МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка открытого урока
Тема «Социальный конфликт и пути его разрешения»
Дисциплина: Обществознание
Преподаватель: Давиденко И.В.
2019
Пояснительная записка
Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний. Промежуточная диагностика знаний, полученных обучающимися на предыдущих уроках по темам «Социологии», работа с тестами части 1 и 2. Цель открытого урока: определить, усвоен ли материал обучающимися, подготовить их к выполнению тестов ЕГЭ по изученным темам, выявить «зоны выпадения» с последующим индивидуальным домашним заданием для этих обучающихся.
В течении урока работа с «рабочими листами» дает возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ частей 1 и 2. Кроме этого, акцентируется внимание на проблемное задание: «Какова роль социального конфликта в жизни общества и человека?» и опережающее задание составить развернутый ответ по теме «Социальный конфликт» нацеливает обучающихся на серьезную, кропотливую работу во время всего урока. Презентация позволяет наглядно показывать и объяснять сложную терминологию. Таблицы «Стадии протекания конфликта», «Виды социальных конфликтов» предоставляют возможность представить детям более четко представить эти процессы в жизни человека, формирует умение работать с заданиями первой части ЕГЭ, и с заданиями 25,26 второй.
Таким образом, на уроке не только повторяется и изучается новый материал, но и целенаправленно ведется подготовка к ЕГЭ. Отрабатываются умение и навыки, необходимые для выполнения ряда экзаменационных заданий.
Универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Применяемые технологии на уроке: информационные, личностно-ориентированная, проблемного обучения, разноуровневой дифференциации.
Методика проведения.
На открытом уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной.
Открытый урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей; формирует познавательную компетенцию обучающихся.
Методика обучения имеет цели:
помочь обучающимся научиться познавать;
научиться жить вместе;
научиться жить в ладу с самим собой.
Задача открытого уроков – способствовать активному и осознанному усвоению обучающимися учебного материала, развитию логического мышления; формирование познавательной компетенции учащихся; дать возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и объективно оценивать достижения обучающихся.
Материально – техническое и информационное обеспечение урока:
Оборудование урока:
• мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, раздаточный материал, бланки ЕГЭ, на доске термины, домашнее задание, презентация к уроку.
Раздаточный материал;
• форма опорного конспекта на каждого обучающегося( рабочие листы для индивидуальной и групповой работы.)
• ксерокопии с заданием на каждую группу
• тест на каждого обучающегося.
Сценарий методической разработки
Тема: Социальный конфликт и пути его разрешения
Цель урока: изучение темы “Социальный конфликт и пути его разрешения” в рамках темы “Социальное взаимодействие”.
Цели урока:
Образовательные:
углубить знания обучающихся о конфликте,;
дать представление о формах, видах и стадиях конфликта;
раскрыть типичные черты социальных конфликтов;
совместно с обучающимися определить условия, способствующие успешному разрешению личностных и социальных конфликтов.
Воспитательные:
показать значение диалоговых и компромиссных форм выхода из конфликта;
вовлечь обучающихся в практическую деятельность;
продолжить формирование социально-коммуникативной компетентности обучающихся через общение и групповую работу;
сформировать у обучающихся потребность в необходимости договариваться между собой, а так же создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.
Развивающие:
формировать умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,
продолжить овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности
уметь работать с разными источниками информации, использовать данную информацию в качестве примеров.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.
Применяемые технологии на уроке: информационные, личностно-ориентированная, проблемного обучения, разноуровневой дифференциации.
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, раздаточный материал, бланки ЕГЭ, на доске термины, домашнее задание, презентация к уроку.
Раздаточный материал;
форма опорного конспекта на каждого учащегося( рабочие листы для индивидуальной и групповой работы.)
ксерокопии с заданием на каждую группу
тест на каждого обучающегося.
Предполагаемый результат урока:
Обучающиеся должны:
Знать основные понятия темы: конфликт, причины конфликта, стадии конфликта, типы конфликта, условия выхода из конфликтов;
Уметь обобщать и анализировать материал на основе разных источников информации;
Уметь предложить гуманистические формы выхода из конфликта
Способы проверки знаний:
Фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных обучающихся;
Задания группе, где обучающиеся совместно могут приготовиться к ответу перед классом
План урока:
Организационный момент. 1-2 мин.
