СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к выполнению практического занятия

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия»

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Ростовский государственный университет путей сообщения

(ФГБОУ ВО РГУПС)

ТЕХНИКУМ

(Техникум ФГБОУ ВО РГУПС)





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП. 08 СТАНЦИИ И УЗЛЫ


Тема «Промежуточные станции»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.01

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ)


Базовая подготовка среднего профессионального образования





Разработал преподаватель

Дисциплины ОП.08 Станции и узлы

Панкова Л.Г.





Ростов-на-Дону

2022 год



Рассмотрено

Предметной (цикловой) комиссией специальности Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Протокол №

от «___» 20__ г.

Председатель ______Черкасова С.Н.

Методические указания разработаны на основании рабочей программы учебной дисциплины ОП.08Станции и узлы специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте(железнодорожный транспорт)

Заместитель

директора по УР____ Богуславская Е.А.






Методическая разработка открытого занятия разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте(по видам)









Разработчик: Панкова Л.Г., преподаватель техникума ФГБОУ ВО РГУПС.



Рекомендована объединенной методической комиссией техникума ФГБОУ ВО РГУПС.

Заключение ОМК № ________ от «____» _____________20___г.






Структура методической разработки


1

План занятия……………………………………………………….

4

2

Ход занятия………………………………………………………..

6

3

Конспект занятия………………………………………………….

7

4

Закрепление пройденной темы…………………………………...

14

5

Рефлексия (подведение итогов занятия)…………………………

14

6

Список использованных источников…………………………….

15

7

Самоанализ…………………………………………………………

16

Приложение 1……………………………………………………………...

18

Приложение 2……………………………………………………………...

25






















1.План занятия:

1.Тема: «Промежуточные станции»

2. Учебная дисциплина: ОП.08 Станции и узлы

3. Группа: Д-018

4. Специальность: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

5. Тип занятия: Комбинированное занятие. Занятие повторение пройденного материала

6. Вид занятия: Лекция

7. Цели образования:

Триединая цель отражает основное содержание учебного занятия, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач:

1.Обучающие (направлены на освоение обучающимися системы учебных знаний и формирования предметных знаний и навыков).

    • закрепить со студентами назначение и классификацию железнодорожных узлов;

    • закрепить знания по проектированию развязок в железнодорожных узлах;

    • научить, на схемах железнодорожных узлов планировать подходы и обходы железнодорожных линий в разных уровнях.

2. Воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности).

    • прививать принципиальное и ответственное отношение к изучению программного материала.

3. Развивающие ( направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ).

    • развивать познавательные способности студентов;

    • развивать привычки учебного труда: готовность к занятию, организованность;

    • развитие умений пользоваться чертёжными инструментами.

8. Учебные пособия и принадлежности:

для преподавателя:

    • персональный компьютер;

    • экран;

    • проектор;

    • презентация « Основные требования проектирования промежуточных станций»;

    • чертёжные инструменты и принадлежности.

для студентов:

    • тетрадь для лекций;

    • чертёжные инструменты и принадлежности.

9. Стандарт образования:

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

знать:

    • назначение и классификацию промежуточных станций ;

    • места установки предельных столбиков и сигналов;

    • нумерацию путей и стрелочных переводов.

уметь:

    • анализировать схемы промежуточных станций;

    • на схемах промежуточных станций устанавливать предельные столбики и сигналы;

    • произвести нумерацию путей и стрелочных переводов.

10. Связи с профессией (компетенции).

В результате изучения дисциплины ОП.08 «Станции и узлы» обучающиеся должны овладеть следующими компетенциями:

общие компетенции

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК.3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК.4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК.5

Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК.7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий

ОК.8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК.9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


профессиональные компетенции


ПК 2.1

Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса

ПК 3.2

Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов

ПК 3.3

Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика



2Ход занятия:

  1. Организационная часть(5 мин):

    • приветствие, проверка присутствующих на занятии;

    • объявление темы занятия, постановка целей и задач занятия.

