СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого занятия по теме гимнастика

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия»

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею»

(ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею»)




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-спортивной

работе

____________ С.А.Ульянова

___.___.201__







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ


По междисциплинарному курсу



02.01 Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки (тема 1.4 Гимнастика)

по специальности 49.02.01 «Физическая культура»



Автор:

Носков Д.Н., преподаватель ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею»


Рецензент:

Крымова Е.С., методист ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею»





ОДОБРЕНА

На заседании

методического совета

Протокол № ____ от ___.___.201_ г.




2018_ г.


СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1 План занятия 4

2 Технологическая карта занятия 9

3 План-конспект занятия 10

4 Дидактический материал к занятию 11

Список использованных источников 12



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебное занятие проводится в соответствии с выбранными методами и формами обучения:  

  1. повторение изученного материала – это форма проверки и повторения учебного материала, это одно из главных условий запоминания и усвоения материала. 

2. Беседа - это метод обучения, главной функцией которого является побуждение учащихся к участию в уроке. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. 

3. Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. 

Использование метода объяснения требует: 

— точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; 

— последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; 

4. Фронтальный опрос – форма повторения учебного материала, при котором на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы (как правило, с места) дают многие учащиеся. Этот вид опроса учащихся удачно сочетается с задачами повторения и закрепления пройденного материала, при умелом его использовании за сравнительно небольшое время позволяет осуществить проверку знаний у значительной части учащихся класса. Нередко фронтальный опрос принимает форму оживленной беседы, в котором активно участвуют все учащиеся класса. 

5. Рефлексия в виде самоанализа студентами своей деятельности на занятии и ее эмоционального окраса.  

6. Практическая работа – это взаимодействие ученика и учителя в таких ролях, чтобы ученик максимально себя проявил. Руководство педагога при выполнении практических работ очень важно, так как оно позволяет студенту сориентироваться, почувствовать ответственность и приступить к работе. От педагога в первую очередь требуется четкое и понятное изложение сути работы, а также качественно проведенный инструктаж. Все это позволяет студентам не бояться действовать самостоятельно, а понять смысл работы и четко осмыслить последовательность всех действий. При этом они должны чувствовать, что в любой непонятной ситуации педагог придет на помощь и сориентирует их в том или ином сложном вопросе.

7. Методы обучения гимнастическим упражнениям

Метод показа. Данный метод помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные детали техники, обратить внимание ученика на допущенную ошибку, сравнить варианты (попытки) исполнения движения. Один из способов показа заключается в демонстрации целостного и совершенного исполнения движения эталона техники. Кроме того возможен акцентированный показ отдельных фаз и фрагментов с выделением решающих или типичных моментов исполнения движения. Наиболее нагляден "живой" показ преподавателем или другим исполнителем. Если при этом исполнение оказалось не совсем удачным и действия были неточными, то следует правильно объяснить и оценить данное выполнение, а затем найти возможность показать технически правильное исполнение.

Метод целостного разучивания упражнения. Он подразумевает выполнение изучаемого движения целиком. Такое усвоение движения характерно для большинства упражнений основной гимнастики, для большинства относительно простых движений на снарядах, а также для отдельных сложных упражнений, которые могут быть выполнены целиком в облегченных условиях. Облегчение условий выполнения упражнений достигается различными способами: введением дополнительных средств безопасности (поролоновые ямы, маты, валики, страховочные пояса), оказание помощи, уменьшением высоты снаряда, упрощением конечного и исходного положений, выполнением движений на тренажерах. Основным правилом использования данных приемов является сохранение структурной целостности изучаемого упражнения.

Метод расчлененного разучивания упражнения. Он заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения, освоении каждого из них и последующем соединении в целостное упражнение. Он используется при освоении самых различных движений

















1 План занятия


Междисциплинарный курс: 02.01 Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки

Номер занятия по КТП: 10 (2/20)

Наименование раздела по программе: Гимнастика

Тема занятия: Обучение строевым упражнениям: построения в шеренгу, колонну, перестроения. Изучение упражнений на снарядах (акробатика).

Междисциплинарные связи: Наименование дисциплин / МДК


Формируемые общие и профессиональные компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ПК 2.1

Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 2.2

Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4

Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ПК 2.5

Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 2.6

Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.


