СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Открытый урок"Развитие навыков ансамблевой игры у учащихся младших классов в классе ансамбля"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра в ансамбле играет важную рольв развитии творческих способностей учащихся,способствует интенсивному развитию музыкального слуха,помогает заложить элементарные основы ритма.Доставляет детям огромное удовольствие и приносит пользу.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Открытый урок"Развитие навыков ансамблевой игры у учащихся младших классов в классе ансамбля"»

Тема урока: «Развитие навыков ансамблевой игры у учащихся младших классов в классе ансамбля».

Подготовила: педагог дополнительного образования

Володина Анна Евгеньевна

Учащиеся: Гольберт София-0 кл; Буруто Лиза-2 кл;

Голубцова Вероника-6 кл; Джаппарова Алиме-6 кл;

Нападовская Настя-6 кл.

Дата проведения: 06.12.2018 г.

Цель урока: овладение учащимися комплексом основных исполнительских навыков ансамблевой игры.

Задачи урока:
Обучающая:

-сформировать необходимые исполнительские навыки игры в ансамбле;

-умение слушать и контролировать себя во время занятий;

-подготовить учащихся для дальнейшей игры в ансамбле.

Развивающая:

-развитие творческих способностей учащихся через освоение различных видов совместного музицирования;

-формирование и развитие исполнительских навыков при игре в ансамбле;

-понимание исполнительских задач и способов их решения;

-развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения;

-развитие концертных навыков;

-развитие и углубление музыкального опыта.



Воспитательная:

-воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии;

-воспитание чувства ответственности за партнёра;

-взаимной поддержки;

-привитие любви к музыке и совместному музицированию;

-умение слушать и контролировать себя во время занятий;

-работоспособности и целеустремлённости для достижения поставленной цели;

-воспитание любви к искусству.

Здоровьесберегающая:

Чередование методов работы во время урока (смена видов деятельности), рациональное распределение нагрузки во время урока, создание атмосферы сотрудничества, создание благоприятной атмосферы.

Вид урока: урок-концерт.
Тип урока: комбинированный.
Форма: групповая.


Методы обучения: 
-словесный – рассказ, объяснение, беседа;
-метод показа на инструменте;

-метод отработки приемов.


Практические:

– на первом этапе используется метод показа. На открытом уроке исполняются как готовые концертные номера, так и произведения, находящиеся в процессе разучивания.

 
Оборудование:

-6 виолончелей, фортепиано, стулья, пульты.

Предполагаемый результат: 
-переход младших учащихся в старшую группу ансамбля.

-применение ранее полученных умений и навыков в ансамбле виолончелистов,

-раскрытие музыкально-образного содержания произведения.



Музыкальное содержание:

1. Упражнения

2. Гамма ре мажор

3. Р.н.п. «Во поле береза стояла»

4. Р.н.п. «Там за речкой, там за перевалом»

5. А.Гречанинов «Весельчак»

6. Р.н.п. «Ноченька»

7. П.Чайковский «Утренняя молитва»

8. А. Гоноболин «Солнечный день»

План урока:

1.Введение

2.Организационный момент

3.Основная часть

4.Заключение-вывод



Ход работы:

Урок проводится с учащимися: Гольберт София-0 кл. и Буруто Елизавета 2кл., ансамблем виолончелистов.

 Введение: рассказ о роли ансамблевой игры.

Первый этап: совместно с учениками педагог работает над одинаковой сменой смычка, штрихами, ритмической точностью.

Второй этап – ансамблевое исполнение двумя учащимися (2 партии)

Третий этап-результат работы – совместная игра младших учащихся со старшими.

Организационная часть урока: проверка готовности к уроку, настройка инструментов.

Введение:

Игра в ансамбле играет важную роль в развитии творческих способностей учащихся. Известно, ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
Преимущество занятий – развитие игровых движений, технических навыков, чувства ритма, слухового внимания, музыкальности.

Основная часть урока:

Ансамбль в переводе с французского - это игра вместе.

Искусство слушать и слышать очень трудная задача. Навыки ансамблевой игры ученики приобретают уже на первых уроках. Начинаем с простых пьес на открытых струнах - мелодия у фортепианной партии. Педагог приглашает ученицу 0 класса Гольберт Софию.

1. педагог просит определить характер пьесы, мажорное или минорное звучание.