  1. Закрепление пройденного материала (презентация) (40 мин):

    • железнодорожные пути их назначение;

    • нумерация путей и стрелочных переводов ;

    • установка предельных столбиков и сигналов;

  1. Закрепление пройденной темы (35 мин):

    • назначение железнодорожных путей, нумерация путей;

    • дать определение предельным столбикам, сигналам;

    • места установки предельных столбиков и сигналов;

    • нумерация стрелочных переводов;

    • проектирование промежуточной станции.

  1. Заключение(5 мин):

    • подведение итогов по занятию;

    • приведение в порядок рабочих мест.

5) Домашнее задание(5 мин)

    • прочитать конспект лекции на тему «Проектирование промежуточных станций»

    • подготовиться к практическому занятию

    • по основному учебнику: Э.З.Бройтман Железнодорожные станции и узлы;

    • по дополнительным:

− Ю.И .Ефименко Железнодорожные станции и узлы;


3 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

Тема 1 Станционные пути классификация, нумерация


На железнодорожных станциях пути подразделяются: на главные, станционные и специального назначения.

Главные пути являются продолжением путей перегона. Если перегон однопутный то в пределах станции главный путь будет один, если двухпутный то главных путей будет два. (1.1)

Станционными путями считаются все пути в пределах станции. Каждый станционный путь предназначен (специализирован) для выполнения определенных операций.

В зависимости от этого они подразделяются на приемо-отправочные, сортировочные, вытяжные, выставочные, погрузо-выгрузочные.

Приемо-отправочные – для приема поездов, стоянки и отправления на перегон (1.2).

Сортировочные пути – для накопления вагонов по назначениям (1.3);

Вытяжные – для выполнения сортировочной работы и перестановки вагонов с одного пути на другой (1.4).

Выставочные – для стоянки вагонов после грузовых операций или в ожидании грузовых операций (1.5).

Погрузо-выгрузочные – для выполнения грузовых операций с вагонами (1.6).

Пути специального назначения:

– ходовые – для движения локомотивов (2.1);

– соединительные – между отдельными путями станции;

– деповские – пути локомотивного и вагонного депо;

– весовые – для нахождения вагонов для взвешивания (2.4);

– перегзузочные – для нахождения вагонов в процессе перегрузки грузов;

– подъездные – пути предприятий (2.6);

– предохранительные тупики – исключающие выход подвижного состава на маршруты следования поездов (2.7);

– улавливающие тупики – для остановки поезда на затяжном спуске (2.8).

Нумерация путей

Главные пути нумеруются римскими цифрами (I, II, III, IY). На двухпутных и многопутных линиях четные пути предназначены для следования четных поездов, нечетные – для нечетных. Приемо-отправочнные и другие станционные пути нумеруют арабскими цифрами.

На промежуточных станциях с небольшим числом приемо-отправочных путей, используемых для приема нечетных и четных поездов, эти пути обозначают порядковыми номерами (3, 4, 5, 6 и т.д.) вслед за номерами главных путей от пассажирского здания в полевую сторону.


Тема 2 Стрелочные переводы, нумерация переводов


Путевые устройства, предназначенные для перевода подвижного
состава с одного пути на другой, называются стрелочными переводами.
Они позволяют объединить два или три рядом расположенных пути в
один или наоборот один путь разветвить на два или три пути;
По количеству и расположению в плане соединяемых путей
применяются стрелочные переводы следующих видов: одиночные,
двойные и перекрестные.

Стрелочные переводы на станции нумеруются арабскими цифрами со стороны прибытия нечетных поездов – порядковыми нечетными номерами, со стороны прибытия четных поездов – порядковыми четными. Нумерация производится, начиная с входных стрелок, по направлению к оси пассажирского здания. На станциях, где с одной и той же стороны прибывают нечетные и четные поезда, стрелочные переводы нумеруются в соответствии с нумерацией поездов основного направления.

