№ | Раздела учебной программы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Формы текущего контроля |
Раздел 1. Биологическая лаборатория – 32 часа |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | Изучение ТБ при проведении экскурсий, во время пользования лабораторными и техническими средствами. | Беседа. |
2 | Экскурсия «Осенние явления в природе». | 1 | Осуществлять фенологические наблюдения, оформлять отчет по экскурсии. Осуществлять элементарные научные исследования. Определять цель, ставить задачи, планировать, делать выводы по результатам. Высказывать свою точку зрения, работать в группе. | Экскурсия. |
3 | Лабораторная работа «Приборы и инструменты биологических лабораторий». | 1 | Называть приборы биологической лаборатории и объяснять их значение. Осуществлять элементарные научные исследования. Определять цель, ставить задачи, планировать, делать выводы по результатам. Высказывать свою точку зрения, работать в группе. | Отчет по лабораторной работе. |
4 | Практическая работа «Царства живой природы». | 1 | Называть царства живой природы и характеризовать признаки представителей. Работать с различными источниками информации и преобразовывать их из одной формы в другую. Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. | Отчет по практической работе. |
5 | Практическая работа «Среды обитания живых организмов». | 1 | Называть среды обитания живых организмов и давать им характеристику, сравнивать особенности строения организмов. Устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы. Осуществлять рефлексию своей деятельности. Строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Отчет по практической работе. |
6 | Игровое лото «Кто где живет». | 1 | Различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов обитателей различных сред, объяснять приспособления. | Ролевая игра. |
7 | Экологическая азбука. | 1 | Различать основные понятия: экология, экологические факторы, их влияние на организмы, влияние человека на природу. | Круглый стол. |
8 | Проектная деятельность. | 1 | Знать и выполнять основные этапы выполнения проекта – сочинение стихов о природе, об осени. Выступать перед аудиторией. | Защита проекта. |
9 | Экологический праздник для детей «Осенний бал». | 1 | Знать приметы осени, художественные образы, игры. Выступать перед аудиторией. | Выставка поделок из природного материала. |
10 | Лабораторная работа «Устройство светового микроскопа. Порядок работы с микроскопом». | 1 | Объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки. Работать с приборами. Организовывать работу по готовому плану. Работать в парах. | Отчет по лабораторной работе. |
11 | Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». | 1 | Готовить препарат кожицы чешуи лука, давать определение понятия «клетка», различать ее основные части. Давать определение понятиям, сравнивать объекты. Определять цель, ставить задачи, вносить коррективы. Работать в парах, строить эффективное взаимодействие со сверстниками. | Отчет по лабораторной работе. |
12 | Лабораторная работа «Пластиды в клетках листьев». | 1 | Формировать навыки работы с микроскопом. Определять понятия, сравнивать объекты. Определять цель, ставить задачи, вносить коррективы. | Отчет по лабораторной работе. |
13 | Лабораторная работа «Многообразие клеток». | 1 | Сравнивать объекты, структурировать материал. Организовывать выполнение заданий. | Отчет по лабораторной работе. |
14 | Лабораторная работа «Химический состав клетки». | 1 | Характеризовать химический состав клеток, классифицировать вещества, объяснять их значение. Работать с различной информацией, устанавливать соответствие. Прогнозировать и анализировать результаты. Аргументировать свою точку зрения. | Отчет по лабораторной работе. |
15 | Проектная деятельность. | 1 | Знать и выполнять основные этапы выполнения проекта – сочинение сказок о природе. Выступать перед аудиторией. | Защита проекта. |
16 | Лабораторная работа «Растительные ткани». | 1 | Давать определение тканям, их разнообразию, различению на рисунках. Сравнивать объекты, структурировать материал. Организовывать выполнение заданий. Работать в составе групп. | Отчет по лабораторной работе. |
17 | Лабораторная работа «Бактерии». | 1 | Различать формы бактериальных клеток, особенности их строения, значение. Сравнивать объекты, структурировать материал. Организовывать выполнение заданий. Работать в составе групп. | Отчет по лабораторной работе. |
18 | Лабораторная работа «Шляпочные грибы». | 1 | Распознавать на рисунках грибы, рассказывать правила оказания доврачебной помощи при отравлении грибами. Сравнивать объекты, структурировать материал. Организовывать выполнение заданий. | Отчет по лабораторной работе. |
