СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине:Экономика Тема урока: Основные фонды, их классификация

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия по дисциплине:Экономика Тема урока: Основные фонды, их классификация»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ КОЛЛЕДЖ МАШИНОСТРОЕНИЯ И СВЯЗИ»









Методическая разработка открытого занятия

по дисциплине: ОУД.10 Экономика



Тема урока: Основные фонды, их классификация
















г. Волгоград - 2022 г.

Рассмотрено на заседании ЦК

Протокол № от

Председатель ЦК ____________/М.Н.Нечай/

Одобрено МС

Протокол № от

Председатель МС__________/________________/







Автор-разработчик: Марина Александровна Родионова, преподаватель



Методическая разработка по теме «Основные фонды, их классификация» предназначена для проведения занятия в группах третьего курса. В данной разработке предлагается познакомиться с понятием основные фонды, их классификацией, особенностями их учета, износа и амортизации.

Разработка может быть полезна преподавателям экономики на занятиях и внеклассных мероприятиях, на занятиях у обучающихся по профессии среднего профессионального образования 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации, по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), реализуемым в ггосударственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Волгоградский колледж машиностроения и связи»














СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………4

Учебно-методическая карта занятия………………………………………...5

Содержание занятия…………………………………………………………..6

Ход занятия……………………………………………………………………7

Используемая литература и ресурсы……………………………………….12

























Введение

Общая задача профессионального образования – это формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности и профессиональной мобильности, т.е. к гибкому изменению мышления и деятельности в зависимости от динамично меняющейся ситуации.

Это диктует нам искать новые подходы к качеству образования, использованию наиболее эффективных методов проведения занятий, их методическому обеспечению. Для этого необходим поиск инновационных педагогических технологий: отход от «классического» формирования знаний, умений, навыков и переход к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. Исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль в формировании профессиональной мобильности, т.е. творческого мышления.

Основная цель данного занятия – это расширить знания студентов, познакомив их с сущностью основных фондов, их классификацией, видами оценки и амортизации, т.к. при организации производственной деятельности, которые нужно знать и уметь использовать на практике.

В данной методразработке представлена информация о классификации основных фондов по самым различным признакам, рассматриваются их оценка, по которой выполняется их учет предприятием. Особое место занимает износ и амортизация основных фондов, т.к. это напрямую влияет на размер.

Для повышения интереса к экономике и, в частности, к данной теме при изложении материала используются практические примеры, которые всем хорошо знакомы. Это намного облегчает понимание сути излагаемого теоретического материала.

Экономика – это очень интересная, жизненная наука и данное занятие может побудить интерес студентов к ней, послужить стимулом для дальнейшего ее изучения, работая с дополнительной литературой, интернет-ресурсами для самообразования.











Учебно-методическая карта


Дата занятия: 09.12.2022

Группа: 8-ПМ-20

Дисциплина: ОУД.10 Экономика

Преподаватель: Родионова М.А.

Тип урока: Урок формирования новых знаний

Вид занятия: Урок-лекция

Тема занятия: Основные средства (фонды) предприятия, их классификация

Цели занятия:

  1. Обучающая:

    • ознакомить студентов с основными фондами предприятий, их особенностями;

    • определить принципы классификации и структуры основных фондов;

    • дать определение и характеристику износа основных фондов, объяснить методику их оценки и показателей использования основных фондов;

  2. Развивающая:

    • развить умение анализировать структуру основных фондов предприятия;

    • развить обобщать и делать выводы о форме и классификации основных фондов;

    • сформировать навык определения способа износа основных фондов и нормы амортизации,

    • развить навыки самостоятельной работы обучающихся;

  3. Воспитательная:

    • воспитать чувство ответственности при выполнении практического задания;

    • сформировать интерес к будущей профессиональной деятельности и стремление к приобретению профессиональных навыков;

    • показать важность изучения данной темы, расширение кругозора студентов, воспитание сознательной экономической грамотности и интереса к предмету

         Межпредметная связь:

  • Правовые и экономические основы профессиональной деятельности

  • Менеджмент

  • Маркетинг

Обеспечение занятия: конспект лекций, мультимедиа, проектор, экран

На занятии использовались методы обучения: словесный (рассказ-объяснение, беседа), наглядный (презентации PowerPoint), активный (тестирование).