Стрелочные переводы на станциях, имеющих большое путевое развитие, нумеруются по отдельным паркам или группам путей, однородных по характеру работы. При этом стрелки, лежащие на одной стрелочной улице, а также спаренные стрелки должны иметь непрерывную нумерацию (например, 10, 12, 14, 16)


Тема 3 Установка предельных столбиков и сигналов


Установка предельных столбиков

Предельные столбики обеспечивают безопасность расположения подвижного состава на смежных путях раздельных пунктов и устанавливаются посередине междупутья (со стороны крестовины стрелочного перевода) там, где расстояние между расходящимися путями составляет 4,10 м. При наличии кривых участков пути место установки предельных столбиков определяется специальным расчетом. Расстояние от предельного столбика до центра перевода зависит от марки крестовины стрелочного перевода, а при наличии кривых – от величины радиуса.

Установка сигналов

Сигналы устанавливаются на раздельных пунктах для обеспечения безопасности и регулирования поездного и маневрового движения. Сигналы бывают входные, выходные, проходные, маршрутные, маневровые и др. Устанавливаются с правой стороны по направлению движения.

Входные сигналы

Входные сигналы – разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на железнодорожную станцию

Входные сигналы устанавливаются на расстоянии 50 м при тепловозной тяге и 300 м при электрической тяге от первого элемента станции. Это расстояние измеряется от переднего стыка рамного рельса, если первый по ходу СП противошерстный и измеряется от предельного столбика, если первый по ходу движения СП пошерстный.

Входные сигналы определяют границы станции на однопутных линиях. На двухпутных линиях границы станции устанавливают отдельно по каждому главному пути. Со стороны прибытия поездов границей станции является входной сигнал, а со стороны отправления - сигнальный знак «Граница станции», установленный на расстоянии 50 м за последним выходным СП. Если последний СП уложен крестовиной в сторону перегона, расстояние 50 м отмеряется от предельного столбика.



Выходные сигналы

Выходные сигналы устанавливаются с правой стороны по ходу движения на выходе с путей станции.


Проходные сигналы


Проходные сигналы – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона ) на другой.



Маршрутные сигналы

Маршрутные сигналы – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой.

Маневровые сигналы

Маневровые сигналы– разрешающие или запрещающие производство маневров.


Три случая установки выходных и маневровых светофоров:

1 . Если сигнал и предельный столбик, ограничивающий полную длину данного пути, находятся в разных междупутьях, расстояние до сигнала измеряется от предельного с толбика и равно 3.5м.













2. Если сигнал и предельный столбик, ограничивающий полезную длину данного пути, находится в одном междупутье, расстояние до сигнала измеряется от центра стрелочного перевода и равно значению L.











3. Если сигнал находится перед остряками стрелочного перевода, расстояние до сигнала измеряется от центра перевода и равно значению, а для данной марки крестовины и типа рельса стрелочного перевода.










4 Закрепление темы(35 мин)

В качестве закрепления темы студентам предлагается вычертить схему промежуточной станции. На данной схеме произвести нумерацию путей и стрелочных переводов, установить предельные столбики и сигналы.

5 Рефлексия (подведение итогов занятия)


Я хочу поблагодарить студентов за активность и организованность на открытом занятие, и подвести итоги опроса с подробной аргументацией по каждому участнику.

По итогам закрепления темы: «Промежуточные станции» проставляем в журнале самым активных студентам группы, правильно отвечающих на поставленные вопросы, оценки.














6 Список использованных источников


1. Технология перевозочного процесса: учеб. пособие. / Ермакова Т.А. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. — 334 с. - Режим доступа: http://umczdt.ru/books/40/230310/

2. Путь, железнодорожные станции и узлы : учебное пособие / А. В. Дудакова, О. П. Ганеева. — Иркутск : ИрГУПС, 2017. — 76 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/134669
































7 Самоанализ открытого занятия в группе Д- 018 по дисциплине

ОП. 08 Станции и узлы преподавателя Панковой Л.Г.

Тема занятия: «Промежуточные станции»

Тип занятия: Комбинированное занятие. Закрепление пройденного материала

Форма организации деятельности учащихся: Фронтальная

Задачи открытого занятия:

- образовательные – научить студентов, в чём заключается роль

предельных столбиков и сигналов, как классифицируются сигналы;

- воспитательные: прививать принципиальное и ответственное

отношение к изучению программного материала, развивать познавательные способности студентов.

