СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по дополнительному образованию детей. Название: "Роль педагога дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в современной системе дополнительного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость дополнить существующие программы инновационными технологиями и методиками. В первую очередь это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по дополнительному образованию детей. Название: "Роль педагога дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в современной системе дополнительного образования"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дополнительному образованию детей





Коррекционная работа

Роль педагога дополнительного образования в работе с детьми

с ограниченными возможностями здоровья

в современной системе дополнительного образования.





Старший дошкольный возраст

В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребёнка. По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%. Из них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Отмечается определенная динамика в общей структуре инвалидности: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет.

Дети потеряли способность удивляться и радоваться, не умеют или стесняются проявлять нежность и доброту, не знакомы с чувством патриотизма и мужества; для большинства ребятишек характерны быстрая утомляемость, нарушение сна, снижение двигательной активности.

Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость дополнить существующие программы инновационными технологиями и методиками. В первую очередь это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Это дети с особыми образовательными потребностями.

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Целью образования детей данной категории является введение в культуру, используя особым образом построенное образование, выделяющее специальные задачи и разделы обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Педагогическая деятельность педагога и концертмейстера должна строиться на диагностической основе. Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка.

При проектировании коррекционно-воспитательного процесса необходимо создать специальную развивающую среду, подобрать методические материалы, обеспечивающие задачи диагностики и реализации основных направлений работы (программы, перспективные планы, учебно-методические пособия, нормативные документы).

Поскольку цель образования детей с ОВЗ едина - ведение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, то и структура перспективного планирования должна быть единой, поэтому при составлении планирования необходимо учесть следующие признаки, обусловленные особенностями детей с ОВЗ:

-обучение ребенка должно содержать специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

-использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;

-процесс обучения индивидуализирован в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка.

В перспективном плане должны быть отражены все разделы базовой программы, при этом их содержание выстраивается в новой логике: включает два компонента: "академический" и формирование жизненной компетенции, что представляется целесообразным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ.

Специфика перспективного планирования образовательной работы для детей с ОВЗ заключается в том, что основой коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, а основной принцип организации работы - принцип комплексности (взаимодействие специалистов), .

Роль педагога и концертмейстера в этой связи следующая:

– осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

– учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

– использует на занятиях элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики и др.  

Реализация вышеперечисленных видов деятельности в работе с детьми решает следующие задачи по сохранению и укреплению здоровья:

– развитие, коррекция двигательной сферы, общей и мелкой моторики;

– устранение речевого нарушения;

– преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других;

– снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения;

– гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого;

– воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умение определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

– развитие физической и эмоциональной активности детей;

– формирование положительных черт характера (уверенности, честности, смелости, доброты и т. п.).



ПСИХОГИМНАСТИКА

В ОУ наиболее часто применяется психогимнастика М.И. Чистяковой. Чистякова дает такое определение психогимнастики.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной и эмоционально личностной сферы).

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно - психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни, а также в качестве профилактике с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

В процессе психогимнастики дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

В психогимнастику входят

- мимические и пантомимические этюды,

- этюды игры на выражение отдельных качеств характера и эмоции,

- этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом,

- психомышечная тренировка.

Элементы психогимнастики могут использоваться на музыкальных, физкультурных занятиях, на других занятиях в качестве разгрузочной минуты, а также в качестве специальных занятий.

На занятиях по психогимнастики все дети успешны: правильно все, что они делают, делая все по своему, как могут. Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением.

Например, педагог говорит: «Как сильно у вас зайчики стучат на барабане. А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые не гнутся, как палочки. Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, в руках даже в плечиках? А вот лицо нет. Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И живот расслаблен. Дышит…, а что еще расслабленно? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленно, чтобы уловить свои ощущения».

Литература: «Психогимнастика» Е.А.Алябьева, Творческий центр Москва 2003

«Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе» И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. Москва «ИЛЕКСА», Ставрополь «Сервисшкола» 2001, стр. 37

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Цель дыхательных упражнений – увеличить жизненную емкость легких, научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе.

Обучая правильному, рациональному дыханию, следует подчеркивать его естественность, непроизвольность и ритмичность. Не нужно с усилием, часто судорожно втягивать воздух носом или, что бывает не редко, ртом. Такой вдох связан с неравномерным расширением грудной клетки, поступление воздуха в легкие тоже бывает не равномерным, напряженным и неполным. В обычных условиях при ускоренной ходьбе, беге и профилактической работе рекомендуется делать вдох преимущественно через нос, а выдох – через нос и рот.

Упражнения для развития правильного дыхания используются широко на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, музыкальных, на занятиях в качестве физкультминутки и на речевых занятиях в качестве подготовки речевого аппарата. Пение это есть один из способов развития дыхания.

Существует ряд комплексов оздоровительных дыхательных упражнений. Например: дыхание по методике Стрельниковой.

А.Н. Стрельниковой в 1974 году предложен «способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», но в последствие его применение показало, что он благоприятно влияет на оздоровление грудной клетки. Упражнения по Стрельниковой можно использовать как оздоровительную технологию. Этот способ оздоровления заключается в применение приемов дыхательной гимнастики: когда при дыхательных движениях грудная клетка сжимается, ребенок производит активный вдох; при движении, когда грудная клетка расширяется - пассивный выдох. Эта технология способствует тренировке мышц, участвующих в дыхании и увеличения дыхательного объема и жизненной емкости легких.

Дыхание по Стрельниковой проводится с детьми по показаниям медицинским работником или инструктором по физической культуре в специально отведенное время.

Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух. Упражнения для формирования правильного речевого дыхания используются логопедами и воспитателями на занятиях по звуковой культуре речи.

Литература:

«Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе» И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. Москва «ИЛЕКСА», Ставрополь «Сервисшкола» 2001, стр. 38,

«Дошкольное воспитание» 1/92 стр. 45,

«Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» М.Н. Кузнецова, Москва АРКТИ 2002 , стр. 16,

«Оздоровление детей в условиях детского сада» Творческий центр Москва 2005 г. под редакцией Л.В. Кочетковой, стр. 87,

«Дошкольное воспитание» №12/2001 стр. 10,

«Дошкольное воспитание» № 4/1995 стр. 28

Музыкально – ритмические упражнения

Музыкально – ритмические упражнения используются для профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата. Музыкально-ритмические упражнения используются на музыкальных занятиях и на занятиях ритмикой. Перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения упражнений соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Упражнения должны выполняться без всякого напряжения свободно естественно, с соблюдением педагогических принципов системности, постепенности, последовательности, повторяемости.

При профилактике опорно-двигательного аппарата музыкальные упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, ориентироваться в пространстве. При этом система упражнений выстраивается «от простого к сложному». Наиболее сложным для детей младшего возраста являются упражнения связанные с движением рук. На занятиях нужно уделять особое внимание работе над лёгкостью, мягкостью, плавностью движений. С этой целью включается упражнения, способствующие расслаблению мышц рук. Последовательная, систематическая работа учит детей осознанно относиться к музыке, к движению под музыку, что способствует профилактике нарушения опорно-двигательного аппарата.

Литература:

«Оздоровление детей в условиях детского сада» Творческий Центр Москва 2005 стр. 93.

Концепция «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике» Н.Н. Ефименко

Главная идея концепции – посредством определенных цветовых режимов (интерьера помещения, игрового инвентаря, оформление стен) содействие более эффективному двигательному развитию детей, становление психических функций, формированию всесторонней гармонической личности. По мнению Н.Н. Ефименко, цвет активно влияет на организм ребенка.

Красный – увеличивает мускульное напряжение, активизирует все функции организма, работу мозга.

Оранжевый – одновременно согревает, стимулирует, но может и успокаивать и раздражать улучшает пищеварение.

Желтый – тонизирует, активизирует умственную деятельность.

Зеленый – снижает кровяное давление, дает отдых уму, повышает двигательно – мускульную работоспособность.

Голубой – снижает мускульное напряжение, успокаивает.

Синий – угнетает, тормозит функции физиологических систем организма.

Фиолетовый – угнетает нервную систему, повышает выносливость.

Коричневый – вызывает депрессию, печаль, притупляет эмоции.

Литература: «Управление дошкольным образовательным учреждением» 5/2007 г., стр. 84

Точечный массаж.

Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж можно делать самим, а также можно научить детей.

Точки, которые следует массировать при ОРЗ.

Точка 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. Массаж этой зоны уменьшает кашель, улучшает кроветворение (15 раз в одну сторону и 15 раз в другую ).

Точка 2. Регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям ( 15 раз в одну и 15раз в другую сторону )

Точка 3. Область коренных клубочков нижней челюсти. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани ( 15 раз только в одну сторону ).

Точка 4. Шейный узел надо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с ругуляторами деятельности сосудов головы, шеи, туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата ( 15 раз ).

Точка 5. Она расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Оказывает большое внимание на излечение от таких болезней как грипп, простуда.

Точка 6. Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит ( по 15 раз в каждую сторону).

Точка 7. Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга ( по 15 раз в каждую сторону ).

Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат ( по 15 раз в каждую сторону ).

Точка 9. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже нормализуются

Многие функции организма. Большой палец в центр ладони, а указательным массировать тыльную сторону ладони между указательным и большим пальцами.

Массаж надо делать 3 раза в день.

Литература: Дошкольное воспитание 4/1995 г. стр. 31.

Работы авторов современных программ и методик:

Т.А. Боровик; Т.Э. Тютюнниковой «Потешные уроки», «Доноткино»; И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой; О.В. Каратаевой; А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»; Н.А. Щербаковой «От слова к музыке и движению»; М.Ю. Картушиной; Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика».

ЛОГОРИТМИКА.

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Концертмейстер сочетает музыку, речь и движения, педагог продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Необходимым условием в выработке двигательных, слу­ховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамичес­ких стереотипов.

Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрос­лых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и ак­тивно участвовать в процессе занятия осуществляется благо­даря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных пер­сонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует ак­тивность детей к речевой и другим формам деятельности.


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать ... Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомую дошкольникам - «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и другие, адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:

стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

совершенствует внимание и память;

формирует ассоциативно-образное мышление;

  • облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

РИТМОПЛАСТИКА.



Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель­ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.



Организацию работы по музыкальному воспитанию проводится по трем направлениям:

1 Групповая и индивидуальная работа с детьми.

2 Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

3 Совместная работа педагогов ОУ.



Для систематизации и соблюдения последовательности применения материала с использованием различных видов оздоровления, следует составить перспективные планы по возрастам, структуру и ход занятия подробно описывать в календарных планах. Здоровьесберегающие технологии необходимо использовать на каждом занятии, учитывая возрастные особенности детей. Музыкальные занятия с детьми продумывать заранее, в сюжете занятий можно использовать стихотворения и сказки русских и зарубежных писателей, потешки, скороговорки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой, занимательной форме.

Эффективность занятий напрямую зависит от умения педагога создать благоприятную, доверительную атмосферу, организовать постоянное внимание детей и пробудить у них интерес к выполнению заданий. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Свои занятия обычно начинаю с приветствия, которое настраивает на позитивную работу, располагает к взаимному общению. Например, элемент психогимнастики для детей старших групп:

Упражнение «Здравствуй, друг!».

Дети стоят парами лицом друг к другу.

Здравствуй, друг,

Пожимают руки.

Как ты тут?

Похлопывают по плечу.

Где ты был?

Трогают за ухо друг друга.

Я скучал.

Обнимают себя за плечи..

Ты пришел, хорошо!

Обнимают друг друга и переходят к другому партнеру.



Для развития слуха и голоса, а так же коррекции речевых нарушений можно использовать пособие Л. Б. Гавришевой и Н.В. Нищевой «Логопедические распевки». Музыкально-двигательные упражнения, собранные в этом пособии способствуют развитию у детей тонкой и общей моторики, координации речи и движения, будят в ребятах творческое воображение. И вместе с тем, решает специальные задачи - умение петь хором, с чистой интонацией, подчиняться определенному темпу и ритму.

Одна из распевок с применением пальчиковой гимнастики «Семья»:

Папа, мама, брат и я- (Дети загибают пальчики правой руки)

Вместе дружная семья. (Показывают сжатый кулак левой руки)

Раз, два, три, четыре, (Левой рукой разжимают пальцы на правой руке)

Все живем в одной квартире. (Показывают крепко сжатый кулак правой руки).


Также можно использовать массаж биологически активных точек для профилактики простудных заболеваний со словами, например, «Снеговик».


Раз – рука, два – рука.

(Вытягивают вперед одну руку)

Лепим мы снеговика.

(потом — другую. Имитируем лепку снежков)

Три – четыре, три – четыре,

(Поглаживают ладонями шею)

Нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа

(Кулачками растирают крылья носа).

Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,

(Приставляют ладони ко лбу)

Пусть смеется он у нас.

(«Козырьком» ладони и растирают лоб)

Семь и восемь, семь и восемь –

(Поглаживают колени ладошками)

Мы плясать его попросим.

Между исполнением программных песен с целью расслабить голосовой аппарат и переключить ненадолго внимание на решение других задач, помимо певческих, можно провести пальчиковую гимнастику, музыкально-дидактические игры или этюды на развитие детского творчества.

Одно из таких «Два кота»:

-Белый котик у ворот песню весело поет…

(Ребенок изображает «веселое мяуканье),

-Черный котик у ворот песню грустную поет…

(Другой ребенок изображает грустное пение кота).

Можно предложить детям пофантазировать, почему котик загрустил или что могло развеселить белого кота.

Упражнение способствует развитию мимики, формированию выразительности движений, воспитывает умение перевоплощаться, и вместе с тем пополняет музыкальный опыт детей, развивает слух, умение определять характер мелодии. Одновременно ребенок учится называть свои чувства. Ему становится понятны слова: интерес, удивление, радость, горе и т. д.

Во второй части занятия обязательно провести коммуникативные игры и танцы. Как правило, они состоят из движений, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Правильно подобранная музыка, которая носит веселый, легкий характер, помогает ощутить ребенку особое настроение и передать его в движениях. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Для того чтобы задействовать малоактивных детей, вселить уверенность в себе, предложить им ведущую роль в играх, где ребенок сам придумывает способы для выражения образов, ощущает свою значимость. Главное, тактичное и ненавязчивое поведение взрослых, которые аккуратно могут подсказать, поддержать ребенка, но ни в коем случае не диктовать свою волю. При отборе игр обязательно учитывать то, чтобы их правила были доступны и понятны детям.



Танец «Весенний перепляс».

Под русскую народную музыку «Ах ты береза».

Текст и движения: О. Банщикова.

Проводится совместно с родителями.

Дети с взрослыми становятся парами и двигаются по кругу.

1 Весело, весело

Солнечной весною.

На весенний перепляс

Выйдем мы с тобою.

Припев: Потанцуй-ка с нами, поворачиваются друг к другу

Постучи ногами, и притопывают ногами.

Праздник будет веселей, пары кружатся «лодочкой»

Покружись скорей.

2 Как наши девочки девочки выходят в центр круга, и идут

Весело шагают, друг за другом

Ручками машут, машут правой рукой

На танец приглашают. Возвращаются к своей паре

Припев.

3 Как наши мамочки повторяются движения 2 куплета,

Весело шагают, только в круг выходят мамы.

Ручками машут,

На танец приглашают.

Припев.

Так же можно исполнить про мальчиков, про пап.

Упражнения на дыхание снимают усталость, бодрят, повышают жизненный тонус, улучшают настроение, память, что особенно важно для дошкольников. Дыхательная гимнастика благотворно влияет на голосовой аппарат:



Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нас солнце горячо


Подуем на живот-

Как трубка станет рот.

А теперь на облака

И остановимся пока.

(Дети выполняют движения по тексту).



Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «з-з-з». Дети должны представить, что пчелка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.

Несколько раз зевнуть и потянуться.



Можно проводить игровой момент «Логоритмика» после разминки, для того чтобы сконцентрировать внимание детей на выполнении общеразвивающих упражнений, в то же время это маленькая разминка для пальцев рук.



«Замок»:

На двери весит замок,

(Ритмичные, быстрые соединения пальцев в замок)

Кто его открыть бы смог?

Потянули,

(Руки потянуть в разные стороны)

Покрутили,

(Движения кистями рук к себе и от себя)

Постучали.

(Пальцы сцеплены, основаниями ладоней)

И открыли!

(Постучать друг о друга. Пальцы расцепить, ладони в стороны).

Если дети к концу занятия возбуждены, можно провести релаксацию. Этот вид оздоровления активизирует и развивает слуховое внимание, нормализует дыхание, возвращает детей в спокойное состояние.

"Летний денек".

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.



"Замедленное движение"

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

"Тишина"



Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.



Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Деятельность по оздоровлению детей осуществляется в тесном контакте со всеми членами педагогического коллектива и родителями наших воспитанников, что способствует повышению эффективности оздоровительного процесса.

Для родителей были подготовлены консультации о пользе пальчиковых игр, о влиянии музыки на организм ребенка; о том, как организовать домашний концерт и что такое сюжетно- игровой танец. На собрании для родителей был организован семинар-практикум «Поем с мамой вместе» и «Поиграем со звуками».

Опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе показывает, что на протяжении всего занятия у детей сохраняется устойчивое внимание, повышается результативность в усвоении материала, прослеживается положительная динамика в развитии музыкальных способностей. На музыкальных занятиях формирует положительный эмоциональный настрой, развивается фантазия и творчество, что способствует гармоничному развитию личности. Дети находятся в бодром расположении духа, активны, эмоциональны, что говорит об их психическом и физическом здоровье.

ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!