муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
города Новошахтинска
Методическая разработка открытого урока: «Применение различных видов вокальной техники в эстрадных произведениях»
Преподаватель: Петрова О.С.
Октябрь 2018 г.
Тема урока: Применение различных видов вокальной техники в эстрадных произведениях.
Цель: с помощью определенных упражнений, добиться качественного и красивого звучания в произведении.
Задачи:
-создание эмоционального настроя
-введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой
-развитие голосового аппарата с помощью определенных упражнений
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, стулья.
Возраст детей: 12 - 13 лет.
План занятия:
1.Организационный момент. 1 мин.
2.Упражнения для постановки дыхания. 5 мин.
3.Упражнения для артикуляционного аппарата. 3 мин.
4.Упражнения для расширения высотного
диапазона. 5 мин.
5.Вокально-технические приёмы
эстрадного пения. 20 мин.
6.Исполнение песни. 10 мин.
7.Подведение итогов. 2 мин.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие, указание темы занятия.
2.Упражнения для постановки дыхания.
Мы на нашем уроке будем заниматься с поющими, продвинутыми детьми и это занятие предназначено именно для них, потому что начинающих вокалистов нужно обучать сначала основам пения. Пение на опоре звука предполагает прежде всего состояние твердого живота.
Основа пения - прежде всего правильное дыхание, поэтому необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание «животом».
Давайте выполним несколько дыхательных упражнений для подготовки дыхательного аппарата к пению.
Упражнение “Кошка”
- ставит «правильное» дыхание
- убирает дрожь
- увеличивает продолжительность выдоха
- нарабатывает «узость гортанную»
Упражнение «Шарик»
Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились одновременно, надувая живот (шарик надулся) Дышать нужно в нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы это почувствовать, можно наклониться, упираясь руками в стол. При этом, вдох следует делать комбинированным: приоткрытым ртом и носом, сразу формируя «зевок» (приподнятое мягкое нёбо). Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. ( Эта позиция как раз отличается от академической)
Чтобы почувствовать, где именно находится опора звука, можно «покашлять», или медленно выдувать букву «с», как бы сдувая шарик.
3. Упражнения для артикуляционного аппарата:
-улыбка трубочка
Вытягиваем губы трубочкой, затем максимально растягиваем на улыбке.
-пятачок
Вытягиваем губы трубочкой и двигаем ими вправо-влево, вверх-вниз и вращаем по кругу. Стараемся что бы щеки при этом не двигались.
-сытый хомячок
Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем во рту шарик.
-голодный хомячок
втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и возвращаем щеки в исходное положение.
-шпага
поочередно тыкаем в щеки языком, как шпагой.
-Жвачка
жуем язык как жвачку
-Лошадка
цокаем языком
4. Расширение звуковысотного диапазона
Упражнение «Нет» - натяжение звука, смыкание мягкого нёба и корня языка:
- главное упражнение при растяжении диапазона
- взаимодействие языка, гортани и пресса
- чистит голос.
Упражнение «Н» качание - натяжение звука, смыкание мягкого нёба и корня языка:
- взаимодействие языка, гортани и пресса
- развивает вибрато
Упражнение «Спираль»
Девочки стоя друг напротив друга, взявшись обеими руками отклоняясь в стороны выполняют это упражнение.
- ощущение пресса
- безопасное расширение диапазона
5. Вокально-технические приёмы эстрадного пения
Фальцет - пение "без опоры". Регистр головы но с воздухом…на помощь узость, пресс фиксированный. Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.
Нос - натяжение звука, смыкание мягкого нёба и корня языка. Бывает глянцевый и матовый.
Субтон - пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram. В грудном регистре – субтон - слог на воздух в нижней челюсти. Субтон помогает донести до слушателя содержание произведения, очень красиво звучит.
Твёрдый звук без воздуха, звук в твердое нёбо «егей!» «огоу!»
- нарабатывает народный звук без воздуха
- нарабатывает точную разницу «твёрдого» и «мягкого» нёба
- уплотняет голос
- нарабатывает сильные верхние ноты в грудном регистре
Узость гортанная - еще один прием в эстрадном вокале. Звук проходит через препятствие, через узкую щель в горле. Узость гортанная нужна для того, чтобы экономно расходовать воздух.
Соединяем некоторые приёмы.
Упражнение «Па-па-па-пара-па-па»
- нарабатывает два приёма «Субтон» и «матовый нос»
- развивает выносливость
Упражнение на «Три точки»
- соединяет три приёма: субтон, нос и твёрдый звук
- развивает выносливость.
6. Исполнение сольных отрывков.
Вика исполняет песню А Беляева «На десерт» из репертуара группы «Open Kids».
Саша исполняет песню А. Маслова «Путь наверх».
7. Подведение итогов.
Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.
Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.
Методическое обеспечение урока.