- развивающие: развивать познавательные способности студентов;

привычки учебного труда: готовность к занятию, организованность; умение пользоваться чертёжными инструментами.

Средства обучения: при ведении занятия использовались: лекция (теоретический материал) с использованием мультимедийной техники

(проектора и экрана) для показа слайдов на тему: Промежуточные станции.

Содержание учебного материала:

Занятие соответствует требованиям специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), типу и целям занятий, указанных в рабочей программе и календрно-тематическом плане по дисциплине ОП.08 Станции и узлы, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, их познавательным интересам к своей будущей профессии.

Тема занятия является продолжением предыдущей темы рабочей

программы «Станционные пути», она актуальна как в теоретическом, так и прикладном отношении. Обусловлено это тем, что в дальнейшем предусматривается выполнение практического занятия «Разработка промежуточной станции».

Мною лекционный материал занятия доводился до студентов в спокойной, уверенной форме, со знанием роли данной темы в формировании специалиста железнодорожного транспорта.

Задачи открытого занятия были полностью реализованы, студенты внимательно воспринимали теоретический материал лекции, что показала итоговая часть занятия.

При закреплении изученного материала применялся один из активных методов обучения – репродуктивный, который направлен на формирование будущих профессиональных компетенций.

























Приложение 1

План проведения занятия

Преподаватель: Добрый день! Сегодня мы с вами заканчиваем изучение 3– го раздела « Промежуточные железнодорожные пункты». Заканчивается раздел объемным практическим занятием( 8 часов).

Цель нашего сегодняшнего занятия – повторение и закрепление знаний полученных в ходе изучения данной темы, а также подготовка к практическому занятию.

Давайте повторим пройденный материал. Для начала рассмотрим темы которые включает в себя предстоящее практическое занятие. (презентация).

Тема 1 Станционные пути классификация, нумерация.

Участие и ответы студентов

На железнодорожных станциях пути подразделяются: на главные, станционные и специального назначения.

Главные пути являются продолжением путей перегона. Если перегон однопутный то в пределах станции главный путь будет один, если двухпутный то главных путей будет два. (1.1)

Станционными путями считаются все пути в пределах станции. Каждый станционный путь предназначен (специализирован) для выполнения определенных операций.

В зависимости от этого они подразделяются на приемо-отправочные, сортировочные, вытяжные, выставочные, погрузо-выгрузочные.

Приемо-отправочные – для приема поездов, стоянки и отправления на перегон (1.2).

Сортировочные пути – для накопления вагонов по назначениям (1.3);

Вытяжные – для выполнения сортировочной работы и перестановки вагонов с одного пути на другой (1.4).

Выставочные – для стоянки вагонов после грузовых операций или в ожидании грузовых операций (1.5).

Погрузо-выгрузочные – для выполнения грузовых операций с вагонами (1.6).

Пути специального назначения:

– ходовые – для движения локомотивов (2.1);

– соединительные – между отдельными путями станции;

– деповские – пути локомотивного и вагонного депо;

– весовые – для нахождения вагонов для взвешивания (2.4);

– перегзузочные – для нахождения вагонов в процессе перегрузки грузов;

– подъездные – пути предприятий (2.6);

– предохранительные тупики – исключающие выход подвижного состава на маршруты следования поездов (2.7);

– улавливающие тупики – для остановки поезда на затяжном спуске (2.8).

Нумерация путей

Главные пути нумеруются римскими цифрами (I, II, III, IY). На двухпутных и многопутных линиях четные пути предназначены для следования четных поездов, нечетные – для нечетных. Приемо-отправочнные и другие станционные пути нумеруют арабскими цифрами.

На промежуточных станциях с небольшим числом приемо-отправочных путей, используемых для приема нечетных и четных поездов, эти пути обозначают порядковыми номерами (3, 4, 5, 6 и т.д.) вслед за номерами главных путей от пассажирского здания в полевую сторону.


