СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по культуре речи в профессиональном общении "Функциональные стили русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по культуре речи в профессиональном общении "Функциональные стили русского языка"»

Министерство здравоохранения Республики Крым

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по теме: Функциональные стили русского языка.



по дисциплине СГ.08. Культура речи в профессиональном общении



для специальности: 34.02.02 Акушерское дело



Разработал: Феоктистова О.В., преподаватель





Симферополь, 2023

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК социально-гуманитарного цикла


протокол № ____ от «____» ________ 2024 г.




Председатель ЦМК______/О.В. Феоктистова

Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.02 Акушерское дело, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 587 от 21.07.2022 г.



Автор-разработчик:

Феоктистова О.В. – преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель дисциплин «Культура речи в профессиональном общении» ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж».






























Содержание



1. Методический блок …………………………………………………

6

2. Блок контроля знаний……………………………………………...

13

3. Приложения………………………………………………………...

15




































































Пояснительная записка



Данная методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Культура речи в профессиональном общении» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для специальности 31.02.02 Акушерское дело.


Методические цели:

  1. Реализовать коучинговую технологию (раскрытие потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности) с помощью следующих приёмов: стадии «Вызов», постановки SMART-целей, «Шкалы знаний» и «Листа подведения итогов».

  2. Продемонстрировать применение проблемно-поискового метода в процессе проверки знаний студентов.

  3. Реализовать индивидуальный и групповой подход в процессе выполнения заданий обучающего этапа.

  4. Показать использование проблемно-поискового метода с помощью приёма «Вспомогательная картинка».

  5. Применить коммуникативный метод.


Методическая разработка структурирована и содержит:

  • методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, уровень освоения, формируемые знания и умения, список литературы, представлена хронологическая карта занятия, в которой указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом его этапе;

  • информационный блок включает перечень изучаемых вопросов и отрабатываемых практических навыков с фиксированием уровня усвоения; иллюстративный материал, сопровождающий занятие;

  • блок контроля знаний включает: перечень вопросов для активизации познавательной деятельности студентов; контролирующие материалы в форме разных по уровню сложности упражнений с эталонами ответов; критерии оценки заданий;

  • приложения: раздаточный материал для студентов.


На занятии используются следующие методы обучения:

  1. Словесные:

- беседа;

- объяснение;

- диалог;

- вопросы.


  1. Наглядные:

- демонстрационные;

- иллюстрационные.


  1. Практические:

- воспроизводящие;

- тренировочные;

- учебно-трудовые;

- письменные.




































I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК


Технологическая карта практического занятия № 6


Название учебной дисциплины: Культура речи в профессиональном общении


Специальность: 31.02.02 – Акушерское дело


Курс: II


Тема занятия: Функциональные стили русского языка.


Количество часов: 2


Вид занятия: практическое


Тип занятия: занятие по применению, проверке и коррекции знаний и умений



Цели занятия

1. Учебные цели:

Студент должен иметь практический опыт:

  • анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;

  • осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

  • использовать приемы грамотного общения с пациентом;

  • показать важность грамотной речи и умения общаться в профессиональной деятельности будущего медицинского работника.


Студент должен знать:

  • понятие «стиль», «книжные стили»;

  • функциональные стили речи;

  • особенности стилей речи.


Студент должен уметь:

  • правильно и лаконично излагать свои мысли;

  • определять функциональные стили речи в текстах;

  • логично строить и излагать содержание, которое находится во взаимодействии с темой, основной мыслью, достигать поставленной коммуникативной цели.


2. Развивающие цели:

  • развитие интеллектуальных, творческих и аналитических способностей личности;

  • расширение кругозора в области этики и культуры общения;

  • развитие навыков выступления, умения вести дискуссии, работать в группе.


3. Воспитательные цели:

  • формирование нравственной культуры;

  • воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей;

  • развивать необходимость дальнейшего совершенствования и расширения знаний культуры общения;

  • воспитывать любовь к родному языку;

  • развивать самостоятельность и последовательность мышления.


Актуализируемые компетенции:

ПК 3.4. Вести медицинскую документацию, организовывать деятельность медицинского персонала, находящего в распоряжении


ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.


Личностные результаты:

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.


