ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дата: _________ Группа – ___________ Курс – _________
Тема: «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: особенности композиции и проблематика. Понтий Пилат и Га-Ноцри в романе»
Цели:
методическая - совершенствовать проведения практического занятия на основе форм и методов инновационных педагогических технологий, научить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;
дидактическая - создавать оптимальные условия для самореализации и духовно-нравственного воспитания личности студента при проведении практического занятия, познакомить с особенностями и жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического) показать пагубное воздействие различных человеческих пороков;
развивающая - развивать интеллектуальную инициативу студентов, учить вдумчиво читать текст, развивать умения характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-художественную роль в системе образов; анализировать, обобщать, делать выводы;
воспитательная - воспитывать критическое отношение к собственной личности, выявляя недостатки и борясь с ними, раскрыть булгаковское понятие о любви, воспитывать внимательное и чуткое отношение к людям.
Вид занятия - практическое занятие.
Тип занятия - комбинированный.
Методы - информационно-развивающий, репродуктивный.
Формы – коллективная, индивидуальная.
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие - русский язык, история, культурология.
обеспечиваемые - русский язык и культура речи.
Методическое обеспечение занятия: 1. Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 Литература. 2. Материал лекции. 3. Материал практического занятия. 4. Раздаточный материал для выполнения задач, контроля знаний и умений студентов.
Наглядность: хрестоматии, видеоролики эпизодов из кинофильма «Мастер и Маргарита».
ТСО: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Литература
1. Азазел // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991.
2. Акимов В.М. Свет художника. Или Михаил Булгаков против Дьявольщины - М., 1995.
3. Большая Советская энциклопедия: В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1972.
4. Булгаков М. Мастер и Маргарита // Булгаков М. Избранное. Ташкент: Узбекистан, 1990.
5. Галинская И.Л. Загадки известных книг - Москва, 1986.
6. Йованович М. Евангелие от Матвея как литературный источник “Мастера и Маргариты”. М. 1996.
7. Немцев В. Михаил Булгаков: Становление романиста. Самара: Издательство Саратовского университета, 1990.
8. Симонов К. О трех романах Михаила Булгакова, Булгаков М. Романы - М. 1978.
9. Соколов Б. В. .Булгаковская энциклопедия. М.: Изд. «ЛОКИД» - «МИФ», 1997
Технологическая карта
Номер элемента | Элементы занятия, учебные вопросы | Длительность в мин. (80 мин.) |
1 | 2 | 3 |
1. | | Организационная часть | 1 мин. |
| 1.1. | Взаимное приветствие преподавателя и студентов | |
| 1.2. | Проверка присутствия студентов на занятии и их готовности к нему | |
2. | | Актуализация опорных знаний домашнего задания (связь с предыдущей темой учебного материала) | 5 мин. |
| 2.1. | Выборочное чтение | |
| 2.2 | Викторина «Внимательно ли вы читали?» | |
3 | | Ознакомление студентов с темой, целямии занятия: | |
3. | | Мотивация учебной деятельности. | 2 мин. |
4. | | Основная часть | 50 мин. |
| 4.1. | Знакомство с художественными особенностями романа в виде беседы | |
| 4.2. | Работа с текстом хрестоматии | |
| 4.3 | Работа над анализом эпизодов из кинофильма «Мастер и Маргарита» и решением проблемных духовно-нравственных вопросов | |
5 | | Самостоятельная работа студентов | |
| 5.1 | Заполнение таблицы | |
| 5.2 | Индивидуальная работа по карточкам | |
6 | | Заключительная часть | 8 мин. |
6. | 6.1 | Итог занятия Обратная связь (Метод «Микрофон) Заключительное слово преподавателя и выставление им оценок. | 2 мин. |
7. | | Домашнее завдание (преподаватель подробно объясняет варианты выполнения домашнего задания). | 3 мин. |
Содержание
Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов, а осмыслять сами эти образы, ища их художественный смысл.
Эдуард Безносов
I. Проверка домашнего задания.
1. Слово преподавателя. Вы уже знаете, что роман «Мастер и Маргарита» стал главным в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова и необычным для традиционной литературы.
