СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по теме «Программы-оболочки (файловые менеджеры). Архивация файлов»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по теме «Программы-оболочки (файловые менеджеры). Архивация файлов»»


Государственное Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Владимирской области

«гусь-хрустальный технологический КОЛЛЕДЖ»

имени Г.Ф. Чехлова



УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

_________ Н.Н. Киреева

«__» _________ 201 __ г..



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по теме «Программы-оболочки (файловые менеджеры). Архивация файлов»


по дисциплине «Операционные системы»

по специальности

09.02.02 Компьютерные сети


Разработал:

Преподаватель

Первой квалификационной категории

Гасов П.С.























г. Гусь-Хрустальный

2017 г.



Цели:

  • образовательная – знакомство учащихся с назначением и принципами работы в программах-оболочках, рассказать о назначении архиваторов и свойствах архивов;

  • развивающие – формирование и развития у учащихся познавательных способностей; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;

  • воспитательные – развитие навыков самостоятельного мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, раздаточный материал (карточки для проверки знаний).

Общее время урока: 45 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент - 2 мин. (Приветствие, проверка присутствующих, сообщение цели и плана урока).

2. Опрос ранее изученного материала – 15 мин. Карточки с заданиями (см. Приложение), устный (фронтальный и индивидуальный):

    1. В чем заключается модульный состав дисковой ОС. Перечислите основные модули DOS.

    2. Для чего служит базовая система ввода-вывода (BIOS)?

    3. Расскажите назначение блока начальной загрузки.

    4. В чем заключается работа модуля обработки прерывания?

    5. Для чего предназначен командный процессор, и какие виды команд существуют?

    6. Что такое утилиты и какого их назначение?

3. Изучение нового материала – 20 мин.

Тема: «Программы-оболочки (файловые менеджеры). Архивация файлов».

План:

  1. Определение программ-оболочек, их назначение.

  2. Принципы работы файловых менеджеров.

  3. Обзор клонов файловых менеджеров.

  4. Примеры интерфейсов программ-оболочек.

  5. Возможности (функции) программ-оболочек.

  6. Архиваторы, их назначение и характеристики.

  1. Определение программ-оболочек, их назначение

Как Вы знаете из ранее изученного материала, что операционная система является посредником межу пользователем и ЭВМ. В свою очередь, программы-оболочки являются посредниками между пользователем и операционной системой.

ОС рассматривает все возможности для организации диалога с ЭВМ, однако пользоваться ими в текущей работе крайне неудобно.

Во-первых, пользователи изолированы от файловой системы машины, и чтобы работать с ней необходимо либо помнить имена всех файлов, и их расположение на дисковом пространстве, либо обращаться постоянно к справочным функциям ОС.

Во-вторых, сам процесс непрерывного ввода команд на приглашение DOS занятие утомительное и чревато ошибками ввода.

Таким образом, можно сказать, что в DOS практически отсутствует интерфейс пользователя. Уйти от этих недостатков и позволяют программы-оболочки, которые предназначены для упрощения взаимодействия пользователя с ОС

Определение: Файловые менеджеры – это программы, преобразующие неудобный командный интерфейс DOS в интерфейс типа «меню» графический интерфейс и предоставляющие пользователю удобный доступ к файлам и обширные функциональные возможности.

  1. Принципы работы файловых менеджеров

В настоящее время существует 2 типа файловых менеджеров:

    • Навигационные или пространственные - иногда поддерживается переключение между этими режимами.


Файлы и каталоги выводятся в виде иерархической структуры в одном окне, взаимодействие пользователя для манипуляций с файлами и каталогами происходит путем выбора необходимого пути к нужному файлу (каталогу). Пример: Windows – проводник.


    • Двупанельные - в общем случае имеют две равноценных панели для списка файлов, дерева каталогов и т. п.

Файлы и каталоги выводятся на экран в двуоконном режиме. Для выполнения команд вместо ввода имени команды используется нажатие функциональных клавиш или выбора пункта главного меню, вместо ввода имени рабочего файла его имя указывается подсветкой в списке файлов.