Уровень освоения знаний: 2


Мотивация занятия: Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств. По своей сущности функциональные стили неоднородные, они отличаются друг от друга четко определенной жанровой разновидностью, терминологией и литературной подачей.


Место проведения: кабинет русского языка и литературы


Материально-техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.


Учебно-методическое оснащение: рабочая программа учебной дисциплины, календарно-тематическое планирование, методическая разработка теоретического занятия, презентация, учебник.


Межпредметные связи:

Входящие

Выходящие

ОД.01. Русский язык

34.02.01 – Сестринское дело

31.02.02 – Акушерское дело

31.02.01 – Лечебное дело




СГ.01. История России

СГ.02. Иностранный язык в профессиональной деятельности

СГ.05. Основы бережливого производства

СГ.07. Основы философии

ОП.03. Основы латинского языка с медицинской терминологией




СГ.01. История России

СГ.02. Иностранный язык в профессиональной деятельности

СГ.05. Основы бережливого производства

СГ.07. Основы философии

СГ.09. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ОП.02. Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП.07. Основы психологии

ОП.09. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

СГ.01. История России

СГ.02. Иностранный язык в профессиональной деятельности

СГ.05. Основы бережливого производства

СГ.07. Основы философии

ОП.02. Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП.09. Основы психологии



Внутрипредметные связи:

  1. Синтаксис и пунктуация.

  2. Морфология.

  3. Лексика.

  4. Словообразование.

  5. Орфография.

  6. Орфоэпия.


Список использованной литературы в подготовке к занятию


Основные печатные издания:

  1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 381 с. 


Основные электронные издания:

  1. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебник для СПО/ Введенская Л. А. – СПб: Лань, 2022. – 382 с.

  2. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО/ Гаврилова Н. А. – СПб: Лань, 2022. – 264 с.

  3. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО/ Гайворонская Н.Н. – СПб: Лань, 2020. – 29 с.


Дополнительные источники:

  1. Антонова Е. С. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО [Текст] / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Академия, 2017. – 409 с.

  2. Гаврилова Н. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов медицинских колледжей и училищ [Текст] / Н. Гаврилов. – СПб: Лань, 2017. – 264 с.

  3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. 25000 слов [Текст] / В. И. Даль. – СПб: АСТ, 2014. – 736 с.

  4. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова; под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2016. – 344 с.

  5. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи. практикум [Текст] / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова; под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2016. – 328 с.

  6. Попова Т. В. Морфемно-словообразовательный словарь русского языка (5-11 классы) [Текст] / Т. В. Попова, Е. С. Зайкова. – М.: АСТ –ПРЕСС КНИГА, 2015. – 272 с.

  7. Розенталь Д. Э. Русский язык. Орфография и пунктуация [Текст] / Д. Э. Розенталь. – М.: ЭКСМО, 2015. – 288 с.

Ход занятия

п/п

Основные этапы занятия и их содержание

Время этапа (мин.)

Дидактическая цель этапа

Методы, приемы, формы обучения

Учебно-методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Организационный этап

5






1.1.

Проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.


Создание учебной атмосферы будущего медицинского работника

Словесный, учебно-организационный, беседа, коллективная

Учебный журнал

Проверяет готовность присутствующих студентов к занятию, внешний вид студентов

Слушают

1.2.

Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия


Мотивация необходимости получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности, овладение знаниями и умениями функциональных стилей речи современного русского языка, развитие инициативы и самостоятельности в работе

Коучинговые технологии,

словесный, актуализация темы, мотивация деятельности студентов, стадия «Вызов»

Методическая разработка занятия, презентация, лист «SMART-цели», «лист ожидания», приложение № 1

Оказывает помощь при необходимости

Студенты озвучивают тему, цель и задачи занятия, обосновывают важность грамотного применения стилей в речи будущего медицинского работника




2.

Контроль исходного уровня знаний

6







2.1.

«Разминка» игра «Верите ли вы что…»


Применение умений и навыков знаний особенностей всех стилей речи, оперативное включение обучающихся в деятельность, взаимодействие;

установление коммуникации

Задание, репродуктивный, коммуникативный методы, групповая

Методическая разработка

Приложение № 2

Читает определение, слушает ответы, комментирует их

Устно подтверждают или опровергают утверждения

3.