О впечатлениях первых читателей и слушателей этого произведения рассказал С. Ермолинский в «Драматических сочинениях»: «Слушали его с изумлением. Еще бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляла... Но потом некоторые говорили мне шепотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может... навлечь!»
М. А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».
Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз — безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967—1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80—90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.
2. Выборочное чтение эпизодов романа (см. домашнее задание предыдущего занятия, это может быть и иллюстрирование эпизодов, создание обложки для книги).
Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.
3. Викторина «Внимательно ли вы читали?»
а) В приведенных предложениях на место точек следует поместить эпитет, использованный Булгаковым:
1) Она несла в руках отвратительные... желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве (тревожные).
2) В пустынном... переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:
— Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед (Безотрадном).
3) Занявшись... котом, Иван едва не потерял самого главного из трех — профессора (паскудным).
б) Расставьте слова таким образом, чтобы получились законченные фразы из романа:
1) Вещами Маргарита прилетела за совершенно с следом и душой нагруженная облегченной Наташа же нею спальню туда в вбежала.
2) Двадцати лет сейчас легионеров на колонны двое под сада площадки с перед и человека прокуратора и креслом балкон поставили семи же ввели.
3) Платить ни кондукторшу собирается он ни что пассажиров не то а поразила самая полбеды еще суть бы дела не было чем то в что трамвай в лезет.
Ответы:
1) С совершенно облегченной душой Маргарита прилетела в спальню и следом за нею туда же вбежала Наташа, нагруженная вещами.
2) И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи.
3) Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить.
в) Какой из «миров» романа наиболее населен?
1) Библейский.
2) Потусторонний.
3) Московский.
Ответ: 3.
г) Чей это портрет?
«Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».
1) Азазелло.
2) Коровьев.
3) Варенуха.
4) Бездомный.
Ответ: 2.
II. Знакомство с художественными особенностями романа.
1. Беседа (выяснение жанрового своеобразия произведения).
— Вы уже прочитали произведение Булгакова. О чем этот роман?
(О Понтии Пилате? О явлении Воланда и его свиты москвичам? О великой силе любви Маргариты? Роман отличается многоплановостью, все переплетено как в жизни.)
— Попробуйте определить жанр романа.
(Это и бытовой роман, в котором воспроизведены картины жизни Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно-лирический, и сатирический, и автобиографический.)
Сатана – образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. В Новом Завете дьявол-клеветник, провокатор, распорядитель душами грешников, обличитель человеческих пороков.
- Какую роль оставил ему Булгаков?
Именно с этой целью он появился в Москве.
Запись ЭПИГРАФА: «Всё будет правильно. На этом построен мир» (Булгаков «Мастер и Маргарита». Можно взять эпиграф к роману.)
2. Работа с текстом хрестоматии
— Перечитаем «ершалаимские» главы (2, 16, 25, 26), представляющие «роман в романе».
— Кратко перескажите сюжет романа Мастера. Где и когда происходят события?
— В первых же строках романа представлены портреты центральных героев. Почему портрет так важен для характеристики героев?
(Портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица.)
— Зачитайте портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа. Что они дают для понимания авторской задумки?
• Иешуа — бродячий философ, волею судьбы оказавшийся перед владыкой: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора».
Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой — простой человек, а значит: какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова — богословские или реальные, мирские?
• Второй участник первой сцены романа: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Одно слово в этом описании сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», некрасный, яркий и т. д. Человек не боится крови: он бесстрашный воин.
Но сейчас он страдает от головной боли. О его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к важной детали портрета — глазам.
— Проследите, как меняются глаза прокуратора (по тексту). Может быть, именно эта деталь дала возможность и Иешуа догадаться о страданиях Понтия Пилата.
— О чем спорят эти два человека? В центре внимания вопрос: что такое истина. Начиная со слов, что истина уже в том, что у Пилата болит голова, молодой философ развивает это понятие. Прочитайте и прокомментируйте рассуждения Иешуа.
— Был ли шанс на спасение прокуратором Иешуа? Какое значение в данной сцене имеет такая художественная деталь, как появление ласточки?
Был шанс объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.
Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся её потерять.