Цели и задачи и занятия:

1. Познавательные (учебно-образовательные):

Формируемые знания и умения:

знать:

З1

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека

З2

требования к планированию и проведению физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами занимающихся

З3

сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы физкультурно-спортивных мероприятий и занятий

З4

основы оздоровительной тренировки в изученных видах физкультурно-спортивной деятельности

З5

историю, этапы развития и терминологию базовых и новых видов спорта и физкультурно-спортивной деятельности

З6

технику профессионально значимых двигательных действий изученных видов физкультурно-спортивной деятельности

З7

технику безопасности, способы и приемы предупреждения травматизма при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности

уметь:

У1

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

У2

использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий, строить их с учетом возраста, пола, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и технической подготовленности

У3

планировать, проводить и анализировать физкультурно-спортивные занятия и мероприятия на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности

У4

подбирать оборудование и инвентарь для занятий с учетом их целей и задач, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся

У5

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении двигательных действий изученных видов физкультурно-спортивной деятельности

2. Воспитательные:

- эстетическое воспитание студентов с помощью средств гимнастики;

- воспитание профессиональных качеств;

- добросовестное отношение к труду других людей и своему;

- уважительное отношение друг к другу

3. Развивающие:

- развитие познавательных процессов студентов (речь, мышление, внимание, память, воображение);

- развитие интересов к занятием по гимнастике;

- развитие физических способностей;

- развитие умений систематизации и обобщения учебного материала.


Материально-техническое обеспечение занятия: план-конспект занятия, компьютер, гимнастические маты.

Тип занятия:

Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений и способов деятельности.

Форма организации учебного занятия: совершенствование методики проведения общеразвивающих упражнений на месте без предметов; повторение изученного материала в форме объяснения с элементами беседы и закрепление с выполнением практических заданий.

Показатели оценки результата:

- владение методикой проведения ОРУ на месте без предметов;

- качество выполнения строевых упражнений, упражнений в акробатике;

- качество составления комплекса ОРУ без предметов на месте;

- активное участие в беседе;

- использование знаний в повседневной жизни;



2 Технологическая карта занятия


Дидактическая цель

Методы/приемы

обучения

Методическое

обеспечение

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1 Организационная часть (3мин.)

Настроить студентов на продуктивную работу на занятии



Приветствие гостей и студентов.

Определение отсутствующих студентов, сделать соответствующие записи в учебном журнале, проверка готовности к занятию

Дежурный строит группу и сдаёт рапорт преподавателю

2 Постановка целей занятия(3мин.)

Поставить цели занятия

Дискуссия

Набор наводящих вопросов

Помочь студентам самостоятельно поставить цель занятия

Ответы на поставленные преподавателем вопросы, постановка цели занятия

2 Актуализация знаний ( 7 мин.)

Повторить пройденный на прошлом занятии материал

Фронтальный опрос, дискуссия,


Организация деятельности студентов по повторению пройденного материала

Ответы на вопросы.

4 Применение теоретических знаний на практике (17 мин.)

Применить теоретические знания на практике с помощью упражнений

Показ с объяснением и рассказом, практическое выполнение

Демонстрационные материалы

Обучение строевым приемам (построения в шеренгу и колонну; перестроения из шеренги в две, три; из колонны в две, три; перестроения дроблением и сведением)

Выполнение упражнений

5 Закрепление пройденного материала (15 мин.)

Совершенствование практических знаний и умений прошлого занятия



Выявление и корректировка ошибок в методике проведения ОРУ

Проведение ОРУ без предметов по составленным комплексам

6 Изучение упражнений на снарядах (акробатика) (25 мин)

Изучить элементы акробатики и их методику обучения .

Показ с объяснением


Проведение техники безопасности. Демонстрация упражнений, наводящие вопросы для выявление типичных ошибок

Выполнение упражнений, ответы на вопросы, выявление ошибок и их устранение

7 Творческая работа (5 мин)

Уметь составлять комплексы и комбинации из изученных элементов



Оценивание работы студентов

Составление комбинации в акробатике из изученных элементов

8 Заминка (10 мин)

Снизить нервное возбуждение, расслабить мышцы для работы на следующем занятии

Показ с объяснением


Проведение упражнений

Выполнение упражнений

9 Рефлексия (3мин)

Провести самооценку


Высказывания

Организация работы студентов

Ответить на вопрос


10 Подведение итогов (2 мин)

Оценить работу студентов



Оценивание студентов




3 План-конспект занятия



Тема занятия: Обучение строевым упражнениям: построения в шеренгу, колонну, перестроения. Изучение упражнений на снарядах (акробатика)

Дата проведения занятия:10.12 .2018 г.

