СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по литературному чтению на тему " Сказка о рыбаке и рыбке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Сказка о рыбаке и рыбке"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по литературному чтению на тему " Сказка о рыбаке и рыбке"»

Ход урока

  1. Организационный момент 1 мин.

Проверка рабочих мест (на столе лежат: дневник, учебник, тетрадь и пенал) и настрой на дальнейшую работу. Запись числа.

ΙI. Актуализация знаний.

-Ребята, мы сегодня продолжаем путешествовать по сказкам

- Что вы можете рассказать о представленных сказках (Учитель организует выставку русских народных сказок и русских авторских сказок)

– Как вы думаете, со сказками каких писателей можно встретиться в сборниках сказок?

– Вы готовы к чтению новых сказок?

Учитель включает звуки моря.

- В каких сказках нам встречается море?

- Как вы думаете с какой сказкой мы познакомимся сегодня?

- Кто её автор?

III. Развитие умений.

Чтение сказки А.С. Пушкина.

1. Работа с текстом до чтения.

Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали?

Подготовленный учащийся рассказывает об А.С. Пушкине.

– Прочитайте название сказки.

– Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка.)

– О чём ещё можно узнать из заголовка? (О героях сказки.)

– Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события?

– Что ещё можно предположить до чтения?

– Кто уже знаком с содержанием сказки?

– Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка.

– Прочитайте про себя начало сказки (с. 32). Похоже на сказку?

Тогда начнём читать.

2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики.

1-я часть (1-я и 2-я строфы читает учитель).

По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения:

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – большая рыболовная сеть (читаем в тетради).

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

По ходу чтения делаем остановки для комментариев и обращаем внимание детей на то, как бедны были старик и старуха, на то, что старик трижды закидывал невод (сказочная примета!), на отношение старика к рыбке и пр.

Образец комментированного чтения с элементами диалога с автором:


Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке (То есть в очень старом доме, вырытом в земле.)

Ровно тридцать лет и три года. (Жили очень бедно.)

Старик ловил неводом рыбу, (Большой сетью.)

Старуха пряла свою пряжу. (Это обычные занятия крестьян.)

Раз он в море закинул невод, –

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, –

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, –

Пришёл невод с одною рыбкой, (Трижды старик пытает удачу.)

С непростою рыбкой – золотою.

Как взмолится золотая рыбка! (Догадались, о чём попросит рыбка?)

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп: (То есть дорого заплачу.)

Откуплюсь чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался: (Чему удивился? Чего испугался?)

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила. (Вот что его напугало!)

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово: (Ласковое слово – не мог такой старик

обидеть рыбку, требовать

дорогой откуп за её свободу.)

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

Старика старуха забранила: (За что же, как вы думаете?

Предположения детей не комментируются.)

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки! (Злится старуха на старика.)

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».


Вопросы после чтения 1-й части:

– Как жили старик со старухой?

– Какое чудо произошло?

– Каким мы видим старика в начале сказки?

– Как отнеслась старуха к рассказу старика?

– Каким вам представляется старик? А старуха?

– Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?


Сейчас многие дети даже не знают, что такое корыто, поэтому желательно показать ребятам его изображение. Давным-давно, в те времена, когда жили старик со старухой, корыто было главным предметом обихода в доме: в нём месили тесто, рубили капусту, мыли детей, стирали и пр.

Чтение 2-я части (3–4-я строфы).

Читают ученики.

Попутно ведётся объяснение слов.

Корысть – выгода, польза;

кликать – звать;

пуще – больше и т.д.

Вопросы после чтения 2-й части:

– Как старик объясняет рыбке своё возвращение?

– Заметьте: каждый раз рыбка спрашивает старика: чего тебе надобно? Каждый раз старик отвечает: надобно ей. О чём это говорит?

– Как отнеслась рыбка к просьбе старика?

– Чего теперь захотелось старухе?

Чтение. 3-я часть (5–6-я строфы). Читает учитель. По ходу чтения поясняются слова, читаются сноски, обращается внимание на предложение в скобках.

– Какое предложение взято в скобки? Зачем оно выделено?

– Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется?

Чтение. 4-я часть (7–8-я строфы). Читает учитель.

По ходу чтения обращаем внимание на предложение в скобках: Неспокойно синее море.

Вопросы после чтения:

– Какой вы себе представляете старуху в этой сцене?

– Становится ли она добрее от подарков золотой рыбки?

Чтение. 5-я часть (9–10-я строфы до слов «Старичок к старухе воротился».)

Читают ученики – про себя, затем вслух.

Вопросы после чтения:

– Как изменилось поведение старухи?

– Что меняется на море?

– Кем захотела теперь быть старуха?

– Почему это желание старухи испугало старика?

Чтение. 6-я часть (11–12-я строфы со слов «Старичок к старухе воротился».).

– Как изменилась старуха?

– А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»? Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)

Чтение. 7-я часть (13–14-я строфы). Читают ученики, комментарий учителя по ходу чтения. Обращаем внимание на то, как меняется настроение, всё темнее становятся краски...

Вопросы после чтения:

– Чем теперь недовольна старуха?

– А что же старик, попытался он остановить старуху?

– Чем закончилась сказка?

3. Выявление первичного восприятия:

– Какие чувства остались у вас после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?


4. Выявление первичного восприятия. Беседа по тексту.

– Такого ли конца вы ждали? Можно ли конец сказки назвать хорошим?

5. Работа по вопросам в учебнике с. 101

– Ответ на первый вопрос учебника (с. 101).


IV. Рефлексия.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

– Чему учит нас сказка?

– Выполнение задания 5 на с. 25 в рабочей тетради – выбор наиболее точной формулировки. (В парах). Проверка.


У вас на столе лежат смайлики. Пожалуйста оцените свою работу на уроке с помощью них.

V. Домашнее задание.

С. 90–101, перечитать сказку




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!