СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОУП.05История по теме «Россия в XIX веке»Профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОУП.05История по теме «Россия в XIX веке»Профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОУП.05История


тема «Россия в XIX веке»

Профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей




Разработала: Ситдикова А.Ф.,

преподаватель







2023

Рассмотрено

на заседании ЦК преподавателей

протокол №__ от «__» ___________2023 г.

ПЦК _____________ М.В. Анохова










Согласовано

Методист _________Н.Л. Печникова

«__» ___________2023 г.

Содержание



Стр.

Введение

4

План урока

5

Оснащение урока

5

Этапы занятия

6

Ход урока

7

Приложение А

9

Приложение Б

14





Введение



Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине ОУП.05 История по теме «Россия в XIX веке» по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Рассматриваемый нами урок по теме «Россия в XIX веке» - обобщающий урок, то есть урок систематизации и обобщения изученного материала.

Систематизация и обобщение знаний - один важнейших векторов развития самообразования.Начало формыКонец формы В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и применение разнообразия форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.

Он имеет следующую структуру:

  1. Организационный этап.

  2. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.

  3. Этап обобщения и систематизации материала.

  4. Этап подведения итогов и информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Основная цель этого урока заключается в закреплении и осмыслении изученного ранее материала в виде соответствующих навыков и умений, как мыслительных, так и практических. Содержательно важно выявление уровня знаний обучающихся по теме (разделу) и степени систематизации знаний, а также формулирование обобщения знаний по предмету. Деятельность такого урока направлена на воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки обучающихся, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

В качестве урока повторения и обобщения целесообразно проводить игровые формы, например, «Брейн - ринг». В этом случае он проводится в одной группе преподавателем по конкретной теме. Необходимость использовать межпредметные связи с вопросами о культуре, экономике, делают игру интересной. Возможны различные нюансы. Можно пойти по тому же пути, что и телевизионная программа, то есть выбрать 2 команды, а остальные становятся зрителями. Логичнее идти другим путем, то есть разделить студентов на команды с разумным количеством игроков: четыре команды по шесть игроков. Жеребьевка представляется наиболее рациональным подходом для деления на команды.

Тема «Россия в XIX веке» очень важна в процессе изучения дисциплины История.

Этапы учебного занятия определены типом учебного занятия (контроль знаний).

Перед занятием поставлена цель, диагностируемая и достижимая в рамках данного учебного занятия.

Методические приемы соответствуют теме учебного занятия, возрастным особенностям студентов.



План урока


Профессия 43.01.09 Повар, кондитер


Тема урока: Россия в XIX веке


Дисциплина История


Цели урока:

Обучающие:

- формирование знаний об основных фактах, именах, датах, понятиях истории России XIX века;

- формирование мыслительной деятельности, памяти, умения делать собственные выводы в обобщении исторических фактов и событий;

Развивающие:

- развитие умения осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации;

- развитие умения аналитического и логического мышления.

Воспитательные:

- воспитание умения эффективно работать в команде.

- формирование патриотических и нравственных качеств, познавательного кругозора и развитие творческого потенциала обучающихся

Тип урока: обобщение полученного материала

Технологии, методы, приёмы обучения

Технология: игровая, групповая (командная игра)

Методы обучения

  • словесные (контрольные вопросы, беседа);

  • наглядные (показ слайдов презентации);

Методические приёмы:

  • стимулирующая беседа;

  • рассказ, сопровождаемый демонстрацией презентации.


Оснащение урока


Технические средства обучения: проектор, компьютер, экран, песочные часы (1 мин.)


Наглядные пособия: электронная презентация, скатерти на стол 4 цветов, портреты императоров России XIX века; игра «Брейн –ринг» (ПриложениеА), жетоны.


Планируемые результаты

ОК.02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Уметь: осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации;

ОК.04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Уметь: эффективно работать в команде

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Уметь: устно осуществлять коммуникацию на государственном языке в данном контексте

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

Уметь: демонстрировать осознанное поведение гражданина и патриота


Этапы занятия


Этапы занятия

Время

1. Организационный этап.

3 мин

2. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.

5 мин

3. Этап обобщения и систематизации материала.

75 мин

4. Этап подведения итогов и информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

7 мин

Итого

90 мин




Ход урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Применяемые материалы

Время

1. Организационный этап.




1. Приветствует студентов

2. Проверяет присутствующих по журналу


  1. Приветствуют преподавателя

  2. Готовятся к занятию

Журнал

2 мин





2. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.



5 мин

2.1 Настроить учащихся на урок, сообщить цели




Сообщает цели занятия:

- формирование знаний об основных фактах, именах, датах, понятиях истории России XIX века;

-. формирование мыслительной деятельности, памяти, умения делать собственные выводы в обобщении исторических фактов и событий

Сообщает, что урок проводится в форме игры «Своя игра».

Воспринимают информацию


1 мин

2.2 Напомнить правила игры:




В игре участвуют 4 команды. Каждая команда по жеребьевке получает столы 4-х цветов определенного цвета (красный, желтый, синий, зеленый).