Тип занятия: Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений и способов деятельности.

Форма организации учебного занятия: совершенствование методики проведения общеразвивающих упражнений на месте без предметов; повторение изученного материала в форме объяснения с элементами беседы и закрепление с выполнением практических заданий.

Оборудование: план-конспект урока, компьютер, гимнастические маты

Цель урока: Сформировать у учащихся умения выполнять строевые приемы, упражнения в акробатике, овладеть методикой проведения ОРУ без предметов

Закрепить знания учащихся по теме «Терминология гимнастики».

Задачи:

- образовательная: Сформировать основные знания и умения студентов (З1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, У1, У2, У3, У4).

-воспитательная:

эстетическое воспитание студентов с помощью средств гимнастики; воспитание профессиональных качеств; добросовестное отношение к труду других людей и своему; уважительное отношение друг к другу.


-развивающая: развитие познавательных процессов студентов (речь, мышление, внимание, память, воображение); развитие интересов к занятием по гимнастике; развитие физических способностей; развитие умений систематизации и обобщения учебного материала.


План занятия:

1. Организационная часть (3мин.)

2. Постановка целей занятия (3мин.)

3. Актуализация знаний ( 7 мин.)

4. Применение теоретических знаний на практике (17 мин.)

5. Закрепление пройденного материала (15 мин.)

6. Изучение упражнений на снарядах (акробатика) (25 мин.)

7. Творческая работа (5 мин.)

8. Заминка (10 мин.)

9. Рефлексия (3мин.)

10. Подведение итогов (2 мин.)

Ход занятия:

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

25 мин


1. Построение, постановка целей и задач занятия


Обратить внимание на внешний вид 

занимающихся

Повторение теории: классификация гимнастики, терминология гимнастики.



Разучивание строевых приемов : построение в шеренгу, колонну, перестроения.


Следить за правильностью выполнения строевых приемов

Основная часть

60 мин


Проведеие ОРУ на месте без предметов по самостоятельно составленным комплексам


Следить за правильностью проведения ОРУ : показ и рассказ упражнения, методические указания при выполнении, дозировка

Техника безопасности при выполнении акробатических упражнений. Приемы страховки и самостраховки


Обратить внимание занимающихся на дисциплину, выполнение команд и распоряжений

Акробатические комбинации.


Методика обучения кувырка вперед:


1) Группировка– это согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам и слегка разведены, локти прижаты к туловищу, кисти захватывают голень в верхней ее трети, голова опущена на грудь.

а) и.п. – о.с.

1-2 – присед в группировке,

3-4 – и.п.

б) и.п. – упор сидя.

1-2 – сед в группировке,

3-4 – и.п.

в) и.п. – лежа на спине, руки вверх.

1-2 – сгибая ноги и руки, принять положение лежа на спине в

группировке

3-4 – и.п.

г) и.п. – то же

1-2 – сед в группировке

3-4 – и.п.

2) Перекаты– это движения с последовательным касанием пола отдельными частями тела без переворачивания через голову.

а) и.п. – сед в группировке.

1 – перекат назад,

2 – перекатом вперед и.п.

б) и.п. – упор присев.

1 – перекат назад,

2 – перекатом вперед сед в группировке.

в) то же, в упор присев

3) кувырок вперед– из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести тяжесть тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат через затылок и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев.

а) и.п. – упор стоя ноги врозь.

1 – кувырок вперед в сед ноги врозь.

б) то же, в сед в группировке.

в) то же, в упор присев.

г) из упора присев кувырок вперед.

Кувырок назад в группировке

Техника выполнения. Из упора присев, руки несколько впе­реди — тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий мо­мент за счет плотной группировки; в момент касания опоры ло­патками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, пере­вернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор при­сев (рис. 81).

Последовательность обучения.

Кувырок вперед.

Из упора присев перекат назад в группировке с последую­щей опорой руками за головой.

Из упора присев кувырок назад в группировке в упор при­сев.