Ласточка — символ свободы мыслей, истины — влетает в зал и прокуратор принимает решение в пользу Иешуа. Ласточка улетела — изменилось настроение Пилата. Он читает в пергаменте пугающие его слова, которые философ произнес позже вслух: «В числе прочего я говорил... что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
— Почему Пилат утвердил смертный приговор?
Будучи смелым воином на поле боя, Понтий Пилат трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое дело «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдет против своей совести. Кажется, Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он предает Иешуа.
Свидетелем всех событий становится секретарь Пилата.
— Какую роль играют в передаче диалога ремарки о поведении секретаря: «Секретарь вытаращил глаза на арестанта...», «Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол...», «Секретарь думал теперь об одном, верить ли ему ушам своим...»?
— Понаблюдайте за поведением прокуратора после вынесения приговора.
Муки совести рождают в его душе ужас. Уже сейчас Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем ни ночью. Он попытается как-то смягчить «приговор» себе; он даже пригрозит Каифу: «Побереги себя, первосвященник... Не будет тебе... отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему... пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью». Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату.
— Что это за слова? (Глава 25.) Их повторит прокуратору начальник тайной службы.
«— Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?
— Нет, игемон, он не был многословен в этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
— Понаблюдайте, как меняется голос Понтия Пилата.
(Гость услышал «внезапно треснувший голос»; «спросил хриплый голос». Это возмездие.)
— Как наказан Пилат за свою трусость?
(Для работы обратиться к главе 32 «Прощение и вечный покой».)
3. Работа над анализом эпизодов из кинофильма «Мастер и Маргарита» и решением проблемных духовно-нравственных вопросов
Беседа по вопросам:
-
Кто из действующих лиц участвует в данном эпизоде?
- О чём и с какой целью проходит диалог между данными героями?
- Какие черты характера раскрываются у них в данной ситуации?
-
Зачем М. Булгакову понадобилось взять сюжеты из Библии?
- Каков, на Ваш взгляд, главный вопрос задаёт Понтий Пилат?
- Над чем Вас заставил задуматься Иешуа, отвечая на вопросы Прокуратора?
- Чему учит образ Иешуа в произведении?
- Почему, на Ваш взгляд главные герои Мастер и Маргарита заслужили иной участи, чем Понтий Пилат и другие? Ответ свой обоснуйте.
- Впечатляет ли заключительный монолог Маргариты, Обращённый к Мастеру? Поясните, чем.
- Принадлежит ли решающая роль Маргарите в описанных событиях? Приведите примеры.
- Обоснуйте, какова же настоящая любовь женщины в представлении М.Булгакова?
- Помог ли кинофильм Вам в полной мере разобраться в идейно-нравственном содержании романа?
-
Работа в группах. Заполнение таблицы.
Кого наказывает Воланд? | За что? | Как? |
Берлиоза | За безверие и догматизм | Трамваем ему отрезает голову- он уходит в небытие |
Ивана Бездомного | За сочинение бездарных стихов | Отправлен в психиатрическую больницу |
Директора варьете Стёпу Лиходеева | За пьянство, безделие и разврат | Ассистенты Воланда вышвыривают его из Москвы в Ялту |
Администратора Варенуху | За ложь и хамство | Превращают на некоторое время в вампира |
Никанора Ивановича Босого | За взяточничество | Арестовывают за хранение валюты, затем отправляют в психиатрическую больницу |
Барона Майгеля | За доносы и шпионаж | Азазелло его убивает |
Буфетчика варьете | За жульничество, во- ровство и скопидомство | Ему обещана в близком будущем смерть от рака печени |
Доктора Кузьмина | Забыл клятву Гиппократа | Доводит до сумасшествия |
Поплавского, дядю Берлиоза | Он хапуга | Вышвыривают из квартиры |
Финдиректора варьете Римского | За бюрократизм | Устраивают сцену ужасов, что он превращается в седого старика с трясущейся головой |
Театрального начальника Семплеярова | За многожёнство | Из высокого кресла он вылетает на должность заведующего грибозаготовительным пунктом |
ВЫВОД: никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, порой и уничтожает при помощи свиты всё, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Роль Воланда – ароль «очистителя». (ЭПИГРАФ)
Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?