19 | Лабораторная работа «Плесневые грибы и дрожжи». | 1 | Готовить микропрепараты. Структурировать материал, сравнивать объекты. Организовывать выполнение заданий. | Отчет по лабораторной работе. |
20 | Лабораторная работа «Грибы-паразиты». | 1 | Различать особенности грибов- паразитов. Структурировать материал, сравнивать объекты. Организовывать выполнение заданий. | Отчет по лабораторной работе. |
21 | Экологическая игра «Путешествие в царство грибов». | 1 | Сравнивать объекты, структурировать материал. Организовывать выполнение заданий. | Круглый стол. |
22 | Проектная деятельность. | 1 | Знать основные этапы выполнения проекта – презентация по теме. Готовить выступление по презентации. | Защита проектов. |
23 | Лабораторная работа «Водоросли». | 1 | Различать на картинках водоросли. Приготавливать микропрепараты. отличать главное от второстепенного, характеризовать объекты. Работать по плану, анализировать, отвечать на вопросы. | Отчет по лабораторной работе. |
24 | Лабораторная работа «Мхи». | 1 | Работать с гербарием. Работать с различными источниками информации. Планировать, прогнозировать результат работы. Формулировать вопросы. | Отчет по лабораторной работе. |
25 | Лабораторная работа «Папоротникообразные». | 1 | Работать с гербарием. Структурировать материал, сравнивать объекты. Организовывать выполнение заданий, корректировать результат. Работать в составе групп. | Отчет по лабораторной работе. |
26 | Лабораторная работа «Голосеменные». | 1 | Работать с гербарием, коллекциями шишек. Сравнивать объекты, структурировать материал. Организовывать выполнение заданий, корректировать результат. Работать в составе групп. | Отчет по лабораторной работе. |
27 | Лабораторная работа «Покрытосеменные». | 1 | Работать с гербарием. Сравнивать объекты, структурировать материал. Организовывать выполнение заданий, корректировать результат. Работать в составе групп. | Отчет по лабораторной работе. |
28 | Викторина «Путешествие в Царство растений». | 1 | Отрабатывать классификационные умения. Воспроизводить информацию по памяти, развивать речь. Осуществлять рефлексию своей деятельности. Выступать перед аудиторией. | Круглый стол, ролевая игра. |
29 | Составление сборников стихов и сказок. | 1 | Представлять аудитории авторские произведения стихов и сказок. Обсуждать услышанное. | Беседа. |
30 | Экскурсия «Зимние явления в природе». | 1 | Проводить фенологические наблюдения, оформлять отчет по экскурсии. Осуществлять элементарные научные исследования. Определять цель, ставить задачи, планировать, делать выводы по результатам. Высказывать свою точку зрения, работать в группе. | Отчет по экскурсии. |
31 | Проектная деятельность. | 1 | Готовить сообщения к презентации. | Защита проектов. |
32 | Защита презентаций. | 1 | Представлять презентацию аудитории. Обсуждать. | Защита презентаций. |
Раздел 2. Микробиология, анатомия, физиология растений – 34 часа |
33 | Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». | 1 | Готовить препарат кожицы чешуи лука, давать определение понятию «клетка», различать ее основные части. Давать определение понятиям, сравнивать объекты. Определять цель, ставить задачи, вносить коррективы. Работать в парах, строить эффективное взаимодействие со сверстниками. | Защита проектов. |
34 | Лабораторная работа «Пластиды в клетках листьев». | 1 | Продолжить формировать навыки работы с микроскопом. Давать определение понятиям, сравнивать объекты. Определять цель, ставить задачи, вносить коррективы. | Защита проектов. |
35 | Лабораторная работа «Растительные ткани». | 1 | Давать определение тканям, их разнообразию, различать ткани на рисунках. Сравнивать объекты, структурировать материал. Организовывать выполнение заданий. Работать в составе групп. | Отчет по лабораторной работе. |
36 | Проектная деятельность. | 1 | Повторить основные этапы выполнения проекта – сочинения стихов о природе. Выступать перед аудиторией. | Защита проектов. |
37 | Лабораторная работа «Строение клетки водоросли». | 1 | Работать с микропрепаратом, разбираться в отличительных особенностях строения клетки водоросли. | Отчет по лабораторной работе. |
38 | Лабораторная работа «Строение тела лишайника». | 1 | Разбираться в особенностях строения тела лишайника. | Отчет по лабораторной работе. |
39 | Лабораторная работа «Строение клетки мха». | 1 | Работать с микропрепаратом, разбираться в отличительных особенностях строения клетки мха. | Отчет по лабораторной работе. |
40 | Лабораторная работа «Строение клетки папоротника». | 1 | Работать с микропрепаратом, разбираться в отличительных особенностях строения клетки папоротника. | Отчет по лабораторной работе. |
41 | Лабораторная работа «Строение клетки сосны». | 1 | Работать с микропрепаратом, разбираться в отличительных особенностях строения клетки сосны. | Отчет по лабораторной работе. |