Обучающий этап

35






3.1.

Функциональные стили русского языка


усвоение новых знаний о речевых коммуникациях, функциональных стилях, формирование навыков общения

Наглядный, репродуктивный, коммуникативный, познавательный методы, метод активизации мыслительной деятельности


Методическая разработка

Приложение № 3

Слово преподавателя, подготовленные сообщения студентов

Тезисно записывают в дневники для практических занятий

3.2.

Понятие «стиль», книжные стили речи

3.3.

Научный стиль речи

3.4.

Официально-деловой стиль речи

3.5.

Публицистический стиль речи

3.6.

Художественный стиль речи

3.7.

Разговорный стиль речи

4.

Самостоятельная работа студентов

4.1

Работа с таблицей «Стили речи»



Формирование новых знаний о стилях речи современного русского языка, необходимых в будущей профессии


Наглядный метод, метод активизации мыслительной деятельности, конспектирование, индивидуальная, решение проблемного вопроса

Методическая разработка, приложение № 4, раздаточный материал

Объясняет выполнение задания


Слушают, заполняют таблицу


Физкультминутка


Обеспечение эмоционального подъёма и дальнейшей эффективной работы обучающихся на занятии

Элементы здоровьесберегающих технологий

один из студентов

Определяет, кто из студентов будет организатором физминутки

Выполняют задание студента – комплекс упражнений

5.

Контроль конечного уровня усвоения знаний.

39






5.1.

Работа с текстом «Виды мышц»


Сформировать умения и закрепить знания по изучаемой теме

метод активизации мыслительной деятельности

Методическая разработка, раздаточный материал

Объясняет выполнение задания

Выполняют в дневниках для практических занятий

5.2.

Орфографический диктант. Объясните семантику терминов, в каком стиле речи уместно употреблять?




Сформировать умения и закрепить знания по орфографии

Диктант, практический, интеллектуальный методы, групповая

Методическая разработка,

приложение № 5, работа у доски

Диктует слова, комментирует написание, если допущена ошибка, поясняет значение

1 студент выполняет у доски, остальные в дневниках для практических занятий


5.3.

Определите диагноз либо назовите медицинский фразеологизм с помощью иллюстрации. Объясните, в каком стиле речи уместно использовать данные лексические единицы?


Мобилизация внимания обучающихся, выработка навыков работы со зрительными образами, развитие мышления и речи.


Создание условий для самоактуализации каждого из обучающихся

Словесный, практический, проблемно-поисковый, групповая, прием «Вспомогательная картинка»

Методическая разработка, приложение № 6, презентация

Объясняет, как необходимо выполнить задания, на что обратить внимание

По иллюстрации определяют мед. фразеологизм или называют диагноз, раскрывают его значение

5.4.

Подберите к данным словам эпитеты (красочные, образные определения), которые смогут максимально раскрыть вашу профессию


Развитие творческого воображения, чувства слова

Продуктивный, творческий методы,

метод словотворчества (баскет-метод), прием «Живая речь»

Методическая разработка, приложение № 7,

презентация

Объясняет, как необходимо выполнить задания, на что обратить внимание

Подбирают художественные образы к заданному слову

5.5.

Определите к какому стилю речи относятся данные тексты


Формирование знаний и умений по теме «Функциональные стили русского языка», формирование навыков

Интеллектуальный, работа с текстами разных стилей речи

Методическая разработка, приложение № 8,

презентация

Читает отрывок представленного текста

Слушают, определяют стиль речи, указывают особенности

5.6.

Сгруппируйте данные слова и сочетания по стилям: а) книжный, б) нейтральный, в) разговорный.


Формирование знаний и умений по теме «Функциональные стили русского языка», формирование навыков

Словесный, практический

Методическая разработка, приложение № 9,

презентация

Читает слова

Записывают в 3 колонки, объясняют свой выбор

6.

Заключительный этап

5







6.1.

Подведение итогов


обучение систематизированию и обобщению полученных знаний и умений

Элементы коучинговых технологии, интерактивные, коммуникативные формы работы. Рефлексия

Методическая разработка, лист «SMART-цели», «лист ожидания», лист «Шкала знаний», лист «Подведение итогов», приложение № 10

Предлагают оценить результаты занятия, используя инструменты коучинга

Студенты оценивают результаты занятия, применяя элементы коучинговых технологий

6.2.

Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии


Формирование умений студентов составлять вопросы, уточнять и конкретизировать определенные моменты по изучению нового материала

Информационно-рецептивный

Коллективная

Учебный журнал

Дает качественную оценку деятельности на занятии каждого обучающегося.

Выставляет оценки

Самооценка объективности результатов

6.3.

Домашнее задание:




словесный метод – работа с книгой

Учебник

Ориентирует на выполнение домашнего задания

Записывают д/з в дневники для практических занятий





ФИО и подпись преподавателя __________________ О.В. Феоктистова

­­­­­­­­­­­­­II. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ



Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов:



  1. Что такое «коммуникация»?

  2. Какие способы речевых коммуникаций Вы знаете?

  3. Сколько стилей в современном русском языке?

  4. Какие особенности имеют епистолярный и конфесийный стили?







Контролирующие материалы в форме работы с текстом:



Определите особенности научного стиля на примере следующего текста.


Виды мышц


Мышцы обеспечивают все многообразие движений, постоянно совершающихся в организме. Во время движения человек сокращает и расслабляет мышцы, которые отличаются друг от друга характером сокращений и расслаблений и своим строением. По характеру сокращений и расслаблений все мышцы делятся на две группы: произвольные и непроизвольные, а по строению – на три группы.

Скелетные мышцы прикреплены к костям и обеспечивают их движение. В человеческом организме насчитывается около четырехсот скелетных мышц. Среди них есть такая большая, как четырехглавая мышца бедра, с помощью которой человек выпрямляет согнутую в колене ногу. К этим мышцам относятся и маленькие, которые поднимают и опускают веко.


Эталон ответа:


Форма речи данного текста – письменная; общие свойства текста – объективность, логичность, ясность изложения, сжатость при насыщенности содержания.

Для данного текста характерна научная терминология: мышцы, сокращения, расслабления, произвольные мышцы, непроизвольные мышцы, скелетные мышцы, четырехглавая мышца бедра, веко… Слова употребляются преимущественно в прямом номинативном значении (человек сокращает и расслабляет мышцы), образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Глаголы употреблены в форме настоящего времени несовершенного вида (сокращает, расслабляет, насчитывается, выпрямляет, поднимают, опускают), используется причастие (изучающих). Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов (Скелетные мышцы прикреплены к костям и обеспечивают их движение), не содержат ряды однородных членов. Преобладают сложные синтаксические конструкции (Среди них есть такая большая, как четырехглавая мышца бедра, с помощью которой человек выпрямляет согнутую в колене ногу). Тип речи, используемый в тексте, – описание. Речь монологична. Основные средства связи тематические (рассказывается о видах мышц) и грамматические (наличие простых и сложных предложений, использование глаголов настоящего времени, несовершенного вида). Предполагаемая реакция адресата на текст – восприятие.





Критерии оценивания задания:


Оценка «5» – 1 – 2 ошибки

Оценка «4» – 23 ошибки

Оценка «3» – допускается максимум 4 ошибок











Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:



  1. Какие знания вы получили на занятии?

  2. Какие функциональные стили часто встречаются в медицине?

  3. Что нужно помнить, употребляя слова медицинской терминологии?















III. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

ЛИСТ «SMART-ЦЕЛИ»

  1. Какого результата Вы хотите достичь, изучив данную тему?

  2. Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?

  3. Насколько реально достижение Вашей цели?

  4. Стоит ли эта задача усилий, которые потребуется приложить?

  5. Когда Вы сможете достичь этой цели?



ЛИСТ ОЖИДАНИЯ


  1. Что я хочу узнать сегодня?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чему я хочу научиться?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















Приложение № 2



Контроль исходного уровня знаний


«Разминка»


ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  1. Термин «стилистика» появился в середине девятнадцатого века.

  2. Русскому языку присущи особые устойчивые тавтологические сочетания, используемые в различных стилях речи (например, плоть от плоти, честь честью, рука об руку, с места на место, час от часу, рад-радешенек).

  3. Большинство языковых единиц принадлежат к нейтральным, общеупотребительным.

