СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «ОУД.б.04 История» Тема: « Отмена крепостного права и реформы 60-70 –х годов XIXв.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представленна методика проведения комбинированного урока с элементами лабораторной работы, технологии проблемного обучения. Данная методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов при изучении дисциплины ОУД.б  04 История, для всех специальностей.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «ОУД.б.04 История» Тема: « Отмена крепостного права и реформы 60-70 –х годов XIXв.»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по дисциплине:


«ОУД.б.04 История»

Тема: « Отмена крепостного права

и реформы 60-70 –х годов XIXв.»






















ст. Брюховецкая 2018 год.

Рассмотрена УМО

ОГСЭД и РЯЗ

Протокол № ____ от «____» _______20__ г.

Председатель УМО

________________________ В.Г.Чухрай


Составлена в соответствии с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника

для специальностей:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)











Автор: преподаватель общих гуманитарных социально-экономических дисциплин Чухрай В.Г.










В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с элементами лабораторной работы, технология проблемного обучения  с элементами форсайт. Данная методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин для всех специальностей СПО.

Может использоваться как основной и вспомогательный материал для проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий по учебной работе.







Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………....4.

  2. Подготовительный этап……………………………………………......5.

  3. Подготовка преподавателя……………………………………………..5.

  4. Подготовка студентов…………………………………………………..5.

  5. Подготовка аудитории.……………………………………..…………..5.

  6. Планируемые результаты…………………………………………….....5.

  7. Оборудование урока…………………………………………………….5.

  8. Методика проведения урока……………………………………………6.

  9. Заключение……………………………………………………………..16.

  10. Литература………………………………………………………………17.

  11. Приложение……………………………………………………………..18.






































  1. Введение.

В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с элементами лабораторной работы, технология проблемного обучения  с элементами форсайт.  

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить студента фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В формировании данных навыков в процессе образования важную роль играет технология проблемного обучения.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов обучающихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у студентов возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

Цели урока:

Учебная:

 создать условия для деятельностного освоения значимости одного из ключевых событий российской истории – отмены крепостного права;  познакомить учащихся с содержанием крестьянской реформы; ознакомить учащихся с реформами 60-70 –х годов XIXв.;  способствовать формированию представления о противоречивом характере проведенных реформ;

Воспитательная:

воспитывать уважение к отечественной истории и народу своей страны, развивать интерес к истории; привлечь внимание к личностям российской истории XIXв..

Развивающая:

развивать компетенции, связанные с решением проблем; развивать информационные компетенции обучающихся (умение извлекать информацию из текста исторического источника, умение обобщать, систематизировать и анализировать факты и формулировать вывод, доказывать свою точку зрения);  развивать навыки использования ИКТ;

















Подготовительный этап.



Подготовка преподавателя

Прежде всего, определяется тема урока. Затем разрабатывается поурочный план, где следует обдумать цели занятия, материал для введения, раздаточный материал. Подготовить презентацию в программе Power Point с распределением примерных временных рамок. При составлении презентации, целесообразно отдельные вопроса темы изображать в виде таблиц, графиков и схем в процессе урока их комментируя. В начале урока необходимо настроить обучающихся на внимательный просмотр и необходимость ведения кратких записей в тетради. На всех этапах урока использовались слайды, которые помогают развитию зрительной памяти, как для закрепления, так и для введения нового материала.

Подготовка студентов.

1.Опережающее задание для всей группы: проработайте по учебной литературе вопрос об Отмене крепостного права и реформах 60-70 –х годов XIXв.

2.Студенты получили задания по подготовке индивидуальных сообщений.

3. Студентам был предложен список литературы, пособий библиотеки, электронных учебников, интернет ресурсов.

Отбор дидактического материала, наглядных пособий поможет студентам образно представить изучаемые проблемы, их актуальность, определить их особенности, выделить главное: что соответствует целям урока.


Подготовка аудитории

Организация работы на уроке коллективная, поэтому парты и столы необходимо расставить соответствующим образом. Настроить мультимедийную технику.


Планируемые результаты.