  1. Обзор клонов файловых менеджеров

  1. NC (Norton Commander), разработчик – Питер Нортон фирма Symantec Inc.

  2. DN (DOS Navigator).

  3. Far (Far Manager) разработчик – российский программист Е. Рошал.

  4. Windows 3.x графическая многозадачная оболочка фирмы Microsoft.

  5. WC (Windows Commander) разработчик –швейцарец Кристиан Гислер.

4. Примеры интерфейсов программ-оболочек

Наибольшее распространение в России получил файловый менеджер – Norton Commander за исключительную простоту, удобство работы и экономию ресурсов ЭВМ. К его аналогу относится также Windows Commander.

5. Возможности (функции) программ-оболочек

  1. Наглядное отображение каталогов и файлов на дисках.

  2. Удобный переход между дисками.

  3. Выполнение различных операций с файлами и каталогами (копирование, переименование, удаление, изменение атрибутов файлов, т. д.).

  4. Просмотр файлов-документов (текстовых, графических и др.).

  5. Редактирование текстовых файлов.

  6. Работа с архивами (сжатыми файлами).

  7. Выполнение команд DOS.

  8. Создание меню пользователя.

  9. Обработка файлов по расширению.

  10. Поиск файлов и каталогов, в том числе по шаблонам.

  11. Поддержка межкомпьютерной связи.

6. Архиваторы, их назначение и характеристики

Определение: Архивирование – это процесс сжатия (упаковки) файла или группы файлов с целью уменьшения места занимаемо им (ими) на диске.

Для упаковки используются специальные программы архиваторы, каждая из которых вместо одного или нескольких файлов создает один архивный файл, который ассоциируется по специальному расширению (.ZIP .RAR . ARJ) и т.д.

Характеристики архивов:

  1. По методу сжатия файла или группы файлов (обычный, без сжатия, скоростной, быстрый, хороший, максимальный, разделенный на тома).

  2. По типу создаваемых архивов (самораспаковывающийся, непрерывный, с электронной подписью, с информацией для восстановления, с функцией тестирования после упаковки, заблокированный ).

  3. По метод обновления (с заменой файлов, с обновлением файлов, с синхронизацией содержимого).

Вид программы-архиватора на примере WinRAR

4. Закрепление материала урока – 4 мин.

  1. Для чего предназначены программы-оболочки?

  2. В чем заключается удобство при использовании программ оболочек?

  3. С какими видами программ оболочек Вы познакомились?

  4. Для чего используют архиваторы файлов?

5. Подведение итогов урока, выставление оценок – 2 мин.

6. Выдача домашнего задания с комментариями по его выполнению – 2 мин.

Домашнее задание: выучить лекционный материал и произвести анализ программ-архиваторов WinRar и WinZip (описать у каждого из них достоинства и недостатки).

Приложение

раздаточный материал (карточки для проверки знаний)

К

  1. Подчеркните команду просмотра содержимого каталога: CD, COPY, DIR


  1. Напишите путь выполнение команды (скопировать с диска С: на диск А: файл с именем PROBA.PAS)

А:\ _________________________________________________________________________


  1. Дан путь выполнения команды (переименовать на диске А: файл с именем 1.txt в файл с именем 2.txt) запишите правильный вариант

A:\ 1.txt REN 2.txt Ваш правильный вариант записи A:\___________________________



арточка №1













Карточка №2

  1. Подчеркните команду переименования файла: CD, REN, COPY, DIR


  1. Напишите путь выполнение команды (скопировать с диска С: на диск А: файл с неизвестным именем и расширением .PAS)

А:\ _________________________________________________________________________


  1. Дан путь выполнения команды (скопировать с диска А: файл с именем 1.txt в файл с именем 2.txt на диск B:) запишите правильный вариант


A:\COPY B: 1.txt 2.txt


Ваш правильный вариант записи A:\__________________________________________________________________________

















Карточка №3

  1. Какая команда служит для просмотра содержимого файла на экране ______________


  1. Напишите путь выполнение команды (скопировать с диска С: на диск А: все файлы имя которых начинается на букву P, расширение файла неизвестно)

А:\ _________________________________________________________________________


  1. Зачеркните лишнее в записи выполнения команды (скопировать с диска А: файл с именем 1.txt в файл с именем 2.txt на диск B:)


A:\COPY А: 1.txt COPY B: 2.txt




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!