СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока устройство КПП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока устройство КПП»

Министерство просвещения российской федерации

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»











Открытый урок

Тема: «Устройство и принцип работы КПП»

Форма проведения: комбинированная









Подготовил и провел:

мастер п/о

В.А Дробышев

Дата проведения:

17.01.23г








г. Неман

2023 год.







Дисциплина «Устройство тракторов»

План урока №56

Тема урока: Устройство и принцип работы КПП.

Тип урока: комбинированный


Цели урока: ознакомить обучающихся с общим устройством КПП тракторов и принципом работы.

Учебно-наглядный комплекс: проектор, учебник «ТРАКТОРА»


ХОД УРОКА

№ п/п

Наименование структурного

элемента урока

Деятельность мастера п/о

Деятельность обучающихся

Время

(мин.)


11.


Орг.мероприятия

Отмечаю посещаемость в журнале т/о. Раздаю письменные принадлежности

Занимают места, готовятся к занятиям


2


22.


Постановка цели и задач урока

Вступительное слово. Постановка целей и задач урока

Слушают преподавателя. Записывают тему урока.


3

33.

Проверка домашнего задания

Задаю вопросы по предшествующей теме:

1.Какое назначение имеет сцепление?

2.Для чего нужны демпферные пружины?

3. Назвать виды сцепления


Отвечают на вопросы устно


5

44.

Изложение нового материала


Излагаю материал (показываю презентацию) по плану:

1.Назначение и общее устройство КПП

2.Виды зубчатых передач. Передаточное число

3. Классификация КПП

4. Устройство КПП

Слушают мастера п/о, делают записи в тетради


15

55.

Закрепление нового материала


Задаю вопросы по теме урока (даю выполнить карточку задания)

1.Что называется передаточным числом.

2. Устройство КПП?

3. на каком валу находится коническая шестерня главной передачи?

Показываю ролик.

Отвечают на вопросы устно, выполняют задание.

Смотрят ролик


10







66.

Подведение итогов

Проверяю задания. Подвожу итоги.

Слушают мастера

4

67.

Задание на дом

В. А Родичев «Тракторы» стр.128

Записывают задание на дом

1





Мастер п/о___________





Профессия: «Тракторист».
Тема урока: «Устройство и принцип работы КПП».
Цель урока:

Образовательная: расширить, углубить знания обучающихся по изучению трансмиссии тракторов.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, развивать память, культуру речи. Активация мыслительной деятельности обучающихся с использованием наглядных средств обучения.
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес

к предмету и профессии.


Тип урока: комбинированный.
Межпредметная связь: техобслуживание и ремонт, слесарное дело, физика, производственное обучение.
Материально - дидактическое оснащение урока: плакаты, учебник, проектор, персональные компьютеры, карточки задания.

План урока

I. Организационная часть урока (подготовка учащихся к проведению урока) -2 мин:

- проверить наличие обучающихся;
- проверка их готовность к занятиям.

II. Подготовка к активной познавательной деятельности – 3мин.:
- сообщение темы и цели урока.

Укрепление положительных мотивов познавательной деятельности, возбуждение интереса и стремления к изучению нового материала.

Мотивационный момент. Введение в тему занятия

Преподаватель: на этом занятии, мы с вами познакомимся с устройством и работой КПП, узнаем из чего она состоит, как работает. Назначение КПП можно понять и прочувствовать ногами, когда мы едем на велосипеде по лесной тропинке. На подъёме мы включаем пониженные передачи что бы облегчить работу ног. На ровной дороге увеличиваем скорость. Всё происходит также, как и при движении трактора. Тракторист переключает передачи в зависимости от режима и вида выполняемых работ.

Обучающиеся; слушают, записывают тему урока.

III. Повторение пройденного материала (проверка, приобретённых ранее,

знаний и умений): - 5мин

 Основные задачи:

-закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся;

;

-развитие навыков правильного воспроизведения и применения знаний;

-актуализация опорных знаний и логичный переход к изучению нового материала;


Преподаватель: на прошлом занятии мы изучили первый узел трансмиссии сцепление. Вспомним что входит в устройство трансмиссии?

  1. Какое назначение имеет сцепление?

  2. Для чего нужны демпферные пружины?

  3. Назвать виды сцепления

Обучающиеся: отвечают на вопросы.
IV. Изложение нового материала (формирование новых знаний и умений):-15мин.

Основной задачей данного элемента занятия является формирование новых знаний.

Объяснение темы занятия

Лекция с наглядной демонстрацией презентации.

Изложение нового материала осуществляется с применением различных методов: основная часть знаний сообщается при помощи объяснения с элементами беседы, используются наглядные материалы: макет КПП МТЗ-80, презентация.

Преподаватель: введём понятие о назначении КПП. Слайд 1. Сцепление передаёт крутящий момент от двигателя КПП. Значит КПП служит:

1. Для передачи крутящего момента от КПП на главную передачу ведущего моста.

2. Для изменения силы тяги и скорости движения трактора в зависимости от условий работы. (пониженные передачи, повышенные передачи)

3. Для изменения направления движения (вперёд, назад)

4. Для отключения двигателя от трансмиссии при остановке.

Обучающиеся: слушают, делают записи.

Преподаватель:

В коробках передач, для передачи крутящего момента используются зубчатые передачи. Слайд 2.

Зубчатая передача – это пара зубчатых шестерён находящихся в зацеплении. Зубчатые передачи бывают цилиндрические, конические и червячные.