2. Работаем над ритмом, упражнение, состоящее из одного или нескольких ритмически оформленных звуков

3. Играем упражнения на основе гаммы (игра на внимание).

4. Игра пьес: 1. «Во поле береза стояла» 2. «Там за речкой, там за перевалом»

Преподаватель исполняет основной музыкальный материал и просит его проанализировать.

Работа над пьесой:

Игра с учителем по фразам. Задача - подхватить мелодию в том же темпе, следить за интонацией, штрихами, распределением смычка, добиваться целостности исполнения. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать произведение, как играть вместе и как закончить произведение вместе.

Педагог играет вместе с ученицей пьесы: «Во поле береза стояла» и «Там за речкой, там за перевалом», 1 партию исполняет ученица.

Педагог обращает внимание на необходимость играть свою партию ярко, выразительно и при этом слушать второй голос.

Работа в ансамбле вместе с педагогом подготавливает учащихся к следующему этапу обучения - это совместная игра с другими учениками, где в ансамбле друг с другом дети становятся более внимательны и ответственны. Девочки имеют уже некоторый опыт ансамблевой игры, владеют элементарными навыками совместного исполнения. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Сольное исполнение приучает виолончелиста к слушанию себя, его внимание собрано в определённом фокусе, изменить который не так легко. Основная задача каждого из исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём представлении ясный звуковой образ всего произведения. При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Необходимо определить смысловую роль каждой партии. И на любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения. Активно развивается ритм, слух. Ведется работа над единством ансамблевых штрихов, вдумчивым исполнением. Общее звучание обеих партий  сливающихся в  единое целое - основа совместного исполнительства. Оба исполнителя должны иметь представление об эмоциональном содержании исполняемой музыки.

Второй этап:

Пьеса Гречанинова «Весельчак» и Р.н.п. «Ноченька»

Педагог предлагает ученице представить образ героя исполняемого произведения и в соответствии с характером произведения, определить темп и штрихи. После проигрывания отдельно первой и второй партии, педагог предлагает сыграть от начала до конца, учитывая все замечания. Играть пьесы в характере, следить за интонацией, качеством штрихом, стоккато исполнять легко, играть вместе, синхронно, одинаковыми штрихами, с динамическими оттенками, качественным звукоизвлечением.

Следующий этап - показ результата работы – педагог просит ученицу Буруто Елизавету сыграть в старшем ансамбле. Справиться со своей партией и более сложным репертуаром.

Урок заканчивается и педагог предлагает, как итог работы учащихся, исполнить два разнохарактерных концертных номера.

Для обогащения впечатлениями детей через знакомство с творчеством русского композитора П. И. Чайковского, учащиеся выучили пьесу из «Детского альбома» «Утренняя молитва».

Светлая, чистая, безоблачная пьеса лирического характера .

Первую пьесу необходимо исполнить мягким и качественным, красивым звуком с вибрато. Помнить о характере произведения – серьезное и строгое размышление, мелодия настоящей молитвы. Играть с динамическими оттенками.

В заключении урока педагог предлагает исполнить концертный номер-пьесу современного украинского композитора А.Гоноболина «Солнечный день».

Пьеса исполнена в приподнятом настроении - ярко, динамично, ритмично. Дети играют с удовольствием.

Вывод: Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию музыкального слуха, помогает заложить элементарные основы ритма, интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщённых музыкальных понятий, позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Доставляет детям огромное удовольствие и приносит пользу. Учащиеся были активно вовлечены в процесс творчества, на протяжении всего урока. Так у учеников формируются навыки инструменталиста исполнителя. Одновременно воспитываются такие качества, как работоспособность, целеустремленность, способность воплощения образно-художественных представлений, а самое главное - формируется чувство ансамбля, ответственность за общее дело.

Учащиеся были вовлечены в процесс творчества на протяжении всего урока. Ансамблевая игра является неотьемлимой частью учебного процесса в школе. Результат урока показал, что задачи поставленные педагогом, были раскрыты. Урок представлял собой целостную систему. Каждый этап работы был взаимосвязан с предыдущим. Урок достиг поставленной цели с определенно хорошим результатом.

Музицирование в ансамбле является увлекательным процессом исполнения произведений, в результате которого дети получают удовольствие и радость от игры, необходимые навыки исполнения, мотивацию к успешному обучению и приятные минуты общения с музыкой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!