СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по химии "Вода- растворитель"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по химии "Вода- растворитель"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по химии "Вода- растворитель"»

Конспект урока по теме: «Вода – растворитель. Растворы»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о воде как важной составляющей процесса растворения; познакомить учащихся с понятием раствор; дать представление о механизмах процесса растворения; познакомить учащихся с существующими теориями растворения веществ в воде.

Задачи урока:

  1. Образовательные – сформировать представление о физических и химических свойствах воды

  2. Развивающие – формировать и развивать предметные умения при работе с лабораторным оборудованием, развивать аналитическое мышление при наблюдении результатов эксперимента.

  3. Воспитательные – формировать экологически грамотное мировоззрение, прививать навыки уважительного отношения к мнению других людей, воспитывать интерес к естественным наукам путем решения задач практическим путем.

Оборудование: штатив с пробирками (песок, NaCl, сахар, белок, растительное масло, р-р H2SO4, СuCl2), 6 химических стаканов с водой, проектор, компьютер), ПСХЭ Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные (проведение опытов), частично-поисковые (работа по учебнику), использование ИКТ (презентация), видео-ролик.

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

План урока:

  1. Организационный этан

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Первичное закрепление полученных знаний

  5. Домашнее задание

  6. Рефлексия. Итоги урока.



Ход урока:

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Назовите, пожалуйста, отсутствующих. Давайте настроимся на продуктивную и работу и приступим к занятию.

Называют отсутствующих, настраиваются на работу на уроке.

II.

Актуализация знаний.

Я предлагаю вам сегодняшний урок начать с небольшой химической разминки (СЛАЙД №1):

Вам требуется установить тип химической реакции, расставить коэффициенты и подписать названия знакомых вам веществ.

Cu+O2=CuO                                      

Na2SO4+BaCI2=BaSO4+2NACI

HCI+Zn=ZnCI2+H2                                  

CaCO3=CaO+CO2

(учащиеся выполняют индивидуальную самостоятельную работу на заранее подготовленных листах с заданием).

Выполненные работы положите на край стола.

По итогам работы коллективно обсуждаем правильные характеристики уравнения





Выполняют самостоятельную работу










Высказывают свои предположения относительно возможных вариантов решения уравнений


III. Изучение нового материала

  1. Формулировка темы и целей урока

Мы приступаем к изучению нового раздела химии. Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, если внимательно прослушаете стихотворение.

Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа.

О каких веществах идет речь?  

 


- Тема нашего урока «Вода – растворитель. Растворы». Запишем тему урока в тетрадь.(слайд 3)

Цели урока:

  1. Дать определение понятию «раствор»

  2. Практическим путем изучить явление растворимости веществ в воде.

  3. Узнать, из каких частей может состоять раствор.


Давайте вспомним физические свойства кислорода и водорода?





- При обычных условиях эти два газа, находясь в атмосфере, не взаимодействуют. Какие условия нужно создать, чтобы кислород начал взаимодействовать с водородом?

Что образуется в результате этой реакции?

Раньше мы с вами говорили о воде как о продукте некоторых реакций, а теперь я предлагаю изучить вам ее как неотъемлемую часть многих растворов.

Вода входит в состав клеток и тканей всех животных и растений. Например: тело человека трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды. Тело взрослого- на 60-80%. В таких овощах как огурцы, помидоры , морковь – 90-95% воды, в хлебе – 40%, молоке – 80%, тело медузы на 98% состоит из воды. Процесс пищеварения у человека протекает при участии 9-10 литров воды в сутки .

Где согласно теории эволюции на Земле зародилась жизнь? Какие существуют этому доказательства?

Одно из ключевых доказательств этого – сходный химический состав морской воды и крови человека. (СЛАЙД 5)

А знаете ли вы, что в 1м3 морской воды растворено 0,01мг золота. Общее количество золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны золота.

Часто понятие раствор мы связываем,  прежде всего,  с водой. Но есть и другие растворы. Какие?


Это жидкие растворы. Но есть и твёрдые растворы – сплавы, золотые украшения, газообразные растворы – воздух.

  1. Теории растворения веществ.

Так что же такое раствор? (слайды)

Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке. В химии процессы растворения рассматриваются с позиций трёх теорий:

  1. Физической

  2. Химической

  3. Физико-химической

 Давайте представим себя в роли сторонников этих теорий.

1 группа -сторонники физической теории,

2 группа - химической теории,

3 группа – физико-химической теории

У вас на столах есть справочная информация о соответствующей теории растворения. Ваша задача - объяснить основную идею своей теории (что такое растворение) и назвать имена учёных, сторонников этой теории (обсуждение сопровождается показом слайдов со схемой и фото учёных).