Содержание занятия

№\№

Наименование

Время, мин.

Содержание

1

Организационная часть

2

Тема и постановка цели занятияПриложение 1 (Слайд 1, 2)

2

Вводный материал

8

Понятие производственных фондов.

3

Объяснение нового материала– лекция

55

  1. Понятие и сущность основных средств (фондов).

  2. Классификация и структура основных средств.

  3. Учёт и оценка основных средств.

  4. Износ и амортизация основных средств.

  5. Обобщающие показатели использования основных средств.

4

Закрепление материала посредством повторения

13

Тест по пройденному материалу. Приложение 2.
(самопроверка студентами усвоенных знаний)

5

Определение домашнего задания

2

Выучить основные определения по конспекту. Подготовиться к практическому занятию.


Рефлексия

10

Дают оценку собственной деятельности













Ход урока


Введение.

(Слайд 1,2) Производственный процесс на любом предприятии осуществляется при участии производственных фондов и трудовой деятельности человека.

(Слайд 3) Для выпуска продукции предприятиям необходимы машины, механизмы, здания, сооружения, транспорт, топливо, материалы и денежные средства, которые называются производственными фондами, выраженные в средствах производства и денежных средствах предприятия.

(Слайд 4) Средства производства делят на основные и оборотные. В процессе производства они различаются длительностью оборота, способом перенесения своей стоимости на готовый продукт и характером воспроизводства.

В процессе производства главная, решающая роль принадлежит средствам труда, то есть совокупности материальных средств, с помощью которых рабочий воздействует на предмет труда, изменяя его физико-химические свойства.

Сегодня мы познакомимся с одной из составляющих производственных фондов – основными средствами.

Основная часть.

(Слайд 5) Основные средства (фонды) ОФ – это средства труда, которые длительное время участвуют в производственном процессе и частями, по мере износа, переносят свою стоимость на готовую продукцию, не меняя свою первоначальную форму. По Постановлению Правительства с 1 января 2002 года имущество, используемое более года, относят к ОФ.

В соответствии с назначением в производственном процессе и правилами учёта отдельные элементы ОФ группируются в относительно однородные группы.

(Слайды 6, 7) Классификация ОФ.

  1. Здания основных и производственных цехов, лаборатории, мастерские, служебные корпуса, склады, гаражи и тд

  2. Сооружения – плотины, каналы, мосты, дороги, коммунальные сети ….

  3. Передаточные устройства– телеграфная, телефонная, электронная связь, ЛЭП, трубопроводы

  4. Силовые машины и оборудование – генераторы, трансформаторы…

  5. Рабочие машины и оборудование – станки, технологическое оборудование…

  6. Инвентарь

  7. и другие группы.

(Слайд 8) Подумайте и дайте ответ:

1. Приведите примеры основных фондов предприятия, на котором вы проходили производственную практику.

2. Почему нельзя отнести сварочные электроды к основным фондам предприятия?

(Слайд 9) В зависимости от роли, выполняемой в производственном процессе, ОФ делятся на:

  1. промышленно производственные – здания, сооружения, оборудование:

    • непосредственно участвующие в производственном процессе – активные;

    • не участвующие в производственном процессе, но создающие для него необходимые условия – пассивные;

  1. непроизводственные – жилые дома, общежития, детские сады, культурно-просветительские учреждения и т.д.

(Слайд 10) Исходя из права собственности ОФ могут быть:

  1. собственными – принадлежащими предприятию

  2. привлечёнными или арендованными – находящимися на балансе другого предприятия.