В чём его вина, не заслуживающая прощения?
- Булгаков верил в то, что на земле существует какое-то новое измерение, дающее смысл и цель земной жизни, высшая реальность. Берлиоз же уверен, что всё совершается на земле, отрицает существование не только Иисуса Христа, но и вообще всё, кроме реальности, доступной органам чувств. Именно поэтому он получает ничто-полное небытие.
Таким образом, даже тяжкий грех Пилата (предательство из-за трусости) более простителен для человека, чем его Безверие, нежелание понять истину человеческой жизни, законы мироздания.
ВЫВОД. Булгаковский Воланд не просто дьявол, он элемент морали мира. Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена (гл.12 «Чёрная магия и её разоблачение»). Сам человек измениться не может, поэтому должно вмешаться зло, чтобы это произошло.
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Олицетворяя вечно существующее зло, всемогущий Князь Тьмы направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро. То есть зло для Воланда не цель, а средство:
-расправиться с людскими пороками;
-нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;
-унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг и плутов.
«В широкой, занимающей добрую половину романа сатирической картине той самой действительности, которая отторгла и сгубила Мастера, бросается в глаза одна особенность: в поле зрения автора попадают в основном обыватели, и рядовые, и начальствующие тоже, но так себе — среднего звена, глава писательской организации, руководители придуманного писателем Управления зрелищ и развлечений.
Выше этих пределов Булгаков взора не поднимает, хотя, казалось бы, в романе, содержащем философские раздумья о власти, о свободе мысли и духа, ему бы с вершины общественной пирамиды и начинать свой обзор. В ершалаимских главах — не что обратное: нижнюю часть пирамиды автор рассматривает бегло, не выделяя из общей человеческой массы отдельных лиц. Зато самая верхняя...
Даже император, пусть мельком, но представлен читателю. А его наместнику, Понтию Пилату, — максимум внимания. Он, в сущности, главное действующее лицо. Есть кое-что и кроме него: верховный идеолог Каифа, начальник тайной службы Афраний, войсковые начальники. И возникает крамольная мысль: что если две эти усеченные — одна сверху, другая снизу — пирамиды соединить в одну, не получится ли конструкция более или менее гармоничная? Оказывается, получится. И, похоже, это предусмотрено автором.
В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991
5. Индивидуальные сообщения студентов.
а) Тема бессмертия волновала людей всегда. Но бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Известен ли вам этот сюжет? (Для обсуждения предлагается библейская история Каина и Авеля и легенда о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».)
б) В «ершалаимских» главах не последнюю роль играет образ Левия Матвея. Бывший сборщик налогов становится учеником Иешуа.
— Как он поведет себя, узнав о неотвратимости гибели учителя?
— Чего более всего хочет Левий Матвей, осознав, что не сможет спасти учителя?
— Как он выполнит свой последний долг перед учителем?
— Почему можно сказать, что Левий Матвей — достойный ученик Иешуа?
Чтение и комментирование разговора Понтия Пилата и Левия Матвея, глава 26.
6. Индивидуальная работа по карточкам.
Задание № 1.
Критик и литературовед В. Я. Лакшин писал о романе: «Автор «Мастера и Маргариты» потешается над самодовольной трезвостью, которая спешит найти простейшее и бытовое объяснение непонятным ей явлениям... Найдя такое конкретное и близко лежащее объяснение, люди обретают душевное равновесие. Им как будто становится легче жить. Если же объяснение не находится сразу, они отделываются житейской и, по замечанию автора, «совершенно нелепой фразой»: «Этого не может быть!»
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание № 2.
Критик и литературовед В. Я. Лакшин писал о романе:
«Понтий Пилат всесилен, он так высоко вознесен над бродягою Иешуа, что может вовсе пренебречь им и волен в его животе и смерти. Но это видимое могу которому, кажется, нет границ и предела, лишь миг в исторической судьбе человечества. И, напротив, кругом несчастный, беспомощный и бессильный спасти себя Иешуа обладает непонятной властью, признать которую заставит время».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание № 3.