  4. Каждому стилю речи принадлежат отличительные признаки (сфера применения, цель (задача речи), стилевые черты, языковые средства, жанры).

  5. В текстах научного стиля невозможна неопределённость или двусмысленность.

  6. Для официально-делового стиля характерен предварительный отбор языковых средств (речевые клише, вводные слова, канцеляризмы).























Приложение № 3

Функциональные стили русского языка.

Глупец с ученым в спор вступает

И даже побеждает иногда.

Бесценную жемчужину, бывает,

Булыжник разбивает без труда.

Саади

(персидский поэт и мыслитель)


Стиль – это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.


Каждый функциональный стиль характеризуется:


а) сферой применения;

б) основными функциями;

в) ведущими стилевыми чертами;

г) языковыми особенностями;

д) специфическими формами (жанрами).


Стили речи делятся на:


Книжные: Разговорный

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный



Слово «коммуникация» – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например, коммуникативный тип высказывания).


Беседа:


- Как Вы считаете, можно ли по общению с человеком определить, насколько он коммуникабелен?

- Влияет ли общительность человека на его профессию? А в медицине, например, акушеру?

- Коммуникабельность и контактность – это слова синонимы?



Доклад студентки: научный стиль речи


Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Жанры, в которых он функционирует, в основном письменные:


  • научные статьи и заметки;

  • методические пособия и монографии;

  • рецензии и аннотации;

  • курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени.


В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений – научными докладами, лекциями.


Черты:

  1. Безличность автора – или сухое «мы» (предполагаем, делаем вывод, считаем и др.), или полное отсутствие указания на автора; монологичность речи.

  2. Обилие научной терминологии; масса речевых клише; минимум экспрессивно-эмоциональной лексики (а то и полное ее отсутствие).

  3. Преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами, и, как следствие, – статичный, медленно читаемый и трудный для восприятия текст.

  4. Логичность и тезисность изложения.

  5. Обилие вводных слов, сложные конструкции предложений с массой приточных. Предельная насыщенность предложений словами, уточняющими различные понятия (явления).

Надо сказать, что научный стиль нельзя назвать замкнутой системой. Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей.


Таким образом, при подобном взаимодействии образуются подстили разбираемого стиля речи:


научно-популярный – очерки, лекции;

научно-публицистический – статьи, очерки, заметки;

научно-информативный – патентные описания, аннотации;

научно-учебный – учебники, методические пособия, лекции, рефераты;

научно-справочный – словари, каталоги;

собственно научный – статьи, монографии, диссертации, доклады.


Доклад студентки: официально-деловой стиль речи


Официально-деловой стиль в жизни встречается гораздо чаще, чем можно подумать. Вы видите его в инструкциях, в любых документах организаций (неважно, государственных или коммерческих), в законодательных актах, в методических разработках и так далее.

Главной функцией этого стиля является информирование – сообщение предельно точно и сжатой информации.


Черты:

  1. Информативная направленность – для того, чтобы оставаться в исключительно административно-правовой сфере деятельности.

  2. Точность и стандартность формулировок – порой в ущерб простоте восприятия.

  3. Жесткая логическая структура и предложений, и самого текста в целом.

  4. Отсутствие эмоциональности и оценочности – в текстах, написанных официально-деловым стилем, присутствуют либо факты, либо обоснованные гипотезы, и полностью исключен субъективный подход к излагаемым вещам.


В заключение следует отметить, что официально-деловой стиль один из самых коварных. Его формулировки настолько отточены, что намертво врезаются в память, и потому канцеляризмы и языковые клише активно проникают и в художественные книги, делая их похожими на плохой перевод с иностранного языка.


Доклад студентки: публицистический стиль речи


Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в том числе – статей, репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.


Черты:

  1. Эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы.

  2. Оценочность и уверенность – для заинтересованности.

  3. Логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности.

  4. Призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность.

  5. легкое и внятное изложение.


Публицистический стиль, пожалуй, является сегодня одним из самых используемых и распространенных. О его особенностях важно знать не только журналистам, рерайтерам или блогерам, но и писателям. Мы постоянно слушаем репортажи или читаем новости, на подсознательном уровне усваивая лексику и речевые обороты из СМИ, чтобы после также подсознательно использовать их при написании книг. Однако далеко не все, что используется в языке СМИ, годится для художественных текстов, для которых предназначен свой стиль.