По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики размеры ОФ предприятий по Волгоградской области за 2020 и 2021 года наблюдается падение общего объема инвестиций, что обусловлено общим состоянием экономики государства.

Высокая стоимость оборудования, инструментов, а также привлечение денежных средств вынуждают предприятия уделять больше внимания лучшему использованию основных фондов в процессе их эксплуатации. Прежде всего, требуется ведение чёткого учета наличия и движения основных фондов на предприятии.

(Слайд 11) Учёт и оценка ОФ производится в натуральной и денежной форме.

1. Учёт и планирование в натуральной форме заключается в определении состояния оборудования, производственных мощностей как на текущий, так и на перспективные периоды, например:

Здания – число, общая полезная площадь,

Рабочие машины – число единиц, тип, марка, срок службы

(Слайд 12) Процесс учёта осуществляется путём инвентаризации. Специально созданная комиссия проводит проверку наличия и состояния ценностей в местах хранения и эксплуатации (в цехах, на складах, участках) и заполняет инвентаризационную опись основных средств.

(Слайд 13) Для более полной характеристики состояния средств труда на предприятиях проводят аттестацию каждого рабочего места– комплексную оценку его соответствия нормативным требованиям и передовому опыту по направлениям: технико-экономический уровень, условия труда и техника безопасности и составляется Карта аттестации рабочего места  – документ, содержащий сведения о фактических условиях труда на рабочем месте.

(Слайд14) 2. Учёт в денежной форме проводится для определения общей величины и структуры ОФ, динамики их изменений, расчёта амортизационных отчислений и экономической эффективности капитальных вложений.

(Слайды 15, 16, 17,18) Стоимостная оценка ОФ.

  • Первоначальная стоимость ОФ – фактические затраты на сооружение или приобретение, на доставку, установку. По первоначальной стоимости основные средства записываются на баланс предприятия. Основной недостаток – несоответствие в ценах нынешнего и прошлого периода, необходимость переоценки с учётом инфляции.

  • Восстановительная стоимость ОФ показывает, в какую сумму обошлось бы в современных условиях создание соответствующих средств, исходя из текущих цен (определяется умножением первоначальной стоимости на коэффициент перерасчёта)

  • Остаточная стоимость ОФ представляет собой первоначальную и восстановительную стоимость за вычетом начисленного износа.

  • Ликвидационная стоимость – стоимость на момент вывода основных средств из производства, может быть равна остаточной стоимости.

(Слайд 19) Износ ОФ – постепенная утрата их стоимости в период функционирования ОФ предприятий совершают хозяйственный кругооборот, состоящий из стадий:

    • Износ ОФ;

    • Амортизация, заключающаяся в накоплении средств для последующего полного восстановления фондов;

    • Замена фондов путём капиталовложений.

В процессе износа фонды утрачивают полезные свойства, а вместе с ними и стоимость. Это происходит в разных отраслях неравномерно. Различают два вида износа: моральный и физический.

(Слайд 20) Физический износ – ухудшение технического состояния ОФ.

Физический износ протекает неравномерно. Частично он может быть восстановлен путём ремонта, реконструкции.

(Слайд 21)

  • Эксплуатационный физический износ связан с производственным потреблением – эксплуатацией. Он является преобладающим и определяет размеры износа и необходимости ремонта.

  • Естественный физический износ происходит под воздействием природных факторов. Например, разрушение под воздействием атмосферных осадков дорожных покрытий и сооружений, разрушение внешних металлоконструкций от ржавчины.

(Слайд 22) Моральный износ ОФ представляет собой их обесценивание под влиянием НТП, он проявляется в потере экономической эффективности использования устаревших основных средств. Это вызывает потребность внедрения современной техники и технологий, и поэтому периодически возникает потребность полной замены ОФ

Полным моральным износом называют такое обесценивание оборудования, когда его дальнейшая эксплуатация становится убыточной.

