СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по хореографии"Воспитание искусством"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание искусством.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по хореографии"Воспитание искусством"»

Методическая разработка «Воспитание искусством»

2.Пояснительная записка.

Восприятие окружающего мира ребёнком тесно связано с уровнем его воспитания, психического и физического развития. Всесторонне развитый ребенок, легко добивается успеха во всех сферах своей жизнедеятельности.  Одним из самых действенных средств эстетического воспитания является хореография. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Сильное эмоциональное воздействие, которое оказывают танцы и гимнастика способствуют формированию сильного и устойчивого характера. Занятия хореографией являются дополнением и продолжением реальной жизни ребёнка, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которые он не мог бы получить из каких-либо иных источников. Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка.

Однако основной деятельностью педагога должна являться деятельность по воспитанию духовно- нравственных основ формирующейся личности ребёнка. По моему глубокому убеждению, смысл педагогики в хореографии заключается в том, чтобы из того маленького человечка, который приходит к нам чтобы учится хореографии, воспитать личность духовно- нравственной. Когда мы говорим «дух», «духовность» мы сами того не понимая, говорим о великом человеческом стремлении к бесконечному — к правде, добру и красоте. Дух — это подлинная основа всего лучшего, что есть в человеке. Сущность нравственного воспитания ребёнка средствами хореографического искусства состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие способности ребёнка: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и оценивать прекрасное до способности творить.

Вопросы патриотического воспитания также актуальны для нашего времени. Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова президента Российской Федерации В. В. Путина о том, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики. Важная цель патриотического воспитания - как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у воспитанников такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Любовь к Родине - это необыкновенно прекрасное и совершенное по своему благородству и бескорыстию чувство. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине. 

3. Теоретическая часть.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовно-нравственного, гражданско-патриотического и физического развития, а коллективно-творческая деятельность позволяет воспитанникам, независимо от способностей, иметь равные возможности проявить себя на занятиях хореографии. Отбора способных детей у меня нет, практически я работаю со всеми детьми. Хореографическое искусство способствует разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей - данные компетентности заложены в рабочей программе по хореографии, которая сориентирована на работу с младшими школьниками, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

Танцевальное искусство, давая выход энергии младших школьников, наполняет их бодростью, удовлетворяет потребность детей в празднике, в игре. Танец выступает как средство массового общения детей, дает возможность содержательно провести время.

Занятия хореографией имеют целый ряд преимуществ по сравнению с другими видами дви­гательной и творческой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Танец - это синтез музыки и движения. Музыка, воспринимае­мая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего орга­низма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Медициной доказано, что под влиянием музыки в орга­низме человека можно вызвать или ослабить возбуждение. Именно поэ­тому музыка, как средство физиологического воздействия, используется и в гимнастике, и в аэробике, и в игровом стретчинге, и других видах занятий, но подлинно органического слияния музыки и движения можно достигнуть только в танце, так как именно танец является материали­зацией музыкального произведения, воплощением музыкальных образов и ее содержания языком пластики человеческого тела.

2. Танец задействует буквально все группы мышц: от мышц стопы до мимических мышц лица.

3. Танец - это комплекс, синтез всевозможных физических упраж­нений; танец - это и медленная ходьба, и быстрый бег, и стремитель­ный прыжок, танец - это быстрое взрывное движение и статическая поза пантомимы; танец - это энергичное молниеносное вращение всего тела и едва уловимое движение пальца руки; танец - это предельное напря­жение и полное расслабление той или иной группы мышц.

4. Танец естественен и присущ человеку так же, как само дыхание. Танец - это и движение ребенка в колыбели, реагирующего на музыку и песню матери, это и вальс седых ветеранов, и одержимость молодых на танцплощадках дискотек. Танец доступен всем, танец сопровождает че­ловека от его рождения и до глубокой старости,

5. Танец - это всегда восторг и радостные эмоции. Танец - это праздник, который всегда с тобой.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

Для развития  общественного и  патриотического сознания, искоренения таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, в коллективе проводятся  мероприятия: «День Знаний», «День здоровья»,  «День Учителя» «Мамин день»,  «Великий День победы» и многие другие. Организованные педагогами-хореографами встречи с ветеранами, помощь им, - это еще один сильный фактор, влияющий на патриотическое воспитание детей.
        Развитие понимания Родины ребенком всегда  тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести все это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духовному наследию России, воспитать веселого, доброго, порядочного человека, готового любить и защищать свою Родину. 
 

4.Методическая часть.

Главные принципы методики преподавания материала - это взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начала в преподнесении материала, создание гармоничной развивающей среды, построенной на различных видах искусства (музыка, танец, литература).

Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.

Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные.

Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе.

Практические - на обучении навыкам хореографии.

Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому педагог должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.

В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать музыку различных направлений, просматривать специальные видеозаписи и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.

Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода.

Формы работы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования. К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.

Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно обновлять и обогащать используемые формы и методы. На занятиях ведутся беседы, проводятся творческие задания, викторины, направленные на изучение истории создания того или иного народного танца, на знакомство с богатейшим фольклором России, с географическими условиями отдельных регионов, оказавших влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Данные формы организации деятельности  детского объединения дополнительного образования оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у воспитанников.