Повторение изученного материала –промежуточная диагностика(тест) 5 мин.
Изучение нового материала 30 мин
Введение в тему, постановка проблемного задания (учитель), определение основных тематических блоков 2 мин.
Объяснение учителем вопросов о видах и причинах социальных конфликтов 5 мин.
Упражнения : “Руки”, “На мостике” 2-3 мин
Теоретический материал, заполнение рабочих листов.10 мин.
Практическое занятие в группе “Анализ предложенного социального конфликта по критериям 5 мин.
Определение условий, способствующих успешному разрешению любого вида конфликтов. 2 мин
Обобщение изученного(рефлексия).2мин.
Итог урока.1-2 мин.
Игра на социальное взаимодействие “Невидимая нить” .(при наличии времени) 4-5 мин.
Ход урока
Работа учителя | Работа детей |
I. Организационный момент. (Презентация) Приветствие, проверка отсутствующих обучающихся. д. з Создание позитивного настроя. (Слайд 1) | Дети занимают свои места в классе. |
II. Постановка цели и задач урока. Актуализация темы. (слайды 2-3) Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о социальном взаимодействии и в первую очередь о социальном конфликте. Тема соответствует программе, входит в кодификатор ЕГЭ В течение урока нам предстоит: поработать с тестами ЕГЭ; поговорить о ссоциальном взаимодействии и его составляющих в конце урока, закрепляя изученный материал, нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме "Социальный конфликт". | Записывают тему урока и домашнее задание |
II. Промежуточная диагностика (повторение изученного) Приложение 2. - Мы продолжаем работать с тестами 1 и2 на бланках ЕГЭ с целью отработки навыков верного выполнения заданий. Не забывайте о правилах заполнения бланков. - Время на выполнение задания истекло, возьмите цветную ручку и проверяем выполнение заданий. (слайд 4-6) Проверка Части 1 и 2 (Работа парами:взаимопроверка) (часть 1 - взаимопроверка, часть 2 (задания 25,26) - выборочный) задания 25 проверка задания 26 проверка Как видно из ваших ответов процесс социализации невозможен без социального взаимодействия... Дополните схему по типам социального взаимодействия.... (слайд 7-10) В рамках форм социального взаимодействия мы говорим о сотрудничестве и соперничестве.Что мы рассматривоем под соперничеством? (конкуренция и конфликт) | 5 мин. Индивидуальная работа Дети выполняют задания на бланках ЕГЭ Взаимопроверкаи исправление ошибок Работа в парах Дают опр. Сотрудничество и соперничество |
III. Изучение нового материала. 30 мин. 1. Учитель: Послушайте одну довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему. Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели? Что тогда? Возможные варианты ответов учащихся: применить силу, уступить, договориться и.т.п. Учитель: Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутренним и внешним конфликтам. (СЛАЙД 11) Вот мы и подошли вплотную с вами к теме нашего урока “Социальный конфликт” Конфликт - это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов Учитель: А что же такое “социальный конфликт”? Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов | 30 мин. Дают опр. конфликт, Записи в рабочем листе |
Проблемное задание:Какова роль социального конфликта в жизни общества и человека? (СЛАЙД 12) План: Понятия “конфликт”, “социальный конфликт”. Субъекты конфликта. Стадии протекания конфликта. Классификация конфликтов. Процесс разрешения конфликтов. Стратегии. Роль социального конфликта Давайте вместе разберемся, что такое конфликты, какими они бывают попробуем решить проблему выхода индивида из конфликтной ситуации. Дома вы поработаете с пар.16, заданием 28,29 из рабочего листа Чтобы лучше усвоить новый материал и успешно его закрепить, в ходе урока вы будете самостоятельно заполнять опорный конспект, а в этом нам поможет работа с презентацией. Учитель: Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти,престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными силами. | Делают записи в рабочем листе, затем сверяют со слайдом и при необходимости дополняют |
(СЛАЙД 13) Упражнение 4. Упражнение “Руки” Педагог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. (По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится). Обсуждение: | Выполненяют упражнение Ответы детей |
Учиель: В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. раздражение рождает конфликт, агрессию. Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты. Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). -Наши обида, плохое настроение, оказывают влияние на наше состояние. Так происходит и в обществе – эти же чувства приводят к состоянию социального напряжения. Понятие социальной напряженности – высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающегося в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по-разному. | Делают записи в рабочем листе |
(СЛАЙД 14) Упражнение “На мостике”. Сейчас мы с вами сыграем в одну игру, представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому так же как и вам необходимо перебраться на другой берег. Выходят 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка. Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть. Упражнение повторяется еще раз с другими участниками (желательно попросить выполнить это упражнение разных по темпераменту ребят) Выполнение упражнения начинается по команде ведущего. | Упражнение “На мостике” |