Стойка на голове и руках.

Подводящие упражнения

Из упора стоя согнувшись спиной к гимнастической стенке переход в вис прогнувшись.

Из упора присев опереться головой ( верхней лобной частью) о мат на разметку, нарисованную мелом, и равномерно передать тяжесть тела на руки и голову. Повторить задание 3 раза подряд ; каждый раз держать стойку 3-4 сек.

То же, приподнимая ноги от пола и удерживая их согнутыми, выпрямить спину. Вначале делать упражнения с помощью.

То же, но у стенки с опорой о неё спиной.

Стойка на голове самостоятельно с опорой спиной и ногами о стену.

Стойка на голове самостоятельно.

Из упора стоя согнувшись ноги врозь стойка на голове.



Возможные ошибки

неплотно подтянуты колени к плечам;

голова не прижата к коленям;

спина не достаточна округлая.






































Возможные ошибки

недостаточно плотная группировка;

дополнительная опора при возвращение в упор присев;

спина не достаточна округлая;

нет легкости исполнения.













Существенные ошибки:

отсутствие опоры на руки;

неплотная группировка;

упор головой в мат;

дополни­тельная опора при перекате в упор присев;

выпрямле­ние ног в конце кувырка;

искажение направления.

Незначительные ошибки:

незначительное нарушение ритма;

недостаточно плотная группировка;

незначительное из­менение прямолинейного направления;

нет легкости и изящества в исполнении.
































Типичные ошибки.

Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону . кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).

Разгибание ног в момент постановки рук и переворачива­ния через голову.

Неплотная группировка.

Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент перево­рачивания через голову.

Медленное переворачивание.















Возможные ошибки:

– голова опущена на грудь или слишком высоко поднята;

– голова поставлена близко к рукам;

– прогнута или согнута спина.


Изучение акробатической комбинации : длинный кувырок вперед, кувырок вперед ноги скрестно, разворот, кувырок назад, стойка на голове, основная стойка руки вверх.


Следить за правильностью и слитностью выполнения комбинации

Творческая работа.

Из изученных элементов составить самостоятельно комбинацию в акробатике


Демонстрация составленной комбинации.

Заключительная часть

15 мин


Заминка.

Комплекс упражнений.


Расслабить мышцы, подготовить занимающихся к работе не следующем занятии.

Рефлексия


Высказывания занимающихся о проведенном занятии.

Подведение итогов


Оценивание студентов, домашнее задание








4 Дидактический материал к занятию


Приложение 1

Строевые приемы. Основные сведения.


Строевые упражнения – совместные или индивидуальные действия занимающихся в соответствующем строю.

Как средство гимнастики строевые упражнения прежде всего позволяют успешно решать вопросы организационного характера. С их помощью воспитываются такие качества как дисциплинированность, организованность. Особая роль отводится формированию правильной осанки, красивой походки, навыков коллективных действий. Строевые упражнения развивают чувства ритма и темпа движений, повышают эмоциональное состояние занимающихся.

Строй – установленное размещение занимающихся для совместных действий. Для проведения занятий по гимнастике используются основные наименования строя – шеренга и колонна.

Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены рядом друг с другом (как правило, по росту) на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. Первый в колонне – направляющий, последний – замыкающий. Расстояние между стоящими в колонне называется дистанцией. Строевая дистанция равна расстоянию вытянутой руки (положенной на плечо впередистоящего или расстоянию одного шага). В зависимости от задач урока и содержания планируемых упражнений и особенностей их проведения выбирается соответствующая дистанция.

Строевые упражнения подразделяются на:

– Строевые приемы.

– Размыкания и смыкания.

– Построения и перестроения.

– Передвижения.

Перестроения. Это переходы из одного строя в дру­гой. Практическая необходимость перестроения возни­кает на физкультурных занятиях и на утренней гимнас­тике, когда после вводной ходьбы нужно разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Кроме того, отдельные специальные упражнения, формирующие навыки строя, выполняются во время ходьбы.


Приложение 2

Рефлексия.

Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?


Список использованных источников



1. Крючек Е. С., Терехина Р. Н. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: учебник для студентов высш. проф. образования/- 2-е издание, стер.-М: издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.

2. Бурухин С.Ф. Гимнастика в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 242 с. Изд-е 2-е дополненное и переработанное.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!