У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно поступают педагоги, которые на начальном этапе работы применяют элементарные знания детей, делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул детям в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми они обладают. Это делается, как правило, для того, чтобы отличиться на смотре, фестивале, конкурсе, получить поощрение, выделиться. В связи с этим появляется повышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит ущерб их нравственному развитию. В таких случаях дети либо покидают коллектив, либо молчаливо со всем соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всего это бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формировании противоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере в коллективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач в коллективе могут стать весьма серьезным тормозом совершенствования учебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.

Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель».

Воспитательный процесс обогащается присутствием традиций в коллективе - посвящения в хореографы, празднования дней рождения, проведения выходных дней, оформления стенгазет, проведения вечеров 8 марта и 23 февраля, празднование дня Победы, встречи с интересными людьми- земляками, передачи лучших номеров программы следующему поколению. Эти традиции делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить детей. У каждого ребенка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими.

5.Практическая часть.

В процессе создания танцевальных номеров я обязательно учитываю индивидуальные особенности и склонности детей, способности выполнять те или иные сложные танцевальные элементы. Темы для постановочных работ выбираю такие, чтобы они вызывали интерес у воспитанников, воспитывали в них любовь к Родине, научили чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства. Танец стимулирует детей к творчеству, расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, учит нестандартно мыслить, а также выполняет важную компенсирующую функцию – помогает ребенку утвердиться и реализоваться в детском коллективе, формирует коммуникативные компетенции воспитанников, развивает основные интеллектуальные качества: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, все виды памяти. Практические занятия хореографией способствуют умению учащихся разогреть суставно-мышечный аппарат, накоплению танцевальных движений, умению танцевать легко и выразительно, а использование игрового метода преподавания (театральные игры развивающего характера, танцевальные этюды) придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения танцевальных движений, повышает эмоциональный фон уроков. Все дети хотят выступать на сцене, но исполнительское мастерство отрабатывается годами. Лица детей во время выступления от волнения сосредоточены, все мысли направлены на правильное исполнение движений.

Педагоги, работающие в детских танцевальных коллективах, сталкиваются с тем, что при выходе на сцену дети получают хоть и приятный, но определенный стресс. Даже при хорошо отработанной технике движения, дети, в силу своих возрастных особенностей, не способны пропустить всё через душу. На сцене очень важно выражение лица, которое предназначено для зрителя. Лицо - зеркало души.

Что же делать? Как помочь ребенку почувствовать себя увереннее и свободнее на сценической площадке? Для этого нужно установить эмоциональный контакт с воспитанниками, снять эмоциональное напряжение. Я решила обратиться к сценическому искусству, ведь артистам балета приходится не только танцевать, но и «говорить» мимикой лица. Я стремлюсь, чтобы во время исполнения танца улыбка у детей была естественной. Для этого необходимо укреплять мышцы лица, мимическую мускулатуру, то есть - нужна тренировка.

Специальные упражнения на укрепление мимических мышц позволяют снять лицевое напряжение во время выступления детей на сцене. Дети с удовольствием выполняют мимический тренаж, им нравиться подражать и гримасничать. Упражнения для мышц лица не занимают много времени и должны стать регулярными, лучше в конце урока. Мы с детьми выполняем упражнения перед зеркалом под музыку - это повышает их эмоциональный тонус.

Предложенные мной упражнения (приложение №1) помогают разогреть и размять мимическую мускулатуру. Они подробно разъясняются и демонстрируются педагогом перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 16 раз.

После лицевого тренинга я рекомендую прорепетировать хотя бы один раз танцевальный номер, чтобы у юных танцоров сформировался позитивный настрой на выполнение танцевальных движений. Постепенно дети привыкают к эмоциональному состоянию души и мобилизуют себя на танцевальную деятельность. Все это позволяет способствовать решению возникающих у детей проблем, снимать отрицательные факторы (закомплексованность в движении, походке, поведении), убирать тенденцию «исключительности» некоторых детей, воспитывать ответственность, беречь ребенка от нездорового соперничества, «звездной болезни».

Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, внимание к окружающим, доброжелательность, а также гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине – вот те черты, которые являются неотъемлемыми в повседневной жизни, и которые я стараюсь воспитать у своих подопечных в процессе уроков хореографии, так как в любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные взаимоотношения между танцующими.

Заключение.
Подводя итоги об особенностях воспитания детей искусством хореографии, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения детей следует сделать следующие выводы:

- начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремится заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии.

- исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том, как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом классе. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.

Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих воспитанников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному-нравственному и гражданско-патриотическому развитию.

6.Список литературы.

1.    Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.

2.       Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г. - 206с.

3.    Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.

4.       Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.

5.       Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.

6.       Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.

7.       Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

8.    Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.

9.       Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047. - 224с.

10.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г. - 704с.

11.  Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.

12.     Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.

13.     Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.

14.  Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.

15.  Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.

16.     Станиславский КС. Этика. М., 1981.

17.     Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.

18.     Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1975.

19.     Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.

20.     Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2000. - 230 с.

21.     Ухтомский А. Общая психология: Учебник. - М.: Просвещение. 1970. - С. 117.

22.     Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. - М.: Искусство. - 1990. С. 39.

23.     Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005. с ил.

24.     Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2. С. 34-37.

25.     Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!