Обучающиеся узнают о значимости одного из ключевых событий российской истории – отмены крепостного права;  знакомятся с содержанием крестьянской реформы; с реформами 60-70 –х годов XIXв., получают представление о противоречивом характере проведенных реформ; вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спорные вопросы. Отрабатывают умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, тезисах и т.д.), совершенствуют умение работы с различными источниками, анализируют полученную информацию и делают выводы. Учатся объективному оцениванию деятельности людей.



Оборудование урока:

Комплекты раздаточного материала по теме, компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия, мультимедиа учебник История России начало 20 века, хрестоматии, учебные пособия, дополнительная литература библиотеки колледжа.






Методика проведения урока.


Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний по пройденному материалу представляла собой фронтальный опрос обучающихся. Задания повышенной сложности оцениваются по 5-ти балльной шкале;

Преподаватель: Прежде чем мы начнём изучать новую тему, давайте немного вспомним ранее изученный материал « Внутренняя и внешняя политика Николая I»

Вопросы:

(слайд№3)


Вопрос №1Назовите основные задачи внутренней политики Николая I.

1. Укрепление самодержавной формы правления.

2. Дальнейшее укрепление аппарата управления (бюрократизация).

3. Борьба с вольнодумством и общественно – политическим движением.


Вопрос №2Назовите причины уделения большого внимания цензуре в годы правления Николая I.

Правительство считало, что русская действительность не дает оснований для зарождения «крамольного» образа мыслей, что все это появляется только под влиянием западноевропейских идей. Поэтому и возлагались преувеличенные надежды на цензуру. В 1826 г. был принят новый устав о цензуре, прозванный «чугунным». Цензоры не должны были пропускать никаких произведений, где порицался монархический образ правления. Запрещалось высказывать предложения о государственных преобразованиях. Сурово пресекалось религи­озное вольномыслие.


Вопрос №3 Как развивалось образование при Николае I ?

При Николае I большое внимание уделялось профессиональному образованию.

В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лесной, Межевой институты, Институт корпуса инженеров путей сообщения, Институт гражданских инженеров и др. В Москве действовали ремесленное училище и земледельческая школа. Были открыты Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

К началу правления Николая I в России было 49 гимназий, а к концу — 77.


Вопрос № 4 Какие меры были приняты по решению крестьянского вопроса?

  • 1837 -1841гг – Реформа в государственной деревне П. Киселева;

  • 1847г. Инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии;

  • 1848 г Указ об «обязанных крестьянах»


Вопрос №5. Назовите основные задачи внешней политики Николая I

1. Расширение геополитического пространства на Кавказе.

2. Борьба за разрешение « Восточного вопроса» в пользу России.

3. Подавление революционного движения в Европе.



Вопрос №6Каковы итоги Крымской войны?

Итоги:

1. 18 марта 1856г. В Париже был подписан мирный договор, завершивший войну.

2.Россия потеряла Южную Бессарабию.

3. Россия лишилась права иметь на Черном море военный флот и любые военные объекты.

Вопрос №7Назовите итоги Кавказской войны 1817 – 1864 гг.

Итоги:

  1. Утверждение власти России на Кавказе;

  2. Заселение покоренных территорий славянскими народами;

  3. Расширение влияния России на Востоке.


 

(слайд№4)


3. Этап

Изучение нового материала определение темы, цели урока; постановка проблемного вопроса урока

Опережающее задание элемент форсайт

 Наша задача познакомиться с содержанием земской, городской, судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в.

Военная реформа

Утверждена манифестом о всеобщей воинской повинности. Ознаменовал переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности ее развертывания во время войны.

Содержание:

- сокращение численности армии на 40 %;

- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 г.), создание Главного штаба;

- создание военных судов, военной прокуратуры;

- отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых "оштрафованных") в армии;

- перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов;

-введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874) 

Земская реформа

1 января 1864 г. указом было введено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земства учреждались в уездах и губерниях как всесословные органы местно­го самоуправления. Избирательная система строилась по принципу имущественного ценза, по куриям. Курий было три: земледель­ческая, городская и курия сельских крестьянских обществ.