42 | Лабораторная работа «Строение клетки листа березы». | 1 | Работать с микропрепаратом, разбираться в отличительных особенностях строения клетки листа березы. | Отчет по лабораторной работе. |
43 | Проектная деятельность. | 1 | Повторить основные этапы выполнения проекта – сочинения сказок о природе. Выступать перед аудиторией. | Защита проектов. |
44 | Биологическое лото. | 1 | На предложенных объектах различать виды растительных организмов. | Ролевая игра. |
45 | Лабораторная работа «Типы корневых систем». | 1 | Изготавливать гербарий корней. Формулировать правила изготовления гербария. | Отчет по лабораторной работе. |
46 | Лабораторная работа «Внешнее строение листа». | 1 | Изготавливать гербарий листьев. Формулировать правила изготовления гербария. | Отчет по лабораторной работе. |
47 | Лабораторная работа «Строение кожицы листа». | 1 | Работать с микроскопом, формулировать вопросы. | Отчет по лабораторной работе. |
48 | Лабораторная работа «Клеточное строение листа». | 1 | Работать с микроскопом, формулировать вопросы. | Отчет по лабораторной работе. |
49 | Лабораторная работа «Макро- и микростроение стебля». | 1 | Работать с различными источниками информации, с микроскопом. | Отчет по лабораторной работе. |
50 | Лабораторная работа «Видоизмененные побеги». | 1 | Работать с натуральными объектами, формулировать вопросы. | Отчет по лабораторной работе. |
51 | Лабораторная работа «Строение цветка». | 1 | Работать с натуральными объектами, гербариями и различными источниками информации. | Отчет по лабораторной работе. |
52 | Лабораторная работа «Соцветия». | 1 | Работать с натуральными объектами, гербариями и различными источниками информации. | Отчет по лабораторной работе. |
53 | Лабораторная работа «Плоды». | 1 | Работать с рисунками, таблицами, коллекциями. | Отчет по лабораторной работе. |
54 | Проектная деятельность. | 1 | Знать основные этапы выполнения проекта – создание презентации. Выступать перед аудиторией. | Защита проектов. |
55 | Лабораторная работа «Условия, необходимые для прорастания семян». | 1 | Выяснять условия, необходимые для прорастания семян, ставить опыты. Воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания в устной и письменной форме. | Отчет по лабораторной работе. |
56 | Викторина «Путешествие в царство Растений». | 1 | Сравнивать объекты, структурировать материал. Организовывать выполнение заданий. Работать в составе групп. | Круглый стол, беседа. |
57 | Экскурсия «Весенние явления в природе». | 1 | Проводить фенологические наблюдения, оформлять отчет об экскурсии. Осуществлять элементарные научные исследования. Определять цель, ставить задачи, планировать, делать выводы по результатам. Высказывать свою точку зрения, работать в группе. | Отчет по экскурсии. |
58 | Практическая работа «Систематика растений». | 1 | Разбираться в таксонах, используемых в систематике растений. Сравнивать объекты, структурировать материал. Организовывать выполнение заданий. Работать в составе групп. | Отчет по практической работе. |
59 | Экологический праздник «Весна – красна». | 1 | Знать приметы весны, художественные образы, игры. Воспроизводить информацию по памяти, развивать речь. Выступать перед аудиторией. | Выступление перед аудиторией. |
60 | Лабораторная работа «Семейство Крестоцветных». | 1 | Распознавать признаки семейства. Уметь определять представителей семейства по признакам. Работать с натуральными объектами, гербариями. | Отчет по лабораторной работе. |
61 | Лабораторная работа «Семейство Розоцветных». | 1 | Распознавать признаки семейства. Уметь определять представителей семейства по признакам. Работать с натуральными объектами, гербариями. | Отчет по лабораторной работе. |
62 | Лабораторная работа «Семейство Пасленовых». | 1 | Распознавать признаки семейства. Уметь определять представителей семейства по признакам. Работать с натуральными объектами, гербариями. | Отчет по лабораторной работе. |
63 | Лабораторная работа «Семейство Бобовых». | 1 | Распознавать признаки семейства. Уметь определять представителей семейства по признакам. Работать с натуральными объектами, гербариями. | Отчет по лабораторной работе. |
64 | Лабораторная работа «Семейство Сложноцветных». | 1 | Распознавать признаки семейства. Уметь определять представителей семейства по признакам. Работать с натуральными объектами, гербариями. | Отчет по лабораторной работе. |
65 | Лабораторная работа «Семейство Лилейных и Злаков». | 1 | Распознавать признаки семейства. Уметь определять представителей семейства по признакам. Работать с натуральными объектами, гербариями. | Отчет по лабораторной работе. |
66 | Составление сборников стихов и сказок. Защита презентаций. | 1 | Обсуждать сборники стихов и сказок. Представлять презентации. Работать в творческой группе. | Выступление перед аудиторией. |
Итого | 66 |