На своих уроках я использую методы и приёмы работы с вокалистами педагога и певицы Ирины Цукановой.
Ирина Цуканова-украинская певица, преподаватель, автор, композитор, основатель вокальной методики и школы разно жанрового вокала «Improvi Nation».
Методика Ирины Цукановой - уникальна, поскольку в ней объединено максимальное количество музыкальных жанров. Данная методика разработана Ириной таким образом, что научиться петь может как новичок, так и профессионал может значительно расширить свои вокальные приделы. В своей методике Ирина предложила уникальный метод разбора произведения, который позволяет быстро и профессионально петь.
Ирина Цуканова - одна из немногих педагогов, которая не только может рассказать в теории о вокале, но является реально поющим человеком, следовательно, может все показать на практике.
Вокальный жанр:
Основная "фишка" методики Ирины Цукановой - это смешивание различных стилей.
Ирина в совершенстве владеет следующими вокальными жанрами:
POP
Джаз
Опера
Народный вокал
Gospel
Фанк
Рок
R-n-B
Рок-н-ролл
Кантри
Соул
Обучение вокалу на примере известных исполнителей и мировых хитов
Если вы хотите петь в определенном стиле, Ирина именно тот человек, который за несколько секунд научит и направит вас, покажет, как правильно дышать, где и когда применять нужную вокальную точку, как соединять разные регистры. Ирина умеет очень тонко проанализировать композицию, четко понимая природу голоса, звукоизвлечения вокальных "фишек", следовательно она может все это разъяснить, показать и научить. В ходе обучения Ирина Цуканова раскрывает все секреты вокала, ничего не утаивая.
Создание вокальной личности
Кроме того, являясь не только исполнителем, но и автором, а также очень талантливым композитором, Ирина Цуканова может помочь вам найти свое собственное уникальное звучание, свою манеру, максимально раскрыть самые яркие стороны вашего вокального аппарата и вашей вокальной личности в целом.
Навыки
Ирина Цуканова владеет множеством вокальных приемов, а также разработала уникальные упражнения для их наработки. Речь идет о следующих техниках:
дыхание (диафрагма, опора) , дикция, грудной регистр, регистр головы, гортань, вокальные приемы в разных регистрах (субтон, пение в речевой манере, народный звук, подсвязочный звук, прикрытый звук, примарный тон, фальцет, академический звук - зевок, йодль, хмык, расчепление связок, вибрация, мелизмы, мягкое небо, твердое небо, микст, переходные ноты), распевки, разбор произведения, работа с микрофоном, актерское мастерство.
Все это Ирина Цуканова объединила в свою методику ImproviNation.
Образование
2003-2007 — музыкальное училище им. Ревуцкого, г. Чернигов, вокальный факультет (оперный вокал), класс преподавателя – Литвинова В. П.
2007- 2012 – Национальная Академия Украины им. П. И. Чайковского, вокальный факультет (оперный вокал, оперетта), класс преподавателя – Крыжановской Л. П.
Вспоминая свое детство, Ирина Цуканова говорит, что так пела с детсва. Она родилась с песней на устах, и свою первую песню "Твоим дожем" написала в возрасте 8 лет. Музыкальное образование помогло собрать всю вокальную картинку воедино, и дало общее музыкальное развития в добавок к природному таланту.
Деятельность, творчество
20-23 июля 2006 – лауреат I-й премии в старшей категории III-го Международного Фестиваля популярной песни и инструментальной музыки «Жемчужный Рай» за высокое мастерство исполнения и значительный вклад в развитие современного эстрадного творчества, г. Балаклава, Украина (с авторской песней «Чуйте небеса»)
2006 – лауреат международного фестиваля эстрадных исполнителей «Славянская Звезда 2006», г. Орел, Россия (с авторской песней «Чуйте небеса»)
С 2004-2013 – Министерство Сухопутных Войск Вооруженных Сил Украины, солистка джазового оркестра, артист-вокалист ансамбля песни и танца
С 2008 года по настоящий момент преподает вокал (эстрадный, джазовый, оперный).
С 2013 — проводит массовые мастер-классы по вокалу в Украине, а также за ее пределами.
30 марта 2013 – выходит дебютный альбом Ирины Цукановой «Боже, нет Тебя дороже».
С 11 февраля 2013 — Ирина выпускает вокальный видеоблог «Спой со мной», цель которого помочь людям , у которых нет возможности посещать платные уроки, раскрыть свой потенциал, повысить уровень вокального мастерства.
Упражнения:
Сейчас мы рассмотрим некоторые базовые упражнения и распевки. А так же поговорим отдельно о каждом упражнении - какие навыки оно развивает, что дает голосу вокалиста.