«Брейн-ринг» состоит из нескольких боёв. Бой - это отдельное сражение, проводившееся до тех пор, пока не закончатся вопросы заданного боя. В каждом бою принимает участие 4 команды из 6 человек: одна - за красным столом, другая - за зелёным, следующая – за желтым, и крайняя – за синим. Игроки сигнализируют, что команда готова дать ответ на вопрос и поднимают руку.

За правильный ответ на вопрос команда получает одно очко. Если ни одна из команд не сумела найти правильный ответ на вопрос, то счёт остаётся прежним, а преподаватель отправляет вопрос в домашнее задание.

После того, как вопрос задан, запускается игровая система: команды могут обсуждать и поднимать руку. Право ответа получает та команда, которая первой подняла руку. Если команда допустила «фальстарт» - подняла руку, не дослушав вопрос до конца, то она теряет право ответа на данный вопрос и время для его обсуждения есть только у команд соперника.

Если команда первой подняла руку и ответила неверно, то другим командам даётся остаток времени на обсуждение вопроса. Разрешается уточнение и изменение данного командой ответа. На обсуждение вопроса дается - 60 секунд.

За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Будет сыграно 4 боя. Побеждает та команда, у которой в конце игры окажется больше очков.

У каждой команды есть наблюдатель, который на специальном листе отмечает, кто из игроков высказывал больше версий (или больше правильных версий) - это будет учтено при выставлении оценок. Команда - победитель получит «пятерки», призеры – «четверки». У команды, занявшей 4-е место, могут быть активные игроки, отвечавшие правильно, им тоже нужно будет поставить соответствующую оценку. В группе могут оказаться один-два человека, которые вообще не участвовали в обсуждении вопросов и не отвечали. Заранее обговаривается, что оценки они не получат, если не будут вовлечены в игру, поэтому капитанам стоит предоставить ответить всем участникам.

Воспринимают информацию

электронная презентация, скатерти на столах, песочные часы

4 мин

3. Этап обобщения и систематизации материала.



75 мин

Играют в «Брейн - ринг»: Преподаватель задает вопросы в соответствии с заранее подготовленными заданиями по блокам.

Играют в «Брэйн - ринг»

Презентациия, песочные часы, жетоны


4. Этап подведения итогов и информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.



8 мин

4.1 Подведение итогов




1. Анализирует работу группы по заполненной Карте результатов игры «Брейн - ринг» команды (Приложение В), делает выводы.


2. Озвучивает оценки за урок.

  1. Проводят самоанализ и оценку.

  2. Воспринимают информацию

Журнал

5 мин

4.2 Выдача домашнего задания




Выдает домашнее задание – решить тесы по ссылке, сделать скриншот https://onlinetestpad.com/ru/test/58503-rossiya-v-xix-veke

Повторить вопросы, на которые не были даны правильные ответы во время игры. Преподаватель показывает эти вопросы.

1. Воспринимают информацию, задают вопросы.


3 мин

Итого:

90 мин

Преподаватель: Ситдикова А.Ф.

Приложение А


Вопросы для игры


Бой первый «Даты, хронология»

  1. Время правления Павла I (1796–1801)

  2. Время правления Александра I (1801–1825)

  3. Время правления Николая I (1825–1855)

  4. Время правления Александра II (1855–1881)

  5. Время правления Александра III (1881–1894)

  6. Хронологические рамки Кавказской войны (1817–1864 г.г.)

  7. Хронологические рамки Крымской войны (1853–1856 г.г.)

  8. Когда народники предприняли «хождение в народ» (1861 г.)

  9. В каком году было издано Положение о земских учреждениях? (1864)

  10. Год создания «Союза спасения» (1816 г.)

Бой второй «Кого так называли?»

  1. «Бархатный канцлер». (А. М. Горчаков).

  2. «Железный граф» (А.А. Аракчеев).

  3. «Певец русского леса». (И.И.Шишкин).

  4. «Серый Кардинал». ( К.П. Победоносцев, обер-прокурор Священного Синода).

  5. «Благословенный» (Александр I).

  6. «Незабвенный» (Николай I).

  7. «Освободитель» (Александр II).

  8. «Миротворец» (Александр III)

  9. «Булочник ни троне» (Александр III).

  10. «Брат мой», писал Наполеон Бонапарт этому императору (Александр I).

Бой третий «Термины и пояснения»

1. Самодержавная монархия (Неограниченная монархия, в России такая форма власти называлась самодержавием. При такой системе власть монарха не ограничена ничем и никем, опирается на разветвлённый бюрократический аппарат).

2. Аракчеевщина (Политика Александра I, направленная на отказ реформ, на ужесточение порядков, усиление цензуры, реакционные правительственные мероприятия).

3. Вольная грамота (Освобождение от крепостной зависимости).

4. Вольные хлебопашцы (Крестьяне, получавшие личную свободу вместе с землёй за выкуп по указу 1803 г.)

5. Земство. (Орган местного самоуправления, введённый в России по реформе 1864 г. Распорядительные органы - земские собрания (уездные собрания избираются на всесословных неравных выборах с имущественным цензом; губернские собрания выбираются уездными земствами). Исполнительные органы - земские управы (уездные и губернские), выбираемые соответствующими собраниями).