(Слайд 23) Амортизация основных средств – это процесс перенесения стоимости изношенной части ОФ на создаваемую продукцию или оказываемые услуги, что позволяет ко времени полного износа накопить денежные средства для воспроизводства. Амортизационные отчисления являются источником денежных средств строго целевого назначения: на возмещение физического и морального износа ОФ. Хранение указанных средств осуществляется в банках с последующим их выделением строго на приобретение новых ОФ

Существует несколько способов расчёта амортизационных отчислений. Один из простых

(Слайд 24) При линейном способе годовую сумму амортизационных отчислений можно определить по формуле:

Агод = ОФ перв х На/100,

где ОФ перв – среднегодовая первоначальная стоимость основных средств, руб.;

На – норма амортизации – установленный в % размер амортизационных отчислений по каждому виду ОФ за определённый период.

(Слайд 25) Обобщающие показатели использования основных средств.

Для общего анализа хозяйственной деятельности, планирования капитальных вложений, ввода в действие основных фондов и производственных мощностей всех звеньев промышленности все большее значение приобретает такой показатель эффективности производства, как выпуск продукции на 1 ед. основных фондов, который обычно называют показателем фондоотдачи.

1. Фондоотдача – наиболее обобщающий стоимостный показатель использования ОФ, определяет насколько эффективно используются вложенные средства.

Фо = Пвал / ОФ,

где Пвал – объём валовой продукции;

ОФ – среднегодовая стоимость ОФ.

Последние два десятка лет в промышленности наблюдается снижение показателя фондоотдачи, что связано с тем, что цены на новую технику растут быстрее, чем полезный эффект их использования. Это привело к росту фондоёмкости производства и делало экономически выгодным использование старой техники.

(Слайд 262. Фондоёмкость – обратная величина фондоотдачи, показывает долю стоимости ОФ, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции.

Фе = ОФ / Пвал = 1 / Фо.

(Слайд 27) 3. Фондоворужённость показывает, сколько ОФ приходится на каждого работника, отражает степень обеспечённости рабочих средствами труда.

Фр = ОФ / Чср,

где Чср – среднесписочная численность работников.

(Слайд 28) 4. Рентабельность ОФ характеризует величину прибыли, приходящейся на 1 руб. фондов, и определяется как отношение прибыли к стоимости фондов:

Роф = Пбал / ОФ х 100%,

где Пбал – балансовая прибыль, руб.

(Слайд 29) Улучшения использования основных средств на предприятии можно достигнуть путём:

  • Освобождения предприятия от неиспользуемых ОФ или сдача их в аренду;

  • Своевременное проведение плановых ремонтов ОФ;

  • Повышение уровня механизации и автоматизации производства;

  • Повышение уровня квалификации обслуживающего персонала.

Проведем тестирование по данной теме (приложение 2). Каждый слайд – это вопрос с вариантами ответов по тому материалу, который был рассмотрен на данном занятии. Основываясь на конспект, необходимо выбрать правильный ответ.На экране слайд с правильными ответами., по которому студенты сами проверяют свои результаты и совместно выставляется оценка по итогам работы.

Заключение.

Проблема повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей предприятия занимает центральное место в рыночных условиях. От решения этой проблемы зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке.

Имея ясное представление о роли каждого элемента основных фондов в производственном процессе, физическом и моральном их износе, факторах, влияющих на использование основных фондов, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования основных фондов и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и рост производительности труда.












Используемая литература и ресурсы:

  1. Наумов В.П. Экономика организации : учебное пособие / Наумов В.П. — Москва : Русайнс, 2022. — 101 с. — ISBN 978-5-4365-0212-0.

  2. Растова Ю.И. Экономика организации : учебное пособие / Растова Ю.И., Масино Н.Н., Фирсова С.А., Шматко А.Д. — Москва : КноРус, 2022. — 200 с. — ISBN 978-5-406-09542-3.

  3. http://ekonomika-predprijatija.ru/

  4. http://edu.nstu.ru/courses/econ/ecpr/demo/

  5. http://www.primstat.ru/



14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!