Доклад студентки: художественный стиль речи


Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений. Как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).


Черты:

  1. Совпадение автора и рассказчика, яркое и свободное выражение авторского «я».

  2. Языковые средства являются способом передачи художественного образа, эмоционального состояния и настроения рассказчика.

  3. Использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально-экспрессивной лексики, фразеологизмов.

  4. Многостильность. Применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем.

  5. Использование речевой многозначности – слова побираются так, чтобы и их помощью не только образы «рисовать», но и вкладывать в них скрытый смысл.

  6. Функция передачи информации часто скрыта. Цель художественного стиля – передать эмоции автора, создать у читателя настроение, эмоциональный настрой.


Таким образом, по разнообразию языковых средств, литературных приемов и методов художественный стиль, пожалуй, самый богатый. И, в отличие от других стилей, имеет минимум ограничений – при должной прорисовке образов и эмоциональном настрое написать художественный текст можно даже научными терминами. Но, конечно, злоупотреблять этим не стоит.



Доклад студентки: разговорный стиль речи


Итак, разговорным стилем текста называют такой стиль, который включает языковые единицы (слова, клише, устойчивые выражения, фразеологизмы), характерные для устной речи. Подобный стиль – это стиль непринужденного общения, обмена информацией в неформальной обстановке. В целом он считается устным, однако его нередко используют и в письменных формах.


Черты:

  1. Распространенная форма – диалог, реже – монолог.

  2. Нестрогий отбор языковых средств и простота (и жаргонные слова, и профессиональные термины, и диалектизмы, и ругательства), образность и эмоциональность.

  3. Разговорное упрощение слов (сейчас – щас, что – чё), предложений (одну чашку кофе – один кофе). Фразы часто усекаются и «подгоняются» под конкретную ситуацию, при которой не нужны уточнения и детали (дверь закрыл, встал и вышел); распространено удвоение слов (да-да, верно-верно).

  4. Нечеткое соблюдение логичности и конкретности речи (если собеседники теряют нить разговора и отходят от начальной темы).

  5. Важна обстановка речевого общения – мимика и жесты собеседников, эмоциональные реакции.

  6. Частое употребление восклицательных и вопросительных предложений.


Однако, в то же время разговорный стиль, подобно книжным, активно использует языковые средства художественного или публицистического стиля. Равно как и книжные стили используют разговорные единицы речи – например, как уже было сказано, в художественных текстах при создании должной атмосферы и достоверности диалог между двумя персонажами может быть написан в стилистике разговорной речи.






Приложение № 4


Самостоятельная работа студентов


Работа с таблицей «Стили речи»


Заполните таблицу основными характеристиками каждого стиля речи



Разговорный стиль

Официально-деловой стиль

Научный стиль

Публицистический стиль

Художественный стиль

Сфера применения

(где?)









Функция

(зачем?)









Ведущая стилевая черта







Языковые средства









Жанры











Эталон ответа:


Приложение № 5

Контроль конечного уровня усвоения знаний.


Орфографический диктант. Объясните семантику терминов, в каком стиле речи уместно употреблять?

Гестация, предлежание плода, патронаж, инъекция, грипп, эвтаназия, перинатолог, диурез, гипертония, гастроскопия, кардиология, билирубин, биопсия, гемолиз, гипотония, динамометрия, кетонурия, лапароскопия, перкуссия, пневмоторакс, эпителий, цианоз, эндоскопия.


Определите диагноз либо назовите медицинский фразеологизм с помощью иллюстрации. Объясните, в каком стиле речи уместно использовать данные лексические единицы?


7 интересных медицинских фразеологизмов


1. «Голова Медузы» – это расширение подкожных вен передней брюшной стенки со змеевидным ветвлением вокруг пупка, наблюдается при портальной гипертензии. Визуально напоминает клубок змей на голове персонажа древнегреческой мифологии Медузы Горгоны.

2. «Осанка обезьяны» – выраженный лордоз (при эндемическом деформирующем остеоартрозе).