В первую очередь хотелось бы остановиться на таком понятии Ирины Цукановой, как «узость гортанная». Она необходима для того, чтобы голос не дрожал, помогает правильно формировать вибрато. Наработать узость можно упражнениями:
1. «Точка» (показ упражнения). Это упражнение помогает добиться звука без воздуха, активизировать пресс. В момент упражнения связки разогреваются, голос отдыхает.
2. «А-Э-Ы-О-У» (показ упражнения). Это упражнение имеет массу плюсов: Гортань не опускается; убирается дрожь в голосе; нарабатывается основа плотного субтона (принцип – выдыхая - не теряю); фиксируется пресс; стабилизируется, уплотняется, увеличивается дыхание. Упражнение повышает эластичность голоса, убирает дрожь, к тому же, при заболеваниях горла, это упражнение не позволяет голосу «садиться».
Ирина Цуканова использует рад упражнений для разогрева голоса и подготовки певческого аппарата:
1.Моторная лодка - исполняется на одной ноте, а далее, с выходом в головной резонатор. Это упражнение позволяет разогреть связки, не нагружая их. А так же соединить два регистра. Дает ощущение фиксации (звук без воздуха), наработка головного резонатора, подтягивает мышцы лица, живота, подачу вокалиста, не выходит лишний воздух.
2.МММ-ААААА (открывая рот, удерживать звук под связками - звук не меняется (разницы нет). Это упражнение полезно для эластичности связок.
3. «Йушка». Упражнение помогает наработать соединение двух регистров (грудной, головной)
4. «Э-гей. о-гоу». Помогает фиксировать твердое небо и наработать тембр.
5. «Утро туманное» - Выявляется рабочий звук вокалиста, основа высоких нот, мелизмов, «йодля» и «хмыка». Упражнение полезно для работы со звуковедением, динамикой, уделяется внимание значение согласной букве – нарабатывается «вокальный нос», субтон, народный звук.
Ирина Цуканова является автором очень оригинальных, интересных и полезных упражнений, с которыми я хочу вас познакомить. Эти упражнения очень доступно позволяют понять и прочувствовать работу организма во время пения как взрослого вокалиста ,так и детей. Кроме того, детям упражнения очень нравятся:
1. «ФА-фа-фа-фа-нарики». Упражнение позволяет научится петь поступенное движение вверх, сочетать два регистра, наработать субтон и выйти в верхнюю ноту плавно и красиво.
2.«ААА тыгыдым»( На этот же мотив(ммм, в нос), на «а» (начиная с субтона). Очень оригинальное упражнение. которое нравится многим детям, кроме того, помогает овладеть большим количеством полезных навыков: Фиксируется «узость гортанная», нарабататываются мелизмы, вибрато, подвижности гортани. Идет давление не на гортань, а на пресс, приходит легкость, за счет «игнора» слов и фиксации пресса, челюсть тоже фиксированная.
3. «Мама» (показ видео). Упражнение для подготовленных коллективов и вокалистов. Нарабатывается ритм и динамика в вокале, чувство сильных и слабых долей. Приветствуется многоголосие.
4.«Папа» (показ видео) - Это упражнение так же для профессиональных, подготовленных исполнителей. Помогает развить выносливость, приподнятый корень языка, «вокальный нос»,субтон.
Слабые доли и динамика-это то,на что нужно обратить внимание в этом упражнении.
5. «На-на» (показ видео). Очень красивое и интересное упражнение. Язык, гортань и пресс- это «вокальный трипод», который все вокалисты должны наработать, если считают себя профессионалами. Это упражнение-секрет наработки языка, носа, субтона и динамики.
6. «Ммммм как вкусно» (показ упражнения). Упражнение на наработку вибрации, подвижности гортани. Как известно, вибрация должна дополнять звук, а не формировать его. Когда вокалисты не следят за своими раскачиваниями, то вибрато звучит расшатано, быстро стареет гортань, да и пение уже не такое эстетично. В ходе работы над упражнением, аппарат разогревается дикционно и высветляется. ММММ - поется без воздуха, «вокальный нос» - звучит в носоглотке, а «как вкусно» - выпускаем воздух, попадаем в тембр - на одном дыхании 3-5 раз.
7. Ха (развернутое маж.трезвучие) - В этой распевке первый звук подается с воздухом(субтон), второй без воздуха. В упражнении используется прием глиссандо. Оно чистит интонацию, развивает «головной резонатор.
8. «Хмык» (резкий переход из грудного регистра (показ). Цель упражнения - добиться одной точки. Исполняется на одном дыхании минимум 7 раз. Помогает разогреть голос молча, происходит работа над фиксированным прессом, убирает лишний воздух, снимает напряжение с вокального аппарата. Кроме того лечит несмыкание связок.
Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой. Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе упражнений. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координировано, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания,— автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им.
Таким образом, исходя из вокальных способностей каждого ребенка, в процессе обучения пению следует использовать индивидуальный подход в подборе вокально-технических упражнений. И не забывать о физиологических возможностях ребенка.