Тема 2 Стрелочные переводы, нумерация переводов


Путевые устройства, предназначенные для перевода подвижного
состава с одного пути на другой, называются стрелочными переводами.
Они позволяют объединить два или три рядом расположенных пути в
один или наоборот один путь разветвить на два или три пути;
По количеству и расположению в плане соединяемых путей
применяются стрелочные переводы следующих видов: одиночные,
двойные и перекрестные.

Стрелочные переводы на станции нумеруются арабскими цифрами со стороны прибытия нечетных поездов – порядковыми нечетными номерами, со стороны прибытия четных поездов – порядковыми четными. Нумерация производится, начиная с входных стрелок, по направлению к оси пассажирского здания. На станциях, где с одной и той же стороны прибывают нечетные и четные поезда, стрелочные переводы нумеруются в соответствии с нумерацией поездов основного направления.

Стрелочные переводы на станциях, имеющих большое путевое развитие, нумеруются по отдельным паркам или группам путей, однородных по характеру работы. При этом стрелки, лежащие на одной стрелочной улице, а также спаренные стрелки должны иметь непрерывную нумерацию (например, 10, 12, 14, 16)


Тема 3 Установка предельных столбиков и сигналов


Установка предельных столбиков

Предельные столбики обеспечивают безопасность расположения подвижного состава на смежных путях раздельных пунктов и устанавливаются посередине междупутья (со стороны крестовины стрелочного перевода) там, где расстояние между расходящимися путями составляет 4,10 м. При наличии кривых участков пути место установки предельных столбиков определяется специальным расчетом. Расстояние от предельного столбика до центра перевода зависит от марки крестовины стрелочного перевода, а при наличии кривых – от величины радиуса.

Установка сигналов

Сигналы устанавливаются на раздельных пунктах для обеспечения безопасности и регулирования поездного и маневрового движения. Сигналы бывают входные, выходные, проходные, маршрутные, маневровые и др. Устанавливаются с правой стороны по направлению движения.

Входные сигналы

Входные сигналы – разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на железнодорожную станцию

Входные сигналы устанавливаются на расстоянии 50 м при тепловозной тяге и 300 м при электрической тяге от первого элемента станции. Это расстояние измеряется от переднего стыка рамного рельса, если первый по ходу СП противошерстный и измеряется от предельного столбика, если первый по ходу движения СП пошерстный.

Входные сигналы определяют границы станции на однопутных линиях. На двухпутных линиях границы станции устанавливают отдельно по каждому главному пути. Со стороны прибытия поездов границей станции является входной сигнал, а со стороны отправления - сигнальный знак «Граница станции», установленный на расстоянии 50 м за последним выходным СП. Если последний СП уложен крестовиной в сторону перегона, расстояние 50 м отмеряется от предельного столбика.



Выходные сигналы

Выходные сигналы устанавливаются с правой стороны по ходу движения на выходе с путей станции.


Проходные сигналы


Проходные сигналы – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона ) на другой.



Маршрутные сигналы

Маршрутные сигналы – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой.

Маневровые сигналы

Маневровые сигналы– разрешающие или запрещающие производство маневров.


Три случая установки выходных и маневровых светофоров:

1 . Если сигнал и предельный столбик, ограничивающий полную длину данного пути, находятся в разных междупутьях, расстояние до сигнала измеряется от предельного с толбика и равно 3.5м.













2. Если сигнал и предельный столбик, ограничивающий полезную длину данного пути, находится в одном междупутье, расстояние до сигнала измеряется от центра стрелочного перевода и равно значению L.











3. Если сигнал находится перед остряками стрелочного перевода, расстояние до сигнала измеряется от центра перевода и равно значению, а для данной марки крестовины и типа рельса стрелочного перевода.












Приложение 2

Презентация

Слайд 1



Слайд 2














Слайд 3



Слайд 4


Слайд 5







Слайд 6



Слайд 7



Слайд 8






Слайд 9


Слайд 10



Слайд 11







Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14









Слайд 15

Слайд 16


Слайд 17









Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20










Слайд 21

27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя