СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия на тему "Планирование, его значение, цели, принципы, методы и этапы"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия на тему "Планирование, его значение, цели, принципы, методы и этапы"»

Конспект занятия

Группа: ___

Дисциплина : Основы экономики , менеджмента и маркетинга

Тема занятия: Планирование, его значение, цели, принципы, методы и этапы.

Цели занятия Изучить процесс планирования в системе менеджмента.

Образовательнаясоздать условия для формирования у обучающихся представления о планировании.

Развивающаяразвитие познавательной активности обучающихся.

Воспитательнаяразвитие коммуникативных умений работать в группе.

Задачи:

  • Максимально раскрыть понятие и сущность планирования

  • Сформировать у обучающихся представление о планировании в системе менеджмента

  • Развить у обучающихся навыки коммуникации

Средства обучения: Кнышова Е.Н. «Менеджмент», презентация по теме

Ход занятия

1. Организационный этап

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих

- Здравствуйте уважаемые студенты!

- Как ваше настроение?

- Кто сегодня отсутствует на занятии? (ответ старосты группы)

2. Проверка домашнего задания

- Прежде чем мы с Вами перейдем к изучению нового материала, давайте вспомним о чем мы с вами разговаривали на прошлом занятии. Кто помнит как называлась тема предыдущего занятия? (ответ обучающихся)

- Хорошо, что вы ее помните! Теперь, для того чтобы проверить свои знания, вы пройдете небольшой опрос, который покажет как хорошо у вас усвоился ранее изученный материал. Для этого я прошу вас обратить внимание на экран. На нем будут появляться вопросы, на которые вам нужно будет дать письменный ответ на листочках, которые я вам раздала. Вверху листочка необходимо указать свои имя и фамилию. Время проведения опроса составляет 7 минут, поэтому ответы нужно давать быстро.

Ну что , готовы? Тогда начинаем!. ( демонстрируются слайды с вопросами)

1. Какой термин в переводе с латинского языка означает «рука»? (Менеджмент)

2. Перечислите функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль)

3. Где зародилось управление? (Древний Шумер)

4. Вторая революция управления приходится на время правления….. (Царя Хамураппи)

5. При каком правителе произошло соединение государственных методов управления с контролем в области производства и строительства? (Новуходоносор 2)

6. Кто написал книгу “Принципы научного управления” ? (Фредерик Уинстон Тейлор)

7. В 1916 году этот научный деятель поставил вопрос о необходимости преподавания науки управления в учебных заведениях (Анри Файоль)

8. Назовите имена основателей Школы человеческих отношений (Мари Фоллет и Элтон Мэйо)

- Ну, что, все записали свои ответы? Теперь обменяйтесь своими листочками с соседями и давайте проверим ваши знания. (Демонстрируются правильные ответы на вопросы)

Теперь, давайте оценим ваши знания ( демонстрируется шкала оценок).


3. Изложение нового материала

Прежде чем перейти к теме, я хочу Вам представить высказывание Гаруна Агацарского «Время, потраченное на хорошее планирование, имеет свойство компенсироваться.».

- Как вы считаете в чем его смысл? (Ответы обучающихся)

- Как вы думаете с чем будет связана наша новая тема? (Ответы обучающихся)

- Все верно, наша тема будет связана с планированием. Давайте запишем тему занятия «Планирование, его значение, цели, принципы, методы и этапы.»

Целями сегодняшнего занятия являются:

Образовательная – создать условия для формирования у обучающихся представления о планировании.

Развивающая – развитие познавательной активности обучающихся.

Воспитательная – развитие коммуникативных умений работать в группе.

- Сегодня мы с вами должны рассмотреть следующие вопросы:

  1. Понятие планирования, его задачи и функции

  2. Цели и принципы планирования

  3. Методы и этапы планирования

Итак, приступим к изучению первого вопроса.

Вопрос 1. Каждому предприятию для успешного ведения бизнеса, необходимо иметь точное представление о том, какой результат оно желает получить от своей деятельности.

Для того чтобы оценить эффективность деятельности фирмы, необходимо тщательно планировать каждый шаг, который будет приводить ее к поставленной цели. Не имея четкого плана, предприятие не сможет отследить результаты своей деятельности, выявить сильные и слабые стороны своего бизнеса, а также находить правильные управленческие решения в сложных ситуациях.

Так что же представляет собой планирование?

( Демонстрация 16 слайда)

Планирование -  это определение перспективы будущего состояния организации.

Давайте запишем данное определение.

Сущность планирования заключается в реализации его задач (Слайд 17)

1. выявление перспектив изменения внешнего окружения фирмы

Решая данную задачу предприятие получает возможность оценить перспективу сотрудничества с окружающими предприятиями, выявить их сильные и слабы стороны, а также новых партнеров, сотрудничество с которыми будет способствовать развитию бизнеса.

2. формирование целей и стратегии развития

Имея конкретные цели и стратегии развития фирма разрабатывает план действий направленный на их достижение. Это позволяет избегать лишних необдуманных шагов, минимизирует временные затраты, экономит ресурсы

3. определение первоочередных задач и действий для их решения позволяет выстраивать эффективное управление, так как в первую очередь решаются наиболее важные вопросы, от которых напрямую зависит результат, который получит фирма. Менее важные задачи рассматриваются во второстепенном порядке.

Вопрос 2.