Принципы:

Отдаление земств от административной власти

Всесословное выборное земское председательство

Хозяйственно-финансовая самостоятельность земств

Создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы - и те, и другие выборные, на началах бессословности.

3 Курии:(курия это совокупность лиц, принадлежащих к той или иной группе избирателей)

уездных землевладельцев (владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб.)

городских избирателей (лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб

сельских обществ

Судебная реформа:

  1. вводился бессословный характер судебной деятельности, то есть формальное равенство всех сословий перед законом

  2. провозглашалась несменяемость судей и независимость их от административных властей

  3. вводилась гласность и состязательность судопроизводства

  4. учреждалась адвокатура (присяжные или частные поверенные)

  5. создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел

  6. вводилась выборность некоторых судебных органов (мировые судьи)

  7. упрощена система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций

  8. изменена система предварительного следствия. Теперь оно осуществлялось не полицией, а судебными следователями, входившими в состав окружных судов



Реформы в области образования и печати.



Развитие страны име­ло на своем пути серьезное препятствие - низкий образователь­ный уровень населения и отсутствие системы массовой подготовки специалистов.

«Положение о начальных училищах» ввело, кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища. Сред­ние учебные заведения - гимназии - были разделены на клас­сические и реальные с семилетним сроком обучения.

В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий в середине 90-х п. XIX в. - уже около 600.

18 июня 1863 г. был утвержден новый устав университетов. Он заметно ослаблял бюрократическую опеку над университетами и провозглашал их внутреннюю автономию.

В 1858 г. появились женские гимназии. На рубеже 70-80-гг. XIX в. женщин стали допускать в университеты на правах воль­ных слушательниц. В 60 - 70-е п. XIX в. были организованы Выс­шие женские курсы с университетской программой в Москве и Петербурге.

12 мая 1862 г. утверждены «Временные правила о печати», носившие благожелательный характер по отношению к изданиям. Но критические материалы было разрешено печатать только в изданиях с подписной ценой не ниже 7 рублей в год, недоступ­ных для простого народа.

(слайд№4)



Конспект урока

Студенты рассаживаются произвольно за 4 стола.

(слайд№5)

На доске написан эпиграф: «Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете» Н.Г.Чернышевский и проблемный вопрос:««Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

(слайд№6)



На интерактивной доске слайд 1 «Фото крестьян и стихотворение Н.А.Некрасова:

Беден, нечесан Калинушка

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый

Еле Калина бредет…

1.Организация группы. Здравствуйте, ребята, садитесь.

2.Актуализация знаний:

Задача учителя – помочь учащимся определить тему и цель урока.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Я, начинаю наш урок со слов известного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

(читает стихотворение, звучит музыкальное сопровождение).

Беден, нечесан Калинушка

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый

Еле Калина бредет…

Вопрос учащимся: Ребята, о чем это стихотворение?

-Предполагаемые ответы (о тяжелом положении крестьян)

Учитель: (показываю на доску) Эпиграфом к нашему уроку будут слова ещё одного русского писателя Никола́яГаври́ловичаЧерныше́вского, обращённые к крестьянам: «Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете».

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести разговор? Определите тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: Крестьянская реформа.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Действительно, темой сегодняшнего урока будет «Крестьянская реформа 1861 г.»

(слайд№7)

Картина художника Г.Г.Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г.» надпись «Крестьянская реформа 1861 г.»)


Определение цели урока совместно с учащимися.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Какой ещё вопрос напрашивается по прочтении слов Чернышевского?

Учащиеся: Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Вы сами сформулировали проблемный вопрос, на который нам предстоит ответить в конце урока (показываю на доску) «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Итак, начнём искать ответ на этот вопрос.

Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Крепостничество тормозило дальнейшее развитие России. Эта проблема имела моральную и человеческую сторону. Веками крестьяне стремились к свободе, и этот долгожданный день настал! Это был день 19 февраля 1861 года. 

Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем, потому что на это были веские причины:

:

- Поражение в Крымской войне

- Военно-техническое отставание России от европейских государств

- Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

- Массовое крестьянское движение

- Изменение атмосферы в российском обществе

(слайд№8)

 «Причины отмены крепостного права»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в краткой речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства.