3. «Петушиная походка» – невозможность вставать на пятку при ходьбе (при повреждении малоберцового нерва).

4. Звук «треснувшего горшка» (трахеальный тон Вильямса) – 1) тимпанический перкуторный звук (иногда с оттенком звучания «треснувшего горшка») под ключицей, лучше проявляющийся при открывании больным рта. 2) перкуторный звук над легкими, напоминающий звук, возникающий при постукивании по закрытому треснувшему сосуду (горшку); наблюдается при пневмотораксе, осложненном бронхоплевральным свищом, или при большой периферически расположенной полости в легком, дренируемой узким бронхом.

5. «Лицо Гиппократа» – признак тяжелых заболеваний органов брюшной полости (перитонита, перфорации язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д.), а также истощения, хронической бессонницы — или же, то есть при отсутствии подобных симптомов, признак предстоящей смерти (в этом случае обычно сопутствуется агонией): запавшие глаза, впавшие щёки, заострившийся нос, синевато-бледная кожа, покрытая каплями холодного пота.

6. «Ритм галопа» – характерный ритм работы сердца. Определяемый аускультативно трехчленный (редко четырехчленный) сердечный ритм, напоминающий по акустическим признакам топот галопирующей лошади.

7. «Перец и соль» – отложение пигмента в глазном дне (наследственная аномалия – пигментозный ретинит).






































Приложение № 6


Подберите к данным словам эпитеты (красочные, образные определения), которые смогут максимально раскрыть вашу профессию. Прием «Живая речь»


АКУШЕРКА


ОТЗЫВЧИВОСТЬ


ДОБРОТА


СВЕТ


ЖИЗНЬ


ВЕЛИКОДУШИЕ


ПОМОЩЬ


ДИТЯ



Эталон ответа:


АКУШЕРКА

добродушная

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

стопроцентная

ДОБРОТА

чистосердечная

СВЕТ

Рожениц и родильниц

ЖИЗНЬ

дающая

ВЕЛИКОДУШИЕ

дарящая

ПОМОЩЬ

оказывающая

ДИТЯ

долгожданное



















Приложение № 7


Определите к какому стилю речи относятся данные тексты.


Акушерство – самая древняя отрасль медицины. Необходимость оказания помощи при разрешении от бремени возникла на самых ранних этапах антропосоциогенеза. Многочисленные данные палеоантропологии, археологии, этнографии, истории медицины, древнейшие произведения фольклора свидетельствуют, что инстинктивная самопомощь в родах, унаследованная от животных-предков, постепенно сменилась сознательной помощью другому человеку, произошло это не менее 50 тыс. лет назад. За тысячелетия человечество накопило колоссальный объем знаний по акушерству, в которых вплоть до XVII – XVII I вв. н. э. содержалось много мистического, но было и немало рационального. В дальнейшем постепенно возникло то единство методологии и эмпирического знания, которое стало основным принципом современной медицины.


(Айламазян Э. К. Акушерство: Учебник для медицинских вузов. 4-е изд.. доп./Э. К. Айламазян.- СПб.: СпецЛит, 2003.- 528 с.)



Пациентка НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика Кулакова родила четверню


Одновременно четверо малышей появились на свет в первый день весны, 1 марта. Информация об этом событии опубликована на сайте Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика Кулакова.

Отмечается, что семья обратилась в центр на ранних сроках беременности. Ультразвуковое исследование показало четверню, родители и медики боролись за их жизни и здоровье много месяцев. Так как при вынашивании существовал риск преждевременных родов, супруги волновались.

В центре составили план ведения беременности. Роды произошли в сроке 32 недели. Женщина родила трех девочек, вес которых составил 1750, 1480, 1920 граммов, и мальчика весом 1990 граммов. Неонатологи помогли всем младенцам, они будут находится под постоянным наблюдением.

Ситуация, зафиксированная в НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика Кулакова, является очень редкой, поскольку вероятность рождения четверни составляет один случай на 700 тысяч родов. Уточняется, что за последние 15 лет в центре родились четыре четверни.


(статья блог-платформы Яндекс.Дзен)



Воспаленное, измученное лицо Кити с прилипшею к потному лицу прядью волос было обращено к нему и искало его взгляда. Поднятые руки просили его рук. Схватив потными руками его холодные руки, она стала прижимать их к своему лицу.

— Не уходи, не уходи! Я не боюсь, я не боюсь! — быстро говорила она. — Мама, возьмите сережки. Они мне мешают. Ты не боишься? Скоро, скоро, Лизавета Петровна...

Она говорила быстро, быстро и хотела улыбнуться. Но вдруг лицо ее исказилось, она оттолкнула его от себя.

— Нет, это ужасно! Я умру, умру! Поди, поди! — закричала она, и опять послышался тот же ни на что не похожий крик.

Левин схватился за голову и выбежал из комнаты.

— Ничего, ничего, все хорошо! — проговорила ему вслед Долли.


(роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстой)

     

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"

1. Настоящий Порядок регулирует оказание медицинской помощи по профилям "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)" и "акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)".

2. Действие настоящего Порядка распространяется на медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю "акушерство и гинекология", независимо от форм собственности.

I. Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности


3. Медицинская помощь женщинам в период беременности оказывается в рамках первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)" и (или) "акушерскому делу".


(Приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 года N 1130н)

Приложение № 8


Сгруппируйте данные слова и сочетания по стилям: а) книжный, б) нейтральный, в) разговорный.


1) распорядок, режим, порядок, правила, планирование; 2) различный, разный, всевозможный, всякий, всяческий; 3) отдых, передышка, передых, отдохновение, перерывчик; 4) труд, работа, дело, деятельность, занятие, работенка; 5) работать, трудиться, служить на благо…, пахать, гнуть спину.



Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку.


Дома, на работе, в колледже на занятии, в колледже на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.



























Приложение № 9


Работа с разговорным стилем речи. Попробуйте дать точное медицинское определение болезням, которые именовались в народе


Колченогий (имеющий укороченную или больную ногу; хромоногий)

Ячмень (гордеолум – это острое очаговое заболевание, которое, как правило, вызывает золотистый стафилококк)

Белокровие (лейкоз – любое злокачественное поражение костного мозга и других кроветворных органов)

Куриная слепота (гемералопия – это нарушение световосприятия, а именно неспособность глаза адаптироваться к изменению освещенности)

Нарыв (фурункул – это гнойно-некротическое воспаление волосяного фолликула, а также соединительной ткани и жировой клетчатки вокруг него)

Костоед (остеомиелит, паностит – инфекционное заболевание, поражающее все слои кости, а также окружающие ткани)

Заражение крови (сепсис – это патологический процесс, в основе которого лежит реакция организма в виде генерализованного воспаления на инфекцию различной природы)

Почесуха (пруриго – зудящий дерматоз, основными элементами сыпи при котором являются небольшие узелки с маленькими пузырьками в центре)

Потница (милиария – кожное заболевание, характеризующееся мелкими зудящими высыпаниями из-за пота, попавшего под кожу из-за закупорки протоков потовых желёз)

Сахарная болезнь (диабет – хроническая болезнь, развивающаяся в тех случаях, когда поджелудочная железа не вырабатывает достаточно инсулина или когда организм не может эффективно использовать вырабатываемый им инсулин)



Заключительное слово преподавателя:

«А теперь перечитайте внимательно свои SMART-цели. На листе «Шкала знаний» отметьте, насколько вы приблизились к своим целям, и насколько повысился ваш уровень знаний по теме на данном этапе. Если вы продвинулись вперед, поаплодируйте себе. Есть ли желающие озвучить свой уровень? Возьмите в руки свой «Лист ожиданий» и ответьте на вопрос: совпали ваши ожидания с результатами, достигнутыми на уроке?


Возьмите лист «Подведение итогов» и продолжите предложения:


Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…








































Приложение № 10


ЛИСТ «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ»


  1. Сегодня я узнал…



  1. Было интересно…



  1. Было трудно…



  1. Я выполнял задания…



  1. Я понял, что…



  1. Теперь я могу…



  1. Я почувствовал, что…



  1. Я приобрел…



  1. Я научился…



  1. У меня получилось …



  1. Я смог…



  1. Я попробую…





ЛИСТ «ШКАЛА ЗНАНИЙ»

или:



















Домашнее задание

  1. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: «Феникс», 2022, с. 83 – 102.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!