(СЛАЙД 15) Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, власти, культуре, доступе к образованию и информации, религиозные различия, поведение человека, его социально-психологические черты. 2. Учитель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.н. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. Учащиеся продолжают заполнять опорный конспект. (СЛАЙД 16-17) Структура конфликта. Определить логическую цепочку разворачивания конфликта и роль каждого участника конфликта. Оппоненты – противоборствующие стороны Свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту. Пособники – люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами. Посредники – которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт. Предмет конфликта – объективно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласия между оппонентами. Объект конфликта – некоторый дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом) | Делают записи в рабочих листах |
(СЛАЙД 18) Субъекты конфликтов Непосредственные участники Организаторы, подстрекатели, пособники Стороны, заинтересованные в урегулировании 3.Учитель: Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельная работа с учебником стр 165-166. Необходимо в рабочем листе заполнить таблицу По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами и записать в опорный конспект | Записи в рабочих листах |
(СЛАЙД Ы 19-20) Стадии протекания конфликта Предконфликтная стадия | | | | Происходит инцидент(словесное/физическое воздействие) и переход к действиям | | Предконфликтная стадия - Накапливается эмоциональное напряжение, раздражение. Выбирается стратегия Непосредственно конфликт - Происходит инцидент(словесное/физическое воздействие) и переход к действиям Разрешение конфликта - Приостановлен/Завершен | Работа с учебником стр.165-166, заполнение таблицы |
ПРОВЕРЯЕМ таблицу (СЛАЙДЫ 21-22) Виды социальных конфликтов (схема) (СЛАЙД 23) Работа по группам (ряд - группа) Проанализировать 2 мировую войну, Восстание декабристов, Революция 1917 года. Схема анализа конфликта: По длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся По источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные По форме: внутренние и внешние По характеру развития: преднамеренные и спонтанные По объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные По используемым средствам: насильственные и ненасильственные По влиянию на ход развития истории: прогрессивные и регрессивные По сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические, семейно-бытовые. | Проверка таблицы Работа в группе (анализ конфликта по заданному плану. Возможно использование интернет ресурсов 3-4 мин. Выступление представителей от каждой группы |
Учитель: К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него. Поделитесь своим опытом. Возможные варианты ответов учащихся: Применял силу, договаривалась, уступали, прерывал спор и.т.д. Учитель: Давайте рассмотрим с вами разные стратегии поведения в конфликте с обязательной записью в опорном конспекте. Обратите внимание на доску. Какие чувства, мысли, действия характерны для каждой стратегии? | 2 мин. Беседа.Записи в рабочих листах. Записи в рабочих листах |
(СЛАЙД 24-25) Разрешение конфликта. конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество) деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (СЛАЙДЫ 26-27) Стратегии поведения в конфликтах Избегание - неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта. Уступки – чувство приниженности, нежелание отстаивать свои нтересы, соглашательство с другими в ущерб себе. Подавление – чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других. Компромисс – дипломатичность, гибкость. Сотрудничество – уважение своих и чужих интересов Задание Согласны ли вы с тем, что конфликт является стимулом социального развития, прогресса? Какова роль социального конфликтта? Плюсы и минусы? Ответы учеников | Беседа, ответы учеников на проблемный вопрос урока, заполнение таблицы. |
(СЛАЙД 28) IV. Обобщение изученного (рефлексия) Роль социального конфликта Позитивная | Негативная | Информирование о наличии общих проблем Стимулирование социальных изменений Снятие психологической напряженности участников конфликта: осознание своих интересов и интересов других, переход к сотрудничеству | Создание стрессовых ситуаций Нарушение порядка общественной жизни Разрушение равновесия сил, устойчивого положения | Вывод. Социология конфликта как особая часть социологической науки возникла сравнительно недавно, но оказалась быстро востребована современным обществом. Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в “горячих точках”, помогают разрешить групповые и межличностные конфликты. | |
Выполнение задания 28. Цель – систематизировать полученные знания по новому материалу, проверить, усвоен ли материал (индивидуальный контроль); отработка выполнения задания 28. 28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Социальный конфликт”.Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему. Еще раз обращаем внимание на технологиюсоставления сложного плана. Проверка планов. (Дома необходимо будет все записать) | Устное выполнение задания ЕГЭ №28. 1-2 минуты Запись д.з. индивидуальная работа |
V. Итог урока. Сегодня мы говорили о “Соц.конфликте : получили представление о причинах,структуре, видах и стадиях конфликта; раскрыли типичные черты социальных конфликтов; рассмотрели стратегии разрешения конфликтов; сделали вывод о роли конфликта в жизни человека и общества в целом. Домашнее задание: Сделать план (задание 28) письменно. Написать эссе на одну из тем: 29.1. “Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется” (Шевелев И. Н., современный российский ученый). 29.2. "Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим"Б. Вул Найти в интернете и посмотреть мультипликационный фильма Г. Бардина “Социальный конфликт” и определить стадии и участников конфликта. | 1-2 минуты |
(СЛАЙД 29) VI. Игра на социальное взаимодействие “Невидимая нить”. Приложение № 4 (при наличии времени эта игра будет красивым и запоминающимся завершением урока) Дети встают в круг Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе. Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом: Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении гармоничные и конфликтные. Главное, чтобы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити. Приложение 1 (презентация) Приложение 2 (тесты вариант 1, вариант 2) Приложение 3 (рабочий лист ученика) Приложение 4(Игра на социальное взаимодействие “Невидимая нить”.) Использованная литература. Учебник: Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др. ]; под. ред. Л. Н. Боголюбова [ и др. ]. - М.: Просвещение, 2011. ) Учебник: Обществознание : 10 класс : для общеобразовательных учреждений : базовый. уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю.И Аверьянов, Н.И.Городецкая, [ и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова– М. : Просвещение, 2012 Обществознание: Сборник заданий. ФИПИ-М. : ЭКСМО 2015 Обществознание.ЕГЭ. Типовые тестовые задания.А.Ю.Лазебникова,Е.Л.Рутковская.Издательство “Экзамен” Москва 2016 Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д.,Фролов Д.Ф.,Грабенко Т.М. 2004 Козырев Г.И. Введение в конфликтологию.Москва: Гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2001 Интернет-ресурсы. Свободная энциклопедия Википедия [http://ru. wikipedia. org] Психологический информационный ресурс [http://sevpsiport. com/] Академия информационных ресурсов [http://dp5. su/] Фетиваль "Первое сентября" [http://festival. 1september. ru/] Боголюбов. Учебник обществознания. 10 класс. Профильный уровень [http://www. prosv. ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/index. html] Образовательный портал для подготовки к экзаменам”Решу ЕГЭ” [http://soc.reshuege.ru/] | 4-5 минут Участие в игре групповая работа |
Приложение 2
Вариант 1.
Задание 1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне |
Вертикальная | Перемещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властью |
Ответ:_____________
Задание 2 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) агент социализации | 2) студенческая группа | 3) коллектив сотрудников |
4) СМИ | 5) группа приятелей | |
Ответ:_____________
Задание 3 . Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | | ПОНЯТИЯ |
A) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу B) перемещение человека из одной социальной группы в другую Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам | | 1) социальное неравенство 2) социальная норма 3) социальная роль 4) социальная стратификация 5) социальный контроль 6) социальная мобильность |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:_____________
Задание 4(25) . Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о каналах социальной мобильности.
Вариант 2.
Задание 1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
Социальное взаимодействие | Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга |
Социальный ... | Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов |
Ответ___________.
Задание 2 . Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1) социальная норма | 2) санкции | 3) эксперимент |
4) гипотеза | 5) добрый поступок | 6) свободный выбор |
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Задание 3 . Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ |
A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому. Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции. B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу. Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка. Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента | | 1) 1)восходящая 2) 2)нисходящая 3) 3)горизонтальная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ответ:
Задание 4 (26) . В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите ее на конкретных примерах.
Приложение 3
РАБОЧИЙ ЛИСТ
к уроку на тему «Социальный конфликт и пути его разрешения»
План изучения нового материала
1. Понятия «конфликт», «социальный конфликт».
2. Субъекты конфликта.
3. Стадии протекания конфликта.
4. Классификация конфликтов.
5. Процесс разрешения конфликтов. Стратегии.
6. Роль социального конфликта
Термины и понятия:
1.Конфликт-_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2.____________________ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон
3.Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала________________ _________________________________________________________________________________.
4.____________________________________________________________– это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов
5.Понятие социальной напряженности – высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающегося в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме.
6.Причины социальных конфликтов:
социальная неоднородность общества,
различия в уровне доходов, __________________________________________________,
__________________________________________________________________________,
_________________________________________, его социально-психологические черты.
7. Структура конфликта (Индивидуальное задание). Определить логическую цепочку разворачивания конфликта и роль каждого участника конфликта.
Оппоненты– ________________________________________________________________
_______________________________– это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны
Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту.
___________________________________– люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами.
__________________________– которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Предмет конфликта – объективно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласия между оппонентами.
Объект конфликта – некоторый дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом)
8.Стадии протекания конфликта
Предконфликтная стадия | Непосредственно конфликт | Разрешение конфликта |
? | ? | ? |
А) Приостановлен/Завершен
Б) Происходит инцидент(словесное/физическое воздействие) и переход к действиям
В) Накапливается эмоциональное напряжение, раздражение.Выбирается стратегия
Ответ:_____________
9.Работа по группам (ряд - группа)
Проанализировать
II мировую войну,
Восстание декабристов,
Революция 1917 года.
Схема анализа конфликта:
По длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся
По источнику возникновения: объективные, субъективные
По форме: внутренние и внешние
По характеру развития: преднамеренные и спонтанные
По объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные
По используемым средствам: насильственные и ненасильственные
По влиянию на ход развития истории: прогрессивные и регрессивные
По сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические, семейно-бытовые.
Разрешение конфликта.
_________________________________________(юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
____________________________________________(угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)
Стратегии поведения в конфликтах
_______________________________- неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта.
___________________________– чувство приниженности, нежелание отстаивать свои интересы, соглашательство с другими в ущерб себе.
___________________________– чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других.
Компромисс –_________________________________________________________________________________.
Сотрудничество – уважение своих и чужих интересов
Роль социального конфликта
Позитивная | Негативная |
• _______________________________________________________________________________________________________________ •Стимулирование ______________________ изменений •Снятие _____________________ напряженности участников конфликта: осознание своих интересов и интересов других, переход к сотрудничеству | •Создание стрессовых ситуаций •____________________________________---____________________________________ •Разрушение равновесия сил, устойчивого положения |
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный конфликт».Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему.
29. «Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется» (Шевелев И. Н., современный российский ученый)
"Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим" Б. Вул(американский психолог)
Приложение 4
Игра « Невидимая связь ».(«Невидимые нити»)
Упражнение направлено на выявление разных способов поведения в проблемных ситуациях, определение наиболее конструктивного поведения при разрешении конфликтов.
Для проведения игры потребуется моток прочных толстых нитей. Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю. « Известно, что давным - давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие
думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.
Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей.
И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился муд рец, насколько разными были эти люди, их характер,
привычки, желания и стремления.
« Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять? – размышлял он.
И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.
Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить. « Воистину нить - эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека,
но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась.
Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примерении оборванные концы связывались вновь.
Такой узелок напоминал о прошлой споре.
Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение.
Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился « узловатый ».
Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.
Ведущий на последнем участнике игры, стоящий в кругу, отрезает нить от лотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.
Дорогие друзья! – обращается ведущий.
Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить,подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется и станет « резать » руки. Такие отношения некоторые называют « натянутыми ».
А если, - продолжает ведущий, - кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет,
давайте попробуем….
Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: « Он тянет одеяло на себя ».
Некоторые люди, - продолжает ведущий, - предпочитают надевать эту нить себе на шею. Попробуйте. Тех кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях люди говорят: « поса-
дил себе на шею ».
Разные эксперименты можно проводить с этой нитью,- продолжает ведущий, - многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, натянут на шею, или вообще отпустят. Не на то рассчитывал мудрец,делая людям чудесный подарок.
Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела.
Вопросы:
1. Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?
2. Что было легко, а что трудно, в этой игре?
3. Чему эта игра может научить?
Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.
Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным.
Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом,как гармоничные,так и конфликтные. Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.