В настоящее время принята теория, которая объединяет обе точки зрения,- физико-химическая теория растворов. Её предсказал Д.И. Менделеев в своём учебнике “Основы химии “.
















Вода, водород, кислород



Записывают тему урока в тетради.











Кислород – газ, б/цв., б/з., тяжелее воздуха, плохо растворим в воде.

Водород – б\цв., б/з., плохо растворим в воде, легче воздуха.


- Создать гремучую смесь или пропустить через два этих газа электрический ток.



- Молекула воды.


















- В воде

Высказывают свои предположения о доказательствах теории эволюции








- лекарственные настойки, органические растворители (ацетон).






Записывают определение в тетради






Выполняют задание по поиску и анализу теоритической информации (работа в группах)














3. Практическая часть – изучение растворимость в воде различных веществ.

Теперь нам нужно доказать, что верна именно физико-химическая теория, т.е. рассмотреть признаки взаимодействия при растворении веществ.

-А какие признаки химических реакций вы знаете?


- Прежде чем приступить к практической части, давайте вспомним правила техники безопасности при проведении опытов.

У вас на столах стоит лабораторное оборудование, с которым вы будете работать в парах. У каждого из вас есть таблицы, которые вы заполните по ходу выполнения своего эксперимента, а дома приклеите их в тетрадь. Вам нужно проверить растворимость представленных веществ – соль, сахар, песок, серная кислота, белок, растительное мало, хлорид меди (II) – путем приливания воды к этим веществам. Приливайте воду с помощью пипеток, а для размешивания растворов воспользуйтесь стеклянными палочками. На выполнение задания вам дается 7 минут.

Обратите особенное внимание, что среди представленных веществ есть разбавленная серная кислота, с ней нужно быть особенно аккуратными и в случае проливания – немедленно сообщить мне.

Обсуждаем полученные результаты коллективно (Слайд)








- Выделение теплоты, выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски.

- Не сливать необдуманно реактивы, аккуратно работать с оборудованием, обращаться к учителю с любым вопросом.



(Приложение 1)

IV

Закрепление.

В качестве закрепления полученных знаний предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка». Я буду называть вам определение, а вы мне говорить, о каком термине или явлении идет речь.

  1. Эта молекула состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода

  2. Прозрачная, без вкуса, без запаха, при 0 градусов замерзает, при 100 градусах превращается в газ

  3. Эти вещества состоят из элементов двух видов, один из которых – кислород с постоянной валентностью II.

  4. Однородная система, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия

  5. Изменение цвета, вкуса, выделение/поглощение теплоты

  6. Реакции, протекающие с выделением теплоты

  7. Реакции, протекающие с поглощением теплоты

  8. Раствор меди и цинка



Отвечают на поставленные задачи:




  1. Вода



  1. Физические свойства воды



  1. Оксиды




  1. Растворы




  1. Признаки химический реакций

  2. Экзотермические реакции


  1. Эндотермические реакции

  2. Сплав

V

Домашнее задание:

  1. П. 28 , упр. 1-4 стр. 81

  2. Задание на дополнительную оценку – написать сочинение или подготовить плакат на тему: «Вода и балет»


VI

Рефлексия. Итоги.

Для того, чтобы еще раз убедить вас в том, что значение воды в жизни человека бесценно, что воду нужно беречь и самим нужно быть достойными людьми даже наедине самим с собой, я предлагаю посмотреть вам небольшой видео-ролик об исследованиях, которые провели Японские ученые о памяти, заключенной в молекулах воды.

Смотрят видео-ролик, высказывают своё мнение о полученной информации.

Какие выводы вы сделали для себя? Понравился ли вам урок? Узнали ли вы что-то новое?


Анализируют просмотренный видео-ролик.


Оценивают свою активность на уроке, свой личностный результат.







Приложение 1. Инструктивная карта для выполнения опыта по теме: «Растворение веществ в воде»


NaCl

Песок

Сахар

Белок

Растительное масло

Р-р H2SO4

CuCl2

Изначальные физические вещества








Растворяется ли в воде?








Изменение признаков









Предполагаемые продукты растворения








Инструктивная карта для выполнения опыта по теме: «Растворение веществ в воде»


NaCl

Песок

Сахар

Белок

Растительное масло

Р-р H2SO4

CuCl2

Изначальные физические вещества








Растворяется ли в воде?








Изменение признаков









Предполагаемые продукты растворения













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!