(слайд№9)

(Портрет Александра II и слова “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”)



ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Александр II имел ввиду что свыше, то есть, путем реформ, нежеле снизу - то есть, путём народной революции.

4 года шла сложная работа по разработке реформы. Сложная, потому что Александр II прекрасно помнил слова своей бабки Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”. Поэтому Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от помещиков-дворян.

И вот, несмотря на все сложности и попытки консерваторов не допустить проведение реформы, 19 февраля 1861 года Александр II подписал два важных документа

(слайд№10) (слайд№11)


(Фото документов и надпись их:Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»).

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: (читаю)

  1. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»;

  2. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

(слайд№12)

Крепостное право отменялось навсегда в России.

В чём же суть этой реформы?

Что получили крестьяне, а что потеряли помещики, и что выиграло все общество?

Чьи надежды оправдались, а чьи нет?

Какое значение имела эта реформа для будущего России?

Чтобы получить более объективную оценку этой реформы, я предлагаю разделиться на группы.

На прошлом уроке я просила вас подумать над тем, в роли кого – экономиста, правоведа или аналитика вы бы хотели поработать.

Согласно вашим пожеланиям займите, пожалуйста, свой стол:

Правоведы – стол №1

Архивариусы – стол №2

Экономисты – стол №3

Аналитики – стол №4

Учащиеся занимают свои места.


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: У каждой группы на столе есть индивидуальная для данной группы карта-задание. Найдите её. (Приложение 1)

И у каждого из вас, за исключением группы аналитиков есть извлечения из документа  «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (Приложение 2). Возьмите его в руки. У группы аналитиков для каждого приготовлен текст Крестьянской песни и документ «Волнения в селе Бездна и Кандеевка». Так же вам для работы нужен будет учебник.

Чтобы выполнить задания из ваших карт, сначала необходимо ознакомиться с текстом документа, а потом путём его анализа выполнить задания. Вам даётся 7 минут для выполнения этой работы. По истечении времени представитель от каждой группы должен будет раскрыть суть крестьянской реформы с точки зрения правоведения, терминологии, экономики и аналитики.

Закончить свою защиту он должен будет аргументированным ответом на наш проблемный вопрос (показываю на доску) «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Пожалуйста, приступайте.

Студенты выполняют задания. Преподаватель, переходя от стола к столу, контролирует их работу.

(слайд№13)


Проверка работы:

Команда Правоведов.

Слайд 6. (Задание группы Правоведов)

Задание 1. Из перечисленного отметьте ручкой права, приобретённые крестьянами по «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года:

  1. помещик не имел права распоряжаться крестьянами;

  2. крестьяне получили право собственности на землю;

  3. крестьянские общества могли создавать собственную полицию;

  4. крестьяне могли переходить в другие сословия;

  5. крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика;

  6. крестьяне могли избирать земства;

  7. крестьяне не могли подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ним властей;

  8. крестьяне получили право поступать в учебные заведения;

  9. крестьяне получили право поступать на службу.

Задание 2.Вставить пропуски в предложениях:

Крестьяне, ранее принадлежащие помещикам по реформе 1861, объявлялись свободными  и   наделялись общегражданскими иимущественными правами.        

При освобождении        они наделялись земельными наделами в размере от до 12 десятин, но ее нужно было выкупить у помещика.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Так как же вы ответили на наш проблемный вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Примерный ответ: Крепостные крестьяне освобождались с землёй, но земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины. И пока крестьянин полностью не выкупит землю, он должен был отбывать барщину и оброк, то есть опять оставаться зависимым от помещика. Таким образом, настоящей воли эта реформа крестьянам не давала. Крестьянин полностью счастливым не стал.

(слайд№14)


Команда Архивариусов

Слайд 7. (Задание группы Архивариусов)

Задание 1. Дайте определение: «временнообязанные крестьяне», «отрезки», Уставная грамота, мировые посредники.

Временнообязанные крестьяне - крестьяне, заключившие договор на выкуп земли, но не выкупившие ее.

Отрезки – это участки земли больше установленной нормы (от 3 до 12 десятин), которые помещик имел право отрезать.

