| III. Изучение нового материала Формулировка темы и целей урока Мы приступаем к изучению нового раздела химии. Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, если внимательно прослушаете стихотворение. Хоть составчик мой и сложный, Без меня жить невозможно. Я отличный растворитель, Жажды лучший утолитель. А разрушите, так сразу Два получите вы газа. О каких веществах идет речь? - Тема нашего урока «Вода – растворитель. Растворы». Запишем тему урока в тетрадь.(слайд 3) Цели урока: Дать определение понятию «раствор» Практическим путем изучить явление растворимости веществ в воде. Узнать, из каких частей может состоять раствор. Давайте вспомним физические свойства кислорода и водорода? - При обычных условиях эти два газа, находясь в атмосфере, не взаимодействуют. Какие условия нужно создать, чтобы кислород начал взаимодействовать с водородом? Что образуется в результате этой реакции? Раньше мы с вами говорили о воде как о продукте некоторых реакций, а теперь я предлагаю изучить вам ее как неотъемлемую часть многих растворов. Вода входит в состав клеток и тканей всех животных и растений. Например: тело человека трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды. Тело взрослого- на 60-80%. В таких овощах как огурцы, помидоры , морковь – 90-95% воды, в хлебе – 40%, молоке – 80%, тело медузы на 98% состоит из воды. Процесс пищеварения у человека протекает при участии 9-10 литров воды в сутки . Где согласно теории эволюции на Земле зародилась жизнь? Какие существуют этому доказательства? Одно из ключевых доказательств этого – сходный химический состав морской воды и крови человека. (СЛАЙД 5) А знаете ли вы, что в 1м3 морской воды растворено 0,01мг золота. Общее количество золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны золота. Часто понятие раствор мы связываем, прежде всего, с водой. Но есть и другие растворы. Какие? Это жидкие растворы. Но есть и твёрдые растворы – сплавы, золотые украшения, газообразные растворы – воздух. Теории растворения веществ. Так что же такое раствор? (слайды) Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия. Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке. В химии процессы растворения рассматриваются с позиций трёх теорий: Физической Химической Физико-химической Давайте представим себя в роли сторонников этих теорий. 1 группа -сторонники физической теории, 2 группа - химической теории, 3 группа – физико-химической теории У вас на столах есть справочная информация о соответствующей теории растворения. Ваша задача - объяснить основную идею своей теории (что такое растворение) и назвать имена учёных, сторонников этой теории (обсуждение сопровождается показом слайдов со схемой и фото учёных). В настоящее время принята теория, которая объединяет обе точки зрения,- физико-химическая теория растворов. Её предсказал Д.И. Менделеев в своём учебнике “Основы химии “. | Вода, водород, кислород Записывают тему урока в тетради. Кислород – газ, б/цв., б/з., тяжелее воздуха, плохо растворим в воде. Водород – б\цв., б/з., плохо растворим в воде, легче воздуха. - Создать гремучую смесь или пропустить через два этих газа электрический ток. - Молекула воды. - В воде Высказывают свои предположения о доказательствах теории эволюции - лекарственные настойки, органические растворители (ацетон). Записывают определение в тетради Выполняют задание по поиску и анализу теоритической информации (работа в группах) |
| 3. Практическая часть – изучение растворимость в воде различных веществ. Теперь нам нужно доказать, что верна именно физико-химическая теория, т.е. рассмотреть признаки взаимодействия при растворении веществ. -А какие признаки химических реакций вы знаете? - Прежде чем приступить к практической части, давайте вспомним правила техники безопасности при проведении опытов. У вас на столах стоит лабораторное оборудование, с которым вы будете работать в парах. У каждого из вас есть таблицы, которые вы заполните по ходу выполнения своего эксперимента, а дома приклеите их в тетрадь. Вам нужно проверить растворимость представленных веществ – соль, сахар, песок, серная кислота, белок, растительное мало, хлорид меди (II) – путем приливания воды к этим веществам. Приливайте воду с помощью пипеток, а для размешивания растворов воспользуйтесь стеклянными палочками. На выполнение задания вам дается 7 минут. Обратите особенное внимание, что среди представленных веществ есть разбавленная серная кислота, с ней нужно быть особенно аккуратными и в случае проливания – немедленно сообщить мне. Обсуждаем полученные результаты коллективно (Слайд) | - Выделение теплоты, выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски. - Не сливать необдуманно реактивы, аккуратно работать с оборудованием, обращаться к учителю с любым вопросом. (Приложение 1) |
IV | Закрепление. В качестве закрепления полученных знаний предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка». Я буду называть вам определение, а вы мне говорить, о каком термине или явлении идет речь. Эта молекула состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода Прозрачная, без вкуса, без запаха, при 0 градусов замерзает, при 100 градусах превращается в газ Эти вещества состоят из элементов двух видов, один из которых – кислород с постоянной валентностью II. Однородная система, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия Изменение цвета, вкуса, выделение/поглощение теплоты Реакции, протекающие с выделением теплоты Реакции, протекающие с поглощением теплоты Раствор меди и цинка | Отвечают на поставленные задачи: Вода Физические свойства воды Оксиды Растворы Признаки химический реакций Экзотермические реакции Эндотермические реакции Сплав |
VI | Рефлексия. Итоги. Для того, чтобы еще раз убедить вас в том, что значение воды в жизни человека бесценно, что воду нужно беречь и самим нужно быть достойными людьми даже наедине самим с собой, я предлагаю посмотреть вам небольшой видео-ролик об исследованиях, которые провели Японские ученые о памяти, заключенной в молекулах воды. Смотрят видео-ролик, высказывают своё мнение о полученной информации. Какие выводы вы сделали для себя? Понравился ли вам урок? Узнали ли вы что-то новое? | Анализируют просмотренный видео-ролик. Оценивают свою активность на уроке, свой личностный результат. |