В основе планирования помимо его задач, лежит цель, собственно ради которой оно и осуществляет свою деятельность

( Слайд 18)

Цель планирования — устранить негативный эффект: неопределенность и изменчивость среды функционирования организации, сосредоточить внимание на главных задачах, достичь эффективного функционирования и облегчить контроль.

Процесс планирования строится в зависимости от того результата, который желает получить фирма. Так же от этого будет зависеть тип плана, который будет применяться для достижения цели.

( Слайд 19)

(Выступление обучающегося)

Существует три основных типа планов.

Планы-цели — это планы, которые представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. В рамках планов эти цели ранжируются по тому или иному принципу, однако никогда не связываются ни с конкретным средством достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются там, где существует большая неопределенность будущего.

Планы для повторяющихся действий — планы, где указываются их сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях.

Планы для не повторяющихся действий — составляются для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации. Такие планы могут существовать в виде бюджета поступления или распределения ресурсов и др.

( Слайд 20)

В зависимости от направленности и характера решаемых задач в менеджменте различают три вида планирования:

  • Стратегическое (долгосрочное) планирование - разрабатывается на уровне высшего звена компании, охватывает 5-15 лет направлено на достижение главной цели предприятия.

  • Тактическое (среднесрочное) планирование - разрабатывается на уровне среднего звена управления и включает в себя шаги направленные на достижение цели определенной стратегическим планом.( От 1 до 5 лет)

  • Оперативное (краткосрочное) планирование - разрабатывается на основе низового уровня менеджмента компании и требует быстрого принятия решений в случае возникновения необходимости)

( Слайд 21)

Весь процесс планирования деятельности предприятия базируется на ключевых принципах (выступление обучающегося)

Планирование в менеджменте строится на основе следующих принципов:

1. Принцип Единства. Это подразумевает, что должен быть один руководитель и один человек для подтверждения деятельности, преследующей одни и те же цели. Согласно этому принципу, вся деятельность должна осуществляться под руководством одного руководителя, и во всех видах деятельности должна быть эффективная координация. Этот принцип обеспечивает единство действий и позволяет избежать ненужного дублирования работы.

2. Принцип Непрерывности подразумевает, что процесс планирования должен осуществляться постоянно, а планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

3. Принцип Гибкости говорит о том, что планы должны быть способны менять свою направленность в случае непредвиденных обстоятельств.

4. Принцип Точности предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации.

5. Принцип Участия - означает, что процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Участники плановой деятельности приобретают более глубокие познания различных сторон жизни компании; у них появляются новые мотивы к эффективному труду, когда планы компании становятся их личными планами.


Вопрос 3

Плавно мы перешли к третьему вопросу. Нам предстоит рассмотреть какие же методы используются при разработке планов и из каких этапов состоит планирование.

( Слайд 22)

( Выступление обучающегося)

Методы разработки планов

В настоящее время сложилось несколько способов упорядочения планов, или методов планирования: балансовые, нормативные и математико-статистические.

Балансовые методы основываются на сопоставлении ресурсов, которыми располагает организация, и ресурсов, необходимых для достижения целей в плановом периоде.

Нормативные методы основываются на том, что для расчета потребности в ресурсах используются нормы и нормативы. Нормы и нормативы в планировании могут быть натуральными, стоимостными и временными.

Математические методы планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе разнообразного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например, корреляционная модель, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. Исходя из них можно с определенной степенью вероятности прогнозировать дальнейшие события Б, если произошло связанное с ним событие А. Методы линейного программирования позволяют на основе решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, определять их оптимальные размеры во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее выгодный вариант функционирования или развития объекта управления, с тем, чтобы обеспечить максимальную прибыль, уменьшить расходы и т.п.

Итак мы узнали какие методы используются при планировании, теперь давайте разберем из каких этапов оно состоит.

( Слайд 23)

( Выступление обучающегося)

Этапы планирования в менеджменте включают следующие стадии:

  1. Определение целей и задач. На этом этапе определяется результат, которого нужно достигнуть, а также задачи, которые нужно выполнить.

  2. Сбор и анализ информации подразумевает сбор информации, необходимой для определения возможностей и угроз, анализа конкурентов, потребностей клиентов, рыночных тенденций и других факторов.

  3. Определение альтернативных вариантов действий. На данном этапе исследуется ряд возможных альтернативных вариантов, которые могут быть использованы для достижения поставленных результатов.

  4. Оценка и выбор оптимального варианта. Производится оценка каждого из альтернативных вариантов и выбирается наиболее подходящий.

  5. Разработка детального проекта. На этом этапе разрабатывается детальный план работ, которые необходимы для достижения поставленных показателей.

  6. Реализация. На этом этапе выполняются действия, обозначенные в плане.

  7. Мониторинг и контроль. Производится отслеживание и контроль реализации обозначенных работ, а также корректирование плана в случае необходимости.

  8. Оценка результатов. Руководством оцениваются результаты выполненной работы и принимается решение о том, какие изменения нужно внести в следующую итерацию планирования или в реализацию стратегии.

4. Рефлексия

- Итак, плавно мы подошли к завершению нашего занятия. Узнали ли вы сегодня что-то новое для себя?

(Слайд 24)

Я предлагаю Вам оценить результат вашей сегодняшней деятельности и оценить свой результат, используя один из смайлов.

5. Домашнее задание

Учебник Кнышова Е.Н. «Менеджмент», стр. 111-119



Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!