 

   

Цилиндрические Конические Червячные

 

Зубчатая передача характеризуется величиной передаточного числа i

i = Z/ Z= n1/ n2

Передаточное число зубчатой передачи это -отношение числа зубьев Zведомой шестерни к числу зубьев Zведущей шестерни. Оно показывает, во сколько раз изменяется крутящий момент на ведомом валу или его частота вращения (n).

Обучающиеся: слушают, делают записи.

Преподаватель: давайте попробуем рассчитать передаточное число зубчатой передачи

Обучающиеся: считают по формуле i = Z/ Zи отвечают.


Преподаватель: существует несколько разновидностей КПП. Слайд 3. Они различаются по количеству и расположению валов. Разные виды КПП имеют соответствующие преимущества и недостатки. На- МТЗ-80 – КПП с механическим переключением передач, а на современных тракторах КПП управляется электроникой.

Классификация коробок передач:

- одноступенчатые;

- многоступенчатые;

- с продольным расположением валов;

- с поперечным расположением валов.

Обучающиеся: слушают, делают записи.

Преподаватель: разберём устройство простейшей коробки передач слайд 4:

1. Двойная шестерня заднего хода. 2. Ведомый вал 3. Ведущий вал. 4. Корпус. 5. Вилки 6. Кулиса 7. Рычаг переключения передач. 8. Фиксатор. 9. Ползуны.

 .

Рис. 37

Действие КП основано на том, что вращение от коленчатого вала двигателя передаётся на ведущий мост через зубчатые шестерни с определённым передаточным числом на каждой передаче. На рисунке 37 показана простейшая коробка передач с тремя передачами переднего хода и одной задней. При введении в зацепление самой малой шестерни, расположенной на ведущем валу 3, с самой большой шестерней на ведомом валу 2, включается первая (низшая) передача. Частота вращения ведомого вала будет наименьшей по сравнению с частотой его вращения при зацеплении других пар шестерён, а крутящий момент – наибольший.

Подвижные шестерни (каретки) ведущего вала передвигаются рычагом 7 переключения передач через вилки 5, которые перемещаются вместе с ползунами 9 или по ним как по направляющим. Для фиксации передачи и для того, чтобы не было самопроизвольного переключения, предусмотрены фиксаторы 8. Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в КП расположена направляющая пластина – кулиса 6.

Обучающиеся: слушают, смотрят презентацию делают записи.


Преподаватель: для примера рассмотрим устройство КП с продольным (слайд5) и поперечным (слайд 6) расположением валов.

 

1-первичный вал; 2-каретка шестерён 4.5.7.8; 3-каретка шестерён 3.6.9; 4-крышка; 5-ползун с вилкой; 6-замковая пластина; 7-ведомая шестерня 1 ступени; 8-фиксатор; 9-сапун; 10-рычаг переключения; 11-рамка блокировки пускового двигателя; 12-регулировочные прокладки; 13-коническая шестерня; 14-вторичный вал; 15-регулировачная шайба; 16-ведущая шестерня второй ступени; 17-каретка переключения диапазонов; 18-шестерня с двумя венцами; 19-промежуточный вал; 20-вал независимого привода ВОМ; 21-корпус; 22-блок промежуточных шестерён понижающего редуктора; 23-ведомая шестерня редуктора; 24-зубчатая муфта; 25-ведущая шестерня понижающего редуктора; 26-рычаг включения редуктора




Закрепление нового материала - 10 мин.
приложение 1
Обучающиеся: выполняют задание, смотрят видео


IV. Заключительная часть - 5 мин.

1. Подведение итогов урока.

Преподаватель подводит итоги, обобщает, что было сделано на уроке. Отмечает отдельных обучающихся, наиболее и наименее активных, выставляет им оценки, обязательно комментируя их. Это необходимо для того, чтобы учащиеся видели результаты своей работы, что нужно исправить, что подкорректировать. Преподаватель выясняет, нет ли у обучающихся каких-либо вопросов. Рассказывает, чем будут заниматься на следующем уроке.
2. Задание на дом.




Приложение 1

Задание к уроку 1-56

По дисциплине: «Устройство тракторов»

Тема: Устройство и принцип работы КПП

Обучающийся группы «Тракторист» ФИ__________________________

Коробка передач (КП) предназначена для ______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В коробках передач, для передачи крутящего момента используются

___________________________.

Зубчатая передача это______________________________________________

__________________________________________________________________.


Написать названия зубчатых передач

   

_____________________ ____________________ ____________________

 

Передаточное число зубчатой передачи это ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Классификация коробок передач:

- ____________________________________;

- _____________________________________;

- с __________________________________________________;

- с __________________________________________________.









Состав простейшей коробки передач:

1
. __________________________. 2. _____________________ 3. _______________________. 4. _________________. 5. _____________ 6. ______ 7. _______________________________. 8. _________________. 9. __________.

Поставить цифры

____первичный вал; ____каретка шестерён 4.5.7.8; ____каретка шестерён 3.6.9; ___ползун с вилкой; ____замковая пластина; ___ведомая шестерня 1 ступени; ___фиксатор; ___рычаг переключения; ___коническая шестерня; ____вторичный вал; ____ регулировочная шайба; ___ведущая шестерня второй ступени; ____ каретка переключения диапазонов; ____шестерня с двумя венцами; ___ промежуточный вал; ____ вал независимого привода ВОМ; ___-корпус;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!