Уставная грамота – это соглашение между помещиком и крестьянами, в котором указывался размер надела, оброка (барщины). Срок ее подписания – 2 года.

Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками –  мировой посредник.           

Задание 2. Вставить пропуски в предложениях:

До выкупа своих наделов крестьяне назывались  временнообязанными и должны были платить оброк  и отбывать барщину в пользу помещиков.

Размеры  крестьянских  наделов, а также оброк и барщина временнообязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами – Уставной грамотой.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:: Как же вы ответили на наш проблемный вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Примерный ответ: Счастливым народ полностью считать нельзя, так как крестьяне после реформы полностью свободными не были, они становились хотя и временно, но обязанными помещику. Положительным было то, что судьба крестьянина во многом зависела теперь не от самодура-помещика, а от мирового судьи.

(слайд№15)


Команда Экономистов

Слайд 8. (Задание группы Экономистов)

Задание 1.  Как определялся размер выкупа крестьянина за землю у помещика?   Ответ: Выкупная операция:

  • 25% - 20 % стоимости земли крестьянин платит помещику;

  • 75% -80% стоимости земли помещику возмещает государство.

  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.

  • Размер выкупа определять таким образом, чтобы размер процентов, начисленных на него (в течении года) равнялся размеру оброка, который прежде уплачивали ему крестьяне за аренду земли.

- Могли ли быть финансовые потери у помещиков при отмене крепостного права? Нет, так как он получал всю стоимость земли (20% от крестьян, 80% от государства)

Задание 2.  Решите задачу.
Величина выкупного надела -8 десятин.

Крестьянин за 8 десятин согласно реформы должен был заплатить 166 ро.67 коп.

Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях – 14,5 р.

Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю?

Решение:

1)14,5х8=116р.-сумма, за которую на рынке можно было купить 8 десятин земли.

2)116,67 − 116 = 50 р.67 коп.–сумма, которую переплачивал крестьянин за землю в результате установленной выкупной операции

– Была ли сумма выкупа справедлива? (Нет)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:: Как вы ответили на наш проблемный вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Примерный ответ: Нет, не счастлив, так как крестьянин получал землю, но плата за неё была грабительской.

(слайд№16)


Команда Аналитиков

Слайд 9. (Задание группы Аналитиков)

Задание 1. Прочитать «Крестьянскую песню» и документ «Волнения в селе Бездна и Кандеевка». Ответьте на вопрос: «Как восприняли крестьяне реформу 1861 г.? Какова была их реакция?

Учитель: Прочитайте нам эту песню.

Учащийся читает:

Крестьянская песня
Отпустили крестьян на свободу 
Девятнадцатого февраля. 
Только землю не дали народу: 
Вот вам милость дворян и царя. 
Мужики без земли пропадают, 
А дворяне и рады тому, 
Что дешевле они нанимают 
Мужиков на работу свою… 

Чтобы с голоду нам не подохнуть, 
На дворян мы работать идем, 
И живет эта жадная свора 
Исключительно нашим трудом. 
Не довольно ли вечного горя, 
Пред дворянами гнуться в дугу? 
Разогнем-ка могучие спины 
И покажем мы силу врагу! 

Соберемся могучею ратью,
Разгромим мы дворцы богачей, 
Возвратим себе матушку-землю 
И не будем платить податей. 

«Волнения в селе Бездна и Кандеевка.

В апреле 1861 г. в сёлах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян».

Всего за 1861 г. произошло 1859 крестьянских волнений»

Примерный ответ: Крестьяне были не согласны, не довольнытаким освобождением, так как многие положения  реформы ущемляли положение крестьян. Реакцией стали многочисленные крестьянские бунты.

Задание 2. 

Прочитайте 1-2 пункт  §53 «Отмена крепостного права и реформы 60-70 –х годов XIXв.»

и ответьте на вопрос: «Каково было экономическое и моральное и человеческое, то есть нравственное значение крестьянской реформы 1861 г.?»

Примерный ответ: Нравственное – ликвидировано крепостничество, крестьяне стали свободными людьми.

Экономическое – создала условия для утверждения капиталистического уклада в

экономике страны.

