями.

7. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания. Используя опыт вашей семьи или знакомых, составьте задачу на

кредитование.

Студенты выслушивают объяснение и записывают в тетрадь.

8. Рефлексия.

Самоанализ деятельности и её результатов.

Студенты отвечают на вопросы, оценивая своё эмоциональное состояние после завершения урока.

Деньги – это товар особого рода, играющий роль всеобщего эквивалента.

Потребительский кредит

Межбанковсвкий кредит

Межхозяйсвтенный кредит

Международный кредит

Серебряные

Медные

Золотые

Бумажные

Обеспеченность

Формы кредита

Коммерческий кредит

Банковский кредит

Ипотечный кредит

Формы кредита:

Основные принципы кредита

Срочность

Платность

Возвратность

Кредит – это движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого суду.

Заместители действительных денег

Действительные деньги

Кредитные

Чеки

Вексель

Виды денег





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!