Критик и литературовед В. Я. Лакшин писал о романе: «Пережив трагедию непризнания, преследований в литературной среде, Мастер не может легко смириться и простить своих недругов. Он мало похож па праведника, христианина, страстотерпца. И не оттого ли в символическом конце романа Иешуа отказывается взять его к себе «в свет», а придумывает для него особую судьбу, награждая его «покоем», которого так мало знал в своей жизни Мастер».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание № 4.
Критик и литературовед В. Я. Лакшин писал о романе: «Но может быть, Мастер просто трус и заслуживает того самого суда, каким наказан в романе Понтий Пилат? Нет, трусость и страх, при видимой родственности этих понятий, совсем не одно и то же. Мастер не труслив. Страх может довести его до безумия, но не толкнет к малодушному бесчестию. Потому что трусость — это страх, помноженный на подлость, попытка сохранить покой и благополучие любой ценою, хотя бы и уступками совести».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание № 5.
Критик и литературовед В. Я. Лакшин писал о романе: «...Пора отметить то общее, что сближает многоразличные и, на первый взгляд, автономные пласты повествования. И в истории московских похождений Воланда и в духовном поединке Иешуа с Понтием Пилатом, и в драматической судьбе Мастера и Маргариты неумолчно звучит один объединяющий их мотив: вера в закон справедливости, правого суда, неизбежного возмездия злу».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
III. Итог занятия.
— Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием — параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад?
(Роман посвящен вечным проблемам: они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.)
— Перечислить их:
1. Что такое истина?
2. Человек и власть.
3. Внутренняя свобода и несвобода человека.
4. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
5. Верность и предательство.
6. Милосердие и всепрощение.
— В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе?
Домашнее задание.
1. Перечитать «московские» главы романа Булгакова, выбрать материал, касающийся общей атмосферы жизни 30-х годов, оттеняющий сатирическую окраску произведения.
2. По вариантам ответить на вопросы учебника: вопросы 3 и 6 на странице 62 учебника (часть 2).
3. Индивидуально:
Иешуа «при всей своей внешней человеческой обыкновенности... необыкновенен внутренне». В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991.
Если вы согласны с высказанной литературоведом оценкой образа философа, покажите в развернутом ответе его необыкновенность, силу, его секрет.
— Как вы думаете, почему прокуратор приказал, «чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чем бы то ни было разговаривать с Иешуа или отвечать на какие-либо его вопросы»?
ВЫВОДЫ
1.Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что воспитательный потенциал литературы заключается:
– в формировании эмоционального мира человека (в силу того, что литературно-художественное произведение есть результат объективизации прежде всего эмоциональной сферы студента);
– в воспитании синхронного и диахронного восприятия действительности (в силу того, что литературно-художественное произведение есть «картина жизни», образная модель действительности, истории народа и его нравственно-психологического облика, и тем самым литературно-художественное произведение предоставляет возможность студенту соотнести с собой исторические сюжеты и образы, т.е. создать возможность для самовоспитания);
– в формировании собственно филологического мышления (познания мира посредством литературно-художественного текста, поэтической реальности).
2.Литература помогает развитию культуры и любви к родному слову - основе духовной жизни народа, т.е. приобщает обучающихся к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению христианских ценностей, передаче традиций из поколения в поколение. Духовно-нравственное воспитание становится наиболее успешным при учёте социокультурных условий, при создании условий социальной и творческой активности школьников, их возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, а также включения учащихся в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность. Духовно-нравственное воспитание, являющееся органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, становится приоритетной областью в образовании.
3.Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н. Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».
4. Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших студентов.
Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в техникуме. Но только чтобы семья и техникум не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали студента разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.
5.Словесник в образовательном учреждении – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За преподавателем каждой дисциплины стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества:
– воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми;
– воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.
6.Таким образом это позволит:
– создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к Человеку и его развитию;
– создать условия для адаптации детей в постиндустриальном обществе;
– нацелить обучающихся на верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.
Работа над данной темой позволяет развивать индивидуальные познавательные способности каждого студента, помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, повысить духовность и нравственность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Агибалова С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 468-471. — URL https://moluch.ru/archive/82/14937.
-
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
-
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
-
Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. /Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
-
Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. /О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977. - 376с.
-
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
-
Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
-
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
-
Анилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009.
-
Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема // Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.