Учитель: Ваш ответ на вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Примерный ответ: Нет, не счастлив. Если бы был счастлив, то реакцией не стали бы многочисленные крестьянские бунты.


5.Рефлексия

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Чтобы сделать окончательную оценку реформе 1861 года, я предлагаю вам ещё один отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

(слайд№17)

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайкатож.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

- Когда могло происходить действие поэмы? (После реформы)

- Почему вы так думаете? (Есть термин «временнообязанные)

– О чем говорят названия губернии, уезда и деревень, из которых были мужики? (крестьяне остались разутыми «Разутова», голодными «Неелова», «Неурожайка». Им по-прежнему приходилось туго «Терпигорева».

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Ребята, а давайте с вами попробуем сформулировать название крестьянской реформы 1861 г.


(слайд№18)


  1. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

  2. Кому на Руси жить хорошо?

  3. Обманутые надежды.

  4. Да здравствует Свобода!

  5. Униженные и оскорбленные.

  6. СВОЙ ВАРИАНТ.__________________________________________

обучающиеся выбирают название.



ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Вот вы сами и сформулировали суть крестьянской реформы 1861 г. Она была непоследовательная, половинчатая, незавершенная.

Но, тем не менее, Александр II за эту историческую реформу получил почетное звание царь-освободитель.

Впереди Россию ждали новые реформы. Но эта первая крестьянская реформа имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений. Крестьяне, пусть и не сразу, получили возможность свободно заниматься своим главным трудом – распахивать поля, растить хлеб, а это значит – дарить людям жизнь. Ведь не зря говорится:

«Когда же последний крестьянин умрет,
Исчезнет Россия, исчезнет народ!»

6.Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

Я хочу поблагодарить всех вас за активную работу. Особенно мне понравилось (называю по именам, говорю оценки).


Я оставляю вам Информационные карты, в них вы найдете домашнее задание: обязательное для всех и одно на выбор.

1. Литература:Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2015 (стр. 61-64)- опорный конспект;

2.Творческое задание написать эссе на тему «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»






 

 



















Заключение



В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с элементами лабораторной работы, технология проблемного обучения  с элементами форсайт.

В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к студенту как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у обучающихся активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.

С каждым днём заинтересовать, увлечь студентов становится всё сложнее. Чтобы соответствовать современным реалиям, учителю истории в своей работе надо использовать новые, современные технологии обучения или соединять определенные элементы технологий для достижения поставленных целей. В условиях реализации требований ФГОС СОО наиболее актуальными становятся технология проблемного обучения, . Студенты учатся находить, систематизировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией.

Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. История - наука кон­кретная, требующая точного знания хронологии, фактов и событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история характеризуется тем, что предметом ее познании является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса.

Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интел­лектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает ог­ромным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения.

Результаты урока можно выделить следующее:

1) Цели урока достигнуты,

2) Все структурные элементы выдержаны.

3) Применение проблемного метода обучения позволило создать в учебной деятельности проблемную ситуацию и организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся по её разрешению, в результате чего произошло творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.









Использованная литература


1. Артемов В.В. Лубченко Ю.Н. «История» издательский центр «Академия , 2012г.»

2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М.: Просвещение, 1999.

3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2007. № 8. .

4. Иванова А. Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 2004. № 8.

5. Ильинская И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.,2005.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. - М., 1999.

7. Оконь В.И. Основы проблемного обучения. - М., 1969.













































Приложение.









































Приложение 1.

Карта-задание команды «Правоведы»


Задание 1. Из перечисленного отметьте ручкой права, приобретённые крестьянами по «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года:

  1. помещик не имел права распоряжаться крестьянами;

  2. крестьяне получили право собственности на землю;

  3. крестьянские общества могли создавать собственную полицию;

  4. крестьяне могли переходить в другие сословия;

  5. крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика;

  6. крестьяне могли избирать земства;

  7. крестьяне не могли подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ним властей;

  8. крестьяне получили право поступать в учебные заведения;

  9. крестьяне получили право поступать на службу.

Задание 2.Вставить пропуски в предложениях:

Крестьяне, ранее принадлежащие помещикам по реформе 1861, объявлялись __________ и   наделялись ________________ и___________________ правами.        