6. «Континентальная блокада». (Установление в 1806 г. Францией запрета для Англии на всякие связи между ней и странами Европейского континента, что должно было подорвать британскую экономику. В 1807 году Россия присоединилась к «континентальной блокаде» в результате Тильзитского мирного договора с Францией).

7.Крестьянский поземельный банк (Банк, созданный при Александре III для содействия покупки земли крестьянами).

8. «Могучая кучка». (Объединение (содружество) 5 русских композиторов: Балакирева, Мусоргского, Кюи, Бородина и Римского-Корсакова, стремившихся передать в музыке «правду жизни», особенности национального характера и т.д.)

9. Передвижники. (Художники, которые организовывали множество выставок, которые перевозились (передвигались) по разным городам).

10. «Хождение в народ» (попытка народников в 70-е гг. XIX в. путём личной пропаганды поднять крестьян на революцию).

Бой четвертый «Работа с документом»

1.О каких событиях идет речь в отрывке: «Когда прочли манифест в Стубленской церкви, то народ начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, они говорили, что земля должна оставаться в их собственности, а не собственностью помещика и что барщины никакой не должно быть». (Крестьянские волнения после отмены крепостного права).

2. Назовите представителей общественного движения, о которых в нем говорится: «Единообразие допросов особенного ничего не представляло: те же признания, те же обстоятельства, более или менее полные. Но было несколько, весьма замечательных, о которых упомяну. Каховский говорил смело, резко, положительно и совершенно откровенно. Причину заговора, относя к нестерпимым будто притеснениям и неправосудию, старался причиной им представлять покойного императора. Никита Муравьев был образец закоснелого злодея. Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был во своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд. Тяжело раненный в голову, когда был взят с оружием в руках, его привезли закованного». (Декабристы).

3. Назовите обязанность, следующую из текста данного документа второй половины XIX века: « это есть священная обязанность каждого русского подданного. Денежный выкуп от и замета охотником не допускается…Общий срок определяется в15 лет…из коих 9 лет в запасе» (Всесословная (всеобщая) воинская повинность)

4. Назовите событие, в котором «Россия победила «армию двунадесяти языков», возглавляемую человеком, который стремился покорить весь мир?» (Победа в Отечественной войне 1812 г.)

5. Определите, кто «возглавил предпринятую в 1803 году экспедицию на кораблях «Надежда» и «Нева» для исследования северной части Тихого океана». (И. Ф. Крузенштерн).

6. О каком государственном деятеле идет речь: «Министром финансов стал... железнодорожный деятель... При нем была проведена денежная реформа, введена винная монополия, велось грандиозное железнодорожное строительство. Он с успехом продолжал модернизацию промышленности, начатую его предшественниками. На посту министра он пробыл 11 лет до 1903 г.» (С.Ю. Витте).

7. Что вменялось в вину подсудимым, о которых идет речь в отрывке: «По указу его императорского величества, правительствующий сенат, в особом присутствии для суждения дел о государственных преступлениях, выслушав дело и прения сторон, постановил подсудимых: крестьянина таврической губернии, Феодоссийского уезда, Петровской волости, деревни Николаевки, Андрея Иванова Желябова, 30-ти лет; дворянку Софью Львовну Перовскую, 27-ми лет; сына священника Николая Иванова Рысакова, 19-ти лет; ...и крестьянина Смоленской губернии, Сычевского уезда, Ивановской волости, деревни Гаврилково, Тимофея Михайлова, 21-го года, на основании ст. улож. о нак. 9, 13, 18, 139, 152, 241, 242, 243, 279 и 1459-й, лишить всех прав состояния и подвергнуть смертной казни чрез повешение». (Убийство императора Александра II).

8. Так в XIX веке назывались представители сословия, о которых идет речь. «Они платят подушную подать, от которой освобождены дворяне и купцы; следовательно, они, как и крестьяне, подлежат рекрутскому набору. Они обязаны постоянно проживать в городах, где могут заниматься ремеслами и вести мелкую розничную торговлю». (Мещане).

9.О каком лице идет речь в указанных мероприятиях: «Для того, чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Такой кодекс мог быть выработан при указанной программе: если решено поддерживать существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту задачу, прежде всего и взялся разрешить император Александр I. Для этого он учредил при себе особое отделение Собственной канцелярии (II отделение) и в руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе. (М.М. Сперанский).

10.Укажите фамилию министра просвещения , составившего следующий доклад «...Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к... иноземному, распространяя в юных душах радужное уважение к отечественному..., оценить... все противоположные элементы нашего гражданского образования..., искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности - такова была цель, к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет...» (С.С. Уваров).






Приложение Б

Карта результатов игры «Брейн-ринг»


Команды

Красный стол

Желтый стол

Зеленый стол

Синий стол

Фамилия, имя обучающихся





1 бой, баллы





2 бой, баллы





3 бой, баллы





4 бой, баллы





5 бой, баллы





6 бой, баллы





Итого





Итоговое место






7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!