При освобождении        они наделялись земельными наделами в размере от до десятин, но ее нужно было выкупить у помещика.



Карта-задание команды «Архивариусы»

Задание 1. Дайте определение: «временнообязанные крестьяне», «отрезки», Уставная грамота, мировые посредники.


Временнообязанные крестьяне - ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Отрезки – _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________


Уставная грамота – _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________


Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками –  ____________________________ .


Задание 2. Вставить пропуски в предложениях:

До выкупа своих наделов крестьяне назывались  _____________________ и должны были платить оброк  и отбывать барщину в пользу помещиков.

Размеры  крестьянских  наделов, а также оброк и барщина временнообязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами –________________________________.






Карта-задание команды «Экономисты»

Задание 1.  Как определялся размер выкупа крестьянина за землю у помещика?  

Могли ли быть финансовые потери у помещиков при отмене крепостного права?


Задание 2.  Решите задачу.
Величина выкупного надела -8 десятин.

Крестьянин за 8 десятин согласно реформы должен был заплатить 166 ро.67 коп.

Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях – 14,5 р.

Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю?

Была ли сумма выкупа справедлива?


Карта-задание команды «Аналитики»


Задание 1. Прочитать «Крестьянскую песню» и документ «Волнения в селе Бездна и Кандеевка». Ответьте на вопрос: «Как восприняли крестьяне реформу 1861 г.? Какова была их реакция?

Крестьянская песня
Отпустили крестьян на свободу 
Девятнадцатого февраля. 
Только землю не дали народу: 
Вот вам милость дворян и царя. 
Мужики без земли пропадают, 
А дворяне и рады тому, 
Что дешевле они нанимают 
Мужиков на работу свою… 

Чтобы с голоду нам не подохнуть, 
На дворян мы работать идем, 
И живет эта жадная свора 
Исключительно нашим трудом. 
Не довольно ли вечного горя, 
Пред дворянами гнуться в дугу? 
Разогнем-ка могучие спины 
И покажем мы силу врагу! 

Соберемся могучею ратью,
Разгромим мы дворцы богачей, 
Возвратим себе матушку-землю 
И не будем платить податей. 

«Волнения в селе Бездна и Кандеевка.

В апреле 1861 г. в сёлах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян».

Всего за 1861 г. произошло 1859 крестьянских волнений»


Задание 2.  Прочитайте 1-2 пункт  §53 «Отмена крепостного права и реформы 60-70 –х годов XIXв.»

и ответьте на вопрос: «Каково было экономическое и моральное и человеческое, то есть нравственное значение крестьянской реформы 1861 г.?»





















































Приложение 2


Извлечения из документа

«Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»


Пункт 2 – Порядок личного освобождения.

Крестьяне:

  • лично свободны;

  • наделены общегражданскими и имущественными правами;

  • крестьяне могли переходить в другие сословия.

НО! сохранилось:

  • сословное деление;

  • подать от крестьян;

  • рекрутские наборы;

  • зависимость от общины.

Пункт 6 – Порядок наделения землей.

  • Сохранялось помещичье землевладение.

  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

  • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.

  • Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось  земли больше установленной нормы, то помещик имеет право отрезать излишки  (отрезки)

  • За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа

  • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной, а не  с каждым крестьянином. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины.

…Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли, но не выкупившие ее назывались временнообязанными. Временнообязанное состояние могло  продолжаться в течении 9 лет.

Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой – соглашением между помещиком и крестьянами. Срок ее подписания – 2 года.


Выкупная операция:

25% - 20 % стоимости земли крестьянин платит помещику;

  • 75% -80% стоимости земли помещику возмещает государство.

  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.

  • Размер выкупа определять таким образом, чтобы размер процентов, начисленных на него (в течении года) равнялся размеру оброка, который прежде уплачивали ему крестьяне за аренду земли.

  • После этого оказаться от выкупной операции нельзя!

Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.

  • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.

  • Контроль над этим лежал на мировых посредниках, которые наделялись судебно-административной властью для разбора споров между крестьянами и помещиками.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!